Театр в школе и школа в театре
Для детей нужно играть так же,
как для взрослых, только еще лучше.
Константин Станиславский
Когда я слышу слово «театр», воображение рисует сцену, декорации, актёров, режиссёра. Если задуматься, увиденное отчётливо напоминает школу. Классный кабинет – сцена, доска (интерактивная в том числе, куда же без неё) – декорации, учитель — режиссёр, дети – актёры… Нет, наверное ВОТ как: классный кабинет – сцена, доска и экран – декорации, учитель и дети – актёры… А может: учитель — актёр, а дети – режиссёры?
Федеральный государственный образовательный стандарт в основе организации учебного процесса предполагает системно-деятельностный подход. Ученик не впитывает знания, а активно добывает их, самостоятельно управляя своей учебной деятельностью. Значит, ученик – режиссёр, а учитель играет роль тьютора. Но ведь урок не всегда складывается по задуманному сценарию.
В современной театральной культуре появилась новая форма – хэппенинг. Это спектакль, где участвует сам художник, но он не может полностью контролировать сюжет, так как в нём также действуют и зрители. Иногда урок – это своего рода хэппенинг, где режиссёром выступает учитель, а ученики играют задуманные им роли. Итак, и учитель, и ученики являются и режиссёрами, и актёрами, всё зависит от сложившейся ситуации на спектакле, то есть на уроке. Ведь и спектакль, и урок подразумевают в себе импровизацию.
С задачами и миссией режиссера всё более-менее понятно: он руководит процессом, подбирает материал, определяет форму и методы работы, отвечает за её результат. Актёр же – человек с более сложной природой. Как известно, по СМЫСЛУ сюжета актёры делятся на актёров первого и второго плана. Так и в жизни: одни строят грандиозные планы, совершенствуются, идут к намеченной цели, другие могут быть не менее (а порою и более) яркими и способными, но довольствуются малым, не стремятся покорять новые вершины, брать на себя ответственность. Задача современного педагога — воспитать достойного гражданина, личность, способную играть свои социальные роли на «отлично». Как говорила одна из величайших драматических актрис Мария Николаевна Ермолова: «Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека».
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-этюду «Матрёшка – русский сувенир»
... оценки текстов. Урок развития речи. Подготовка к сочинению-этюду на тему «Матрёшка – русский сувенир» Оборудование: выставка матрёшек; русский национальный костюм. Проверка д/з. Пересказ. Вступительное слово учителя. Сегодня мы ... (она – изображение русской женщины, а одно из распространённых на Руси имён — Матрёна) (Учитель вместе с детьми рассматривают большую матрёшку, а в ней – 8 маленьких) ...
В моей жизни несколько социальных ролей: я – дочь, я – жена, я – мама. В своей профессии я – успешный режиссер и актриса с очень счастливой судьбой, часто мне достаются самые почетные и значимые роли, иногда мне отводится роль второго плана, и я бываю актёром эпизода.
А ведь неизвестно, что было бы, сложись всё иначе.
Будучи выпускницей 11 класса, я думала, что найду своё призвание в актёрской профессии. На отчетном концерте после последнего звонка я сыграла все главные роли. Над моим Тоньё — Лунатиком в пародии на бразильский сериал «умирал» от смеха весь зал. Очень хотела поступить в театральное училище, но в какой-то момент передумала и вместе с одноклассницей поехала в город Спасск, успешно прошла собеседование и стала студенткой педагогического колледжа. И там я старалась принимать участие во всех мероприятиях. Именно тогда я поняла, что профессия учителя тесно связана с театральной деятельностью. Значит, я попала в яблочко: выбрала тот род деятельности, который приносит мне массу удовольствия. Я наслаждаюсь общением с детьми и при этом всегда на сцене.
Убеждена, что от выбора профессии зависит успех, счастье, реализация (или неуспех, несчастье, нереализованность) человека. К сожалению, часто бывает трудно выбрать то, что станет смыслом, целью в жизни. Главными факторами для большинства современных подростков при выборе профессии являются мнение родителей, друзей, «раскрученность» профессии в СМИ, и только на последних строчках рейтингов находятся способности, склонности и интересы самого будущего абитуриента. Процитирую знаменитого британского театрального драматурга Джорджа Бернарда Шоу: «Качество пьесы — это качество ее идей». Если за «пьесу» принять профессионала, то от его стремлений и творческой деятельности зависит успех проекта, успех предприятия, успех социума. Ведь чем больше реализованных людей, тем благополучнее общество. Не случайно в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года прописано: «Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить решение следующих задач:…формирование эффективной системы…, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся…»
На уроках географии я стремлюсь интегрировать профориентационную деятельность с основным учебным материалом. В современном мире требуются профессии, связанные с моим предметом. Это агроном, ведь в нашем районе много сельскохозяйственных организаций, где требуются профессионалы. У нас активно развивается туристический бизнес, где тоже нужны специалисты. Геологи, картографы, метеорологи, я думаю, ещё долго будут исследовать и измерять землю и окружающую её атмосферу. На таких занятиях ребята «вживаются» в роль тех или иных специалистов, анализируют, удобно ли им в ней, чувствуют ли они себя в ней значимыми, каких знаний и компетенций им не хватает для достижения успеха в этом виде деятельности. Ведь где, как не в школе, можно попытаться окунуться в новый для тебя мир профессий.
Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы ...
... ]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-eto-otrajenie-jizni/ Литература – это средство познания мира, она ... задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума. Какова роль, значение литературы в жизни человека? [Электронный ресурс ...
Моя задача – направить ученика, но не помешать ему. Как задача режиссера – помочь раскрыться актёру, или задача другого актёра – стать таким партнёром, с которым спектакль будет настолько успешен, что зритель захочет вернуться сюда ещё и ещё.
Я думаю, бесспорным является тот факт, что школа, театр и профессия – это три взаимодополняющие составляющие жизни любого человека.