Виды заданий при обучении сочинению — интерпретации стихотворения (комментарий к теме, анализ и рецензирование сочинений и др.)

Эссе

Гармонии стиха божественные тайны

Не думай разгадать по книгам мудрецов!

А.Майков

К огда мы говорим о сочинении, связанном со стихотворением, то часто имеем в виду разное. Для одних это интеллектуальное упражнение, анализ (осуществление ряда более или менее прогнозируемых наблюдений над различными аспектами текста с последующим выводом).

Для других — это прежде всего словесное выражение впечатлений, переживаний, возможно, и рассуждений по поводу текста. Для третьих — синтез анализа и субъективной оценки. Причём речь идёт даже не о школьниках — об их учителях, которые учат по-разному и оценивают тоже по-разному.

Может быть, кто-то не согласится, но всё же, вероятнее всего, следует признать право ученика и писать в жанре, тяготеющем к эссе, о своих мыслях и впечатлениях, и давать критический разбор в жанре статьи, и проводить литературоведческое мини-исследование. Любой оправданный замыслом синтез жанров также допустим.

Восприятие

Оценка — это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и суждения о художественной ценности исследуемого текста, о значении произведения в творчестве, литературе в целом. Оценка — это и точки зрения (оценки) других людей. Очевидно, что грань между восприятием и оценкой нечёткая, а связь не очень определённая.

истолкование

“…Может ли весь этот анализ поэтического текста сказать нам, хорошие перед нами стихи или плохие, или которые лучше и которые хуже? Нет, не может: исследование и оценка стихов — разные вещи”.

: “Есть два термина, которые не нужно путать: «анализ» и «интерпретация». «Анализ» этимологически значит «разбор», «интерпретация» — «толкование». Анализом мы занимаемся тогда, когда общий смысл текста нам ясен (то есть поддаётся пересказу <…>

— , и мы на основе этого понимания целого хотим лучше понять отдельные его элементы. Интерпретацией мы занимаемся тогда, когда стихотворение — «трудное», «тёмное», общее понимание текста «на уровне здравого смысла» не получается, то есть приходится предполагать, что слова в нём имеют не только буквальное, словарное значение, но и какое-то ещё”.

Образец 1

Расположите стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина», «Листок», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») в порядке, соответствующем убыванию в них сюжета. Последнее (или любое другое) стихотворение кратко перескажите.

15 стр., 7454 слов

Роберт Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта». Исполнительский ...

... недавно пережитое им самим. Эмоциональная насыщенность стихов была необычайно близка самому Шуману. Вокальный цикл «Любовь поэта» Вокальный цикл «Любовь поэта» может быть заслуженно назван одной из вершин ... рядом горькая ирония, шутка вместе со смертной тоской, восторженность и яд скептического анализа - эти чисто гейневские психологические контрасты в ином, более мягком варианте были ...

Очевидно, что наиболее трудным для пересказывания из названных окажется стихотворение «Родина». Примерный вид такого пересказа: “В стихотворении говорится о любви к отчизне, любви странной, неподвластной рассудку. Вначале перечисляется то, что не радует поэта, не составляет предмета его любви, затем речь идёт о том, что эту любовь вызывает: русская природа, деревня, народ”. Составляя эту модель пересказа, мы ориентировались на монолог студента из цитированной выше статьи Михаила Гаспарова. Для нас было важно предложить такой текст, в котором отражено только основное содержание произведение и его общая композиция. Такой элементарный пример может служить моделью, точкой отсчёта, образцом для создания подобных каждым учеником о каждом стихотворении. Является ли такой пересказ анализом? На наш взгляд, безусловно да, так как текст подвергся в сознании ученика расчленению на отдельные элементы. Итак, установка: нужно в сжатой форме изложить, что ты понял из прочитанного текста, — должна соблюдаться обязательно.

Задание 1.

Н а следующих этапах обучения сочинению о стихотворении можно предлагать обучающие задания, которые помогают делать эту работу доступной, понятной и интересной для ученика.

Словесное рисование

Предложим сделать следующее:

  • из предложенного списка стихотворений (5–10 названий) выбрать те, о которых можно написать в жанре “толстый щенок и дедушка с лёгкими волосами”;

  • написать сочинение-миниатюру (4–5 предложений) по одному из выбранных стихотворений.

Смысл задания в том, чтобы наши ученики почувствовали, а потом и осмыслили: не все тексты допускают применение словесного рисования с использованием авторских деталей.

Задание 2.

“Когда я читаю это стихотворение, я представляю тёплый весенний вечер, старый, заброшенный сад, в глубине — скамейка. На скамейке двое, это их первая встреча наедине. Они так взволнованы, что в их бессвязном шёпоте не разобрать слов, но они понимают друг друга, и соловей поёт им о любви. Девушка внимательно слушает своего возлюбленного, и на её милом, очаровательном лице в лунном сиянии отражается так много чувств. Время летит незаметно, уже близок рассвет, а влюблённые всё никак не могут расстаться”.

модели-основе.

Эта модель даёт установку на проведение ряда наблюдений, помогающих соотнести некоторые элементы содержания и формы. Основные параметры анализа в этом случае оказываются заданными. Это помогает освоению приёмов разбора.

Пример такого задания.

Выполните разбор стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан», заполняя пропуски в опорном тексте., Осваиваем содержание стихотворения

(к кому?)

С фонтаном Тютчев сравнивает ……………………., говоря …………………………………………………………

Закон, по которому ……………………………………., поэт называет ……………………………………………….

6 стр., 2815 слов

Задание 1 Нравственные типы личности

... «мягкое» управление. Уступчив, но не слишком податлив. Соблюдает договоренности. Соблюдать договоренности. Задание 3. 1. Определение ЛЮБОВЬ в самом общем смысле — отношение к кому-либо или чему-либо, как ... героический аристократ и религиозный герой - хорошо совместимы и дополняем друг друга. Задание 2 Тип личности Отношение к работе Как взаимодействовать? Подчиненный Управляющий Партнер ...

Человеческая мысль, по Тютчеву, …………………., но в то же время она ………………………………………

нужное подчеркните

Рассматриваем композицию стихотворения и рифму

В стихотворении … строфы, каждая из которых состоит из … стихов. В первой изображён фонтан, во второй — ………………….

Такую композицию можно назвать “зеркальной”, потому что ………………………………………………….

нужное подчеркните

Внутри каждой строфы ощущается линия “подъёма” и “нисхождения”. В первой строфе на границе … и … стихов, во второй — … и …

Изучаем образный, лексико-грамматический строй поэтической речи

(приведите названия тропов)

Многоцветность радужного блеска воды изображается при помощи …………………………………………..

Чтобы усилить впечатление от картины, автор прибегает к повторению ……………………………………….

нужное подчеркните

нужное подчеркните

Важные по смыслу слова …………………. вынесены в конец строфы. Они отличаются особой выразительностью, так как их стилистическая окраска …………..

Во второй строфе стихотворения, где Тютчев уподобляет …………………. фонтану, особой выразительностью обладают эпитеты …………………. Это дополнительно усилено тем, что они рифмуются.

нужное подчеркните

Последнее слово в стихотворении …………………. Оно уже звучало в сопровождении эпитета …………………. Теперь оно звучит по-другому, потому что ………………….

Рассматриваем поэтический синтаксис

Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой (тип) …………………. предложение с главным, состоящим из одного слова — “смотри”, которое содержит обращение и призыв. Повтор союза “как” привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы “клубится”, “пламенеет”, “дробится”, что помогает сделать картину зримой. Важную стилистическую роль играет инверсия (примеры) , подчёркивающая значимость слов, положение которых в предложении необычно. Вторая строфа начинается с риторического (вопроса, обращения, восклицания — нужное подчеркните ), роль которого — усилить ………………….

Анафора ( цитата ) выполняет ту же роль. Далее следует риторический (вопрос, восклицание — подчеркнуть) (цитата) , содержащий повтор ………………….

3 стр., 1233 слов

«Мое любимое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова»

... корабль». Приступая к сочинению на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов: мое любимое стихотворение поэта» следует определиться с планом. Необходимо вступление, в ... общество в том, что оно погубило Пушкина. Эти стихи наполнены глубокими чувствами, поэтому ... сочинением , В случае сомнений следует рассмотреть основные темы стихотворений Лермонтова: для детей — «Два великана», «Солнце осени»; о любви ...

Антитеза ……………………………….. завершает поэтическую мысль.

Наблюдаем за метрической, интонационной и фонетической стороной стихотворения

Стихотворный метр, которым пользуется Тютчев, — это ……..стопный ………………….

(название)

нужное подчеркните

Эффект ярких красок в картине, изображающей фонтан, подкрепляется соответствующей звуковой инструментовкой стихотворения. Сочетания глухих, сонорных и звонких согласных звучат разнообразно и ярко: см-тр-бл-кл-пл-др-вл ( в словах : …………….).

В начале второй строфы явственно обозначается аллитерация на “м” ( в словах : ………………….).

Она как бы возвращает нас к звуковому ряду первого стиха, где наблюдалось такое же звуковое явление в словах ………………….

Звуковая перекличка усиливает важную смысловую связь между словами ………………….

Особенно выразительна аллитерация в последних четырёх стихах. Звук “р”, грозный, раскатистый, слышится здесь с сочетании с согласными …………………. в словах: ………………….

нужное подчеркните

Дидактический эффект такого приёма при обучении сочинению с разбором стихотворения достаточно высок, если два-три раза в течение учебного года обращаться к нему. Это помогает, с одной стороны, уйти от полного единообразия, как при записи лекции учителя, ибо наполнение “основы” всё-таки индивидуально, с другой — иметь под рукой всё необходимое, чтобы последовательно и аргументированно строить высказывание о стихотворении.

формулирования

Примеры таких тем на материале лирических произведений Пушкина и Лермонтова.

  • Роль эпитетов в создании образа поэта в стихотворении А.С.Пушкина «Поэт».

  • Особенности конфликта в стихотворении А.С. Пушкина «Поэт и толпа».

  • Образ “зелёной семьи” в стихотворении А.С. Пушкина «Вновь я посетил…».

  • Мотив памяти в стихотворении А.С. Пушкина «Вновь я посетил…».

  • Приём антитезы в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

  • Как звучит тема жизни и смерти в стихотворении А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»?

  • Как соотносятся начало и финал стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума»?

  • Как образ природы помогает раскрыть тему странной любви к Родине? (По стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина».)

  • В чём заключается драма лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён…»?

  • “Пейзаж души” в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».

  • Образы “листка и чинары” в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок».

    5 стр., 2009 слов

    Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова М.Ю

    ... точнее понять авторскую мысль и почувствовать настроение стихотворения. 9 класс Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова №2 Восприятие, толкование, оценка М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность со­ ... чаша; И уж ничто души не веселит. Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог» Вопросы общественной морали очень волновали юного Лермонтова. Начав бывать на званых приемах, 15-летний поэт, ...

Преимущества

  • они сразу отменяют установку на списывание: даже самая простая тема («Особенности конфликта в стихотворении А.С. Пушкина “Поэт и толпа”» или «Приём антитезы в стихотворении А.С. Пушкина “Деревня”») требует некоторой переработки найденных материалов для того, чтобы “приспособить” их к теме;
  • они задают конкретные ориентиры поиска (конфликт, образ, мотив, приём и т.д.) и подразумевают некий алгоритм рассуждения: объяснение термина, поиск адекватных текстовых реалий, их комментирование, вывод.

недостатки

  • маловато простора для тех учащихся, кто не приучен к самостоятельной работе или предпочитает писать в жанре «Моё впечатление»;
  • определённая заданность итога: учитель, как правило, прогнозирует рамки ученического исследования и ему удобно и просто оценивать результат.

При таком подходе к формулированию темы комментарий к ней варьируется по степени подробности в зависимости от того, какова сложность темы и какое место в иерархии предлагаемых учителем заданий она занимает. Разумно, если учитель предлагает для сочинения темы в количестве не менее трёх: одну — прокомментированную подробно, другую — кратко, в общих чертах, третью — для самостоятельной работы. Ученикам можно предоставить выбор, а можно и лишить его (в соответствии с осуществляемой в данный момент педагогической задачей).

Приведём примеры комментария.

Тема сочинения предполагает исследование конфликта на всём его протяжении, от завязки к развязке, и обнаружение его особенностей. Начните с комментария к названию стихотворения: что за конфликт в нём отражён? Далее соотнесите название и эпиграф: на какое направление развития конфликта указывает эпиграф? Рассмотрите композицию стихотворения: какую роль она играет в отображении конфликта? Для этого разделите текст стихотворения на смысловые части, соответствующие различным этапам развития конфликта, и прокомментируйте ваши действия. Отразите в вашем комментарии то, какими изображены взаимоотношения поэта и толпы в экспозиционной части стихотворения, какими эпитетами охарактеризованы обе стороны; как оценивает толпа искусство поэта, какие претензии высказывает, чего требует от него; в чём толпа видит назначение поэзии и долг поэта; чем отвечает поэт на упрёки толпы и почему отказывается отвечать её требованиям; в какой момент наступают кульминация и развязка конфликта и в чём это выражается.

Подытожьте сказанное, сформулировав особенности конфликта, связанные с его участниками и предметом спора. Напишите, чем заканчивается спор, кто, по вашему мнению, одерживает в нём победу по замыслу автора. Закончите, если хотите, тем, какая из конфликтующих сторон вызывает вашу симпатию и почему.

Краткий комментарий к теме «Как соотносятся начало и финал стихотворения М.Ю. Лермонтова “Дума”»

Определитесь с объёмом материала для анализа: выясните, что вы будете называть началом и финалом. Подумайте, как в принципе могут соотноситься начало и конец высказывания: как тезис и вывод, образуя смысловое кольцо, как-то ещё. Проследите, что именно наблюдается в стихотворении Лермонтова. Обратите внимание на “колыбель” и “гроб” и их символику, звучание мотива “отцы и дети”.

3 стр., 1226 слов

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

... дети! И пирожки порой пекли, чужих всех угощали, А вот родные в гости к ним почти не приезжали. Я часто начинаю анализ текста с какого-нибудь эпиграфа, стихотворения, ролика, ... именно комментарию. Я не изобретала велосипед, я использовала опыт работы, методики других учителей и тех, кто имеет хоть какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и ...

Задание 3.

Напишите к одной теме подробный комментарий, к одной — краткий.

Разбор, рецензирование сочинения — альфа и омега обучения этому жанру письменной работы. Каждый опытный учитель знает: без чтения вслух и разбора лучших и худших работ, кропотливого комментирования на полях, написания рецензий как учителем, так и самими учениками обойтись невозможно. В качестве рабочей процедуры удобнее всего рецензирование фрагмента: предлагается часть одного сочинения (или лучше двух) и задание оценить, кто из авторов лучше справился с поставленной задачей. Особую важность следует придавать такому виду работы, как рецензирование и редактирование, улучшение чужого текста (со своим собственным ребятам поначалу работать труднее).

Технология несложная. Текст для рецензирования и редактирования подбирается учителем или учениками. Можно даже устроить конкурс: чем текст окажется “хуже”, тем лучше. Поскольку при поиске будут обязательно использоваться сборники сочинений и Интернет, то попутно решается проблема оценки содержащихся в этих источниках текстов и, соответственно, формируется определённое отношение к ним. Выбранный текст или несколько текстов предлагаются учащимся в сопровождении устного или письменного комментария, более или менее регламентирующего дальнейшие действия создающего рецензию. Разумеется, образец или даже несколько образцов рецензий также должны быть предъявлены учащимся. При написании рецензии учитель может опираться на критерии, предложенные в материалах ЕГЭ по литературе. Эта тема также подробно освещалась в одной из публикаций газеты «Литература».

(на экзаменационное сочинение по стихотворению В.А. Жуковского «Минувших дней очарованье…»)

Автор этого сочинения действительно пытается дать самостоятельное истолкование стихотворения Жуковского. При этом он опирается только непосредственно на текст и имеющееся у него представление о романтизме как литературном направлении и художественном методе. К сожалению, этого недостаточно, потому что приводит к узкому истолкованию темы стихотворения и затронутой автором проблемы.

Сочинение лаконично, логично и аргументировано. Выдвигается тезис о том, что речь, вероятно, идёт о сильном, глубоком чувстве, пережитом лирическим героем в прошлом и вновь воскресшем под влиянием “привета былого”, “знакомого взора”.

В рассуждении есть ряд точных, ясно сформулированных и последовательно изложенных суждений: “состояние души лирического героя неоднозначно”, “наряду со светлым чувством в душе его присутствует сомнение”, “воспоминания вторгаются в душу лирического героя против его воли”, “неуверенность в самом себе”, “остро ощущает контраст между обыденной жизнью и существованием, когда в его душе рождаются чувства, пусть даже и мучительные”, «милые» воспоминания сменяются чувством безысходности”, “нет надежды на возвращение прежней «красоты»”, “не может достигнуть того края, в который «стремится»”, “не может обрести покой, гармонию”. Это то, что касается объективной стороны комментария.

Вместе с тем, ограничиваясь в истолковании стихотворения философского содержания рамками любовной темы, не зная истории его создания, автор допускает ряд не совсем убедительных высказываний, впрочем, вполне разумных в заданной им логике: “любовь описывается как «минувших дней очарованье»”, “он не знает, сможет ли это чувство быть прежним”, “не уверен, что возродившееся чувство станет взаимным”, “всё, что было «незримым», с приходом любви становится «зримым»”, “чувства не найдут отклика в «знакомой» душе”, “надежды, что увядшая красота чувств вновь расцветёт, оказываются тщетными”, “красота не может быть вечной”, “блеск «знакомого взора» напрасно потревожил душу лирического героя”.

26 стр., 12840 слов

Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)

... рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение ... стоило». Эта фраза, завершающая стихотворение, свидетельствует о надежде поэта на светлое будущее, об удивительной силе души и светлом оптимизме послереволюционного ...

Финальный вывод звучит в целом убедительно: “Невозможность обрести душевную гармонию, сгладить разницу между земной жизнью и «очарованием любви» становится трагедией”. К чести автора сочинения, надо заметить, что задача, которую он перед собой ставил, была им решена.

Задание 4.

Примечания

Гаспаров М.Л., Ерохина Е.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/kak-ya-ponimayu-interpretatsiyu-mini/

Беляева Н.В., Гаспаров М. Л., Гинзбург Л.Я., Жирмунский В.М.

Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. М., 1998.

Тодоров Л.В., Шанский Ю.М., Эткинд Е.Г.