По стихотворению Лермонтова «Бородино»

Сочинение

Становится очевидным, что стихотворение Лермонтова «Бородино» имеет глубокое патриотическое содержание и является одним из самых значимых произведений русской поэзии. Оно было написано в 1837 году и посвящено 25-й годовщине Бородинской битвы, одной из самых крупных и кровопролитных сражений Отечественной войны 1812 года.

В стихотворении Лермонтов изображена война через глаза рядового солдата, который принимал участие в этом сражении. Стихи написаны от его лица, что придает им особую эмоциональность и достоверность. Солдат вспоминает о настроении воинов перед боем, о том, что они готовы идти вперед, защищая свою родину. Он также гордится мужеством и отвагой бойцов, которые сражались с французами, превосходившими их по численности.

Солдаты 1812 года выполнили свой долг и стояли до конца, защищая русскую столицу. Они показали силу духа и преданность своей земле. Если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, Москва могла бы быть потеряна, и солдаты спасли ее ценой своей жизни.

Стихотворение Лермонтова «Бородино» является важным источником для изучения истории Отечественной войны 1812 года. Оно передает атмосферу того времени, чувства и настроение солдат, их готовность отдать жизнь за свою родину. Стихи Лермонтова оставляют глубокое впечатление на читателей и вносят вклад в формирование патриотических чувств и национальной гордости.

В произведении Лермонтова «Бородино» описывается одна из важнейших битв Отечественной войны 1812 года. Повествование ведется от лица старого солдата, который прошел через сражение при Бородино. Он окунается в воспоминания, словно переживая те события вновь.

Лермонтов одним из первых описал подвиг простого народа и заслуги солдат в этой битве. В отличие от других поэтов, которые выдвигали на передний план вклад полководцев и императоров в общую победу, герои Лермонтова решительные и отважные, они рвутся в бой больше, чем их командиры. Они полны самоотверженной любви к родной земле и готовы защищать ее до последнего вздоха. Отмечается, что рассказчик ни разу не упомянул о своей собственной заслуге в сражении, говоря вместо «я» – «мы». Это свидетельствует о его скромности и отсутствии самолюбования и напыщенности.

В произведении полковник обращается к солдатам, называя их «ребята», что сразу создает чувство его родства и близости с ними. Он призывает их отдать родине долг и защитить ее от врага.

Автору удалось передать события настолько живо, что читатель словно вместе с ним наблюдает происходящее: природу, лагерь в ночь перед битвой, бурю сражения. Также передаются чувства рассказчика. Лермонтов дает возможность читателю пережить все, что пережил солдат, и преисполниться гордостью за великий отважный народ, единство и мощь которого запечатлены в памяти поколений.

5 стр., 2154 слов

Дух патриотизма русского народа в годы Отечественной войны 1812 ...

... русской армии. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой... но как только она в опасности, нужен ... России. В партизанских действиях полнее всего воплощены черты Отечественной войны 1812 года как войны народной. Здесь уже в полном смысле слова весь народ — солдаты, ... Бородино не могло быть победы.Развитие партизанского движения в России Великолепные картины дальнейшего развития народной войны ...

Еще одна мысль, прослеживающаяся в стихотворении, — это противопоставление старого поколения, не пожалевшего себя для защиты отчизны, и нового, прозябающего в бездействии. Думается, что это важная деталь, которую хотел донести поэт.

Вариант 3

Слово «Бородино» знает весь мир. Это название небольшой деревни, расположенной недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И в этом значительная заслуга русских писателей, среди которых и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Но сначала хочется вспомнить другое его стихотворение. Именно в нем поэт смог передать страдания русского воина, умирающего на поле битвы:

Наедине с тобою, брат,

Нам довелось побыть.

На свете мало, говорят,

Мне остается жить.

Поедешь скоро ты домой.

Смотри ж… Да что!

Моей судьбой.

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Военная служба в России

Во времена, о которых идет речь, военная служба отличалась от современной — она длилась десятилетиями. Фактически, солдат весь период своей зрелости проводил в армии, теряя связь с родными. В России понятия «рекрутчина» и «судьба рекрута» были синонимами каторжного труда.

Конечно, за годы службы простой мужик превращался в опытного воина, образованного по-своему и опытного. Но оторванность от своих истоков всегда вызывала боль. Именно это чувство передал поэт в своем небольшом стихотворении:

Отец и мать мою едва ли

Застанешь ты в живых.

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их.

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив…

Что бился храбро за царя.

Что плохи наши лекаря,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали…

В стихотворении «Бородино» автор использует пафосную маршевую ритмику и плакатные изображения, но в них также присутствуют строки, скрывающие горькую обыденность:

…Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

…Смешались, в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

…Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой…

Кажется, что творческий человек не способен превозносить войну, даже освободительную. В любом сражении поэт видит озверевших людей и смертоносные орудия, холодную землю, безразличие к трупам и скорбь умирающих.

Лермонтов сам участвовал в войне на Кавказе и видел смерть своими глазами. Для него война никогда не могла быть привлекательной. Конечно, он, как и все русские, восхищался победой над Наполеоном, но патриотизм поэта был омрачен пониманием того, что любая победа войск — пиррова. В ней было больше печали, чем гимнов. В ней кровь и боль скрыты за знаменами и маршами.

Это интересно: Л.Толстой «Война и мир» — краткое содержание отрывка из романа

15 стр., 7454 слов

Роберт Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта». Исполнительский ...

... вокальный цикл Шумана - «Двенадцать стихотворений Юстиниуса Кернера» op.35 (1840). Затем были написаны вокальные циклы «Любовь и жизнь женщины» op.42 (1840) на стихи Шамиссо и «Любовь поэта» ... со смертной тоской, восторженность и яд скептического анализа - эти чисто гейневские психологические контрасты в ... также и фонетика слова, общее звучание поэтической речи, её динамические и звуковые нарастания и ...

Развертывание

Художественное произведение, особенно лирическое, требует повторного чтения для достижения истинного наслаждения (Белинский утверждал, что именно такое чтение приносит истинное удовольствие).

В этом ощущении наслаждения и осмыслении произведения происходит воспитательное воздействие на читателя. Поэтому необходимо провести анализ стихотворения. От того, как мы организуем этот анализ, зависит, станет ли великое лермонтовское произведение фактором нашего духовного развития или останется навсегда закрытым для нас после формального «прочтения». Если мы хотим раскрыть богатства художественного текста в процессе анализа, то прежде всего нам нужно определить проблему, которая будет интересна школьникам. Эта проблема должна быть действительно важной для их жизни, соответствовать их возрастным интересам и возможностям.

Лермонтовское стихотворение глубоко отвечает нашим интересам, поскольку поэт утверждает именно эти ценности как прекрасные. Одновременно оно открывает для нас новое: эти нравственные качества наполняются социальным содержанием, воля и мужество проявляются как эффективное выражение патриотизма, идея бессмертия подвига во имя Родины подтверждается, а одно из центральных событий русской истории предстает как подвиг народа.

Анализ поможет нам не только узнать близкий нашей душе идеал, осознать новое, что открывается в нем, но и познать себя через сравнение с героями стихотворения, обогатить свою душу, освоить высшие общечеловеческие ценности, переживая вместе с героями, эмоционально воспринимая пафос стихотворения — это цель анализа.

Разумно начать эту работу с постановки общего проблемного вопроса, который будет направлять наши размышления о стихотворении. Можно сделать это следующим образом. Живое и эмоциональное повествование учителя о битве под Москвой осенью 1941 года, о том, как актуальны были слова поэта в тот решающий момент: «Не Москва ли за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!», естественно приводит к вопросам: почему более ста лет назад слова Лермонтова вдохновляли русских воинов? Почему чувства людей, живших полтора века назад, до сих пор волнуют нас? Что такого заключено в этом стихотворении, что оно живет и будет жить? Не будем сразу отвечать на эти вопросы. Для этого нужно внимательно изучить стихотворение.

В данном исследовании мы будем активизировать наше воображение и представить себе рассказчика и его собеседника — молодого солдата. Мы помним, что речь нескольких людей называется диалогом, а речь одного человека — монологом. Рассказчик описан как старый солдат, артиллерист с седыми усами и кивером на голове. У него добрые глаза и простое русское лицо. Он волнуется, когда рассказывает, потому что гордится своими товарищами и любит Родину.

Анализ данного стихотворения целесообразно проводить в процессе работы над выразительным чтением. Перечитывая строфу за строфой, мы вникаем в смысл стихотворения и определяем интонацию, с которой следует прочитать текст. Таким образом, мы размышляем над произведением в творческой деятельности, а работа над выразительным чтением становится результатом понимания произведения.

3 стр., 1071 слов

«Смысл в жизни — служение людям»

... Лидия Андреевна - прекрасный пример человека, который найдя свой смысл жизни в служении людям, сумел стать истинным героем. Родившись в многодетной семье ... и заботясь о его здоровье и благополучии. Ее трудолюбие, сострадание и несгибаемая воля вдохновляют нас до сих пор. Она ... в сердцах многих поколений хуштадинцев. Я хотела бы, чтобы таких людей, как Лидия Андреевна, в нашей жизни было много. Людей ...

Давайте подумаем, что испытывали солдаты, когда они «долго молча отступали». В стихотворении указано, что почему произошла битва. Как изменилось настроение солдат, когда «нашли большое поле»? Как проявился характер русского народа? Обратим внимание на то, что в картине ожидания боя рассказчик дважды говорит «я», а не «мы». Подумаем, почему.

Любовь к Родине и готовность защитить ее даже ценой жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы и вдохновили на подвиг. Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва — осуществление воли народа, главный герой — народ, а участники битвы — «богатыри», «могучее, лихое племя».

В других местах мы можем обратить внимание на выбор слов и выражений, например, сравнить предложения: «И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень» и «Постой-ка, брат мусье!». Чем они отличаются и о чем говорит это различие? Мы также можем найти и другие примеры стилистического различия торжественной и разговорной речи, а также иронии. Важно объяснить художественный и идейный смысл соединения этих двух стихий речи: солдат простой человек, но он хорошо понимает величие происходящего.

В процессе работы важно обращать максимальное внимание к словам. Очень часто в ответах мы слышим слова: «мужество», «храбрость», «смелость», «отвага», «героизм», «стойкость», «удаль» и т.д. Однако, для того чтобы эти слова не воспринимались как взаимозаменяемые синонимы, необходимо осознавать их смысл. Очень важен образ полковника и то, как солдаты относятся к нему. Мы должны задуматься, какими словами это отношение передано. Почему полковник заслужил любовь и уважение солдат? Почему о нем сказано не «убит» или «погиб», а «сражен булатом, Он спит в земле сырой»? Зачем использовано старинное слово «булат», а не просто «меч»? Почему используется слово «очи», а не «глаза», и «молвил», а не «сказал»? Какое послание передает полковник солдатам? Как меняется смысл слов от повторения: «умремте» — «умирали» — «умереть»? Какую значимость имеет слово «Москва» в его речи? Какую клятву дали солдаты?

Особое внимание следует уделить строфам, в которых описывается Бородинский бой. Читатели часто не замечают всего богатства стиха. Поэтому нам необходимо помочь им услышать звучание стихотворения, обратить их внимание на изменение темпа речи. Мы можем предложить им прислушаться к отрывку, например, 11-й строфе, и задать им вопросы: слышат ли они звуки боя и как они представляют его? Мы также можем показать, как речь ускоряется и замедляется от строки к строке. Это особенно заметно при сравнении стихов с их прозаическим переложением («Знамена носились как тени, огонь блестел в дыму…»).

Это поможет им почувствовать, что стих сам по себе передает мысль своим звучанием.

Постепенно все сливается, битва становится неимоверно тяжелой, солдаты устают, и невозможно различить отдельные звуки:

  • Смешались в кучу кони, люди,
  • И залпы тысячи орудий
  • Слились в протяжный вой

Идея определяется как «основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов». При изучении стихотворения «Бородино» мы должны говорить о том, какие главные мысли и чувства переданы в произведении, каков его основной смысл. Определения могут быть различными, и все они будут неполными.

12 стр., 5700 слов

Мое любимое стихотворение лермонтова бородино

... стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве. Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на ... тем пригорком (если восполнить схему битвы) находилась наполеоновская пехота. Команда, атака. Штыковой бой! Русские солдаты, ... отчаянной храбрости российских воинов…». Популярные сочинения Сочинение от 1 ... единой семьей, потому что чувство патриотизма ...

Тема поколений в романе «Преступление и наказание»

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — шедевр мировой литературы, в котором основное внимание уделяется вопросам морали и правосудия. Помимо этого, в нем раскрывается тема поколений, причем не только различие между молодым и старшим поколением, но и проблема межпоколенечной диалектики.

Главный герой романа, Родион Раскольников, представляет одно поколение, которое переживает изменения в обществе и культуре. Он — творческий, образованный, но одинокий молодой человек, который не может найти свое место в жизни. Он не приемлет общественные нормы и законы, считает себя особенным и выше других, что делает его преступником.

В своей работе Достоевский философски анализирует не только Раскольникова, но и других персонажей, которые представляют старшее поколение. Так, например, портрет бывшего гонца Семена Мармеладова изображает трагедию представителей малых социальных групп, которые оказались безвыходной ситуации и живут на грани выживания.

Столкновение Раскольникова и старшего поколения (в лице Сони Мармеладовой) происходит на пути к истинному осознанию своей вины и пониманию необходимости Достоевского соединяет между собой обоих героев через подобные переживания и мотивы. Раскольников убил коммерсанта, ничтожного по его мнению, который, на взгляд современного стороннего наблюдателя, нес ценных член Молодого Поколения — Разумихина. Обиды и ревность не признают разных поколений в их слабости перед тошнотворными проступками царстования ценностей и идеалов. Обе персонажи являются героями уныния от реальности и не могут найти место в окружающем их мире.

Раскрытие темы поколений в стихотворении «Бородино»

В стихотворении «Бородино» Михаил Лермонтов поднимает важную тему поколений и их различия в жизненном опыте. Основной мыслью стихотворения является уверенность представителя старшего поколения в том, что будущим поколениям не удастся пережить такие же сражения, какими пришлось столкнуться им. Взгляд автора направлен на войну, которая стала главным событием его жизни.

Представитель старшего поколения считает, что люди, прошедшие войну, настоящее «могучее, лихое племя». Он утверждает, что будущим поколениям не удастся повторить подвиги и стойкость солдат, которые воевали в великой Отечественной войне. Однако, автор не отрицает, что люди, не сталкивавшиеся с войной напрямую, также могут быть храбрыми и любить свою родину.

Тема поколений раскрывается через различие жизненного опыта. Солдат, рассказывающий о войне, уже постарел и вспоминает страшные времена. Он переживает вновь и вновь те мгновения, которые остались в его памяти. Автор подчеркивает заслуги обычного народа и описывает подвиги солдат, отдавая им приоритет перед стратегическим вкладом верховных военных званий.

Солдаты изображаются как смелые, решительные и бесстрашные. В них присутствует больше героизма, чем у их командиров. Они являются настоящими патриотами своей страны и готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы защитить Родину. Повествователь передает свою единность с другими воинами, часто используя слово «мы», когда описывает военные действия. Старый солдат не хвастается, он спокойно рассказывает о своей жизни.

3 стр., 1454 слов

Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича ...

... в своих произведениях народную жизнь. И в этом непреходящее значение его творчества. Р Е Ф Е Р А Т ТЕМА: Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 ... – “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Комаринская” на на темы 2-х русских песен: свадебной лирической(“Из-за гор, гор высоких) и бойкой плясовой. ...

В стихотворении также присутствует дружеское обращение командира к своим подчиненным, которых он называет «ребята». Это отражает теплые отношения, родство душ и стремление к общей цели. Командир призывает солдат дать достойный отпор врагу, чтобы он не смог поработить народ.

Бородино – это одна из самых значимых и кровопролитных битв в истории России. Произошла она 7 сентября 1812 года и являлась решающей стычкой во время Отечественной войны 1812 года, когда Россия встала на защиту своей земли от нападения французского военачальника Наполеона Бонапарта. Битва проходила недалеко от деревни Бородино, что находится на западе Московской области.

Русские войска, под командованием генерала Михаила Кутузова, готовились к сражению уже несколько недель. Они укрепляли оборонительные позиции, строили редуты, расставляли орудия и вырыли окопы. Воины были готовы отдать свои жизни ради защиты Москвы и своей Родины.

7 сентября французская армия Наполеона атаковала русские позиции. Началась ожесточенная перестрелка, в которой применялись все виды оружия — от ружей до пушек. Однако, через несколько дней сражение перешло в рукопашный бой. Вокруг царила пыль, дым и крики раненых. Звуки выстрелов и взрывов оглушали всех, и в этом хаосе русские воины боролись до последней капли крови.

Несмотря на героический опор и храбрость русских воинов, битва закончилась без явной победы. Русские отступили и отдали Москву, чтобы набраться сил и продолжить сопротивление. Французы вошли в город, но обнаружили спаленную и разоренную землю. Такая же участь постигла и город Чернобыль после катастрофы на АЭС, когда ликвидаторы отдали свои жизни, чтобы спасти других.

Бородино стала символом цены, которую пришлось заплатить за победу в борьбе с Наполеоном Бонапартом. Русские воины отдали свои жизни за свою Родину, за то, во что они верили и любили. Их мужество и героизм позволили России устоять перед мощной французской армией и сохранить независимость.

Битва приходила и русская армия долго уступала своим врагам, но не сдавалась. Постоянно отступая, русские воины наконец сошлись с французской армией на поле Бородино. Здесь они решили дать отпор противнику и защитить свою родину.

Русские солдаты подошли к полю битвы и начали его подготовку к сражению. Главари армии расставили редуты, устроили окопы и разместили пушки и другое вооружение. Русские воины были готовы к бою и решили дать французам жару.

Началась перестрелка. Русские и французы бились два дня подряд. Однако обе армии поняли, что столь долгая перестрелка не приносит существенных результатов. Тогда русские воины приняли решение перейти к более активным способам сражения.

Взялись в руки копья, мечи, ружья и пистолеты. Наступил рукопашный бой. Ярость сражения и мощные удары заставили землю трястись от взрывов, ударов и топота копыт. В дыму огонь блестел, а по ямам лежали мертвые тела, мешая ядрам пролететь. Русские солдаты продолжали вести яростную схватку с французами.

1 стр., 441 слов

Рассуждение В чем заключается героизм русских воинов? «Это было ...

... в Шенграбенском сражении. В рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов тоже поднимает проблему героизма русских воинов. Простой русский солдат Андрей ... он ранил, приняв за немцев. Позиция Симонова очевидна: героизм русского воина заключается в стойкости и самоотверженности. Попав ... Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам ...

Но силы они израсходовали. Французы также испытывали усталость и начали отступать. Русские воины решили отдать Москву врагам, чтобы она не досталась Наполеону. Затем они сами ушли к Туле, чтобы восстановить силы и готовиться к новым сражениям.

Причиной такого храброго и стойкого сопротивления французской армии является героизм и выносливость русских воинов. Без их силы, мужества и смекалки русский народ не смог бы победить. Бородинская битва стала символом отчаянных усилий русской армии и дала возможность защитить родину от вражеской агрессии.

Введение

Бородинская битва — одно из самых значимых сражений в истории России. Состоявшаяся 7 сентября 1812 года, она стала важным этапом во время Отечественной войны 1812 года, в ходе которой армии Наполеона пытались захватить Россию. Битва проходила на поле Бородино, расположенном недалеко от Москвы.

Подготовка к битве

Русские солдаты, несмотря на трудности и усталость, проявили большое мужество и решимость. Они возмущались тем, что командиры не давали приказ идти на французов, и жаждали сражаться. Наконец, русская армия нашла подходящее место для сражения — широкое поле Бородино. Здесь были построены редуты и размещены многочисленные пушки, которые должны были сыграть важную роль в битве.

Битва

Сражение началось с перестрелки из пушек. Дым и пыль застилали поле боя, что мешало видимости. Пушки били наугад, а руки бойцов устали от беспрерывных выстрелов. Горы кровавых тел создавали преграду для ядер, которые пролетали над полем. В этом хаосе кони и люди смешались в кучу, и невозможно было разобрать, кто где находится. Над полем не было слышно ничего, кроме грохота выстрелов и воплей раненых.

Результаты битвы

Силы армий, как нашей, так и французской, начали истощаться. В итоге, обе стороны решили разойтись. Русская армия отступила, чтобы набраться сил и собрать новых воинов и оружие. Однако, перед отступлением, русские подожгли Москву, чтобы не дать ее врагу. Французская армия вошла в разоренный и горящий город.

Победа в Бородинской битве обошлась нам дорого. Мы разгромили французов, но потеряли множество опытных солдат. Однако, это было важным шагом на пути к победе в Отечественной войне 1812 года, которая принесла России свободу и независимость.