По стихотворению Анны Ахматовой «Прогулка»

Эссе

Эссе по стихотворению Анны Ахматовой «Прогулка»

Прогулка

Анна Ахматова

Перо задело о верх экипажа.

Я поглядела в глаза его.

Томилось сердце, не зная даже

Причины горя своего.

Безветрен вечер и грустью скован

Под сводом облачных небес,

И словно тушью нарисован

В альбоме старом Булонский лес.

Бензина запах и сирени,

Насторожившийся покой…

Он снова тронул мои колени

Почти не дрогнувшей рукой.

Май 1913

  • ..В синеватом Париж тумане,

И наверное, опять Модильяни

Незаметно бродит за мной.

У него печальное свойство,

Даже в сон мой вносить расстройство

И быть многих бедствий виной… —

Анна Ахматова,

строфа, не вошедшая в «Поэму без героя»

«Прогулка» Анны Ахматовой,впервые прочитанная мною и потрясшая меня ещё в юном возрасте, осталась со мною на всю жизнь. Я часто возвращаюсь к этим стихам и могу мысленно или шёпотом читать их во время своих пеших прогулок по аллеям и паркам.

В этих стихах жизнь молодой женщины начала прошлого века, её чувства и переживания, которые, как оказалось,отразили духовную суть любящих, независимо от времени.

Конечно, об истории создания «Прогулки» мне, в 60-е годы двадцатого столетия, ещё негде было прочесть. Но помню, как было сильно эмоциональное впечатление…

С первых строк именно задевают, как «перо задело о верх экипажа», два уже не современных для нас понятия: перо на женской шляпе и наёмный экипаж, фиакр или ландо для прогулок, конная повозка с поднятым верхом. Скорее всего, упоминается ландо, так как это четырёхместная карета, с сиденьями друг против друга, а фиакр двухместное изобретение, поскольку два пассажира сидят рядом лицом к спине извозчика.

Такая необычная для нас прогулка совершается героями стихотворения в Булонском лесу, предместье Парижа. Известно, что Анна Ахматова жила в Париже С 1910 по 1911 годы, в 1910-м году познакомилась там с молодым художником Амедео Модельяни. «Изящный, аристократичный, чувствительный, Амедео отличался особой экстравагантностью», «Она была высокая, стройная, гибкая… Во время первой встречи в кафе на ней было белое платье и белая широкополая шляпа с большим белым страусовым пером. Которое однажды заденет о верх экипажа…» О том, что стихотворение «Прогулка» могло быть вызвано обоюдными чувствами молодых талантливых людей, Ахматовой и Модильяни, можно прочитать во многих исследованиях… Дата, указанная под стихами, 1913-й год, но расстались они в 1911. «Вы во мне как наваждение», — писал Модильяни Анне после того, как она покинула Париж.

32 стр., 15725 слов

Презентация цветы в творчестве ахматовой. О цветах в поэзии А

... жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции. Одной из особенностей лирики Анны Ахматовой является обилие цветов в её поэтическом «букете». «Цветы» освобождают автора от прямого ... мне реже сниться, слава Богу…» 1912) «Бензина запах и сирени, Насторожившийся покой» («Прогулка» 1913) «Небо мелкий дождик сеет На зацветшую сирень» (1916) Поздняя лирика. «О, ...

Первая строфа…Названы предметы, имена существительные: перо ( на шляпе ), поднятый верх экипажа, глаза возлюбленного, сердце героини и абстрактное существительное — горе. В ровном движении коляски произошёл сбой, двоих словно подбросило слегка от неровной колеи… Как Она почувствовала, что перо на её шляпе «задело о верх экипажа»?.. Лёгкий прочерк пера?.. Таков сигнал свыше «поглядеть в глаза его»?.. Что Она прочла в этих глазах?.. И почему сердце, хотя и томилось, «не знало причины горя своего»?.. В чём было горе?..

Начало стиха держит читателя в неослабном напряжении: зачем герои предприняли эту прогулку? какие проблемы должны решить? и будут ли эти проблемы решены?

Надо отметить, что пока пребывание в фиакре бессловесно. Он и Она разговаривают каким-то иным способом: ощущением дорогого человека рядом с собой, взглядом, позже прикосновением руки к женским коленям.

Во второй строфе дано описание вечернего Булонского леса. Для предпочитаемого влюблёнными Парижа парка всё старо, как мир, в отношениях двоих; он словно и сочувствует молодой паре — вечер «грустью скован» — но при этом и спокоен, так как, по контрасту с тем, что творится в душах наших героев, вечер «безветрен». Однако всё же «покой» — «насторожившийся». Лес, «словно тушью нарисован в старом альбоме», это невольно замечает героиня Ахматовой то ли боковым зрением, то ли видит отражение чёрных стволов в глазах любимого. Лес насторожился и следит, каковой будет развязка отношений, а мрачность выбранного цветового тона не предвещает счастливого финала.

А ведь в Париже царит весна, май, когда роскошно распускается сирень и дурманит своим ароматом. Терпящие фиаско личных отношений герои находятся и под сильнейшим воздействием двух смешанных запахов, бензина и сирени, что так правдиво отражает обстановку того времени: первые авто только входили в моду, прокатиться в них было дорогим удовольствием, нанять извозчика было куда дешевле для временных, неоперившихся эмигрантов, каковыми и являлись тогда Модильяни и Ахматова.

Подобное затишье в природе можно наблюдать и накануне собирающейся грозы, да во второй строфе и упоминается «свод облачных небес».

Вот почему эротический финал наэлектризованного стиха необычайно силён своей концовкой:

Бензина запах и сирени,

Насторожившийся покой…

Он снова тронул мои колени

Почти не дрогнувшей рукой.

16 стр., 7677 слов

Сочинения об авторе ахматова

... и свечи, горящие «равнодушно- желтым огнем», и золотую ласковую «млеюще-зеленую голубятню», и «безнадежно-бледные» небеса? Страна жила настоящим и будущим («Вперед, время, время, вперед!»), презирая и втаптывая в грязь прошлое, оставляя Ахматовой ...

В этом касании и мужское властное желание, и при этом всё же выраженная обстоятельством-наречием «почти» к эпитету «не дрогнувшей рукой» попытка спрятать свою растерянность перед предстоящей неминуемой разлукой.

Стихи написаны от первого лица, местоимение «Я» упоминается только один раз в первой строфе. При всём накале переданных героиней внутренних переживаний не оставляет мысль о том, что молодая женщина рассудочно ( но как поэтично! ) исследует и своё душевное состояние, и своего возлюбленного на фоне далеко не равнодушной к происходящему в жизни людей природы.

Вернёмся к встрече Анны Ахматовой и Амедео Модильяни. Пусть нас не удивит тот факт, что в это время в Париже два русских поэта, молодожёны, Анна Ахматова и Николай Гумилёв, проводили свой медовый месяц. Известно, что Анна Ахматова вышла замуж за долгое время её добивавшегося Гумилёва не по любви, а Николай Степанович, завоевав, наконец, свою избранницу, очень быстро охладел к супруге. Ещё только начинавший карьеру художника молодой красавец итальянского происхождения Модильяни вёл во Франции богемный образ жизни и недостатка в женском внимании не испытывал. Надо было возвращаться в Россию — начавшееся увлечение не могло иметь продолжения.

Но и художник, и их встречи, и последняя прогулка остались в памяти Ахматовой, «как наваждение». И через два года после парижского расставания пришли стихи, и какие стихи! И какое счастье для читателя, что они пришли!

«Прогулка» в Вечности…

PS

И ещё о соответствии стихотворения «Прогулка» такому литературному направлению, как «Акмеизм».

Акмеизм («Адамизм») (от греч. — пик, максимум, цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». 19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», оппозиционной «Академии стиха», центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Николай Гумилёв, Анна Ахматова (была секретарём «Цеха») и Сергей Городецкий.

Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

Особенности акмеизма:

1. Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;

2. Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы;

3. Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений;

4. Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм;

5. Идеализация чувств первозданного человека (Адама);

6. Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму);

  • Изображение предметного мира, земной красоты.

Все эти составляющие мы находим в вышеназванном стихотворении Анны Ахматовой. Опоэтизированные вещи и предметы нельзя не заметить в нём, и идеализация чувств и поступков героев налицо.

27.11.2017

Иллюстрация картины «Ахматова и Модильяни у незаконченного портрета»

10 стр., 4961 слов

Николай гумилев основатель акмеизма

... и несколько десятков лет символизма до еще только нарождающегося имажинизма, от пропагандирующего “мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь” (Н. Гумилев) акмеизма до эпатирующего публику, ... него, поражая талантом и многогранностью творчества. Так произошло с Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилевым, Ахматовой, Цветаевой, Волошиным и многими другими. Условно началом “серебряного века” принято ...

современной художницы Наталии Третьяковой ( родилась в 1978 году )