Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Сочинение

ХIХ век, а точнее его первая половина славится появлением огромного количество литературных творений, которые были созданы великими мастерами и поэтами.

Именно в это время на арену славы выходят стихотворения и произведения таких известных авторов, как Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Сколько же интересного мы узнаем из их произведений, сколько в них жизни и реальности.

Одной из таких работ является «Дума», написанная М.Ю. Лермонтовым. Его кумиром и учителем был всеми любимый Пушкин. Но, как не странно, Лермонтов не стал подражать ему. Он не использовал тех радостных, красочных приемов, которыми апеллировал Пушкин.

В стихотворениях Лермонтова мы можем проследить некую отчаянность, разочарование во всем окружающем, ненужность чувств, а точнее их невостребованность.

Все это связано не только с тонким, особенным, своеобразным внутренним миром поэта. Тогдашняя обстановка в обществе, в стране, после разгрома декабристов, привела ко всему этому. В то время запрещенным стало практически все. Поэтому, Лермонтов и впал в такие унылые раздумья. На их основе и была создана великая «Дума».

Главная идея стихотворения пытается раскрыть жизнь того общества, которое утратило всякую духовность и внутренние человеческие качества. Мир поглотило безразличие. Об этом нам говорят вот такие сроки:

«Печально я гляжу на наше поколение!

Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Мы видим, что обращение автора идет именно к молодым поколениям, которые совершенно не задумываются над своим будущим. Что же их тогда может ожидать впереди? Поэта просто задевает чувство равнодушия. Оно заполонило все пространство. Люди, соседи, сверстники поэта не различают ни плохое, ни хорошее:

«К добру и злу постыдно равнодушны

В начале поприща мы вянем без борьбы

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию – презренные рабы».

Великий автор просто ошеломлен той бесполезностью, которая исходит от окружающих. Они ничего не создают, после них не останется ни следа. Наши последователи не смогут воспользоваться ничем полезным после такой бездеятельности. А как же несамостоятельно нынешнее общество, насколько все наиграно и придумано – и действия, и эмоции:

«И ненавидим мы, и любим мы случайно

Ничем ни жертвуя ни злобе, ни любви, …»

Если провести аналогию и сделать анализ главного героя романа «Герой нашего времени», то мы увидим все–то, о чем написано выше.

2 стр., 635 слов

Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума

... Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь. В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего ...

Печорин – основной персонаж сюжета – умен, силен, наблюдателен. Но, внутри он пуст, он не может использовать свои эмоции и чувства. Его душа опорожнена. Вот о чем пишет Лермонтов, вот что он хочет донести до каждого из нас. Эту же идею мы улавливаем, изучая и «Думу». Молодежь 30-х годов проживает жизнь бесследно:

«Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа, …»

В данном творении автора, особый оттенок словам и выражениям придают специальные эпитеты, которые наполняют глубоким смыслом строки четверостиший. Примером являются такие фразы: «наукою бесплодной», «насмешкой горькою», «презренные рабы». Для повышения эмоционального влияния на читателей, Лермонтов использует слова «высокого значения»: «прах», «грядущее», «поприща».

Все эти приемы позволяют создателю действительно произвести впечатление на окружающих, донести ту идею, которая так бурлит в нем, открыть глаза на происходящее. Именно его деятельность позволила оставить в нашей памяти 30–е годы. Именно его работы стали памятными и значимыми для последующих поколений.

Понравилось сочинение? А вот еще: