А. С. Пушкин. Стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»). Анализ произведения

Сочинение

Время написания

Стихотворение написано осенью 1825 года, когда Пушкин находился в Ми­хайловской ссылке, и посвящено дню Лицея.

Тема

Тема стихотворения — дружба. Окончив лицей, выпускники решили ежегод­но собираться 19 октября, в день открытия лицея.

В годы ссылки, когда Пушкин не мог в день годовщины быть вместе с това­рищами, он присылает собравшимся свое приветствие. В послании 1825 года Пушкин обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.

Главная мысль (идея)

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

Стихотворение согрето искренним чувством любви к друзьям. К теме друж­бы присоединяется тема осознания течения времени, бесконечности жизни, ее ценности. Все стихотворение — это гимн дружбе, ее одухотворяющей и поддер­живающей силе.

Композиция, поэтика

Жанр стихотворения — элегическое дружеское послание. Стихотворный метр — пяти- и шестистопный ямб, система рифмовки — опоясывающая и перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. В стихотворении 19 строф, каждая из которых состоит из восьми строк.

1- я строфа — описание октябрьского дня и через него — состояния души поэта, испытывающего грусть от одиночества и вынужденной удаленности от друзей и того мира, который ему так дорог. В этом описании много эпитетов (багряный свой убор, увянувшее поле, пустынной келье, отрадное похмелье, минутное забвенье, горьких мук), метафор (проглянет день как будто понево­ле, вино, осенней стуж;и друг), аллитераций (Роняет лес багРяный свой убоР, сРебРит моРоз…), создающих картину душевного состояния лирического героя.

2- я строфа — описание состояния души поэта, подчеркивание одиночества и тщетных призывов к воображению. В этой строфе появляется тема пира, на котором Пушкин отсутствует, — образ пира всегда сопровождает тему дружбы в стихотворениях Пушкина. Поэт использует в этой строфе бессоюзные слож­ные предложения с инверсией, достигая особенной лаконичности и выразитель­ности в описании своих чувств:

Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет….

3- я строфа начинается с подчеркивания своего одиночества:

10 стр., 4759 слов

Стихотворение «И. И. Пущину» Пушкин А. С.: полный анализ

... было расстаться. Стихотворение «Пущину» А. С. Пушкин– анализ по плану , ... строфе используется такой художественный прием как анафора («да голос… да озарит»). Мотив дружбы является основной темой стихотворения. Пушкин ... По звучанию – ритмичное, звучное, что подчеркивает глубину эмоционального состояния автора. Когда читаешь это небольшое стихотворение, ... время обучения Старосельском лицее. Именно тогда ...

Я пью один, и на брегах Невы Меня друзья сегодня именуют…

С этого места начинает происходить преображение душевного состояния героя и настроения: он вспоминает своих друзей, задает вопросы, адресуя их друзьям. И одиночество отступает. Он как бы оказывается в кругу своих друзей. Он спра­шивает их, предполагая ответы:

Но многие ль и там из вас пируют? Еще кого не досчитались вы? Кто изменил пленительной привычке? Кого от вас увлек холодный свет? Чей глас умолк на братской перекличке? Кто не пришел? Кого меж вами нет?

4- я и 5-я строфы — Пушкин вспоминает своих друзей-одноклассников: Кор­сакова Николая Александровича, композитора, умершего 26 сентября 1820 года во Флоренции. Это была первая потеря для одноклассников:

Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в очах, с гитарой сладкогласной: Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит, и дружеский резец Не начертал над русскою могилой Слов несколько на языке родном…

Дальше перед нами возникает образ еще одного одноклассника, Федора Ма- тюшкина, ставшего впоследствии адмиралом флота, которого тоже нет на «брат­ской перекличке»:

Сидишь ли ты в кругу своих друзей, Чужих небес любовник беспокойный? Иль снова ты проходишь тропик знойный И вечный лед полунощных морей? Счастливый путь!..

6- я строфа — говоря о дружеской руке, которую «простирает» Матюшкин своим друзьям, Пушкин цитирует гимн лицеистов, написанный Дельвигом:

На долгую разлуку

Нас тайный рок, быть может, осудил!

7- я строфа — как бы оспаривая неотвратимость разлуки, Пушкин поет гимн Лицею, собравшему друзей не только для разлуки, но и связавшему их всех вечной дружбой. Эта строфа звучит празднично и торжественно — настроение поэта резко меняется:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Сказаны самые важные слова о значении Лицея в жизни не только Пушки­на, но и людей, связанных лицейскими узами, чьи судьбы складываются очень по-разному, но у них всех есть общая точка — место, священное и родное для всех.

8- я строфа — Пушкин говорит о сложностях своей судьбы, об испытаниях, которые он проживает, снова — об одиночестве и предательстве новых, «нели- цейских» друзей. Так возникает контрастная интонация: полнота дружеского лицейского мира противопоставлена одиночеству в мире «большом»:

  • Из края в край преследуем грозой, Запутанный в сетях судьбы суровой, Я с трепетом на лоно дружбы новой, Устав, приник ласкающей главой… …Друзьям иным душой предался нежной;
  • Но горек был небратский их привет…

9- я, 10-я, 11-я строфы — Пушкин радуется тому, как «… в забытой сей глу­ши, в обители пустынных вьюг и хлада…» его навестили трое одноклассников: Пущин, Горчаков и Дельвиг:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

11 стр., 5102 слов

А. С. Пушкин Этот вопрос затрагивается в его первом опубликованном ...

... «К другу стихотворцу» Пушкин заявил: И знай, мой жребий пал, я лиру избираю. Пусть судит обо мне как хочет целый свет, Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт. Позже Пушкин ... Гораций (Др. Рим) - Овидий Ломоносов и Державин «К другу стихотворцу» В своем творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Тема ...

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил….

  • ..Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей….

  • ..И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный…

Каждому своему другу поэт дает точную и замечательную характеристику, особенно подчеркивая в них проявления «свободы души», сердечный жар.

12-я, 13-я, 14-я строфы — с именем Дельвига появляется тема творчества, общего важного дела — Поэзии:

  • ..Служенье муз не терпит суеты;
  • Прекрасное должно быть величаво…

А вслед за этой темой возникает и образ Вильгельма Кюхельбекера, поэта, будущего декабриста, и отголоски их пылких бесед:

  • ..Я жду тебя, мой запоздалый друг — Приди;
  • огнем волшебного рассказа Сердечные преданья оживи;
  • Поговорим о бурных днях Кавказа, О Шиллере, о славе, о любви…

15- я строфа — «встретившись» со своими ближайшими друзьями, оживив в своем воображении их лица, характеры, почувствовав их душевное тепло, как бы пожав протянутые руки, поэт уже не чувствует одиночества и тоски, он по­лон надежды и веры:

  • ..Предчувствую отрадное свиданье;
  • Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я…

И снова возникает картина пира — будущего, но такого же реального, как те пиры, о которых вспоминает Пушкин, находясь в изгнании:

  • ..Промчится год, и я явлюся к вам! О сколько слез и сколько восклицаний, И сколько чаш, подъятых к небесам!

В этих строчках столько уверенности и энергии, что уже в следующих стро­фах эта мечта становится настоящим: Пушкин поднимает бокал на дружеском пиру и произносит здравицу.

16- я строфа — славословие Лицею и наставникам. Следует подчеркнуть, что Пушкин великодушен в этих строфах: он призывает вспоминать только добро, полученное учениками от своих учителей:

Благослови, ликующая муза, Благослови: да здравствует лицей! Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим….

17- я строфа — следующая чаша поднимается Пушкиным за какую-то неожи­данную личность. Он в этот момент настолько великодушен, что прощает само­му царю неправое гоненье. Он оправдывает несправедливость порфироносного самодержца по отношению к себе тем, что он

  • ..человек! им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей…

Таким образом Пушкин не унижает царя, а как бы приравнивает его к про­стым смертным, делает человечнее и добрее.

А самыми главными делами царя для Пушкина оказываются два: «Он взял Париж, он основал лицей».

18- я, 19-я строфы — это взгляд в будущую жизнь, понимание неминуемых утрат и печалей, обращение к взгляду «оттуда», из вечности:

  • ..Судьба глядит, мы вянем;
  • дни бегут;
  • Невидимо склоняясь и хладея, Мы близимся к началу своему…

Дальше Пушкин задает вопрос, возвращающий, с одной стороны, нас к началу стихотворения, с другой — он заглядывает в тот день, когда останется лишь тот,

43 стр., 21166 слов

Глава IV. Портреты в рукописях поэта

... жениться на Гончарову на своего отца, поэтому его портрет появился в рукописях Пушкина. ... с помощью и сочувствием Николая Афанасьевича сумела преодолеть нерешительность матери. 6 апреля она стала невестой поэта. До этого момента Пушкин ... дня – думал здесь найти от тебя письма, и не нашёл ни одного. Что с ... а пока был одной из фигур повествования Пушкина, в некоторой степени «героем» похода: не зря Пушкин ...

Кому из нас под старость день лицея Торжествовать придется одному…

Пушкин не знает, кто будет этот человек, но он как будто проникает в тот будущий день, в тот мир, в его душу и представляет, как

  • .. средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой, Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой…

И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с ко­торой он начал, — сидя затворником перед камином с бокалом вина. И в этой картине уже нет печали, только умиротворение и смирение, осознание мудрого течения, круга жизни:

Пускай же он с отрадой хоть печальной Тогда сей день за чашей проведет, Как ныне я, затворник ваш опальный, Его провел без горя и забот.

Стихотворение построено на смысловых контрастах, смене настроений, чере­довании противоположных образов и интонаций. В нем присутствуют одно­временно три времени: день настоящий, который Пушкин проживает, находясь в заточении; дальше следуют воспоминания о лицейских днях, братской дружбе светлого и радостного общего прошлого; в последних строфах появляется взгляд в будущее, старающийся угадать и понять, что ждет самого поэта и его друзей.

Так возникает картина круга жизни, ее течения, сочетания в ней разных кра­сок: печали, радости, утрат и обретений, уныния и восторга, заточения и друже­ского пира, одиночества и братского круга — одним словом, проявляется во всей полноте одно из замечательных качеств пушкинской поэзии — гармоничность.