«Я памятник себе воздвиг…». Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (Пушкин А. С.)

Творческое наследие А.С. Пушкина весьма значительно. Его талант не знал границ. Автор поднимал очень важные проблемы и вопросы, которые актуальны и по сей день. Тема поэта и поэзии является одной из главных. Об ее особой роли он говорит во многих своих произведениях.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин пишет о бессмертии поэзии.

Поэт пишет, что даже после смерти все будут помнить его и его стихии благодаря «душе в заветной лире»:

«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…»

Пушкин не стремился угождать царям, а утверждал высокие гуманистические ценности. Он пробуждал в людях «добрые чувства», давал им импульс к духовному развитию и совершенствованию. По мнению Пушкина, для поэта главное — служить добру, свободе, а не прихотям властителей. Александр Сергеевич ставит поэзию выше царей, так как она дана Богом:

«Веленью Божию, о муза, будь послушна…»

В последних строчках поэт просит «музу» равнодушно отнестись к «хвале и клевете»:

  • «…Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.»

Стихотворение «Пророк» рассказывает читателю о духовных качествах и назначении поэта. Название и содержание говорит нам, что в основу произведения легла библейская легенда о пророке Исайе. Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим «духовной жаждой», тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим». Посланник наделяет героя дарами: у него «отверзлись вещие зеницы» и ушей «наполнил шум и звон». Далее «лукавый язык» заменяется на «жало мудрыя змеи», вместе «трепетного сердца» он получает «угль, пылающий огнем».

Стихотворение завершается возгласом Бога, призывающим пророка «глаголом жечь сердца людей»:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Теме о поэте посвящено стихотворение «Поэт». Произведение разделено на две части. В первой нам представлен поэт, ничего не создающий, погрузившийся в суету общественной жизни. Во второй же части поэта посещает муза, и он предстает абсолютно другим.

16 стр., 7668 слов

Поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней. 2. ...

... сердце Александра Блока». А потом была вторая половина цикла - семь стихотворений, создававшихся уже после смерти Блока. В скорбные августовские дни 1921 г. под свежим впечатлением утраты Цветаева ... человеческих. Поэтому ко всем, и великим и скромным поэтам, у нее обращение на ... и «Четки»), Это обожание заметно в первых литургических строках ряда стихотворений: «О муза плача, прекраснейшая из муз!», ...

В первой части поэт ощущает себя «ничтожным», так как у него нет вдохновения, чтобы написать хоть одну строчку:

  • «Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.»

Услышав «божественный глагол», поэт словно обретает глоток воздуха, дающего ему жизнь:

«Душа поэта втрепенется

Как пробудившийся орел».

Однако поэт не ищет признания толпы, он наоборот старается спрятаться от мира, чтобы остаться наедине со своими чувствами и мыслями.

В этом стихотворении автор обращает внимание на то, что творчество невозможно без вдохновения. Это произведение очень хорошо показывает все мысли и чувства поэта, даже самые скрытные и тайные.

Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого.