Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «После бала. «После бала» анализ (идея, тема, жанр) Чему учит нас рассказ после бала

Сочинение

Произведения Льва Николаевича прославились на весь мир из-за мастерства автора. Писатель часто поднимал проблему нравственного выбора в своём творчестве, в том числе затрагивая её в рассказе «После бала». Анализ этого произведения кратко даёт понять читателю основную мысль, которую хотел донести автор, и поможет в написании сочинения по литературе в 8 классе.

История создания

Своё произведение Лев Николаевич написал ещё в 1903 году. Однако перед читателями оно предстало только после смерти писателя в 1911 году. Однажды родной брат Толстого рассказал ему занимательную историю, которую автор решил взять за основу сюжета.

В молодости Сергей Николаевич Толстой был безумно влюблён в Вареньку, чей отец занимал пост градоначальника. Молодой человек относился к отношениям с полной серьёзностью и уже был готов сделать предложение девушке. Однако его планы нарушила одна картина, которую ему удалось однажды узреть. Сергей Николаевич увидел, как отец его возлюбленной жестоко расправлялся с солдатом. Это ужасное зрелище вызвало отвращение у молодого человека, и тот сразу же передумал жениться на Вареньке.

Льва Николаевича очень поразила история брата, и он решил изложить её в строках своего произведения. Однако создание рассказа затянулось, так как автор в самом начале не мог определиться с названием. Было множество вариантов, которые в итоге не устроили писателя.

Анализ рассказа Толстого «После бала»

1. История создания произведения.

Брат Льва Николаевича Толстого, Сергей Николаевич, рассказал писателю историю своей молодости. Он был влюблен в дочь начальника, на которой хотел жениться. Однако картины, которые он увидел после бала, когда отец девушки управлял экзекуцией солдата, не позволили брату Л.Н. Толстого жениться на девушке.

Эта история, реально произошедшая с С.Н. Толстым, стала основой для написания рассказа «После бала». Он был завершен в 1903 году, а опубликован лишь в 1911 году, уже после смерти писателя.

2 стр., 970 слов

Жизненные источники рассказа После бала Толстого

... На создание рассказа «После бала» повлияли события из личной жизни Л.Н.Толстого, рассказ его брата и впечатления от правления Николая I. Одним из жизненных источников литературного произведения стал рассказ родного брата ... цензура и репрессии лишали голоса. Толстой видел примеры такого уклада жизни общества и отразил их в своих сочинениях. Рассказ «После бала» основан на впечатлениях автора от ...

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«После бала» относится к жанру рассказа. Признаками является то, что в центре небольшого по объему произведения лежит одно событие в жизни героя, которое повлияло на его мировоззрение.

3. Название произведения и его смысл.

Первоначально у Л.Н. Толстого было несколько вариантов заглавия: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», однако окончательным вариантом становится название «После бала», которое выполняет важнейшую смысловую функцию.

Бал – это красивые описания, идеалистические картины смеха и радости светского общества. А то, что происходит после бала, совершенно не похоже на такие картины наслаждения жизнью.

Ситуация после бала становится кульминацией произведения и переломным моментом в мировоззрении Ивана Васильевича.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Произведение построено как рассказ в рассказе, что говорит о наличии образа рассказчика, от лица которого ведется повествование. Причем в рассказе два повествователя – Иван Васильевич и человек, который знакомит читателя с ним.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» поднимает вечную тему добра и зла. Она выражена в проблеме двуличия жизни светского общества, которое за маской пышных приемов скрывает ничтожность и жестокость. Эти черты стали основой социальной проблематики произведения.

Писатель хотел продемонстрировать протест против существующей реальности, поэтому он обращает свое внимание на события прошлого, события которого схожи с теми, что происходили во времена Л.Н. Толстого. Для писателя было важным показать, что времена не изменились к лучшему, все осталось так, как было прежде.

Иван Васильевич не смог закрыть глаза на поступок Петра Владиславовича, поэтому отказывается от своей любви к его дочери Вареньке. Так тема любви плавно и в то же время резко переходит в тему крушения надежд героя.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В центре внимания рассказа лежат исторические события во времена правления Николая I. Несмотря на то что время действия – 1840-е годы, писатель помещает два временных пласта, добавляя к прошлому реальную ему действительность.

Сюжет рассказа «После бала» довольно прост: Иван Васильевич рассказывает историю о том, как он, влюбившись в молодости в Вареньку, увидел однажды, как ее отец командует экзекуцией. Эта страшная картина, которая является кульминационным эпизодом в рассказе, стала причиной того, что герой перестал посещать девушку и ее семью.

Конфликт произведения заключается в столкновении жизненных взглядов Ивана Васильевича и Петра Владиславовича. Двойная жизнь полковника становится причиной такого несоответствия жизненных позиций. Главный герой понимает, что не может принять принципы полковника, поэтому его путь вместе с Варенькой не может продолжиться. Иван Васильевич выбирает свой жизненный путь, связанный с борьбой против насилия и зла.

15 стр., 7259 слов

Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Льва Толстого

... гениальных произведений русской литературы. Одним из таких творений является рассказ «После бала», основанный на событиях, происходящих в реальности в то время. Ведь все это происходило с братом писателя. Главный персонаж — Иван Васильевич, который ...

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем является Иван Васильевич, который после увиденного не может смириться с насилием.

Антитезой стоит образ полковника, отца той девушки, в которую влюблен рассказчик. Этот образ нужен Л.Н. Толстому для того, чтобы разоблачить ложные представления о жизни, разоблачить социальную несправедливость.

С образом Вареньки связана тема любви, которая в финале произведения снижает свое значение.

8. Композиция произведения.

Композиция рассказа, которая построена на основе антитезы, представляет собой рассказ в рассказе. Антитеза проявляется и в контрасте образов, и в контрасте описываемых картин бала и того, что было после бала. Чувства главного героя тоже переданы с помощью антитезы: отец возлюбленной сначала ему представляется хорошим и приятным человек, затем впечатления полностью меняются.

Экспозиции в произведении нет, повествование начинается буквально сразу. Рассказчик повествует о событиях, которые произошли с ним в прошлом. Весь рассказ повествует о событиях одного дня.

Композиционно рассказ можно разделить на две части. Первая связана с событиями на балу, где главной становится тема любви. Вторая часть связана с картиной экзекуции, где центральной становится тема ненасилия. Уже особенности композиции позволяют донести главную мысль.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главным приемом в рассказе «После бала» становится антитеза, которая раскрывает главную идею произведения. Также автор использует художественные детали и принцип психологизма.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» демонстрирует, как один случай в жизни полностью меняет мировоззрение человека.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»

Смысл названия

Автор решил дать своему произведению название «После бала», которое несло в себе глубокий смысл. Сначала Лев Николаевич представляет читателю красивую картинку, на которой царит любовь, счастье, пышные балы и светское общество. Однако лирическому герою Ивану Васильевичу удалось узреть обратную сторону «золотой медали».

Иван Васильевич сразу же поменял своё мнение обо всех тех людях

Герой понял, что никогда не сможет стать таким же лицемерным человеком, скрывающим внутреннюю жестокость за маской благородства.

Главные герои и характеристики

  1. Иван Васильевич – пылкий юноша, благородный и доблестный, искренний, умеющий сопереживать.
  2. Иван Васильевич рассказчик – мудрый челочек с богатым прошлым. Верит в истинную взаимную любовь без всякой пошлости.
  3. Полковник Петр Владиславович – противоречивый персонаж. Создает видимость безукоризненного семьянина и настоящего христианина. При этом необоснованно жесток в отношении простых солдат.
  4. Варенька – второстепенный герой. Девушка начитанная, привлекательная, милая.

Темы произведения , В рассказе отражены:

  1. Двуличие светской жизни. Основной темой рассказа является двуличие тех людей, которые присутствовали на балу. Автор пытается показать читателю, какой ценой светские люди добивались своего присутствия на торжестве. Для них не существовало жалости и человечности. Отец Вареньки был одним из тех людей, которых затянула светская жизнь. Он жил только ради общественного мнения и совершенно забыл про внутренние чувства. Когда тот избивал татарина, то не замечал его ран, а думал о прекрасном торжестве, ради которого в очередной раз натянет маску приветливости.
  2. Тема любви. С одной стороны, писатель показывает, что намерения Ивана Васильевича не такие уж серьёзные, как тот описывает. Да, герой увлечён Варенькой и испытывает к ней тёплые чувства, но автор не описывает их как нечто возвышенное. С другой стороны, Лев Николаевич призывает к настоящим и искренним чувствам молодое поколение. Он считал, что сначала нужно смотреть на душевное составляющее, а уже потом на внешнее.
  3. Тема крушения мечты. Из-за внешности и наигранной напыщенности Вареньки главный герой не смог распознать всю ту сущность, которая была подобающей для свиты. Танцы на балу и весёлая болтовня затуманили голову Ивану, и тот совершенно забыл про душу своей возлюбленной. Однако пёстрая картинка разрушилась в одночасье одним утром. После окончания торжества вся свита сбросила свои маски и показала истинную сущность.
  4. Разрыв шаблона. Когда Иван увидел поступок Петра Владиславовича, то всеми силами пытался его оправдать. Герой не понимал, как тот статный и импозантный мужчина мог совершить такое ужасное злодеяние. Даже через время, когда Иван встречался глазами с полковником, то пытался восстановить у себя в голове образ того приветливого мужчины, каким он ему показался изначально.
  5. Пейзаж. При прочтении произведения стоит уделить особое внимание пейзажной составляющей. Во время сцены, которую увидел Иван, над местностью повис густой туман. Таким образов, Лев Николаевич сравнивает мысли главного героя, когда тот общался с семьёй Вареньки. Разум Ивана был затуманен из-за той пышности светского общества настолько, что он не смог разглядеть истинной сущности семьи возлюбленной.

Смысл финала

Сам Иван Васильевич не стал ни военным, ни служащим. История, произошедшая после бала много лет назад слишком сильно повлияла на него. Он не смог смириться с лицемерием, но и бороться против порочных и несчастных людей тоже не стал.

10 стр., 4791 слов

Героизм в произведении василий теркин. рассуждение о подвиге василия теркина

... зачем мне орден? Я согласен на медаль. Теркин, Теркин, добрый малый... А. Т. Твардовский написал выдающееся произведение о войне - поэму «Василий Теркин». Литературный герой Твардовского заслужил по праву, чтобы ... воинского долга. Василий Теркин был очень близок солдатам Великой Отечественной войны, он напоминал им их самих. Теркин вдохновлял солдат на подвиги, помогал им в годы войны и может ...

То, что уважаемый, благородный член общества оказался жестоким тираном, носящим маску, говорит о бездушности самого общества, о его нравственном кризисе.

Растерянность и наивность Ивана Васильевича может показаться слабостью. Но он увидел, рассмотрел, что так не должно поступать, что жестокость по отношению к тому, кто не может дать ответ, безнравственна и не достойна благородного человека.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Проблематика рассказа , Благодаря своему мастерству он смог точно передать такие, как:

  1. Лицемерие и криводушие. Писатель на примере полковника показывает, насколько двуличным может быть человек. Пётр Владиславович очень обходительно общается со всеми гостями на балу, а после него показывает своё презрение к низшим слоям общества.
  2. Равнодушие. Полковник не обращает внимания на мольбы солдата, который мучается от своих ран. Мужчина равнодушен к его крикам. Ему не приходит в голову, что бедный солдат может умереть от полученных увечий. Эта ситуация ещё раз подтвердила, что Пётр Владиславович является чёрствым человеком, для которого на первом месте в жизни всегда будет стоять дисциплина.
  3. Жестокость. Когда один из подчинённых полковника ослабевает свой удар, то тут же получает пощёчину от начальника. Мужчину не устраивает, что беглый татарин получил недостаточно боли, хотя у него уже вся спина превратилась к окровавленный кусок мяса, на котором нет живого места.
  4. Безнравственность . Писатель поднимает проблему нравственности дворянства, которое ценит только лож и свою личную выгоду. Пётр Владиславовчи всю свою жизнь считает себя истинным христианином, но если судить по его поступкам, то в нём нет и капли той нравственности, которую пророчит церковь.

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

Моральная ответственность человека за происходящее в обществе. Мысли Толстого о противоречиях между дворянским сословием и народом, разногласиях в дворянской среде

1 стр., 429 слов

Сочинение когда и почему любовь ивана васильевича к вареньке пошла на убыль

... сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу ... content=""Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После ... бала и другое – для муштры? Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на ...

Чем завершилось наказание шпицрутенами, и как сложилась судьба провинившегося солдата неизвестно читателям. Если он и не умер мучительной смертью, то остался инвалидом. Конечно, он совершил тяжелое по военным законам преступление – дезертировал из полка. Что послужило причиной этого неизвестно. Возможно, тяготы службы, ведь в рекруты отдавали крепостных на 25 лет.

Полковник, как офицер понимал, что дезертир, покинувший полк в мирное время, сбежит и с поля боя, что может повлечь за собой панику или гибель других. И он жестко следует закону и строго следит за его исполнением другими солдатами. В наказуемом он видит прежде всего нарушившего присягу преступника, а не страдающего человека. Полковник во всем уважает закон. Даже на балу, отстегивая шпагу перед танцем с дочерью, он сказал, улыбаясь: «Надо все по закону».

Толстой напоминает, что есть еще и другие законы – человеческие, христианские. Не случайно события происходят в завершающий день Масленицы. Это «прощеное воскресение» — день примирения, когда всеми прощается причиненное зло. Наутро, когда происходит расправа, наступает Великий пост, время очищения от грехов, покаяния, смирения и милосердия. Но полковник собственноручно отхлестал по лицу «малорослого, слабосильного солдата» за то, что тот несильно ударил несчастного, умолявшего: «Братцы, помилосердуйте». Милосердие недопустимо там, где законы защищают устои государства. Так Толстым было отражено бесправие и бессилие маленького человека против государственной системы в рассказе «После бала».

Контрастность в изображении событий, обстановки, психологического состояния героев помогает понять не только сущность личности героев, но и корни социальных противоречий в России между дворянством и простым народом, а также раскол внутри дворянского сословия на людей, принимающих существующие порядки безоговорочно, и людей, осознающих

необходимость личной ответственности за все, что творится. Иван Васильевич, несмотря на свою сословную принадлежность, ее узаконенную и бесчеловечную мораль по отношению к низшим, разделяет высшие нравственные законы человечества. Одно утро, изменившее жизнь, в рассказе «После бала» послужило переломным моментом в сознании героя, открыв ему глаза на истинное положение в обществе.

9 стр., 4407 слов

Сочинение рассуждение он вернулся к василию ивановичу и категорически заявил

... в Денщики и преподал ему первые уроки военного дела. По тому порядку, который завел Петр, Василию Ивановичу, как дворянину, надлежало уже с самого рождения определить сына к военной службе. ... добычи не коснулся, отказавшись от всего, что ему предлагали и приносили. Недаром солдаты с гордостью говаривали: «Наш Суворов в победах и во всем с нами в паю, только ...

Основная идея

Произведение рассказывает о тех событиях, которые наступили во времена правления Николая Первого. Все были напуганы восстанием декабристов, поэтому правитель решил ужесточить меры контроля над обществом. Из этого становится понятно, почему автор рассказа сравнивает усы Петра Владиславовича с усами Николая Первого. Таким образом писатель пытается показать ту тиранию, которая возникла в стране и в обществе. Основной смысл рассказа заключается в том, чтобы в разных эпизодах показать две стороны условий жизни в России: крестьяне и дворяне.

Родина разделилась на две стороны

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В основе рассказа «После бала» лежит реальный случай, произошедший с братом Л. Н. Толстого. Произведение поражает контрастностью, яркостью и самобытностью образов героев. С первых же страниц оно захватывает, заставляет с напряженным вниманием ожидать развязки.

Первая часть рассказа посвящена описанию бала у губернского предводителя — яркого и незабываемого. Главный герой, Иван Васильевич, полностью растворяется в этом волшебном празднестве — он молод и влюблен, и благосклонность любимой кружит ему голову. Он готов танцевать без конца, лишь бы иметь возможность и дальше любоваться милыми улыбками и нежным взором Вареньки. Окрыленного и опьяненного любовью Ивана Васильевича переполняет счастье: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью».

Содержание и настроение второй части рассказа абсолютно противоположны первой. Здесь события сосредоточиваются вокруг сцены жестокого наказания палками солдата-татарина, очевидцем которого стал молодой человек. Суровая действительность, соседствующая рядом с миром праздников и возвышенных мечтаний, поразила его до глУбины души. Но куда более ужасное впечатление произвело на юношу то, что командовал этим избиением отец Вареньки.

Видя полковника при исполнении служебных обязанностей, читатель невольно задумывается над тем, каков же этот человек на самом деле. Нежный и любящий отец, готовый экономить на себе, чтобы одевать, вывозить в свет любимую дочь. Или жестокий, злобный, гневливый человек, не знающий милосердия и сострадания и равнодушный к чужой трагедии? Или в нем непостижимым образом уживаются все эти качества?

Мне кажется, что последнее предположение наиболее вероятно и обусловлено оно самой эпохой, когда в кругу домашних и на службе люди вели себя совершенно по-разному. Не стоит забывать и о том, что в годы правления Николая I, прозванного Палкиным, забить до смерти провинившегося солдата не считалось преступлением.

Однако во все времена жили люди, которым были чужды зло и насилие. Я уверена, что именно они являются носителями истинных ценностей. Таков Иван Васильевич, сделавший свой нравственный выбор: он настолько был возмущен и потрясен, что отказался от карьеры военного.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» учит нас не только ценить внутренний мир человека, но и выбирать правильные ориентиры в жизни.

20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «После бала».Это рассказ о лицемерных и двуличных людях.

«… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I, подвитыми усами, белыми же подведёнными к бакенбардами и с зачёсанными вперёд висками, и та же ласковая радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными плечами, стройными ногами…» — этими словами автор хотел показать какой воспитанный и благонравный полковник, какой хороший он семьянин, как ухаживает он за дочерью, он хотел показать себя образцовым джентльменом, что он послушен всем правилам галантного кавалера. Л. Н. Толстой всеми своими словами и эмоциями хочет передать нам всю правильность, порядочность и образованность отца Вареньки, вначале он очень симпатичен автору.

«… Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…» – этим отрывком автор хочет показать нам, что несмотря на свой не очень молодой возраст он хорошо управляет собой и своим телом.

Когда автор увидел полковника после бала, он удивился его строгости и злобе, доминирующей в его сущности: «… Высокий военный в шинели и фуражке…», «… Шёл твёрдой, подрагивающей походкой, высокий военный…», «Делая вид, что он не заметил меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся…». После того, как автор увидел жестокую расправу над беззощитным татарином, он изменил всё своё представление о полковнике и, в некотором роде, о Вареньке.

Этот рассказ учит нас не судить о человеке по первому взгляду, что в душе он может быть совсем не тем, кем себя выдаёт. Великий русский критик, философ – материалист Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848 г.) когда-то сказал: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека».

Толстой Л. Н.

Сочинение по произведению на тему: «После бала»(сочинение-отзыв) (1)

В основе рассказа «После бала» лежит реальный случай, произошедший с братом Л. Н. Толстого. Произведение поражает контрастностью, яркостью и самобытностью образов героев. С первых же страниц оно захватывает, заставляет с напряженным вниманием ожидать развязки.

Первая часть рассказа посвящена описанию бала у губернского предводителя — яркого и незабываемого. Главный герой, Иван Васильевич, полностью растворяется в этом волшебном празднестве — он молод и влюблен, и благосклонность любимой кружит ему голову. Он готов танцевать без конца, лишь бы иметь возможность и дальше любоваться милыми улыбками и нежным взором Вареньки. Окрыленного и опьяненного любовью Ивана Васильевича переполняет счастье: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью».

Содержание и настроение второй части рассказа абсолютно противоположны первой. Здесь события сосредоточиваются вокруг сцены жестокого наказания палками солдата-татарина, очевидцем которого стал молодой человек. Суровая действительность, соседствующая рядом с миром праздников и возвышенных мечтаний, поразила его до глУбины души. Но куда более ужасное впечатление произвело на юношу то, что командовал этим избиением отец Вареньки.

Видя полковника при исполнении служебных обязанностей, читатель невольно задумывается над тем, каков же этот человек на самом деле. Нежный и любящий отец, готовый экономить на себе, чтобы одевать, вывозить в свет любимую дочь. Или жестокий, злобный, гневливый человек, не знающий милосердия и сострадания и равнодушный к чужой трагедии? Или в нем непостижимым образом уживаются все эти качества?

Мне кажется, что последнее предположение наиболее вероятно и обусловлено оно самой эпохой, когда в кругу домашних и на службе люди вели себя совершенно по-разному. Не стоит забывать и о том, что в годы правления Николая I, прозванного Палкиным, забить до смерти провинившегося солдата не считалось преступлением.

Однако во все времена жили люди, которым были чужды зло и насилие. Я уверена, что именно они являются носителями истинных ценностей. Таков Иван Васильевич, сделавший свой нравственный выбор: он настолько был возмущен и потрясен, что отказался от карьеры военного.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» учит нас не только ценить внутренний мир человека, но и выбирать правильные ориентиры в жизни.

Главный герой рассказа «После бала» — мужчина, которого автор называет Иван Васильевич. Будучи вовлеченным в разговор об условиях совершенствования личности, Иван Васильевич рассказал участникам разговора об одной истории, что случилась с ним в студенческие годы. Эта история круто изменила жизнь героя рассказа.

Иван Васильевич в то время был влюблен в девушку по имени Варенька, дочь полковника. Его чувства достигли кульминации на одном из балов, когда Иван Васильевич самозабвенно танцевал весь вечер с предметом своих воздыханий. В тот вечер на балу присутствовал и отец Вареньки, который показался герою рассказа очень милым и душевным человеком. Полковник покинул бал рано, сославшись на служебные дела, которые ждали его утром.

А Иван Васильевич приехал домой, когда уже светало, и не в силах уснуть от переполнявших его чувств, вышел прогуляться. На поле, недалеко от дома Вареньки, он увидел солдатский строй, через который двигалось какие-то люди. Как пояснил ему проходивший мимо кузнец, наказывали сбежавшего солдата. Подойдя ближе, Иван Васильевич увидел, как через строй тащат человека, привязанного к двум винтовкам. На его спину опускались палки, что были в руках у солдат, стоявших в строю. А рядом с наказуемым шел отец Вареньки. Сейчас это был совсем другой человек, нисколько не похожий на милого и добродушного старика, которого Иван Васильевич совсем недавно видел на балу. Когда один из солдат не попал палкой по спине провинившегося, полковник гневно закричал на этого солдата.

С тех пор любовь Ивана Васильевича медленно стала остывать. Он понимал, что в армии строгие порядки и жесткая дисциплина, но он все равно никак не мог осознать, для чего было нужно столь жестокое наказание. Герой рассказа, до того момента собиравшийся поступить на военную службу, передумал это делать после неприятной сцены. Увиденное на площади публичное наказание провинившегося солдата полностью изменило жизнь Ивана Васильевича. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «После бала» состоит в том, что существовавшие в XIX веке сословные различия значимо влияли на поведение человека в разных ситуациях. Отец Вареньки, будучи на балу, среди равных себе людей, был очаровательным человеком и заботливым отцом, который ни за что не откажется станцевать мазурку с любимой дочерью. Но, оказавшись в среде солдат, да еще и собранных для исполнения наказания, полковник превращается совсем в другого человека – жесткого и властного.

Рассказ «После бала» учит внимательно относиться к людям, с которыми приходится общаться, чтобы понять, насколько тот или иной человек прямолинеен и порядочен, или же ему свойственно быть двуличным в разных жизненных ситуациях.

В рассказе «После бала» мне понравился главный герой, Иван Васильевич. Он не остался равнодушным к сцене жесткого наказания солдата, человека из простого сословия. И хотя он не делал каких-либо попыток прекратить избиение, понимая, что не в его власти отменить наказание, протест в душе главного героя был настолько силен, что отвратил его от военной службы и погасил огонь пылкой любви к дочери полковника.

Особенности композиции и жанра

Композиция произведения построена в форме «рассказ в рассказе». Не смотря его небольшой объём, автор смог в полной мере изложить главную тему. Все события, которые полностью перевернули жизнь главного героя, произошли за одну ночь. Произведение делится на 4 смысловые части, каждая из которых связана с последующей:

Главной особенностью композиции рассказа является антитеза: бал и наказание солдата. В начале прочтения произведения перед читателями открывается чудесное торжество, на котором присутствуют все самые уважаемые люди. Однако после него описывается совершенно другая картина наказания солдата. Всё это происходит буквально за считанные часы.

Такой контраст автор использовал для того, чтобы в полной мере передать основную идею произведения.

«После бала» является рассказом, так как произведение написано в небольшом объёме и имеет одну сюжетную линию. Из-за типа «рассказ в рассказе» автор затрагивает сразу две эпохи. Таким образом он пытается показать, что спустя какое-то время в стране так ничего и не изменилось.

Направление рассказа — реализм. Это обусловлено тем, что в основу сюжета вошли реальные события, которые раскрывают проблемы общества в ту эпоху.

Вывод и актуальность

События, которые произошли с главным героем, полностью перевернули все его взгляды на жизнь. В конце произведения Лев Николаевич не делает никаких выводов, а только описывает мысли Ивана, который уверен, что полковник знает что-то такое, чего не дано знать ему. Однако молодой человек до конца не может смириться с тем, что увидел. Главный герой сделал для себя вывод, что больше никогда не будет мечтать о поступлении в военную службу. Для него теперь все дворяне стали чем-то противным, что скрывает своё настоящее лицо за маской добродушия.

Тематика произведения остаётся актуальной и в настоящее время. Даже сейчас есть такие люди, которые скрывают своё равнодушие и тиранию. Однако мораль писателя так и не удастся понять. Он предлагает каждому читателю самостоятельно сделать выводы из прочитанного. Произведение «После бала» может стать аргументом для сочинения на тему «Нравственный выбор».

Характеристика героев

  • Иван Васильевич – главный герой, от его лица ведется повествование в рассказе, вовремя описываемых событий он был студентом в провинциальном городе, он был богат и знатен, отличительными чертами этого героя являются совестливость, впечатлительность, справедливость, сострадание. Он стал свидетелем мерзкой для него ситуации, поэтому решил не связывать свою жизнь с девушкой, чей отец издевается над людьми. Чрезвычайно эмоциональная натура.
  • Варенька – возлюбленная главного героя, высокого роста, статная, любит светское общество, с обаятельной пленительной улыбкой, добрая, отвечала взаимностью на чувства Ивана Васильевича.
  • Полковник Б. – пожилой, хорошо выглядит, статный военный, имеет ласковую улыбку, обходительные манеры, рассказчик делает вывод, что полковник ради дочери экономит на себе, например, носит только казенные сапоги. Совсем в ином свете предстаёт этот персонаж после бала, когда на городской площади происходит наказание беглого солдата, он жесток, за то, что другой солдат недостаточно сильно ударил беглеца, наносит солдату удар.
  • Татарин – беглый солдат, которого полковник Б., отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича, жестоко наказывает на городской площади, его бьют шпицрутенами (шпицрутены — это длинные гибкие прутья диаметром около 4 см и длиной около 2 м), его вероятно приговорили к 1500 ударам, все это жуткое мероприятие сопровождается игрой на флейте и барабанным боем, несмотря на то, что солдат просит сжалиться над ним, солдаты продолжают его бить по приказу полковника.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Толстой Л. Н. «После бала», краткий анализ 410 руб.
  • Реферат Толстой Л. Н. «После бала», краткий анализ 260 руб.
  • Контрольная работа Толстой Л. Н. «После бала», краткий анализ 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Иван Васильевич — пожилой и мудрый человек, готовый поделиться с молодёжью жизненным опытом.

После разговора об условиях, которые необходимы человеку для личного самосовершенствования, Иван Васильевич поднимает давно мучающий его вопрос:

может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя – или всё дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?

Чтобы понять это, Иван Васильевич вспоминает историю, которая очень впечатлила его, заставила сопереживать, а главное – изменила всю его жизнь.

Случилась она во времена правления Николая І. Иван Васильевич был тогда двадцатилетним юношей, студентом провинциального университета. Он жил вместе с братом на квартире, «был веселый, бойкий малый»

, богатый, вел типичную для представителей дворянства беззаботную жизнь: ездил верхом на иноходце, катался с девушками с гор, кутил, пил шампанское, танцевал и особенно любил балы и вечера. Понятно, что, как и большинство молодых людей его возраста и его дворянского окружения, он не знал серьёзных жизненных тяжб, не задумывался над глобальными вопросами, которые так волновали простого русского человека.

Красивый и богатый юноша был по натуре добрым и порядочным, но одновременно легкомысленным, мало рассуждающим, не интересующимся жизнью русского народа.

«…Не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились».

Мир рассказчика был полон любви и романтики. Он наслаждался жизнью и мечтал о военной карьере. Но после « одной ночи, или скорее утра»

жизнь его круто переменилась.

В последний день масленицы случилось ему веселиться на балу у губернского предводителя. Счастливый и довольный жизнью юноша был в восторге от чудесного бала, знаменитых музыкантов и великолепного буфета с морем шампанского.

Кроме того, Иван Васильевич был серьёзно влюблён. Влюбляться приходилось ему много раз, но это была самая сильная его любовь. Он был очарован Варенькой Б., « высокой, стройной, грациозной и величественной, именно величественной».

Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой.

Не только Иван Васильевич любовался Варенькой. Она за, — вспоминает рассказчик. Это состояние безмерного счастья, блаженства и искренней влюблённости делали из него « какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро

».

Это восторженно-нежное чувство юноша испытывал не только к Вареньке, но и к её отцу, с похожей ласково-радостной улыбкой. Он был очарован замечательным, добрым, тихим отцом-полковником.

Отец Вареньки

был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. …Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им.

Иван Васильевич признавался: « Я невольно соединял её и его в одном нежном умилённом чувстве

».

После волшебного вечера, полного любви, надежд и грёз, юноша понимает, что он слишком счастлив для того, чтобы уснуть, и решает пройтись по утреннему городу. Гуляя по улице, молодой человек невольно видит страшную сцену экзекуции — так называлось наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь строй, избивая палками или прутьями.

Иван Васильевич видит, как под командованием «доброго» и обаятельного отца Вареньки солдаты избивали за побег татарина. Влюблённый юноша наблюдает, как полковник своей сильной рукой, нежно поддерживавшей ещё вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу малорослого солдатика за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

Отец Вареньки замечает Ивана Васильевича в толпе зевак и узнаёт его, однако поспешно отворачивается от возлюбленного дочери. Кажется, что полковник ничуть не сомневается, что делает всё «по закону».

Но ведь эта случайная встреча с Иваном Васильевичем разозлила его. Почему? Может, старик в глубине души чувствует, что слепо руководствуясь бесчеловечными законами, педантично исполняя их, поступает неправильно, делает что-то не так в своей жизни.

Однако полковнику не суждено понять, что не тому закону следует, что он всего лишь винтик в мощном механизме николаевского правления.

Поэтому Петру Владиславовичу должно быть стыдно за свой жизненный выбор, за то, что именно он, а не Иван Васильевич, «уличён в самом постыдном поступке».

Картина экзекуции, которая предстала перед влюблённым рассказчиком, полностью разрушила его мечты. Реальная действительность грубо вторглась в мир жизнерадостного юноши, беспощадно поломав его.

Молодой человек в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры? Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях: и на балу, танцуя с дочерью, и на плацу, руководя жестокой расправой.

Сознание Ивана Васильевича не может вместить всего ужаса открывшейся ему правды. Юноша думает так:

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

И он пытается понять, что заставляет полковника быть таким жестоким. Со временем внутренний конфликт героя перерастает в стихийное противостояние тому укладу жизни, который установился и укрепился в русском обществе 19 века, той среде, в которой принято выполнять всё по закону государственному, но никак не по закону Божьему.

Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил мечты о военной службе, чувствуя сердцем всю противоестественность установленных правил.

Поэтому его пылкая любовь начала угасать. В той жизни, фрагмент которой ему случайно довелось увидеть, нет места простым человеческим чувствам: жалости, милосердию, состраданию, справедливости. В той бездушной атмосфере в нём бы погиб человек.

Так что Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым человеком.

Изменив своё отношение к жизни, распорядившись ею совсем не так, как мечталось в юности, Иван Васильевич думает, что жизнь свою прожил зря, не принеся пользы ни Отечеству, ни людям, ни себе самому. Но окружающие так не считают.

«Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, — сказал один из нас. — Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Эта фраза выражает общее мнение собравшихся, и становится понятным, что беседующая молодёжь считает Ивана Васильевича своим учителем — учителем жизни, каким являлся и является по сей день автор рассказа – Лев Николаевич Толстой.