Мое любимое стихотворение лермонтова бородино

Сочинение
  1. Сочинения
  2. Война
  3. Бородинское сражение, битва

Кутузов всегда говорил о российских воинах Бородинской битвы, как о храбрых, мужественных и верных защитниках своей страны, своей семьи. Я могу сказать, что именно такие главные качества солдат и являются основной победоносной силой нашей армии.

Вместе с этим наша армия была сильной, уверенная своей правотой. Солдаты и офицеры чувствовали, что правда на их стороне. Это позволяло им не сомневаться в своей победе. Поэтому они шли вперед, веря, что защищают свою семью, свой народ, свое государство от злобного врага. Конечно, сила российской армии заключалась и в огромной любви каждого солдата к своей Родине, в готовности стоять насмерть за нее. Многие солдаты жертвовали не только своим здоровьем, но и даже своей жизнью ради всей страны, нескольких людей и даже одного человека. Боевой дух всех воинов, солдат и офицеров был на высоте. Они всегда верили в свою победу и упорно шли к ней, преодолевая трудности военного времени. Разумеется, подготовка и вооружение действующей армии играет одну из основных ролей в исходе всех битв. Оснащение российских войск всегда было одним из наилучших в мире.

Я считаю, что такие аргументы позволили победить в войне против французских воинов-захватчиков. Мне хотелось бы пожелать действующей армии России, чтобы в ещё рядах были храбрые и мужественные воины, искренне любящие свою Родину и всегда готовые защищать ее.

Сочинение часто дают в 3, 4, 5 классе.

Другие сочинения: ← И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет…↑ ВойнаВойна 1941-1945 →

Сочинение 2

На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.

В качестве примера, можно привести Бородинское сражение, которое одним из лучших описал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1827 году.

Перед многими авторами встает проблема, какими словами и стилем донести свои произведения до читателя. Михаилу Юрьевичу удалось найти прекрасное решение.

Повествование в стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве.

Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на победу. Но чувство долга, чести и любовь к Родине обычных солдат, грамотное командование полководцев, позволили дать отпор противнику.

Детальный рассказ о быте, мыслях и чувствах воинов, описание битвы дают возможность почувствовать себя участником тех сражений. Стоит вспомнить в какое время проходило это действие. Оснащение нашей армии было скудным. Фактически большая часть битв происходила в рукопашную. Тяжело понять, как тем людям хватало смелости и выдержки, чтобы продолжать сражаться в условиях, когда земля под ногам ‘горела’, поле было усыпано телами воинов и лошадей, вокруг были столбы дыма и то и дело мимо пролетали ядра из пушек, стирая возможность ориентироваться.

11 стр., 5203 слов

Сочинение честь и достоинство в песне про купца калашникова

... в поэме «Песня про купца Калашникова» противостоит декабристское утверждение активного характера русского человека, идущего на борьбу за свою честь, за правду. Таков Степан Парамонович Калашников. Он отстаивает свое человеческое достоинство, ... – простой купец Калашников, муж Алены Дмитревны. Над ней глумица опричник и тем самым бросает на его семью тень. Купец честный, правильный и храбрый человек. ...

Весь стих пропитан болью, тяжестью и чувством неизвестности за будущее. Каждый день мог стать решающим. Но в то же время, какое-то едва уловимое чувства спокойствия и уверенности автора повествования, дает нам возможность и надежду, что найдутся силы у простого русского солдата дать бой и отстоять родную землю.

Также рассказчик поднимает насущную проблему смены поколений. Участник тех сражений, посредством своего опыта, говорит об утрате чувство долга, чести, патриотизма и мощи. Тогда полководцы шли в бой вместе с солдатами плечом к плечу несмотря на ранги и регалии в одном строю. Но возможно это лишь тоска об ушедшем времени, молодости и людей, которые так и остались лежать в той сырой земле.

Благодаря таким произведениям как Бородино, у последующих поколений формируется понимание, каким трудом дается мирное небо над головой. Это прекрасное напоминание о том, что нужно ценить, уважать и гордиться своими предками, которые имея минимальное вооружение, а в большей степени за счет патриотизма, внутренней мощи смогли не сломаться под натиском врага.

Другие темы: ← По поэме Мцыри↑ ЛермонтовГерой нашего времени по произведению →

`

Сочинение «Бородинское сражение моими глазами».

Сочинение ученицы 7 класса

Бельковой Екатерины

«Бородинское сражение моими глазами».

Война… произносишь это слово, и сердце сжимает тревога и страх, оно пропитано слезами и кровью миллионов погибших русских людей. Но именно в такие минуты тяжких испытаний, какими являются военные действия, нация объединяется, крепнет. Народу открывается настоящее, то, ради чего стоит жить и умирать. Шелуха повседневных бытовых дрязг и неурядиц исчезает, и сердца бьются, как одно, и в каждом человеке обнаруживается хорошее и честное начало. Они поступают так, как должно, как подсказывает им совесть. Мы часто слышим, читаем о необычности русского характера, о загадочной русской душе. Так вот одной из граней этой непознанной души русского человека является умение собраться в самые трудные для Отечества моменты: навалиться всем народом, проявить волю, мужество, искреннюю, непоказанную любовь к Родине. На мой взгляд, Бородинское сражение является классическим образцом кровной связи простого русского человека с родной землей, умение взять ответственность на себя, проявить лучшие качества, сплотиться в единую нацию, чтобы избежать катастрофы. Как бы это странно не звучало, но и Бородинское сражение, и вся война 1812 года против французских захватчиков помогли людям через большую кровь, через ошибки сплотиться, понять свои заблуждения, мелочный эгоизм, отделить подменные ценности от мнимых и фальшивых. Россия накануне бородинского сражения стала единой семьей, потому что чувство патриотизма и общности придает войне и народному сопротивлению общественный характер. Я прочитала мемуары великих полководцев того времени и поняла, что исход сражения в русской армии решало не количество боеприпасов, ружей, пушек (хотя и это было важно), а сила духа и нравственное превосходство российского войска над противниками. Мы защищали свою землю, свои семьи и право своих детей на будущее. Без этого чувства правды не могло быть победы ни в 1812, ни 1945, не могло быть сплоченной, как монолит, армии, ни могло быть нации.

6 стр., 2681 слов

Русский характер в литературе (характер русского человека)

... изображает русский национальный характер человека, его нелёгкой судьбы, отражая всё это в литературе. Одной из моих самых любимых сказок ... если все это прозвучит из уст иностранца. Сочинение «Русский национальный характер в нашей отечественной литературе». Русская литература – ... нас, в большинстве случаев мы ее переложим на кого-то другого. Русскому человеку иногда кажется «что в соседском огороде ...

Сейчас Бородинское поле выглядит мирно, как будто и не гремели здесь никогда взрывы снарядов, не раздавался визг пуль, не лилась рекой кровь. Я знаю, что наконец-то там создан мемориал и вся территория, на которой проходили бои, объявлена заповедной. Память о великих победах наших предков нужно хранить: это наша история. Нация, не знающая и не уважающая свое прошлое, не имеет будущего.

Мне выпало счастье побывать на Бородинском поле, подниматься на те же курганы, где некогда находились наши и французские войска. Странное ощущение не покидало меня: я как бы окунулась в гущу событий, происшедших 7 сентября 1812 года. Стало ясно, что мудрый Кутузов при помощи боя за Шевардинский редут развернул свою и французскую армии флангом к реке. Он прикрылся справа ею и сильной конницей Уварова и Платова. Но зачем? Ведь ослабленный и неукрепленный левый фланг был открыт. И вот я как воочию вижу летит могучая французская кавалерия, сотрясая землю, и всей своей силой бьет в слабое место наших войск. Атака была подобна удару тяжелого острого меча… но железный клин увяз в человеческой массе, удар замедлился и остановился. Десятки тысяч русских были вырублены и выбиты смертельным огнем артиллерий и пехоты. Планы Кутузова осуществились: французская кавалерия перестала существовать как боевая единица, погибли или были взяты в плен ее лучшие генералы.

Чуть дальше, за тем пригорком (если восполнить схему битвы) находилась наполеоновская пехота. Команда, атака. Штыковой бой! Русские солдаты, если кончались заряды для ружей или ломался штык, рвали противника руками, вгрызались зубами во вражеские тела. Я это вижу. Я знаю, что, было так. За нами – Москва!

А вот здесь, в центре поля, находилась знаменитая батарея Раевского, куда был направлен главный удар тяжелой французской конницы, пехоты и артиллерии и где погибли десятки тысяч людей. Явственно вижу простые лица солдат, слышу их незатейливые шутки. Что это мираж, видение? А может, души погибших связаны с этой землей навечно? И сейчас смотрят на своих потомков с наивным любопытством: «Кто вы? Какие вы? А вы сможете, если придет час, отстоять родную землю?» Что им ответить?

Каждый, из находившихся в тот день на Бородинском поле, хотел выжить и не раз испытывал ужас смерти, но трусов и сбежавших не было. В полках, стоявших в резерве, сотни людей были выбиты артиллерийским огнем. Но ряды русских продолжали стоять под ударами и огнем неподвижно. Они ожидали команду к атаке, которая могла раздаться в любой момент. Великий полководец Наполеон и его огромная закаленная армия ничего не могут поделать с этой непонятной волей и стойкостью. Французская армия столкнулась с живой стенкой, поэтому, находясь на острове Святой Елены, Наполеон по достоинству оценил своего противника, сказав, что при Бородине французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

7 стр., 3021 слов

Мое любимое стихотворение Лермонтова — «Осень»

... По содержанию, она жена простого бедного военного офицера Николая Алмазова. Сочинение: Мое любимое стихотворение Лермонтова — «Осень» (369 слов) О Михаиле Юрьевиче Лермонтове ... 6 класс Другие сочинения: ← Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус↑ ЛермонтовМое любимое стихотворение Лермонтова Тучи → Сочинение 2 М.Ю. Лермонтов довольно ... после теплого лета. «Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; ...

Народ, почувствовавший себя одной семьей и вышедшей отстаивать свой дом от захватчика, нельзя победить. В Бородинском сражении русскими была одержана нравственная т стратегическая победа, хотя они и потеряли больше людей, отступили с поля боя и затем оставили Москву. Вспоминаются слова льва Николаевича Толстого, подтверждающие мое мнение: «… победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получило в своем разбеге смертельную рану».

Небольшая деревенька под названием Бородино, но это название знает каждый просвещенный человек. Я не знаю, важно ли это для европейцев, а для русского человека просто необходимо. Стоишь посреди Бородинского поля, где каждый метр земли пропитан кровью, и чувствуешь живую связь времен. Это наша история! Это наша слава! Сколько таких безымянных курганов, полей по всей России, на которых в лязге сабель и громе выстрелов решалась судьба нашего Отечества – России. Хочется закончить свое сочинение словами великого Кутузова: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отчаянной храбрости российских воинов…».

Популярные сочинения

  • Сочинение от 1 лица по картине Мороз и солнце Цыплакова (от первого лица)

    На дворе стоит середина зимы. Сегодня день выдался очень морозный и солнечный, и я оделся как можно теплее, ведь мне предстоит ехать по такому морозу в открытой повозке. Я одел теплый тулуп, шапку и валенки

  • Как я в первый раз встал на коньки сочинение

    Зима – прекрасное время года. Лично у меня оно ассоциируется с праздниками, каникулами и конечно же подарками. Именно в это время все наполняется волшебством и прекрасной сказочной атмосферой

  • Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

    Михаил Юрьевич – одинокая и свободолюбивая личность. Этот мир с малых лет воспринимался поэтом, как жестокое и недружелюбное место. Будучи маленьким мальчиком, он потерял мать

Сочинение на тему мое любимое стихотворение лермонтова бородино

Главная Сочинения по литературе Стихотворение Лермонтова Бородино – сочинение Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению. Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим. Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы: Однако же в преданьях славы Все громче Рымника, Полтавы Гремит Бородино. Скорей обманет глас пророчий, Скорей небес погаснут очи, Чем в памяти сынов полночи Изгладится оно. В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках: Мой пал товарищ, кровь лилася, Душа от мщения тряслася, И пуля смерти понеслася Из моего ружья. Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину. Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз». Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки: «Брат, слушай песню непогоды: Она дика, как песнь свободы». Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера. Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности. Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом. Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном. Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.).

1 стр., 464 слов

Образ военнослужащего в русской истории

... население, готовое в любой момент защищать свой дом и свою страну от неприятеля. Русский солдат Несколько интересных сочинений Маргарита Степановна ... и принятия божьей воли И.С.Тургенев показал в своём рассказе «Живые мощи». В образе главной героини Лукерьи автор отразил ... долгих и кровопролитных сражений, стойкого отпора и стратегический действий. Никто не ожидал, что русский солдат не только ...

3 стр., 1395 слов

Сочинение расскажи мне солдат о себе

... к ордену Красой звезды. На месте его гибели установлен, сделанный руками солдат – памятник». 25 февраля ... коллектив, завоевать авторитет. Вот что пишет о нем его командир брату Александра Муравину, ... горящую машину на врага, который обстреливал колону, вывел машину, горящую из колоны, тем самым ... на могилах: погиб в Афганистане, все знали — погиб в Афганистане. Да, но разве можно было предположить себе ...

С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).

Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии». Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи. Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д. Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой. Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи». Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него: Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат: Вам не видать таких сражений!.. Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролететь мешала Гора кровавых тел. … Земля тряслась – как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри». Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение. «Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

11 стр., 5103 слов

Мужество и героизм русских воинов в Бородинском сражении, значение ...

... ополченцы, как правило, распускались по домам, в то время как солдаты служили по 25 лет. В 1812 году около 300 тысяч добровольцев из народа составили ряды ополченцев. Ополчение было одним ... тем, значительная часть русской армии была задействована на юге, где продолжалась война с Турцией. В 1811 году командующим армией, действующей на юге, был назначен М.И. Кутузов. Ему удалось ...

Вопрос:

Помогите написать примерное сочинение по тексту Бардышева. Помогите написать примерное сочинение по тексту Бардышева. НУЖНО СДЕЛАТЬ ВСЁ ПО СТРУКТУРЕ ЕГЭ. (1)0 Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2)Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления. (З)Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4)Ваше положение — аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5)Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует. (7)1£стественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8)На карту поставлена судьба отчизны. (9)Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (Ю)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих… (11)Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13)Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать… (14)Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15)Положение почти безнадёжное! (16)На чём же держится решимость Кутузова? (17)На упрямстве? (18)На неуступчивой злобе? (19)На отчаянии? (20)Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)Нет! (22)Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23)Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24)Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25)Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26)Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27)Но она не учитывает одного: люди — это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28)Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29)Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (ЗО)Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Всё, мужики, прекращаем бойню! (31)Мы проиграли!» (32)На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (ЗЗ)Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34)В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35)Кутузов понимал это лучше остальных. (36)»Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!» — говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины. (37)История — это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38)Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, — это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая личность. (39)Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность — силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории.

3 стр., 1262 слов

Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории (по роману ...

... решающая сила в истории. Поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в войне 1812 года является отношение к народу, понимание его. Известно, что автор отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании, ...

Ответы:

Какова роль личности в истории? Что определяет ход истории? Над такими вопросами рассуждает И.Т. Бардышев. Автор предлагает читателю подумать об игре в шахматы. Бардышев считает, что человек, попав в игру с сильным соперником, по совету окружающих, скорее всего сдастся. Этот пример рассказчик приводит для того, чтобы нагляднее объяснить положение Кутузова в Бородинском сражении: гонец сообщает, что армия больше сражаться не может, нужно отступать. Автор уверен: опытный полководец, как и талантливый шахматист, видит выигрышный ход, которого остальные не замечают. Автор отмечает, что Кутузов рассматривал не численность солдат, а их дух, готовность к бою. Бардышев убежден: такие личные качества человека, как решимость, упорство влияют на результат сражения куда больше военной тактики. В шахматах, по словам рассказчика, пешка вынуждена «уступить мощи ферзя». Автор отмечает, что в реальном бою большую роль играет самоотверженность и отвага солдата. Не случайно Кутузов понимал это, он был по-настоящему опытным полководцем. Автор считает, что от личности, от её нравственных качеств может зависеть исход исторических событий; Я согласна с мнением Бардышева. Развитие человечества часто зависит от личных качеств конкретных людей. Опытный полководец знает, что нужно действовать в соответствии с желаниями бойцов. Подтверждение моей мысли можно найти в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир». Одна из центральных проблем романа- роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. По мнению писателя, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своем величии, поэтому обречен на поражение. Человеком, который совершил в своей жизни много великого и героического можно назвать Петра 1. А.С. Пушкин писал в «Медном всаднике»: Природой здесь на суждено В Европу прорубить окно… Эти строки написаны о Петре первом. Он- человек, изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Таким образом, отдельный человек может сыграть значительную роль в судьбе целой страны.Нужно помнить об этом, интересоваться историей великих людей, чьи решения повлияли на ход событий нашего государства.

19 стр., 9047 слов

Коррекция эмоционального развития ребенка в раннем детстве (от ...

... направления и динамику психофизического развития ребенка: Младенческий возраст (от 0 до 1 года) В младенческом возрасте выделяется 3 этапа: - новорожденность (0-1мес.) ребенок подготавливается к ... ребенка; 3. Принятие вертикального положения; 4. Критический период в нервно-психическом развитии (3-ий год жизни); 5. Пубертатный период. Основные особенности развития ребенка раннего возраста 1. Быстрый ...

Помогите написать примерное сочинение по тексту Бардышева. Помогите написать примерное…

Помогите написать примерное сочинение по тексту Бардышева. Помогите написать примерное сочинение по тексту Бардышева. НУЖНО СДЕЛАТЬ ВСЁ ПО СТРУКТУРЕ ЕГЭ. (1)0 Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2)Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.

(З)Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4)Ваше положение — аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5)Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует.

(7)1£стественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8)На карту поставлена судьба отчизны. (9)Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (Ю)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих… (11)Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13)Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать… (14)Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15)Положение почти безнадёжное! (16)На чём же держится решимость Кутузова? (17)На упрямстве? (18)На неуступчивой злобе? (19)На отчаянии? (20)Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)Нет!

(22)Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23)Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24)Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25)Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26)Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27)Но она не учитывает одного: люди — это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28)Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29)Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (ЗО)Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Всё, мужики, прекращаем бойню! (31)Мы проиграли!» (32)На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (ЗЗ)Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34)В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35)Кутузов понимал это лучше остальных. (36)»Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!» — говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины. (37)История — это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38)Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, — это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая личность. (39)Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность — силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории.

Александр Порфирьевич Бородин

Бородин — неповторимо своеобразный композитор. Он проявил себя и как крупный ученый, общественный деятель. В музыке Бородин во многом продолжал традиции Глинки. Замечательно характеризуют облик композитора слова В. В. Стасова: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского

народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве Бородина встречаются образы лирические, задушевные, чарующе-искренние, полные страсти и нежности. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия — широкая, песенная, пластичная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина. Здесь он выступает как новатор, создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Все средства используются у Бородина гармонично и подчинены строгой логике развития. Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Маленький Саша отличался разнообразными способностями и был трудолюбив. Еще в детстве он усвоил три иностранных языка — французский, немецкий и английский, а в молодые годы изучил и итальянский. Во время прогулок мальчик любил слушать духовой оркестр, затем подбирал дома по слуху услышанное. Мать будущего композитора была любительницей музыки: пела русские песни и романсы, играла на гитаре. Она заметила музыкальные способности мальчика. В восемь лет он начинает брать уроки игры сперва на флейте, а потом и на фортепиано. В девять лет Саша сочинил свою первую музыкальную пьесу — польку «Элен», в тринадцать лет — небольшой концерт для флейты. Помимо музыки Бородин с детских лет увлекался химией и естествознанием. Его товарищем был музыкально одаренный Миша Щиглев, отец которого преподавал математику в Александровском лицее. Мальчики вместе учились музыке, играли в четыре руки, посещали симфонические концерты. В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию. Занимался он с рвением и самоотверженностью. Теперь для музыки оставалось меньше времени, но при случае Бородин всегда старался поиграть в ансамбле, слушал с приятелями — такими же любителями музыки — романсы Алябьева, Варламова, Гурилева и Вильбоа и сам пытался сочинять романсы, похожие на них. Сочинял он и камерные ансамбли. Его струнное трио на тему русской городской песнироманса «Чем тебя я огорчила» очень нравилось друзьям. Уже тогда юноша на всю жизнь проникся глубокой любовью к Глинке. Оперу «Иван Сусанин» знал наизусть. Занимаясь на четвертом курсе академии, Бородин одновременно изучал гармонию и полифонию. По окончании Медико-хирургической академии Бородин некоторое время служил в госпитале. В 1858 году он защитил диссертацию и получил звание доктора наук. Как подающего большие надежды молодого ученого, его на три года направили в научную командировку за границу. В 1859 году Бородин прибыл в Германию в старинный университетский город Гейдельберг, один из тогдашних научных центров Европы. Там находились и другие молодые русские ученые: Сеченов, Юнге, Боткин и Менделеев. Всех их объединяли дружба, увлеченность наукой и любовь к музыке. Ко времени окончания командировки Бородин был уже автором многих печатных научных трудов. В Гейдельберге Бородин познакомился с талантливой русской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Своей одухотворенной игрой она сумела пробудить в Бородине горячую любовь к Шопену, Шуману, Листу, которую он пронес через всю свою жизнь. Впоследствии Екатерина Сергеевна стала женой Бородина. В 1862 году Бородин вернулся в Петербург и стал профессором на кафедре химии в Медико-хирургической академии. В том же году произошло другое важное событие: он познакомился с Балакиревым, сблизился с ним и стал членом балакиревского кружка. По совету старшего друга Бородин начал писать симфонию. Над ней он проработал около семи лет. Первая симфония с большим успехом была исполнена 16 января 1869 года в концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева. Это положило начало признанию Бородина как композитора. Тогда же появились его песни-сказки «Спящая княжна» и «Морская царевна», могучая «Песня темного леса», драматическая баллада «Море», а также лирические романсы «Отравой полны мои песни» (на слова Гейне), «Фальшивая нота». В 1869 году была задумана новая симфония героического характера (закончена в 1876 году).

Друзья композитора называли ее «славянской героической’, «львиной», «богатырской». В том же году началась работа и над оперой «Князь Игорь», длившаяся много лет. В конце 70х и в 80е годы музыка Бородина постепенно получает признание на родине и за границей. В 1877 году он познакомился со знаменитым венгерским композитором и пианистом Ференцем Листом. По инициативе Листа первая симфония Бородина была исполнена на музыкальном фестивале в Баден-Бадене. Успех был огромным. Зимою 1879 года в одном из камерных концертов Русского музыкального общества исполнялось новое произведение — струнный квартет Бородина. Все привлекало в этой обаятельной «беседе» четырех инструментов: плавность и широта развития музыкальной мысли, удивительная пластичность и напевность мелодии. Прошло немногим более двух лет, и вот 26 января 1882 года в одном из московских концертов Русского музыкального общества прозвучал уже второй бородинский квартет в характере сосредоточенного лирического раздумья. Особенно понравилась слушателям медленная третья часть — «Ноктюрн» — жемчужина русской песенной лирики. Осенью того же года второй квартет успешно исполнялся в Петербурге. Уже тогда любители камерной ансамблевой музыки поняли, что вместе с ансамблями Чайковского струнные квартеты Бородина явились ценным вкладом в сокровищницу инструментальной музыки. В 80е годы Бородин сочиняет несколько ярких романсов и песен: «Для берегов отчизны дальной» на стихи Пушкина, характерные иронические, картинки «У людей-то в дому» на слова Некрасова и «Спесь» на слова А. Толстого, поэтичную «Арабскую мелодию». Творческой удачей оказались также программная симфоническая картина «В Средней Азии» и «Маленькая сюита» для фортепиано. Интенсивно шла работа над третьей симфонией, отдельные части которой проигрывались композитором в кругу друзей. Продолжалась и работа над оперой. Незадолго до смерти Бородин создал увертюру, арию Игоря, хор поселян. Но все же сочинение оперы подвигалось медленно. Композитор был перегружен научной и общественной работой. Музыкальному творчеству мешала неустроенность быта, тяжелые болезни жены. В 80е годы произведения Бородина все чаще и чаще исполняются на родине и за рубежом. Его симфонии и квартеты завоевывают мировую славу и становятся популярны в Европе и Америке. Исполнение музыки Бородина в 1886 году в Антверпене носило характер триумфа. Утро воскресного дня 15 февраля 1887 года было посвящено сочинению грандиозного «богатырского» финала третьей симфонии, а вечером того же дня Бородин скоропостижно скончался от сердечного приступа. Третья симфония осталась незаписанной и фактически была потеряна для русской музыки. Ибо Глазунов, запомнивший наизусть общий план симфонии, восстановил по сохранившимся наброскам только две ее первые части. Не успел завершить Бородин и оперу «Князь Игорь». Ее закончили Глазунов и Римский-Корсаков. По памяти Глазунов восстановил увертюру, которую не раз слышал в исполнении автора. Он же по эскизам Бородина написал весь третий акт. Римский-Корсаков заново оркестровал оперу и многое отредактировал в ней. Премьера оперы состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра в Петербурге. Оперу встретили очень тепло. В Москве она впервые была поставлена в 1898 году и вскоре стала одним из любимых репертуарных произведений.

Вариант 2

Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества, среди обычных людей и среди знати того времени. Данное стихотворение несет много ответов на разные вопросы, которые так же актуальны и ныне. Стихотворение пронизано энергией и чувствами людей, которые переживали войну, они еще молодые и им хочется быть героями, совершать подвиги. В те времена многие мальчишки хотели совершить какой-то подвиг в своей жизни, запомниться чем-то.

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.