Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха

Сочинение

В народной оде, начинающейся с речи молодого человека и заканчивающейся памятью о его дяде, рассказывается о битве вблизи Бородино, в котором участвовал родственник юноши.

Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха

Тот эмоционально говорит о событиях тех лет, выражая похвалу своему поколению и слова возмущения современному обществу. Он вспоминает детали битвы, то, что командир сказал войску отступить, и это привело к бешенству старых вояк. Затем пришло время сражаться в конечном бою.

Началось сражение с перестрелки, продолжавшейся несколько дней безрезультатно, а закончилось бездействием русских войск. Дядя говорит, что французы радовались отступлению и поражению русского войска, но на утро полковник вселил уверенность в русских солдат, и те победили в Бородинской битве.

Главные герои

Действующих лиц в картине двое дядя с юношей-рассказчиком. Первый является старым солдатом, который побывал на войне двенадцатого года и рассказывает, как проходило Бородинское сражение. Он считается ветераном, который все видел и чувствовал на войне.

Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха

Герой трезво оценивает события тех лет, дает свою оценку происходящему, выражает гордость за русских, а также высказывает разочарование о современном обществе.

Юноша выступает в роли молодого человека, которого интересует судьба и история Родины, ему любопытно знать подробности Отечественной войны. Поэтому он приходит к дяде и спрашивает у того, как участника тех лет, что происходило. Он осведомлен о Бородинской битве, знает, что ее помнит вся Россия, и выражает надежду, что молодое поколение начнет брать пример с ветеранов, встанет мужественно за Отчизну в нужный час и будет защищать ее.

Это интересно:

Познакомились они в 1836 году, когда Михаил Юрьевич занимался в мастерской рисованием. Андреев в то время заказал свой портрет в честь 25-летия сражения. Тогда-то писатель и познакомился с участником и узнал подробности его жизни.

11 стр., 5103 слов

Мужество и героизм русских воинов в Бородинском сражении, значение ...

... определивших народный характер войны. Обмундирование русской армии этого времени резко различалось по родам войск. Это облегчало управление войсками в ходе сражения. Пехота шла в атаку во весь ... языков”, говорили тогда, шло на Россию. Такой состав армии завоевателей, безусловно, ослаблял ее боеспособность. Народы, порабощенные Наполеоном, не были заинтересованы в его завоевательных войнах, что не ...

История создания «Бородино» Лермонтова

История необычная. С самого детства М. Ю. Лермонтов находился в окружении людей, переживших многие отечественные войны, в том числе и Бородино.

Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха

Все они оказали огромное влияние на автора и помогли ему осознать свой жизненный путь. К тому же, когда писатель подрос, его взяли в армию, где он также познакомился с участниками того военного события.

Год написания «Бородино» 1836.

В конечном счете, в 1837 году в местном журнале было издано знаменитое детище автора, которое прославило его на весь мир. Интересно, что оно сразу получило много отзывов.

Анализ стихотворения «Бородино»

Стихотворный рассказ считается откликом Михаила на произошедшие события и героизм ополченцев 1812 года. Он написал его, воодушевляясь юбилеем победы над французами. Здесь автор раскрывает тему отношения народа и человека к Родине и иные темы.

Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха

По сюжету детище писателя представляет собой комплексное повествование о битве под Бородино от участника тех лет. В рассказе дается оценка и выражается гордость за простых людей, высказывается восхищение смелостью и отвагой народа.

Проводя анализ текста, также важно уточнить значение некоторых цитат. Это поспособствует лучшему пониманию стихотворения:

  • «зимние квартиры» казармы вблизи городов, в которых солдаты жили во время войны,
  • «уж мы пойдем ломить стеною» хождение солдат на неприятеля стенка на стенку, уничтожение врага врукопашную,
  • «нынешнее племя» современное поколение в ироничном звучании,
  • «слуга царю, отец солдатам» беспрекословное подчинение начальника отцу народа (царю) и подчинение солдат начальнику, который был им как родной отец.

Литературный жанр и размер

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/borodino-lermontov-analiz-dlya-sochineniya/

По жанру «Бородино» причисляют к поэме, но из-за жанрового своеобразия, некоторые критики называют его народной одой, балладой лирическим произведением с чертами повествования, батальной поэмой.

Написано произведение ямбом. Причисляется к гражданскому виду лирики, обладает ярко выраженным эпическим началом, поскольку говорит об историческом событии. По хронологии последовательность событий четкая, не разрозненная. Присутствует аллитерация.

Композиция

По композиции стихотворение кольцевое, поскольку начинается словами юного рассказчика и заканчивается ими. Начинается с вопросительной строфы для читателя, чтобы обновленное поколение задумалось о роли битвы для Родины. Это является неким вступлением, сразу за которым идет рассказ о событиях тех лет от лица ветерана войны.

Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха

3 стр., 1246 слов

Путешествие на поле славы Бородино (по стихотворению Лермонтова 5 класс)

... они посещают Россию. 5 класс Путешествие на поле славы Бородино Сейчас читают: Эпическая ... стихотворениях об этом подробно рассказал знаменитый и популярный писатель по фамилии Лермонтов. В нем он рассказал о том, сколько человек ... народа. Сразу хочется стать более дисциплинированным и смелым. Но все равно нам, современным людям, невозможно ощутить всю высоту чувств, которые испытывали те солдаты, ...

Рассказ основная часть. Свое повествование рассказчик начинает с искреннего восхищения ветеранами, теми, кто выжил и пал. Далее он подробно описывает бой и все связанные с ним чувства.

Темы

На всем протяжении повествования от участника тех лет можно проследить темы:

  • героического наследия, патриотического настроя, который свойственен русским людям,
  • героизма, вопросов прошлого с настоящим, сопоставление этих двух явлений,
  • сожаления о будущем обществе, о том, что люди не богатыри,
  • народа в историческом прошлом и будущем страны, его роли в переломные исторические моменты,
  • героического руководства армией командиров. К примеру, был описан полковник, который вместе с солдатами ринулся в бой защищать Отчизну. Тем самым, он воодушевил солдат.

Главными темами произведения является критика героев своего времени и русского народа в годы Отечественной войны 1812 в романе «Война и мир»">патриотизм простого русского человека. Эти две темы прослеживаются как на поверхности, так и между строк.

Критика героев своего времени

Известный критик Белинский отмечал, что упрек обновленному поколению, не способному сделать что-то полезное для общества, является главной темой стихотворения. Поэт одно время критикует современных ему личностей и сравнивает жалкие достижения его поколения с достижениями предшествующего поколения, но и в то же время выражает надежду, что урок истории будет получен.

Патриотизм простого русского человека

Другая важная тема, поставленная в произведении, тема поколения и патриотизма. Лермонтов, несмотря на упреки, воспевает патриотизм русского человека, его силу духа, мужество и смелость.

Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха

Он говорит, что солдаты молчаливо озлоблены на действия управляющего войском и вынуждены повиноваться приказу, но готовы идти в бой и сражаться за лучшее будущее. Но когда командир призывает людей защитить столицу, они тут же идут на смерть, лишь бы спасти Родину и не отдать ее врагу.

Поэтому Михаил Юрьевич выражает надежду, что пока такие отчаянные люди есть, страна не погибнет.

Главная идея

По тематике и сюжету лермонтовского произведения «Бородино», его композиционным и художественным особенностям, образу представленного героя-ветерана, можно выявить главную мысль и идею стихотворения.

Стихотворение Бородино М. Ю. Лермонтова анализ и разбор стиха

2 стр., 644 слов

Формула русского патриотизма (по поэме А.Т. Твардовского «Василий ...

... еще больше роднит Василия Теркина с великими витязями из былинной истории Руси. Обязательно в произведении такого рода ... патриотизма". Вместе с тем поэт следовал своему намерению дать "побольше самого себя в поэме": лирическое начало в "Теркине" ... русского летописца в первую очередь важна правовая сторона дела: кто жертва, кто захватчик. Еще одна идея - народного единства - важнейшая в поэме: ...

Своим произведением автор говорит, что заслугой победы в той войне является мужество, смелость и бесконечная сила простых людей, которые объединились во имя уничтожения врага. Говорит, что это не дело политиков с полководцами, а заслуга обычных крестьян и работяг.

Средства художественной выразительности

Для написания своего бессмертного детища писатель пользуется различными художественными средствами выразительности.

Если делать точный разбор всех использованных им средств, то он применяет в основном эпитеты и просторечия («ушки на макушке», «полковник наш рожден был хватом») со словами возвышенного стиля («на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами»), гиперболой («и ядрам пролетать мешал гора кровавых тел»), эпитетами (схватки «боевые», кивер « избитый»), крылатыми выражениями («да, были люди в наше время», «ломить стеною»), цитаты с фразеологизмами («плохая им досталась доля»), синекдохой («как ликовал француз»), двусмысленными фразами («ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие!»), фразами сравнения («французы двинулись, как тучи»).

Заключение

«Бородино» считается несравненно легендарным и запоминающимся лермонтовским детищем, которое принесло автору славу, любовь и уважение граждан Российской империи. Это стихотворение необходимо не лишь прочитать, но и изучить, поскольку проблемы, затронутые в нем, актуальны и на сегодняшний день.

Темы, затронутые в тексте, позволят не только написать школьное сочинение, но и понять историческое значение (посыл потомкам защищать и любить родину), осознать основную мысль произведения.