Урок 5. Контроль усвоения знаний по теме «Правописание Н//НН в различных частях речи»
^
1. Контрольное задание. Студентам предлагается выполнить задание на компьютере, который используется в качестве заключительной проверки в курсе «Орфография».
^
По своей воле и охоте редка ужь мне преходится ездить на родину. Все чяще зовут туда на похороны и паминки – много родьни, много друзей и знакомцев – это хорошо: много любви за жызнь получиш и отдаш, да хорошо, пока неподойдет пара близким тебе людям падать, как падают встаром бору перестоялые сосны, с тижелым хрустом и долгим выдохом…
Однако мне довелось быть на Енисее даже без звонка коротких заунывных телеграмм, услышать разные жалобы. Случались счастливые часы и ночи у кастра на берегу реки, подрагивающей огнями бакенов, до дна пробитой золотыми каплями звезд; слушать нетолько плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и ниторопливые расказы людей у костра на природе, по-особенному открытых, расказы, откровения, воспоминания до темнозори, а то и до утра, занимающегося спакойным светом за дальними перевалами, пока изничего невозникнут, ненаползут липкие туманы, и слова сделаются вяскими, тяжелыми, язык неповоротлив, и огонек притухнет, и все в природе обритет ту долгожданную миротворность, когда слышно лишь младенчески-чистую душу ее. В такие минуты остаешься как бы один на один с природою и с чуть боязной тайной радостью ощутиш: можно и нужно, наконецто, доверится всему, что есть во круг, и не заметно для себя отмякнешь, словно лист или травинка под расою, уснеш лигко, крепко и, засыпая до первого луча, до пробново птичего перебора у летней воды, свечера хранящей парное тепло, улыбнешся давно забытаму чуству таквот вольно было тебе, когда ты никакими еще воспоминаниями ни нагрузил память, да и сам себя едвали помнил, только чуствовал кожей мир во круг, привыкал глазами к нему, прикреплялся к древу жизни коротеньким стерженьком того самого листа, каким ощутил сибя сей час вот, в редкую минуту душевнаво покоя…
(Виктор Астафьев, Царь-рыба)
^
По своей воле и охоте редко уж мне приходится ездить на родину. Все чаще зовут туда на похороны и поминки — много родни, много друзей и знакомцев — это хорошо: много любви за жизнь получишь и отдашь, да хорошо, пока не подойдет пора близким тебе людям падать, как падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым хрустом и долгим выдохом…
По творчеству Есенина (Родина, природа и любовь в творчестве)
... в метафоричных красках, заимствованных у самой природы. Саму женщину Есенин воспринимал как часть природы. Природу как часть родины, а Родину как часть себя. Родина, природа и любовь являются главными мотивами в ... поэта — «кровью чувств ласкать чужие души». 11 класс Творчество Есенина Несколько интересных сочинений Всем и каждому известна обида, злость на обидчика, разочарование. Это прожигающее ...
Однако мне довелось оказаться на Енисее даже без звонка коротких заунывных телеграмм, чтобы услышать больше, чем причитание. Случались счастливые часы и ночи у костра на берегу реки, подрагивающей огнями бакенов, до дна пробитой золотыми каплями звезд; слушать не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и неторопливые рассказы людей у костра на природе, по-особенному открытых, рассказы, откровения, воспоминания до темнозори, а то и до утра, занимающегося спокойным светом за дальними перевалами, пока из ничего не возникнут, не наползут липкие туманы, и слова сделаются вязкими, тяжелыми, язык неповоротлив, и огонек притухнет, и все в природе обретет ту долгожданную миротворность, когда слышно лишь младенчески-чистую душу ее. В такие минуты остаешься как бы один на один с природою и с чуть боязной тайной радостью ощутишь: можно и нужно, наконец-то, довериться всему, что есть вокруг, и незаметно для себя отмякнешь, словно лист или травинка под росою, уснешь легко, крепко и, засыпая до первого луча, до пробного птичьего перебора у летней воды, с вечера хранящей парное тепло, улыбнешься давно забытому чувству – так вот вольно было тебе, когда ты никакими еще воспоминаниями не нагрузил память, да и сам себя едва ли помнил, только чувствовал кожей мир вокруг, привыкал глазами к нему, прикреплялся к древу жизни коротеньким стерженьком того самого листа, каким ощутил себя сейчас вот, в редкую минуту душевного покоя…
(Виктор Астафьев, Царь-рыба)
^
I. Вся комната его была заставле…а и завале…а какимито ящиками. С утра до вечера он в этой рыжей куртке, в серых клетчатых штанах, в стопта…ых туфлях на босых ногах плавил свинец, паял какие-то медные штучки, писал в растрепа…ой тетради…
Я посмотрел со двора в окно его комнаты: оно было пустым и походило на шкаф, где наспех, в беспорядке брошки…ы разные ненужные вещи, — такие же ненужные и стра…ые, как их хозяин.
II. Стены комнат убра…ы были несколькими картинами и картинками в стари…ых узеньких рамах… Два портрета было больших, писа…ых масля…ыми красками. Из узеньких рам глядела герцогиня Лавальер, запачка…ая мухами… Пол почти во всех комнатах был глиня…ый, но так чисто вымаза.. .ый …
Вопросы и задания
1. Какое впечатление произвели на вас описания двух жилищ? Что вы можете сказать об их хозяевах?
2. Согласны ли вы, что лучшее о человеке говорят его дом, его вещи? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из литературы.
3. Опишите комнату (свою, друга и т. д.).
Подумайте, какие «тайны» характера может приоткрыть интерьер. Воспользуйтесь опорными словами.
^
Обеденный стол, старинные часы, коллекция оловянных солдатиков, накрахмаленные вязаные салфетки, тканая скатерть, платяной шкаф, стеклянная дверь, глиняный горшок, шторы приспущены, разбросанные вещи, неглаженое белье, золоченые шары, ободранные обои, масляные пятна, свежевыкрашенные полы…
ПРИЛОЖЕНИЕ 3, Урок словесности «Выразительные средства синтаксиса»
^
Четверо наедине с горами
Четверо шли по леднику. В две связки.
Сочинение по примете первый снег лег на сухую землю скоро растает
... нравится первый снег! Сочинение на тему «Первый снег» Первый снег Первый снег обычно выпадает поздней осенью, и это почти всегда бывает неожиданно. Однажды, просыпаешься утром, а на улице все белым бело. Земля усыпана белым снегом, ... из друзей не тянет домой. Время, когда выпадает первый снег, полностью принадлежит нам, детям. Будет еще второй и третий снег. Но приносит так много радости и веселья, ...
Четверка шла по леднику и молча улыбалась: погода стояла прекрасная, а сложные горы остались позади. В горах не увидеть такой улыбки. Так могут улыбаться только люди, которые ходили в горы, связали веревку и теперь благополучно спустились вниз.
Каждый думал о своём. По разным причинам люди уходят в горы. Одни — искать себя. Другие наоборот: убежать от себя. Но от себя никуда не убежишь. По дороге к месту назначения кажется, что забываешь обо всем, что осталось внизу: только о горах. Но стоит повернуть назад, всё снова наваливается тебе на плечи.
Четверо шли по леднику, и каждый жил уже той жизнью, что ждала его внизу.
Вдруг тот. что шёл первым, покачнулся, взмахнул руками. В том месте, где он только что шёл, путь перерезала огромная трещина.
Второго рвануло верёвкой, бросило на ледник. Он пытался встать, но его неумолимо волочило к открывшейся трещине.
Сбросив рюкзаки. Терцо и Куарто бросились ему на помощь, но бежать по глубокому свежему снегу было очень трудно.
Второму удалось зацепиться за небольшой выступ в снегу, но он лишь на мгновение зацепился за него, снова был брошен ему на спину и утащил прочь.
Третий и Четвёртый путались в снегу и видели, что уже поздно. Но на самом краю трещины Второму удалось воткнуть в лёд штычок ледоруба. Распластавшись на льду, он повис над обрывом.
Третий и Четвёртый бежали, теряя последние силы. Вдруг Второй вытащил нож и одним ударом перерезал веревку, туго натянутую, как веревку.
Терцо и Куарто остановились, ошеломленные, словно задохнулись от горячего свинца. Из трещины донёсся отчаянный вскрик, а за ним удары падающего тела.
Потом — несколько мгновений — гнетущая тишина.
Потом Второй встал и сделал несколько быстрых шагов от трещины. В нерешительности остановился.
И снова была цепенящая тишина. Словно горы звенели, и вот — вот что — то должно было лопнуть.
Двое стояли в глубоком снегу лицом к лицу со Вторым, их сердца колотились в висках, обезумев от бега.
В глазах Второго метнулся ужас. Он сделал ещё один шаг им навстречу, но двое стояли, не шелохнувшись. Он пошатнулся, обхватил голову руками и пополз назад к трещине. Остановился на краю, снова шагнул в сторону и тяжело осел в снегу.
Ещё напряжённее зазвенели горы.
Вдруг Третий сорвал с плеча карабин.
- Встань! — закричал он, но крика не получилось. — Вста-а-нь! — закричал он, и эхо испуганно заметалось в скалах.
Второй медленно и удивлённо поднимался. Странная улыбка появилась на его лице, и он почему-то попытался стряхнуть снег с дождевика.
Третий вскинул карабин, но руки его дрожали, и мушка карабина обезумело металась по вершинам гор.
Четвертый бросился к третьему, толкнул его по плечу, нанес удар, и они оба поскользнулись и упали в снег.
Они боялись открыть глаза, и кованый сапог Третьего упирался в лицо Четвертого.
Одновременно вскочили… Другой все еще был на краю трещины, на его сером лице играла странная улыбка.
Двое бросились ему навстречу. Второй шире расставил ноги и остался на месте. Странная улыбка не сходила с его губ. Он ждал решения своей судьбы. Но они больше не обращали на него внимания.
Жанр прозаической миниатюры в русской литературе второй половины ХХ века
... миниатюры как жанра, особенностей ее развития. Вторая глава: сопоставительный анализ миниатюр В. Астафьева и Ю. Бондарева. Третья глава: факультативный курс «Миниатюра в русской литературе второй ... определить основные особенности миниатюры как жанра художественной литературы; рассмотреть миниатюру в контексте русской литературы второй половины ХХ века; проанализировать миниатюры Ю. Бондарева и В. ...
Они лихорадочно вбивали в лёд крючья и разбирали верёвки.
- Вадим! — с надеждой крикнул Третий в трещину, но в ответ воцарилась непреодолимая тишина. — Ва-а-дим! — повторил он в отчаянии, но в трещине по-прежнему было тихо.
Второй был ошеломлен в сторону, и улыбка, словно мертвая маска, застыла на его лице. Словно очнувшись, он шагнул к ним.
- Ребята, что мне делать? — прохрипел он.
Но они больше не обращали на него внимания, они разбирали верёвки.
Ребята!
Они не обращали на него внимания. Они готовились к спуску.
- Пристрелите меня!
Они не обращали на него внимания. Где-то внизу лежал их товарищ, живой или мёртвый.
- Ребята, пристрелите меня! — прошептал он.
- Не мешай, — устало ответил наконец Четвёртый.
— Не мешай! Уйди! Сейчас не до этого…
Но он никуда не уходил. Его присутствие угнетало их, он видел это,
Но ему некуда было идти. И он стоял — сгорбившись и низко опустив руки.
Тянулись секунды. Складывались в минуты, долгие, как столетия. Напряженно шуршала тишина.
- Что стоишь? — не выдержал Третий. — Держи верёвку.
Второй не верил своим ушам. Он не ожидал от них такой милости. Всего пару минут назад он мог, улыбаясь, похлопать каждого из них по спине, но теперь между ними образовалась ужасная пропасть.
- Ну чего ты стоишь !? Подожди или иди к черту! крикнул Третий, и Второй бросился ему на помощь. Третий спустился в трещину. Второй и Четвёртый остались на страховке и не смотрели друг на друга. Каждый
раз. когда случайно прикасались плечами, оба вздрагивали. И оба напряжённо вслушивались в верёвку.
Наконец снизу послышался крик. Но они еще не верили, что это правда.
- Повтори! — неуверенно крикнул вниз Четвёртый, и оттуда снова донеслось:
- Жи-ив! Жи-ив! — и звонкое эхо глохло в ослепительно белых снегах.
Четвертому хотелось закричать от радости, но ему пришлось держать веревку, и почему-то было противно показывать свою радость перед вторым. А Второй сбросился еще больше, теперь ему придется смотреть в глаза не только Третьему и Четвертому, но и тому, что было раньше.
Подъём из трещины был невероятно долгим и трудным. У того, кто шел первым, было сломано несколько ребер, рука и нога, и каждое движение причиняло ему сильную боль.
Невероятнейшие приспособления, варианты узлов и перетяжек… Бесчисленные спуски и подъёмы… И уже давным-давно потеряли счёт времени. И ожесточённее всех работал Второй. Он не поднимал глаз и молча вбивал крючья. Рискуя сорваться, без страховки повисал на ледяных стенах, устраивал очередную перетяжку; выходил наверх, снова спускался…
Потом тот, что раньше шёл первым, на штормовках лежал на снегу. Двое вязали самодельные носилки, а Второй, отвернувшись, стоял в стороне.
- .И снова четверо шли в горах. Час за часом. Одни пробивали тропу. Двое несли носилки. И все молчали.
Потом началась пурга. Горы растворились в белой тьме, и не было видно, куда идти.
Они споткнулись о камни, отступили на шаг, надеясь обойти их, и пошли своим путем. Заблудились. Сидели под навесом скалы и слушали тоскливое завывание ветра…
Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора
... речи детей раннего возраста. Предмет исследования - жанры детского фольклора как средство развития речи детей раннего возраста. Целью работы является изучение фольклора как средства развития речи детей раннего возраста для разработки конспектов. Задачи исследования: 1.Выявить особенности развития речи детей раннего возраста; 2.Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста; ...
- Бросьте меня, ребята, — сказал вдруг тот, что раньше шел первым. Трое молчали.
- Оставьте меня здесь. Трое молчали.
- Потом вернётесь…
- Брось кривляться! — не выдержал Третий.
— Брось кривляться, как в красивых романах! — зло повторил он. -Ведь знаешь, что не бросим. Не имеем права бросить.
- Я хотел как лучше.
- А если хочешь как лучше, лежи и молчи.
Уже много часов четверо кружили где-то на одном месте. Скалы и пропасти не выпускали из западни. Где-то совсем рядом должна быть тропа, но горы растворились в белой тьме. Третий растянул ногу, и носилки нести уже не мог. Опираясь на ледоруб, он тащился сзади. Его карабин нес Второй.
И снова сидели под тем же самым навесом скалы.
Тогда ушёл Второй. Они ничего не сказали, встал и ушёл. Никто его не останавливал, и даже никто не посмотрел ему вслед.
В сумерках стали ставить палатку. Ничего другого не оставалось делать. Порыв ветра пронзил его одежду и сорвал с рук холодную ткань. Затем они легли в темноту брезента, дрожа от порывов ветра, и внимательно прислушались к темным ужасам метели. Тот, что раньше шёл первым, стонал. Он застыл, несмотря на то, что на него было надето все, что можно было снять, чтобы не замерзнуть окончательно. Его нужно было срочно сбить, но за стеной палаци бушевала метель, и никто не знал, когда она закончится. Ждали утра.
Но утро не оправдало надежд. Пурга не утихла. И уже давно погас примус: кончился бензин.
Но тут появился Второй. Он появился внезапно, но никто не удивился его возвращению.
- Я нашёл тропу. Надо идти, — глухо сказал он.
Теперь группу вёл он. Уходил вперёд, проверял тропу, возвращался и брал в руки носилки. Снова уходил. И все молчали. И казалось, что этой дороге не будет конца. И смерть уже была нисколько не страшна. Она казалось избавлением, лечь бы на снег и уснуть. И чёрт с ней — с жизнью, и чёрт с ним — со всем, что осталось внизу. Только кончилась бы поскорее эта страшная дорога. Только кончились бы эти мысли. Но надо было донести вниз того, что раньше шёл первым.
Потом они шли по долине среди цветов. И всё, что случилось за перевалом, казалось им зыбким и страшным сном. А может, ничего этого не произошло, может, это действительно просто сон? И я хотел броситься в траву и забыть обо всем, но тот, кто первым пошел, жаловался на носилках.
Потом они вышли на дорогу. Пришлось радоваться: ближайший населенный пункт находился километрах в двух. Но с каждым шагом они мрачнели всё больше. Над ними нависла удручающая тень случившегося, и никто из них не знал, что он собирался сказать людям.
Потом их догнал автобус. Это были туристы из ближайшего санатория. В восторженной толпе они окружили четырех измученных людей с запавшими глазами. Они впервые видели настоящих альпинистов, только что спустившихся с гор. А альпинисты даже не могли говорить и, казалось, ничего не слышали. Расставив ноги, они стояли посреди улицы, надувая губы, как будто не были счастливы отлучиться.
Одна из туристов, молодая девушка, подбежала к альпинистам и, смущаясь, бросила взъерошенный букет цветов вдоль дороги в руки одного из них.
Тот, кто прошел вторым, с ужасом смотрел на цветы в своих руках, как будто это были не цветы, а стая ужасных змей. Он растерянно повернулся к товарищам, но те хмуро отвернулись, в это время на носилках застонал тот. что шёл первым, и они склонились над ним.
В глазах Второго стремительно росло отчаяние. Губы его мелко и по-детски задрожали. Он покачнулся и пытался куда-то идти. Но идти было некуда, и он ошеломленно стоял на месте. И цветы сыпались на дорогу сквозь обмороженные чёрные пальцы.
^
Цель урока:
-
повторение типов сложных предложений и выразительных средств синтаксиса, речевое развитие учащихся и расширение их словарного запаса, проверка орфографических и пунктуационных навыков;
-
знакомство с творчеством Михаила Чванова;
-
воспитание морально-нравственных качеств личности, негативного отношения к трусости и предательству
Задачи урока:
^
Слайд №1
Тема: « Выразительные средства синтаксиса»
-
Знакомство с целями и задачами урока.
-
Вступительное слово учителя.
Слайд № 2
Ничто не отбирает больше духа у человека, чем трусость и страх.
Э. Хемингуэй
В качестве эпиграфа к нашему уроку я взял слова замечательного американского писателя, считавшего, что трусость, предательство и эгоизм хуже войны. Согласны ли вы с этим утверждением?
Все вы знаете известную песню Владимира Высоцкого – «Песню о друге».
Слайд № 3
Отрывок из песни Высоцкого с портретом автора
Как вы думаете, почему именно в горах можно понять, каков человек на самом деле?
Именно об этом рассказ Михаила Чванова «Четверо наедине с горами».
-
Сообщение новых знаний.
Слайд № 4
Краткие биографические сведения об авторе произведения, его портрет
Что вы можете сказать об этом человеке, исходя из его биографии?
Михаила Чванова всегда привлекали духовно сильные, честные, мужественные и героические люди, стойко сопротивляющиеся самым тяжелым испытаниям, которые им поставила судьба. Зачастую героями его произведений становились именно такие люди.
-
Комплексный анализ текста.
Слайд № 5
Тема-?
С каким настроением четверо шли по леднику?
Дайте определение темы произведения. О чем же говорится в этом рассказе? С каким настроением четверо шли по леднику?
(В тексте говорится о малодушии, о страхе, о трусости, но в то же время о смелости и решительности. Почему иногда люди, доверяющие друг другу свою жизнь, предают друг друга? Почему человек не может подняться над обстоятельствами, над своими слабостями, перебороть себя, свой страх?
Слайд № 6
Так могут улыбат…ся лиш… люди которые много дней шли в горах связ…н…ые одной вере…кой и теперь благополучно возвр…щались (в)низ.
Объясните орфограммы и пунктограммы, составьте схему предложения.
Дайте определение идеи произведения. Какова идея данного рассказа?
Слайд № 7
Идея текста выражена в авторском отступлении (ЛЗ?), в 5-ом предложении 3-го абзаца:
Но от себя никуда не убежишь.
Как вы её понимаете?
А как слова альпинист, трусость, предательство, малодушие, совесть, мораль, нравственность связаны с восхождением на вершину горы?
Лексико-орфографическая работа
Слайд № 8
Альп…нист – спортсмен, занимающийся альпинизмом, горовосходитель.
Слово имеет коннотативное (ЛЗ?) значение, возникает ассоциация: альпинист – значит сильный, смелый, мужественный, решительный.
Трус…сть – поведение труса, робость, боязливость.
Пр…дат..льство – вероломство, поступок предателя.
Мал…душие – отсутствие твёрдости духа, решительности, мужества.
Сова: чувство моральной ответственности за свое поведение перед окружающими.
М . раль — моральные нормы поведения, отношения с людьми и сама мораль.
Нравстве…ость – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Слайд № 9
Объясните сочетание слов:
- люди с чистой совестью
- поступить по совести
- свобода совести
- сделать на совесть
- для очистки совести
Слайд № 10
Используя эти слова или фразы, составляйте сложные предложения с разными типами общения: композиционным, подчиненным, несоюзным.
К какому стилю речи относится этот текст? Докажите.
Слайд № 11
Особенности художественного стиля речи:
- цель – воздействовать на мысли и чувства читателей
- рисуется словесная картина
- используются выразительные средства
Какие чувства хотел вызвать у читателя автор? (Преклонение перед духовно сильными и отважными людьми, перед их стойкостью, силой характера, осуждение слабости, малодушия, предательства).
-
Анализ синтаксических выразительных средств.
Насколько широко использовал автор текста выразительные средства синтаксиса? Перечислите их.
Слайд №12
Подразделение — это способ вокального представления единой синтаксической структуры — предложения из нескольких независимых — коммуникативных единиц.
Приведите примеры из текста.
Слайд № 13
И снова четверо шли в горах. Час за часом., Четверо шли по леднику. В две связки.
Какова её роль? (Автор использует парцелляцию, чтобы показать бесконечность времени. Действие ограничено в пространстве, но на всём протяжении текста бесконечность времени постоянно подчёркивается – в первом примере, использование парцелляции во втором предложении сосредотачивает внимание читателя на второй его части).
Слайд № 14
Анафора — это повторение отдельных слов или фраз в начале отрывков, составляющих высказывание.
Приведите примеры.
Слайд № 15
Они не обращали на него внимания., Они не обращали на него внимания., Четверо шли, Четверо шли, Лексическая или синтаксическая?
Как можно назвать ещё синтаксическую анафору?
Слайд № 16
Параллелизм — это такое же синтаксическое построение смежных предложений или речевых сегментов.
Приведите примеры из текста.
Слайд № 17
Одни пробивали тропу. Двое несли носилки., И черт с ней – с жизнью, и черт с ним – со всем, что осталось внизу., Только кончилась бы поскорее эта страшная дорога. Только кончились бы эти мысли.
Какова роль этих стилистических фигур?
(Синтаксический параллелизм является основной фигурой. Автор намеренно нагнетает действие, указывает на повторяемость происходящего).
Слайд № 18
Эпифора — повторение отдельных слов или выражений в конце отрывков, предложений.
Слайд № 19
, что раньше шел первым.
, что раньше шел первым.
Чего добивается автор при помощи эпифоры?
(В предложении она несёт на себе логическое ударение, подчёркивает слова, наиболее важные для понимания авторского замысла – привлечь внимание читателя к образу первого).
Слайд № 20
Инверсия – обратный порядок слов.
Слайд № 21
-
так могут улыбаться лишь люди
-
путь перерезала огромная трещина
-
из трещины донесся отчаянный вскрик
Какие добавочные и смысловые выразительные оттенки создаёт инверсия?(Усиливает выразительность речи, повышает её экспрессивность).
Какой приём помогает автору создать прерывистость речи, напряжение, внутреннее состояние героя?
Слайд № 22
Присоединительные конструкции – конструкции в форме членов простого предложения, добавляемые к основному высказыванию путем присоединения
Слайд № 23
И снова была цепенящая тишина. Словно горы звенели, и вот – вот что – то должно было лопнуть., Он ждал решения своей судьбы. Но они больше не обращали на него внимания., Тянулись секунды . Складывались в минуты, долгие, как столетия
Своеобразная интонация привязанности создает прерывистую речь, которая отличает эти структуры от предложений с составом и подчинением, характеризующихся относительно плавной речью.
Почему в тексте очень много восклицательных предложений? Какую эмоционально-экспрессивную окраску они несут?
Слайд № 24
Восклицательные предложения
Ну, чего стоишь?!, Держи или убирайся к чёрту!, Пристрелите меня!
Встань!
Повтори!
Жи-ив! Жи-ив!
Они создают эмоциональный эффект, передают внутреннее состояние персонажей, их отчаяние в определенный момент, презрение, радость.
Этой же цели служат и обращения.
Слайд № 25
Обращения
Риторический вопрос: «Может, ничего не произошло, может, это действительно просто сон?» содержит пожелание автора, чтобы происходящее было всего лишь сном.
В рассказе очень много предложений с однородными членами. Какую функцию они выполняют?
Слайд № 26
Однородные члены предложения.
Он пошатнулся, обхватил голову руками и пополз назад к трещине., Остановился на краю, снова шагнул в сторону и тяжело осел в снегу., Уходил вперед, проверял тропу, возвращался и брал в руки носилки.
Они показывают динамику действий, рисуют картину в целом, создают цветовую гамму, звуки, создают серию эпитетов с выразительностью, живописностью, создают ритмический узор и выразительное смысловое соотношение, своеобразную симметрию.
Какие выразительные средства придают динамичность рассказу, характеризуют напряжённые действия героев?
Слайд № 27
Назывные предложения:
Невероятнейшие приспособления, варианты узлов и перетяжек…, Бесчисленные спуски и подъемы…
Слайд № 28
Многоточие?
Асиндетон?
Этому служат и обособленные члены предложения.
Слайд № 29
Разрозненные участники предложения, растекаясь по льду, свисали со скалы., Он сделал еще один шаг им навстречу, но двое стояли, не шелохнувшись.
История богата глаголами, причастиями и причастиями, наречиями, что также подчеркивает динамику происходящих событий.
Слайд № 30
Композиционная структура текста такова, что концовка перекликается с началом и построена на антитезе:
на лицах — улыбки, в глазах — отчаяние.
Дайте определение антитезе и её роли в художественном произведении.
Итак, сегодня на уроке мы с вами убедились, что выразительные возможности синтаксиса широко используются авторами художественных произведений. Напишите, пожалуйста, миниатюру, которая будет результатом нашей работы сегодня.
-
Композиция-миниатюра «Роль выразительных средств синтаксиса в повести Михаила Чванова« Четыре солнца с горами».
Слайд № 31
Роль выразительных средств синтаксиса в рассказе Михаила Чванова «Четверо наедине с горами»
-
Чтение работ.
8. Итог.
Синтаксические средства выражения широко используются в рассказе Михаила Чванова. Они подчеркивают динамику происходящих действий, характеризуют эмоциональное состояние альпинистов, придают их речи выразительную окраску. Это позволяет автору вызвать у читателя сочувствие, осуждение трусости, предательства, воспитать в нем качества, достойные уважения: смелость, решительность, честность, порядочность.
9. Домашнее задание. Написать эссе по рассказу Михаила Чванова.