Сложное предложение. -рассуждение 15.1 презентация по русскому языку (9 класс)

Сочинение

Слайд 1

Сложное предложение Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Урок русского языка в 9 классе ГБОУ «Морская школа» Московского р-на СПб учитель: Лебедева С.С.

Слайд 2

Составьте предложения Используйте слова-подсказки, добавляя к ним другие известные вам слова подходящей тематики компас удерживать штурвал вести определять якорь маяк находить 1. [ ], но [ ] . 2. [ ] , чтобы ( ).

3. ( ), когда [ ] .

Слайд 3

Виды сложных предложений СП ССП СПП Б СП Грамматически самостоятельные части Связь: смысловая, союзная и, а, но, да, или, либо, однако, зато, ни… ни…, то… то…, то ли…, то ли…, не то…, не то… и др. Одна часть грамматически и по смыслу зависит от другой Связь: союзы и союзные слова что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др . Части почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении , но иногда неравноправны по смыслу Союзы и союзные слова отсутствуют * Привести примеры из звучавших на уроке предложений

Слайд 4

Продолжите высказывание Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, … но а потому что чтобы Противопо-ставление , противоречие …но требу- ет упорства при изуче — нии Противопо-ставление , сопоставление, продолжение мысли …а математика учит про-странственному мышлению Причина, объяснение …потому что в её арсенале имеется огромное количест-во языковых средст в Цель …чтобы выразить любую мысль о любом предмете

Слайд 5

Рассуждение как тип текста Жанры -Доклад -Статья -Эссе -Письмо -Рецензия -Устное выступле — ние ( дискуссия, диалог) Композиция 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

4 стр., 1966 слов

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. план-конспект ...

... лапы. И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти. Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры и пунктуации. ...

2 . Аргументация : а ) аргумент-пример №1 ; б) аргумент-пример №2. 3 . Вывод .

Слайд 6

15.1 Сочинение-рассуждение ВВОДНЫЕ СЛОВА по мнению…, по словам .. во-первых…, во-вторых… таким образом, значит, итак, следовательно Речевые клише и формулы Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста …., который писал: «…» (выпишите цитату из задания ).

Я поддерживаю мнение/ не могу не согласиться/ разделяю точку зрения Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения ).

Попробуем разобраться в смысле этих слов/мне кажется, что речь идёт о/как можно понять это высказывание?/я считаю, что и др Подтвердить это можно примером из…/ чтобы подтвердить сказанное, обратимся к…/попробую доказать справедливость своего суждения…/рассмотрим пример…/…подтверждает эту мысль Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо. Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…

Слайд 7

15.1 Как писать? 1. Понять: перефразировать, найти ключевые слова Грамматические средства языка – основа связной речи говорящего/пишущего 2 . Подтвердить: какие явления, феномены, произведения, цитаты служат доказательством мысли? Давайте напишем через запятую несколько слов в начальной форме. Мы не получим никакого смыла. Как только мы изменим грамматические формы этих слов… 2 . Подытожить: доказал ли я? Ответил ли на вопрос? Как мы убедились, именно грамматика позволяет…

Слайд 8

Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение по фразе Л. Успенского; аргументы подобрать самостоятельно Не менее 70 слов

Слайд 9

Использованные материалы http :// olgagolubeva.blogspot.ru/2014/03/blog-post_15.html http:// 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/4541-kak-pisat-sochinenie-rassuzhdenie-na-lingvisticheskuyu-temu.html http:// alfring.ru/zadaniya/s2-sochinenie p1ai/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/vypolnenie-zadanij-chasti-s/sochineniya-rassuzhdeniya-na-lingvisticheskuyu-temu-2013g/380-sochinenie-na-gia-2013-goda-po-testu-9