Актуальность проблемы исследования. Разработка концепции формирования универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Актуальность концепции формирования универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена особым фактором: формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, что позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в школе. Универсальный характер учебных действий обеспечивает этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Вопросом изучения и внедрения концепции в школьную образовательную систему занимались ученые, педагоги-практики, психологи: А.Г, Асмолов, С.П. Баранова, Б.Боулби, Г.Б. Бурменская, М. Вебер, И.А. Володарская, М.И. Лисина , С.В. Молчанов, С. Хадиева, И.С. Якиманская и другие. Авторами определены виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Большое значение вышеперечисленные авторы уделяют формированию личностных универсальных учебных действий, утверждая, что в результате формирования личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, на осознание своей национальной принадлежности. Не секрет, что нарушились национальные традиции, порвались нити, накрепко связывающие старшее и младшее поколения [М.И. Лисина], порой у школьников отсутствует осознание своей национальной принадлежности и уважение к культуре той страны, в которой родился и живет. Безжалостное «отрубание» своих корней от национальной принадлежности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности [ Н.Г. Салмина ]. Данная проблема глубоко волнует, как представителей культуры, так и образования [ А.Г, Асмолов, С.П. Баранова , М. Вебер, И.А. Володарская, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, М.И.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...
... процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся младших классов на уроках музыки с применением средств информационных и коммуникационных технологий путем применения собственного опыта и навыка, полученного в процессе обучения. Дипломная работа состоит ...
Лисина, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина, М. Эйнсворт, И.С. Якиманская ]. Формирование у школьников национального самосознания и национальной принадлежности должно осуществляться на всех этапах возрастного развития личности. Глубинная преемственность в культурных национальных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начинает осваивать их с раннего возраста. Процесс познания и усвоения многовековых традиций национальной культуры должен начинаться как можно раньше. Образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через малые жанры. К ним относятся колыбельные песни. Для приобщения школьников к колыбельной песне необходимы эффективные формы и активные методы организации образовательного процесса.
Противоречие заключается в необходимости формирования у школьников национального самосознания и национальной принадлежности и отсутствием методических рекомендаций для урока музыки.
На основании актуальности проблемы и выявленного противоречия нами проблемы, сформулирована тема исследования « Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников через обращение к жанру колыбельной песни на уроках музыки ».
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать вариативный блок конспектов уроков по формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников через обращение к жанру колыбельной песни на уроках музыки и обосновать эффективность их использование на уроках музыки в начальной школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников будет происходить более успешно, если разработать и систематически применять на уроках музыки конспекты, созданные на основе жанра колыбельной песни для осознания национальной принадлежности.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках музыки в начальной школе.
Предмет исследования: осознание национальной принадлежности у младших школьников через приобщение к жанру колыбельной песни.
Задачи исследования:
1. На основе изучения искусствоведческой и музыковедческой литературы по теме исследования, раскрыть особенности жанра «колыбельная песня», и рассмотреть возможности формирования личностных универсальных учебных действий;
2. Дать характеристику понятия «личностные универсальные учебные действия»;
3. Доказать возможность формирования личностных универсальных учебных действий через обращение к жанру колыбельная песня;
Формирование универсальных учебных действий на х в начальной школе
... универсальные учебные действия, Коммуникативныеуниверсальные учебные действия, Приложение 2. Личностные УУД -Как бы вы поступили? -Что ... творчески. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит ... действиями самих учащихся. технологию проблемно-диалогического обучения Опираясь на научные исследования ... 1 1. Постановка учебной задачи. Давайте предположим, чем мы сегодня ...
4. Составить комплект конспектов уроков для опытно-экспериментальной работы по теме исследования;
5. Провести опытно-экспериментальную работу по теме исследования на преддипломной практике и обобщить результаты.
1.Методы теоретического исследования:
— отбор, изучение и анализ литературы, систематизация изученного материала, классификация, обобщение
2. Методы эмпирического исследования:
— наблюдение, тестирование измерение (тестирование, опрос), сравнение, апробация, беседа.
Практическая значимость ВКР Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников через обращение к жанру колыбельной песни на уроках музыки раскрывается в возможности использования созданных и апробированных конспектов уроков музыки.
Структура ВКР:
1. Титульный лист,
2. Оглавление,
3. Введение,
4. Основная часть (главы, выводы по главам),
5. Заключение,
6. Список использованной литературы,
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/muzyikalnaya/
7. Приложения.
ГЛАВА 1. ОСОЗНАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛУУД
- Основные направления универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия.
Со времен Л.С. Выготского, выдвинувшего и обосновавшего
положение «обучение ведет за собой развитие», в отечественной психологии и педагогике в качестве нормативно-желаемого образца всегда признавалось развивающее обучение. Цель развивающего обучения понималась по-разному: усвоение системы научных понятий (Л.С. Выготский), максимальная эффективность обучения (Л.В. Занков), развитие теоретического мышления (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), формирование субъекта учебной деятельности, направленного на самоизменение и самосовершенствование (В.В. Репкин), формирование интеллектуальной активности личности, развитие творческого потенциала личности и др. [2].
Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. Б. Эльконина , П. Я. Гальперина , В. В. Давыдова , В.А. Далингера. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся [2] . УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
«Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности». ...
... в конце - мае учебного года. (Приложение 2) Целью диагностики является выявление умений и навыков воспитанников для построения коррекционной работы, которую необходимо осуществлять в дальнейшем. Заключение Итак, изобразительная деятельность ... осваивают законы перспективы по теме «Осенний лес»: деревья, находящиеся на переднем плане, изображаются большими по размеру и располагаются в центре листа; ...
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться [2].
По мнению ученных формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе [2].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных универсальных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [2].
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [2].
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка [2].
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].
В рамках нашего исследования рассматривается направление, связанное с формированием личностных универсальных учебных действий. Остановимся подробнее на их характеристике. Применительно к учебной деятельности следует выделить четыре вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; Также важна нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор [2].
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ...
... этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, как в теории, так и в практике педагогики до конца не разработаны подходы к организации театрализованной деятельности в детском саду. Актуальность темы данного реферата ...
В целом, сущность личностных ууд по названию дает понять, что личностные ууд в начальной школе должны быть направлены обучающимися на себя. Иными словами, личностные универсальные действия нужны для того, чтобы дети умели соотносить свои поступки и происшествия с принятыми культурными и этическими принципами. Кроме того, они обеспечивают знание и усвоение моральных норм, а также ориентацию ребенка в социальных ролях и отношениях в обществе [3].
Если к учебному процессу на уроке применяются действия, то сегодня их следует разделить на три вида: Самоопределение – благодаря этому действию обучающиеся ищут свое место в мире и обществе. Смыслообразование – учащиеся устанавливают связь между учебным процессом и мотивом. Иными словами, ребенок на уроке должен задать для себя вопрос: «Какое значение для меня несёт данное учение?» Кроме того, он должен найти еще и ответ на этот вопрос. Нравственно-этический ориентир – необходим для того, чтобы дети могли совершать личностный и моральный выбор, опираясь на социальные ценности [3].
Педагоги и методисты совместно разработали 2 группы личностных универсальных учебных действий:
- Группа: личностные УУД, отражающие отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.
Младший школьник должен:
— установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству.
— понимать, уважать ценности и культуры других национальностей.
— интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет.
— осознать этническую и национальную принадлежность.
— уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия.
— идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил – «хорошо» или «плохо».
— понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог.
— анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики.
— объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее [3].
Группа: личностные УУД, отражают отношение ребенка к учебному процессу. Младший школьник должен:
— понимать речь учителя и одноклассников.
— стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать, как можно больше.
Конспект занятия :»Музыкальное — колыбельная»
... в музыке как колыбельная. Многие композиторы написали музыкальные произведения, используя данный жанр музыки. Но история колыбельной идёт с древних времён. Колыбельная песня — песня, исполняемая ... и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. ...
— давать оценку своим действиям.
— уметь сотрудничать с одноклассниками.
— принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии
— быть терпеливым и доброжелательным
— проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека [3].
В результате формирования личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации [4].
1.2 Возможности формирования личностных универсальных учебных действий, через осознание национальной принадлежности на уроках музыки у младших школьников
В рамках исследуемой темы наибольший интерес представляет процесс формирования тех личностных ууд, которые отражают отношение ребенка к социальным ценностям в обществе (раскрыто в 1.1).
Подробнее рассмотрим деятельность, способствующую осознанию школьником своей национальной принадлежности, способствующую осознанию и уважению культуры народа и страны, в которой он родился и живет. По сути речь идет о в оспитании гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Оно не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей [5].
Нарушились традиции, порвались нити, накрепко связывающие старшее и младшее поколения. Важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, настроение, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. Немалую роль в этом процессе может сыграть учитель музыки. Особенно важно начинать этот процесс со школьниками младших классов. И одной из главных задач деятельности учителя музыки является обогащение детей знаниями о народном музыкальном творчестве [5].
Необходимость обращения к истокам народной культуры не случайно.
Народное искусство, своей яркостью, выразительностью способно вызывать у детей глубокое чувство и стать основой для осознания собственной национальной принадлежности. Ведь, человек, увлечённый народным творчеством — это человек открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем проявлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, человек, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям [5].
Народная культура (танцы, песни, хороводы, устное творчество, рукоделие и т.д.) доступна всем без исключения детям, форма выражения себя, своего мироощущения. В этом смысле она — всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. И наша задача, педагогов, привить детям любовь к народной культуре, научить тонко чувствовать музыку, глубоко воспринимать её [5].
СОЧИНЯТЬ ТАК, КАК ПОДСКАЗЫВАЮТ ДЕТИ (песни для детей З. Левиной)
... приходят стихи, песни, а точнее их сочинение. Детская музыка и детские песни существовали всегда. Русскими и зарубежными композиторами были созданы целые циклы для маленьких слушателей. Словами музыки к детям обращались ... том, чтобы сюжет был интересен и не слишком труден для понимания. При сочинении песен для детей учитываются их увлечения, личностные качества. Содержание должно быть близко к их ...
Обращение к истокам народной культуры должно привести к осознанию школьниками своей национальной принадлежности. Необходимо осуществлять этот процесс на всех этапах возрастного развития личности. Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начинает осваивать их с раннего возраста. Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через малые жанры. К ним относятся: пестушки, потешки, игры, сказки, поговорки, пословицы, загадки. И к ним же относятся колыбельные песни, с обиранием в изучении которых занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины XIX века.
Итак, к олыбельные песни- малый жанр русского фольклора. Постижение детьми малых жанров фольклора, может происходить, как в урочное, так и во внеурочной и внешкольной деятельности.
В рамках нашего исследования будут рассмотрены методы приобщения к жанру колыбельной песни на уроках музыки как средству формирования личностных универсальных учебных действий. Цели уроков музыки, связанных с обращением к жанру колыбельных песен — это создание условий для погружения в атмосферу традиционной материнской поэзии через колыбельные песни [6], для приобщения учащихся к народной культуре через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью [7].
Для решения поставленных задач перед учителями музыки требуются новые педагогические технологии, эффективные формы и методы организации образовательного процесса. Использование активных методов обучения является одним из средств в достижении образовательных результатов. При этом роль предмета музыки здесь очень велика, поскольку данная дисциплина обеспечивает уважительное отношение к культурному наследию, осознание школьниками своей национальной принадлежности, а также способствует формированию и развитию личности учащегося, помогает развитию эстетического вкуса, формирует интерес. На уроках музыки раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества [1].
1.3 Колыбельная, как фактор осознания национальной принадлежности
Из энциклопедического музыкального словаря авторов Б.С. Штейнпресса и И.М. Ямпольского узнаем, что колыбельная песня – это песня, которой убаюкивают ребенка, относится к жанру народного музыкально — поэтического творчества, а также профессиональной вокальной лирики.
В «Словаре юного музыканта» Л. Михеева также узнаем, что колыбельная песня – это песня, которой убаюкивают ребенка и что возникла она очень давно в народном творчестве. Прекрасные образы колыбельной песни в профессиональной музыке оставили многие композиторы.
Колыбельные песни
... «баян» - «сказитель», «рассказчик» и «байка» - «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях? В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби - гули. А в старинных ... ё тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их ...
Для наших предков появление малыша всегда было таинством. Едва почувствовав, что понесла под сердцем дитя, женщина осмысленно начинала создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности. В колыбельной мать утверждала в детском сознании доверие к себе и желание быть не робким. Но все же при матери, как при солнышке – светло. Мать внушала, что время сна – святое, обязательное. Обязательное для сохранения самой возможности увидеть утреннюю зорьку, услышать петушиный крик, лай собачки, мычание коровки.
Через колыбельную происходит знакомство малыша с лесом, с далеким миром зверей: волком, зайцем, медведем, лисой, дается представление об опасностях. Прежде всего о «буке», которая живет под сараем: придет серенький волчок, тебя схватит за бочок и утащит во лесок. Под ракитовый кусток. Там птички поют – тебе спать не дадут. Закрыв глаза, малыш слышал, как матушка отгоняет прилипчивое бессонье. Колыбельные – это кладезь нравственных ценностей, достояние отцов и дедов. Если мы не сохраним его, то из-под ног наших уйдут корни рода. Как жаль, что мы утрачиваем чудотворное словесное умение на родном, красивом языке говорить со своими детьми, прививать с младенчества своим чадам понятия о Божьих заповедях, способность радостно воспринимать жизнь. С младенчества прививались малышу добронравие, веселость. Но в первую очередь – уважение к старшим. «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю» — предупреждала мать, если ребенок вдруг замахивался на нее. Именно с младенчества ребенок узнавал о Родине, о русской земле. [6]
Прикоснувшись к миру колыбельной песни, каждая мать способна постоять за ясный рассудок и чистый взор своего ребенка, за его доброе сердце и светлую душу. Это путь к оздоровлению нашего национального сознания, нашего духа. Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, — колыбельные – идёт от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать).
Отсюда же – колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» — от глаголов байкать (баюкать, качать, усыплять) и от глагола баять, баить – «говорить» [6].
Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу: сон, да дрема, приди к Ване в голова, сон, да дрема, накатись на глаза. Со временем такие песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.
В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начинает забавляться со своими кулаками, как мать ее учит правильно «байкать». В крестьянской русской семье девочки с 6-7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестрёнок, а то и нанимались в чужие семьи.
С Колыбельными к малышу приходит интерес ко всему домашнему миру: баю-бай, ты, собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! Другой популярный образ колыбельной — Бука. Самые любимые персонажи русских колыбельных песен — кот и кошка, типичные охотники ночного времени суток. Одним из самых обаятельных колыбельных образов является Кот. Образ Кота издавна был двуплановым. С одной стороны – кто — баюн, помощник матери и друг ребенка, а с другой – Реальный кот-воришка, слизывающий сметану, творог, ворующий «квитку» и т.д. Реалистическая трактовка образа кота постепенно усложняется [9].
Обучение сочинению музыки
... транспонировать произведения в удобную Вам тональность. Подробнее о комплексном методе обучения музыке читайте на странице Методики обучения музыкальной композиции (сочинению музыки) Искусство музыкальной импровизации Также Вы сможете овладеть искусством импровизации. ...
Собаки и волки не менее популярными персонажами в колыбельных песнях были, которые тоже ночью обычно не спали: «Бай, бай, бай, бай, ты, собачка, не лай, ты, собачка, не лай, мою дочку не пугай». «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю — придет серенький волчок, он ухватит за бочок, и потащит во лесок, под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, нашу дочку не буди». Частенько сон в колыбельных песнях приносили птицы: голуби, журавли, грачи. Первыми в колыбели прилетали гули. Мать будто передавала их воркование. Природа ей подсказывала ритм и звуки: гуля-гуля, голубок, повернися на бочок! Гули-гули над тобой, п овернися на другой! Другие слова связанные с образом голубей: «Ай, люли, люли, люленьки! Прилетели гуленьки; стали гульки ворковать, моего Ваню забавлять».
Прямым свидетельством древнего происхождения колыбельных песен являются антропоморфные образы Сна, Дремы, Угомона, Упокоя, а также близость древнейших текстов к заговорам («Сон да Дрема, поди Коле к голова», «Угомон тебя возьми» и др.) Сон и Дрема появляются в колыбельных песнях, как правило, вместе. Они либо персонифицированы, либо нет. В первом случае они ходят, бродят, разговаривают, ссорятся, укладывают ребенка спать, описывается даже их одежда («Сон в сапогах, Дрема в катанках»).
Они «осознают» свою задачу усыпить ребенка, и основной мотив, с ними связанный, – это поиски его колыбели. Они даже спорят, кто это сделает: Сон ходит по очепу, а дрёма-то по лучкам. Сон со дрёмой поспорили: Дрёма говорит: «Я скорее удремлю», — а сон говорит: «А я скорее усыплю». Часто Сон и Дрема сами выражают желание спать. Тогда их образы достаточно автономны от образа ребенка. Они ищут колыбель, чтобы уснуть самим: «Сон ходит по сеням, дрема по теремам. Ищет сон колыбели себе…», «Сон-то говорит: «Я спать хочу», а Дремота говорит: Я дремати хочу!». Такую параллель персонажа песни со спящим или засыпающим ребенком мы встретим и в связи с образами животных, которые часто представлены спящими одновременно с ним: «Куницы спят, лисицы спят, баюшки баю, люлюшки люлю! Одни голуби летели, и те уснули, баюшки баю, люлюшки люлю!». Часто персонажи появляются из каких-то далеких, чужих мест. Например, из заморья или болота: с ерые коты и з заморья шли, т ебе сну нанесли, м ного возрасту. Сон со дремой п орассорились. Сон идет по терему, а дрема по болоту. [6]
Итак, колыбельная песня – песня, служащая для убаюкивания ребенка, распространенный жанр русской народной песенности. Для колыбельной песни характерны спокойное, замедленное движение, повторы попевок и ритмических фигур. С конца XVIII века вошла в профессиональную вокальную лирику и инструментальную музыку в творчестве русских композиторов (Алябьев, Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Балакирев, Лядов, Аренский и др.)
Мы считаем, что на основе понимания и чувствования колыбельной песни, как уникального жанра произойдет осознание детьми своей национальной принадлежности. Это в свою очередь является показателем формирования личностных ууд.
- Методы приобщения к колыбельной песне.
В музыкальной педагогике существуют различные методы. В педагогике музыкального образования метод обучения понимается в широком смысле как совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования. В узком смысле метод рассматривается как определённые средства, приёмы, предназначенные для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, развития памяти, мышления, воображения, а также для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, художественного вкуса, интереса к искусству и потребностей общения с ним. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность. Прием по отношению к методу, носит подчиненный характер. Он представляет единичное действие, шаг, ведущий к намеченной цели. Если метод представляет завершенное действие, то прием отличается незавершенностью. Он предстает как частное проявление метода, и имеет одностороннее действие. В своем осуществлении он исходит из правил метода, в состав которого он входит. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод в практике его реализации может включать различные приемы. [16]
Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение — чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.
И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций методов обучения, которые мы рассмотрим подробнее:
1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).
В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков. [18]
3.Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:
1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;
2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.)
К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.
Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.
5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании: 1) методов преподавания; 2) методов учения. Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И.Паламарчук.
6. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-
познавательной деятельности. [18]
В рамках нашего исследования (формирование лууд) интерес представляет 2 группа методов и 6 группа (по Бабанскому), в которых прослеживается связь с существующими активными методами. Мы предполагаем, что они могут стать наиболее приемлемыми для приобщения к колыбельной песне. Опираясь на практический опыт Саули Хадиевой активные методы способствуют формированию положительной учебной мотивации, развитию творческих способностей, что очень важно для уроков музыки, помогают раскрытию индивидуальных способностей каждого ученика. При этом активные методы обучения оказывают содействие формированию личностных универсальных учебных действий, которые выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения [1].
Используя активные методы в своей работе, автор руководствуется несколькими правилами: главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете [1].
Опираясь на опыт работы С. Хадиевой, мы выделяем следующие активные методы обучения: игровые методы обучения и метод проектного обучения. В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроке, возрастает активность обучающихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи. Для формирования личностных универсальных учебных действий широко зарекомендовал себя метод проектного обучения. Ребята учатся самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников, развивают исследовательские умения, творческое мышление. Например, интеграция музыки и литературы дает возможность осуществлять творческие проекты в форме сочинения колыбельных песен, стихотворений о музыке, сочинения сказок на основе прослушанных музыкальных пьес. Как показывает опыт работы педагогов-практиков, применение активных методов обучения позволяет не только сделать образовательный процесс более интересным и продуктивным, но и способствует формированию личностных ууд у младших школьников. Например, возможно проведение творческого проекта «Колыбельная песня» (для приобщения детей к жанру колыбельной).
Или продумать цикл конспектов, где в каждый урок внесен материал связанный с русской колыбельной. Жанр колыбельной песни как исторически сложившийся жанр представляет собой уникальное явление в мировой художественной культуре. Его можно считать древнейшим музыкальным жанром. С течением времени изменяются музыкальные стили, жанры, ритм жизни, но человек остается человеком: хлеб питает тело человека, а колыбельная – душу. Диапазон выражаемых чувств – от тончайших смысловых подтекстов, до предельной обезоруживающей искренности, что сродни народной песне. Сколько младенцев во все времена засыпало под слова простых, незатейливых песенок! Их пели бабушки, прабабушки, няньки и кормилицы, и конечно же мамы. Как сказал поэт Расул Гамзатов: «Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».
Тема нашего исследования потребовала анализа наиболее востребованных в современных школах программ по музыке, с целью выявления в них наличие музыкального материала в колыбельном жанре. Итак, обратимся к анализу рабочей программы по Л.В. Школяр. Цели образования — ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; задачам образования — развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. [17]
Программа «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Задачи предмета «Музыка» заключаются в следующем: привить интерес, любовь, уважение к музыке как предмету искусства; научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям; привить основы художественного вкуса; воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству; научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством); обогатить знаниями о музыкальном искусстве; научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности; сформировать потребность в общении с музыкой. [17]
В программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной содержание базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. [17]
По завершению данного анализа становится известно, что русской колыбельной музыки в программах очень мало. А нами доказано (1.2, 1.3), что приобщение к жанру колыбельная песня способствует осознанию национальной принадлежности и в целом формирует лууд.
Вывод по I главе
Концепция развития универсальных учебных действий в системе общего образования имеет предпосылки и отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Актуальность концепции обеспечена такими факторами как необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей; создание условий для достижения успешности всеми учащимися; задачи формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.
Термин «универсальные учебные действия» имеет широкое значение (умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию) и узкое значение (совокупность способов действий учащегося).
Универсальные учебные действия открывают учащимся возможность в широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей ценностно-смысловые характеристики и ценностные ориентиры. Для начального образования ценностные ориентиры конкретизируют основы гражданственности, чувство сопричастности и гордости за Родину, народ, историю, способствуют восприятию целостного мира, при разнообразии культур, национальности, религии.
В составе основных универсальных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [2].
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; а также осознание своей национальной принадлежности. Осознание школьниками своей национальной принадлежности должно осуществляется на всех этапах возрастного развития личности.
К учебному процессу применяются личностные ууд, разделяющиеся на 3 вида: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этический ориентир.
Для решения поставленных задач перед учителями музыки требуются новые педагогические технологии, эффективные формы и методы организации образовательного процесса.
С раннего возраста ребенок познает и усваивает многовековые традиции, формирует нравственно – этические нормы, через малые жанры впитывает культуру своего народа. К ним относится жанр колыбельной песни. На основе понимания и чувствования колыбельной песни, как уникального жанра произойдет осознание детьми своей национальной принадлежности. Это в свою очередь является показателем формирования личностных ууд.
Колыбельная песня, является народной песней, служащей для убаюкивания ребенка. Имеет спокойный, монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций, однообразием припевных слов. Колыбельная песня – это вокальная или инструментальная лирическая миниатюра, а также эпизод в крупном сочинении, где композитор интерпретирует жанр народной колыбельной песни в индивидуальной манере. Известны колыбельные песни сказочного (в опере «Садко», в балете «Жар – птица») и драматического («Песни и пляски смерти» Мусоргского) характера.
Материнская любовь и нежность проявляется в ласковых обращениях к ребенку. Содержание таких песен связно непосредственным окружением младенца. Уменьшительно – ласкательные суффиксы усиливают напевность, смягчают текст. В простых незатейливых текстах колыбельной поэзии сохранились отголоски древних верований, когда младенца заговаривали от злых, темных сил. В каждой песне – нежная любовь к ребенку, предсказание счастливого, богатого будущего. Неспроста нашими предками колыбелью названа сама родина, место рождения человека, где он провел свое младенчество. Колыбелью наши предки назвали землю, место происхождения самого народа и даже поколения. Какое же глубокое значение придавалось этому слову!
Таким образом мы сделали вывод о колыбельной песни. Она является подлинным чудом народной поэзии. Опытом многих поколений добыта и отшлифована форма колыбельной песни. Главное ее назначение – успокаивать младенца, навеивать ему сон, поэтому она проста, мелодична. В песне много повторов и звукоподражательных слов.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/muzyikalnaya/
- Абрамов В.В. Формирование личностных универсальных учебных действий: // Личностные ууд в начальной школе. 2017 №2. URL: http://fb.ru/article/322019/lichnostnyie-uud-v-nachalnoy-shkole-formirovanie-lichnostnyih-universalnyih-uchebnyih-deystviy (Дата обращения: 7.10.2018)
- Бабичева Н.А. Формирование ууд на уроках музыки: // Формирование ууд на уроках музыки. 2015 №1. URL: https:// /shkola/muzyka/library/2015/03/22/formirovanie-uud-na-urokah-muzyki (Дата обращения: 1.12.2018)
- Занкова Л.В. Уроки на тему Колыбельные песни: // Комбинированный урок по теме Колыбельные песни. 2010 №8. URL: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/konspiekturokapomuzykienatiemukolybielnyiepiesni (Дата обращения: 4.11.2018)
- Каменская О.А. Колыбельная песня как источник формирования личности ребенка-дошкольника: // Вопросы дошкольной педагогики. 2016 №3. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1234/ (Дата обращения: 17.11.2018)
- Карабулатова И.С. Пространство традиционной колыбельной песни: // Сборник колыбельных песен. 2009 №1. URL: http://www.dslib.net/jazyko-znanie/kommunikativnoe-prostranstvo-tradicionnoj-kolybelnoj-pesni-na-materiale-russkih.html (Дата обращения: 5.10.2018)
- Лелеев А.П. Изучение и сохранение традиционной культуры через приобщение детей к народному искусству: // Воспитание патриотизма. 2015 №2. URL: https://studwood.ru/1038783/pedagogika/izuchenie_i_sohranenie_traditsionnoy_kultury_cherez_priobschenie_detey_k_narodnomu_pesennomu_iskusstvu_v_obraztsovom_kollektive_detskiy_folklornyy_ansambl_lapotochki_ (Дата обращения: 21.10.2018)
- Листаев А.А. Универсальные учебные действия: // Личностные ууд. 2017 №4. URL: http://kpoxa.okt.edusite.ru/p83aa1.html (Дата обращения: 17.11.2018)
- Маланова Е.Ю. Формирование ууд на уроках музыки: // Личностные ууд. 2018 №3. URL: https://videouroki.net/razrabotki/formirovaniie-uud-na-urokakh-muzyki.html (Дата обращения: 1.12.2018)
- Михайлова Т.Р. Технологичная карта урока:// Спи, мой младенец, усни. 2016 №2. URL: https://docbaza.ru/naurok/muzyka/text-61423569.html (Дата обращения: 6.11.2018)
- Паниченко А. Формирования универсальных учебных действий: // Формирования универсальных учебных действий. 2017 №2. URL: https://pandia.ru/text/78/338/607.php (Дата обращения: 19.10.2018)
- Тронина К.А Современный урок: // Личностные ууд. 2017 №13. URL: https://pandia.ru/user/publ/558-Lichnostnie_UUD (Дата обращения: 20.11.2018 )
- Тушина С.Ю. Формирование ууд на уроках музыки: // Формирование личностных ууд на уроках музыки. 2016 №5. URL: https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_na_temu_formiruemie_uud_n_120904.html (Дата обращения: 4.12.2018)
- Шумская Е.Ю. Формирование ууд: // Личностные ууд на уроках музыки. 2017 №2. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/658015/ (Дата обращения: 1.12.2018)
- Шумская Е.Ю. Формирование ууд средствами предмета музыки: // Общепедагогические технологии. 2016 №1. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/658015/ (Дата обращения: 6.11.2018)
- Е. Морошкин. Колыбельная (русские классики 19 и 20 века): // Музыкальная литература. 2010 URL: https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=1138.0 (Дата обращения: 15.09.2019)
- Ветлугина. Методы музыкального обучения и воспитания: // Теория музыкального образования 2016 URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00264232_0.html (Дата обращения: 12.10.2019)
- Л.А Колентьева. Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС ННО: // 2019 URL: http://psosh.org.ru/images/Obrasovanie/Programmy/psiholog2019.pdf
- Т.А. Нуртдинова. Диагностика личностных универсальных учебных действий: // 2011 URL: https://59209s002.edusite.ru/DswMedia/diagnostikalichnostnyixuniversal-nyixuchebnyixdeystviyvnachal-noyshkole.pdf