ТЦ или стрит-ритейл: как выбрать место для открытия магазина

Маркетинговое исследование

Мы уже обладаем достаточным количеством информации и вполне можем перейти к выбору места расположения вашего детища. Осталась лишь небольшая рекомендация – важная и обязательная к исполнению:

Магазин призван приносить прибыль своему владельцу, поэтому, даже если кажется, что вы нашли свою нишу, а дела по какой-то причине перестают идти хорошо, можно (и нужно) перепрофилировать свой магазин таким образом, чтобы он отвечал новым требованиям покупателей, вашему контракту с новой торговой маркой, или его ассортимент поменялся на более ходовой.

Если пренебречь данной рекомендацией, можно потерять не только деньги, но и время, инвестированное в проект по открытию магазина. Не стоит хвататься за соломинку, если рядом есть спасательная шлюпка. Даже если соломинка по каким-то причинам кажется вам симпатичнее.

Правило трех «L»

Когда речь заходит о выборе места (помещения или земельного участка) для вашего будущего магазина, стоит вспомнить американскую поговорку о трех «L». Что самое важное в новом предприятии? Это три «L» – «Location, location & location». Место по праву можно считать самым важным элементом успеха будущего магазина. Именно потому, что место является фундаментальной составляющей всего дела, к его выбору следует отнестись очень серьезно.

Сначала определимся с принципиально важным решением в стратегии размещения магазина – уличная торговля или расположение в торговом центре. Затем научимся оценивать предполагаемое помещение или участок, проводя маркетинговое исследование. В завершение этого мы рассмотрим такие понятия, как зонирование и фасад магазина.

Итак, извечный вопрос – улица (иногда говорят также street-retail, на английский манер) или торговый центр? Давайте подумаем, какие есть плюсы и минусы»">минусы и плюсы у этих вариантов размещения, а также предположим, какие магазины было бы выгоднее расположить в том или ином месте.

Для начала немного истории. Уличная торговля – это отдельно стоящие магазины или магазины, расположенные на первых этажах жилых или доходных домов; это, пожалуй, самая старая сохранившаяся по сей день форма торговли. Она берет свое начало от античных лавок, средневековых гильдий и лавок русских купцов. Обычно лавка находилась на первом этаже, а хозяин (купец или ремесленник) жил над ней. Каждое утро он спускался, отпирал засов изнутри и принимал покупателей. Такие магазины были специализированными, потому что держали их сапожники, кузнецы, горшечники и другие ремесленники.

13 стр., 6114 слов

Выполнение макета магазина музыкальных инструментов в стиле «ретро»

... магазине, развлечений и воспитания вкусов покупателей. Интерьер магазина и обслуживание должны быть безукоризненными, поскольку за каждого покупателя ... оформление магазина может служить косвенным инструментом ... с использованием эффекта синергии или взаимного дополнения другими торговыми предприятиями), управлению, маркетингу и рекламной и PR-работе. Требования к торговому оборудованию. Если в магазинах ...

Купцы, конечно, могли заниматься многими видами товаров одновременно. Можно даже сказать, что купцы были оптовыми и мелкооптовыми торговцами. Ремесленники Европы объединялись в цеха и гильдии, селились рядом. Так появлялись торгово-производственные кварталы и улицы – Кузнецкие, Ткацкие, Бумажные, благодаря которым многие российские и европейские города получили большую часть географических названий. Торговые улицы до сих пор распространены в городах Европы, но почти исчезли у нас. Градостроительная политика советского времени и отказ от традиций дают о себе знать. Однако, к чести московского правительства, нужно отметить тенденцию к восстановлению и развитию пешеходных торговых улиц в центре столицы.

Именно так, используя эту синергию, работают сейчас торговые центры. Они объединяют в себе множество функций и удовлетворяют множество потребностей покупателей/посетителей.

Так какие же плюсы и минусы у магазинов street-расположения и находящихся в торгово-развлекательных центрах? В таблице ниже приведено небольшое сравнение.

Street Retail

Торгово-развлекательный центр
Плюсы
  • на виду у покупателей;
  • покупатели сразу попадают в ваш магазин;
  • в шаговой доступности;
  • любые часы работы (на ваш выбор);
  • арендная плата может быть ниже, чем в ТРЦ;
  • любая специализация;
  • собственное оформление.
  • поток покупателей;
  • синергия – соседство с торговцами и развлекательными функциями ТРЦ;
  • безопасность (служба безопасности и охрана);
  • ТЦ отвечает за коммунальные услуги
  • парковка ТЦ;
  • ТЦ специально строится для торговых и развлекательных предприятий;
  • централизованная реклама.
Минусы
  • общение с контролирующими органами (согласование вывесок и прочее);
  • коммунальные услуги и платежи – головная боль владельца магазина;
  • безопасность – нанимать собственную службу безопасности, заботиться о безопасности продавцов и покупателей;
  • отсутствие синергии;
  • наличие покупателей – явление непостоянное и зависит от потока и ассортимента.

  • арендные ставки высоки;
  • покупатели могут не зайти в ваш магазин, потому что пришли в кино;
  • место расположения магазина в ТЦ. Очень важно: небольшим арендаторам сложно получить хорошее место в ТЦ;
  • часы работы магазина = часам работы ТЦ;
  • ТЦ может отказаться сдавать вам помещение в виду того, что в ТЦ уже представлено несколько операторов, торгующих тем же, что и вы;
  • ТЦ регламентирует оформление торговой точки.

Разумеется, это не полное сравнение двух типов размещения магазина, однако оно дает общее представление и позволяет предположить, какое размещение будет лучше именно для вас. Разумеется, если вы планируете открыть магазин в формате «у дома», размещение в торговом центре для вас не подходит. Также для некоторых магазинов существуют определенные ограничения, связанные с концепцией ТЦ. Конечно, все арендодатели – и те, кто сдает помещение на улице, и те, кто предлагает площади в торговых центрах, – заинтересованы в сдаче как можно большего количества квадратных метров и как можно дороже. Но у торговых центров есть концепция развития и заполняемости. Для каждого ТЦ разработан так называемый «tenant mix», то есть состав арендаторов, исходя из которого заполняются помещения. Именно поэтому в них не бывает двух супер- или гипермаркетов, работающих в одно ценовой категории или имеющих на 100% одинаковую целевую аудиторию. То же самое касается магазинов подарков, чайных и кофейных бутиков.

Давайте рассмотрим типовой торговый центр, и тех, кто обычно в нем представлен. ТЦ могут быть одно-, двух- и многоэтажными. Причем чем выше этаж, тем меньше вероятность, что покупатель туда поднимется. У посетителя должна быть цель, чтобы он захотел подняться выше первого этажа. Соответственно, арендная ставка на первом этаже торгового центра, как правило, самая высокая. Для одноэтажных ТЦ действует другой принцип ценообразования – удаленность от «якоря».

«Якорями» или «якорными арендаторами» называют крупных игроков рынка, которые служат магнитом для покупателей. Это гипермаркеты, крупные магазины бытовой техники и электроники, крупные универмаги, торгующие одеждой.

Типичным для торгово-развлекательного центра можно назвать следующий состав арендаторов (средний ТЦ).

Якорные арендаторы:

  • Продуктовый (супер- или гипермаркет);
  • БТиЭ (бытовая техника и электроника);
  • Одежда (1-2-3 крупных универмага одежды);
  • Детский магазин;
  • Спортивный магазин;
  • Кинотеатр (развлечения);
  • Фудкорт (+ 1-2 ресторана).

Наполняемость ТЦ:

Сопутствующие супер- или гипермаркету услуги:, Бытовая техника и электроника:

Мода:

Дети:

Спортивные товары:

Фудкорт (3-5 предприятий быстрого питания).

Специализированные магазины:

Услуги:

Развлечения: