Конспект занятия :»Музыкальное — колыбельная»

Сочинение

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Конспект занятия на тему:

« Музыкальное сочинение — колыбельная».

Автор: Чичканова Наталья Алексеевна,

педагог дополнительного образования

ст. Кавказская ,2016г.

Цель: музыкальное сочинение в жанре колыбельной.

Задачи образовательные:

  • учить слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные композиторами.

Задачи развивающие:

  • развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;

Задачи воспитательные:

  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;
  • воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Педагог : Сегодня мы познакомимся с таким жанром в музыке как колыбельная. Многие композиторы написали музыкальные произведения, используя данный жанр музыки. Но история колыбельной идёт с древних времён.

Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших . В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

11 стр., 5034 слов

Характеристика жанров и форм музыки

... курсовой работы заключается в рассмотрении и характеристике жанров и форм урока музыки. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: изучит уроки музыки: ... урок музыки как жанр. Жанр урока определяет форму организации предметного содержания. Так, в практике школьного музыкального образования ... походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, ...

В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Баю-баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток

Там пташки поют

тебе спать не дадут.

— А. С. Королёв

Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дрёмы или Сна.

Сидит Дрёма,

Сидит Дрёма,

Сидит Дрёма, сама дремлет,

Сидит Дрёма, сама дремлет.

Взгляни Дрёма,

Взгляни Дрёма,

Взгляни Дрёма на народ,

Взгляни Дрёма на народ

Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.

Вы коты, коты, коты,

У вас жёлтые хвосты.

Вы коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

2 Основная часть. Знакомство с фольклором начинается с первых дней и сопровождает человека всю жизнь. Колыбельные песни, пестушки, потешки…. Телепередача «Спокойной ночи, малыши»- одна из старейших детских телепередач на нашем телевидении, что её смотрели ещё наши мамы и папы. Музыкальная заставка Зои Петровой и Александра Островского к передаче «Спят усталые игрушки…» была не всегда, моя мама помнит заставку:

Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Птички уснули в саду,

Рыбки заснули в пруду.

Русский текст колыбельной «Спи, моя радость, усни…» принадлежит известной русской поэтессе, переводчице и искусствоведу начала ХХ века Софии Александровне Свириденко. На самом деле это перевод с немецкого и автор оригинального текста — Фридрих Вильгельм Готтер (колыбельная из пьесы «Эстер», Лейпциг, 1795 ) , а музыка принадлежит Вольфгангу Амадею Моцарту. Великий Моцарт писал колыбельные!

Слушание «Колыбельная» В.Моцарт.

Какие эмоции у тебя возникли при прослушивании музыки?

Обучающийся: Это очень лиричная, распевная, нежная музыка.

4 стр., 1912 слов

Колыбельные песни

... колыбельных песнях? В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби - гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, ... Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня -- песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась ...

Педагог: а вот какую колыбельную в стихах написал Блок:

«Колыбельная песня» А. Блок.

В небе звездочки горят ,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым деткам спать велит:

«Спите, спите, поздний час,

Завтра брат разбудит вас……

Традиционно колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки – в такт биению пульса и дыхательным движениям. Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который накладывается на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту).

Испанский композитор и специалист по песенному фольклору Мануэль де Фалья писал: “Колыбельные – единственный в Европе образец первобытных песен”.

К жанру колыбельной песни обращались и классики: Шуберт, Мендельсон, Моцарт, Бизе, Римский-Корсаков, Пуччини, Чайковский, Шуман, Шостакович и другие («Спи, моя радость», «O mio babbino caro», «Вечерняя звезда», «Колыбельная Волховы». …).

Слушание колыбельной Волховы из «Садко» Римского-Корсакова. Обучающийся рассказывает какова эта музыка.

(В колыбельной Волховы слышатся русские народные напевы-очень лиричные).

Педагог: А сейчас, прежде ты сам попробуешь себя в качестве композитора, необходимо проанализировать строение колыбельной.

Обучающийся делает анализ пьесы «Колыбельная» А.Лядов (отмечает фразы,предложения).

Педагог: Работа в нотной тетради.

Педагог: Тональностью мы определим «настроение» произведения.

Обучающийся: Мажор — звучит весело, минор – грустно. Я выбираю тональность Ля минор.

Педагог: Нужно разлиновать в нотной тетради 8 тактов. Первое предложение — это вопрос (заканчивается неустойчивым звуком-доминантой), второе предложение — ответ (заканчивается устойчивым звуком, тоникой).

Проставь, пожалуйста, тонику и доминанту в четвёртом и восьмом тактах.

Ребёнок выполняет.

Педагог: А какой размер нужно выбрать для колыбельной 2/4,3/4 или 4/4?

Обучающийся: 4/4.

Педагог: Конечно, правильно.

Ребёнок работает на инструменте, сочиняя мелодию на 4/4 . Затем записывает в нотную тетрадь.

Далее оформляются штрихи -легато, проставляются динамические знаки.