«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» материал

Дипломная работа

Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии – инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как один из инструментов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы. Вместе с тем научно обоснованно, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только посредством внедрения инновационных технологий, но и через изменение содержания и форм обучения.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ребенка по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования как части всеобщего образования также характерны поиск, разработка и внедрение в педагогическую практику инновационных технологий обучения, развития и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Творчество — это страна чудес, полная открытий первых ярких впечатлений. Здесь можно многому научиться: думать, чувствовать, воспринимать, фантазировать, экспериментировать. В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения, все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко запоминается на долгие годы. Лучшим условием в развитии творческой активности детей является театрально-творческая деятельность.

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

15 стр., 7481 слов

Обучение детей старшего дошкольного возраста предметному рисованию

... стремятся свои выразить чувства и мысли в рисунке. В детском рисование саду занимает ведущее место в обучении изобразительному детей искусству и включает три вида: ... Изобразительная деятельность не широкого утратила воспитательного значения и в настоящее время. Об пишут этом: В.А. Езикеева, Т.С Комарова, Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Проблемой и др. Пантюхина развития детского изобразительного ...

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства , в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность , в которой он сам участвует.

Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли (и зрителя и актера) являются для развития ребенка очень значимыми.

Театрализованные игры и, в особенности, игры-представления (спектакли, сказки, сценки) успешно решают многие воспитательно-образовательные задачи, развивают художественный вкус, творческие способности, формируют устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театрализованные представления способствуют развитию всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Активное участие в театрализованных представлениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки, закрепить ранее полученные. Кроме того, развиваются их творческие способности, формируются организаторские способности, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива. Весь коллектив, активно участвует в подготовке спектаклей.

Наверное, нет такого детского сада или школы, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. Театральное творчество как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже очень давно. Но, несмотря на известную «обкатанность», театрализованная деятельность и сегодня остается не до конца раскрытой. Далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, как в теории, так и в практике педагогики до конца не разработаны подходы к организации театрализованной деятельности в детском саду.

Актуальность темы данного реферата определяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в современных условиях.

Целью данной работы является обобщение теоретического и практического материала по проблеме театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обоснование необходимости широкого внедрения в воспитательный процесс детских театрализованных представлении, а также выработка рекомендаций и предложений по использованию воспитательных возможностей театрально-творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и развития детей-дошкольников.


ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛНИКОВ

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема ... развития одарённых детей. Общее и специфическое в развитии когнитивной сферы одарённого ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. ...

1.1. Возникновение и история развития детского театра

Мы приходим в театр и в радости, и в печали. Театр — зеркало нашего смеха и слез, лекарь душ человеческих. Для маленьких детей, на чью долю уже с первых лет выпало слишком много страданий, театр — не только сказка, в которой можно ощутить себя сильным и счастливым, но и добрый учитель, друг, помогающий обрести радость и уверенность в своих силах.

С древнейших времен у человека была потребность выражать свои мысли и чувства посредством театрализованного действа. В ритуальных представлениях люди звали на помощь добрых духов и боролись со злыми, рассказывали о событиях прошлого и настоящего и просто «выпускали пар». С течением времени спектакли стали формой развлечения. Тем не менее они по-прежнему оставались элементом таинственной и загадочной сферы «жизни духа». Недаром актеров в средние века не хоронили на кладбищах. Театральное действо привлекает, завораживает, заставляет по-новому взглянуть на давно знакомые явления.

Первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. В описании быта дворянства и русской интеллигенции первой трети XIX века можно найти множество таких примеров. В «Воспоминаниях» Марьи Федоровны Каменской (1817-1899) с красочностью и обилием деталей так описаны семейные спектакли: «В зале давались вечеринки, маскарады и спектакли. В старину люди были сентиментальны, и потому эти спектакли давались всегда сюрпризом и непременно по случаю чьих-либо именин. Сцена и вся обстановка изготовлялись тайно и в той же зале, при закрытых дверях. И даже прислуга для прочности тайны в залу не допускалась. Работали там только родные руки маменьки, теток и дядей… Разумеется, папенька орудовал больше всех, на его долю приходилось самое трудное: он писал кулисы и писал их не небрежно, как их всегда пишут, а так, что у него выходили не кулисы, а прелестные пейзажи.

Виновник торжества, «именинник», всегда был глубоко тронут сюрпризом, и благодарил родных-актеров со слезами на глазах. Актеры были счастливы тем, что игру их похвалили. Хозяева театра, папенька с маменькой, блаженствовали уже потому, что к ним собрались милые им люди и что удалось их повеселить…» .

Семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.

6 ноября 1918 года в Москве открылся первый в мире постоянный театр для детей, в котором шли спектакли театра петрушек, театра теней, марионеток, балета. Их оформляли такие замечательные деятели искусства, как В.Фаворский, И.Ефимов, композитор А .Александров, балетмейстер К.Голейзовский. Организатором и заведующей театром была Н.И.Сац.

Затем возникают детские театры в Харькове, Краснодаре, Санкт-Петербурге и других городах.

24 стр., 11636 слов

Развитие театра в России

... искусств завершились созданием Актерского отделения СГУ. К 2007 году состоялось три набора на театральное отделение, два поколения студентов уже работают на сцене театра. ... смотрел спектакль в течение десяти часов. После открытия придворного театра спектакль ... театр, которые в своем развитии опирались на опыт высокоразвитого школьного театра ... придворного театра, были подростки и юноши – дети иноземцев ...

Появление детских театров явилось важнейшим событием не только в культурной жизни того времени, но и для всей педагогической общественности. Интерес представляет даже тот факт, что деятельностью детских театров руководил народный комиссар просвещения, а не министерство культуры.

В каждом театре были педагогическая часть, но вопросы, связанные с репертуаром, музыкальным и художественным оформлением спектаклей, обсуждались коллегиально. Это позволяло, с одной стороны, учитывать интересы детей, особенности их восприятия, а с другой, — создавать высокохудожественные произведения. Благодаря этому союзу даже художники сцены должны были мыслить как педагоги, а педагоги — чувствовать силу искусства как художники. В результате наша страна приобрела уникальный опыт театральной педагогики, а театры средствами театрального искусства расширяли кругозор детей, помогали им вырасти людьми, любящими и понимающими искусство, наполнить их сердца радостью. Не случайно А.Брянцев назвал первый ТЮЗ «театром детской радости».

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.

Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем — работы Г. Генева, арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

В воспоминаниях выдающихся ученых, писателей, поэтов, художников мы находим много добрых слов в адрес родителей, родных и близких, которые приобщили их в детстве к этому прекрасному виду искусства. Вот как вспоминает свои первые встречи с театром известный театральный художник Татьяна Георгиевна Бруни:

«Первый раз меня повели в Мариинскии театр на «Спящую красавицу», было мне тогда пять лет. О том, что Аврору танцевала Ольга Преображенская, принца Дезирэ — Михаил Фокин, Кошечку — Тамара Карсавина, а Голубую птицу — Вацлав Нижинский, я узнала много позже, но ощущение подлинного потрясения от увиденного с охри пила навсегда. Это был другой мир, было нечто такое, что и сегодня я не могу передать словами, настолько виденное меня восхитило.

Многое в памяти от этой первой встречи сохранилось навсегда. Пол- века спустя студия «Ленфилм» пригласила меня в качестве художника «балетной части» снимавшегося советско-французского фильма о Мариусе Петипа — «Третья молодость». Нужно было показать фрагменты «Спящей красавицы» в том виде, в каком балет шел при Петипа. Оказалось, что все главное, существенное, нужное для работы, я запомнила. Я запомнила почти все костюмы главных персонажей, вспомнила, что первое появление Авроры было в ярко-красном костюме, а Мальчик-с-пальчик был в бирюзовом и в красной шапочке. Эскизы костюмов делала по памяти. Когда увидела потом эскизы Всеволожского, оказалось, что в главном все у меня было верным» .

Можно приводить еще очень много других примеров, но их суть будет в одном, — театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию. Поэтому, если в городе, в котором вы живете, есть театр или он приехал на гастроли, то непременно убедите родителей в необходимости его посещения вместе с детьми.К сожалению, решение данного вопроса напрямую не связано с деятельностью педагогов. Зато развитие ребенка в театрализованной деятельности зависит от них целиком и полностью.

12 стр., 5660 слов

«Воспитание детей искусством хореографии» материал

... воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. 2 . Воспитание детей искусством ... Практическая значимость данного реферата заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии и применении ...

Особый интерес для современной педагогики представляют искания Е.Честнякова, который вошёл в историю нашей культуры как живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, сказочник и организатор.

С детства полюбив мудрый сказочный мир театра, Е.Честняков хотел приобщить к нему других. Он считал, что театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству. При этом ребенок выступает сразу в двух ролях — зрителя и участника.

В основе театра Е. Честнякова лежало умение художника видеть мир в движении, во всем находить что-то живое, что может двигаться или что можно заставить двигаться, говорить и тем самым развивать действие, доводя его до логического завершения.

Ефим Васильевич обладал богатым даром импровизации. Он умел общаться со зрителем, втянуть его в свою игру. Свобода мышления, изобретательность и находчивость позволяли ему быстро развернуть «игру» и заставить людей играть вместе с ним.

Интерес представляют и воспоминания связанные с театрализованной деятельностью крестьянских детей, которую организовала в своем учебном заведении для сирот княгиня М.К.Тенишева. В результате большой практической работы она пришла к выводу, что театр способствует развитию детей и созданию дружного детского коллектива.

Она пишет: «Несмотря на мою антипатию к театру вообще, нахожу, что в воспитательном смысле это большое подспорье, в особенности деревенский театр, и он послужил мне с пользой в моей школе для сближения с учениками. Мы временно составляли как бы одну семью, сливаясь в одно целое, стараясь сыграть пьесу как можно лучше.

Крестьянский ребёнок мало развит, внимание его спит, реакция слабая, речь несвободная. Школьные уроки передаются или на заученном книжном языке, или на своём разговорном, бедном, затруднённом, красноречие отсутствует» .

Важно учитывать, что и М.Тенишева, и Е.Честняков сами были профессионалами в живописи, и, несмотря на это, не захотели ограничить обучение детей только изобразительной деятельностью. В результате, они пришли к одному выводу: из всех видов искусства театральная деятельность наиболее органична для ребёнка от 4 до 10 лет и несёт в себе развивающий эффект. Но уже в то время эти выдающиеся просветители понимали, что эта работа не может осуществляться сама по себе. Необходима специальная программа художественного воспитания, образования и развития детей.

О такой программе мечтал С.Т.Шацкий — выдающийся отечественный педагог, учёный. Он писал: «Значение искусства для жизни ребёнка уже достаточно признано, хотя мало выяснено. Но я хотел бы отметить, что не об обучении музыке, пению, рисованию, ритмике следовало бы думать, а о жизни детей в сфере искусства. Здесь самый трудный вопрос — материал, который даётся детям. Конечно, я больше думал бы о простом, бесхитростном искусстве, о здоровой радости искусства, а не о самоуслаждении взрослых вокруг детей» .

16 стр., 7865 слов

Самообразования «Развитие фантазии и воображения у детей ...

... деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Предмет исследования - развитие воображения (фантазии) на занятиях по изобразительному искусству. ... помощью малыш создает и проживает воображаемые ситуации, что как подтверждают специалисты, учит ребенка не только творчески думать, но и быстрее находить решение. ...

В этих горьких словах талантливого отечественного педагога таится справедливый упрек в адрес науки и практики. Ведь, действительно, «самоуслаждением» родителей или «отчетом» перед ними музыкального руководителя и педагогов пронизан каждый праздник в детском саду.

Но, вместе с тем, всем известно, что наряду со всеми перечисленными выше недостатками, он доставляет детям и родителям радость. Как быть?

На основе анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, большой экспериментальной работы можно сделать вывод, что для полноценного развития детей в театрализованной деятельности необходим научный подход как к организации, так и к содержанию и методам работы с детьми. Только учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, можно помочь театрально-творческой деятельности стать полноправной частью педагогического процесса воспитания и развития детей-дошкольников.

1.2. Роль театрально-творческой деятельности в развитии ребенка

«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» — спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?

Во-первых, это связано с тем, что посещение театра — всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить нудновато-тоскливую повседневность яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.

Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем не сравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Разностороннее влияние театрально-творческой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.

4 стр., 1672 слов

Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности ...

... самостоятельных действий, дети инициативнее и активнее выбирают для себя определенный вид художественной деятельности. Содержание самостоятельной художественной деятельности ... для игры, организовывают театрализованную игру. Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности ... страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей . Не нравится ни ...

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

Улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии — в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова и др.).

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б. М. Теплов) . А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес» .

9 стр., 4007 слов

Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной ...

... А. и Стрельцовой Е. Ю., Тихоновской Г. С. вопросы специфики организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями нашли свое отражение в работах Бгажноковой И. М., Бадаляна Л. О., ... эти усеченные возможности культурно-досуговой деятельности не всегда можно реализовать на практике, в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов и нарушений у детей. Что безусловно, ...

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

В настоящее время, несмотря на то, что работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку, театр остается «Золушкой» педагогики, и его судьба, как от злой мачехи, зависит от желания и интересов педагога, который не понимает его значимости. В первую очередь это связано с непониманием значимости театрально-творческой деятельности в воспитании детей.

Во-первых, педагоги недооценивают коллективного характера театрализованной деятельности. Как и в сюжетно-ролевой игре, в процессе театрализованной деятельности от ребенка требуется умение управлять своим поведением, умение координировать свои действия с деятельностью товарищей.

Во-вторых, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

Очевидно, что даже краткий перечень достоинств театрализованной деятельности свидетельствует о том, что ей не пристала роль «Золушки». Значение этой сферы детской деятельности для общего психического и художественного развития ребенка столь велико, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. Это значит, что работа педагога по театрально-творческой деятельности так же необходима, как музыкальные занятия или работа по изобразительному искусству.

На страницах популярных журналов и газет ведется полемика: «Вреден ли театр дошкольнику ? » — это название статьи А. П. Ершовой, опубликованной в журнале «Обруч» . Автор знакомит читателей с новым понятием — «социоигровая технология» (которая также основана на приемах театральной педагогики) — и еще раз подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы напоказ. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться педагоги, театрализация остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада

12 стр., 5961 слов

Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...

... по данной теме. 2. Изучить уровень развития творческих (актерских) способностей. 3. Изучить роль - театрализованной деятельности в развитии актерских способностей детей старшего дошкольного возраста. 4. Провести опытно - экспериментальную работу, подтверждающую влияние театрализованной деятельности в развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного ...

Итак, что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность? С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Это все так, но необходимо обратить внимание на чрезвычайно важную особенность театральной игры — эта деятельность интересна всем — и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате — спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.

К сожалению, не все воспитатели готовы к импровизации, и часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. К ярким праздничным утренникам уже привыкли администрация и родители. Именно яркости и отточенности в исполнении они и ждут как результата работы с детьми и на это ориентируют музыкального руководителя и всех педагогов, которые готовят детей к празднику. Ну что ж, каков «заказ», таков и результат!

Музыкальные руководители и воспитатели стараются, ищут, разрабатывают интересные сценарии, подбирают яркую современную музыку, вызывающую эмоциональный отклик у взрослых зрителей (как правило, это современные «хиты»), усердно репетируют с детьми — и, вроде бы, все довольны. Вот только проблема: дети не всегда «удобные», с большим трудом удается их «натаскать», и времени постоянно не хватает.

Но тут возникает вопрос: а театр ли это? И кому он нужен — детям или взрослым, которые манипулируют дошкольниками как куклами-марионетками?

А как можно работать иначе? Ведь критиковать-то легче, лучше «подскажите, как нужно» — вот, пожалуй, любимый запрос воспитателей на курсах повышения квалификации. Действительно, многие педагоги ждут, чтобы на курсах им четко сказали «как», дали точный список тех атрибутов, которые необходимы для организации работы с детьми, дали форму планирования работы, конспекты занятий и т. д. Наверное, эти требования вполне обоснованы. Но тем, кто не может работать без конспектов, театрализованной деятельностью заниматься практически бесполезно, потому что путь этот игровой, то есть спонтанный, свободный, требующий способностей к экспромту, импровизации.

И все же, искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей — педагогическое искусство — тоже опирается на определенные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия.

Необходимо использовать методы и механизмы организации совместного творчества, которые помогают организовать творческое общение ребенка и взрослого средствами театрализованной игры, вернее, с помощью специальных приемов ее использования, то есть технологии. Преимуществом данной технологии является то, что ее можно успешно включать в работу с детьми, как в детском саду, так и в начальной школе, а также в группах кратковременного пребывания детей в ДОУ.

Действительно, сама форма организации театрализованной игры, предполагающая обыгрывание какой-либо темы, интересной и понятной для всех ее участников, является своего рода оптимальной моделью ролевого взаимодействия педагога с детьми равного возраста. При этом она позволяет включить в обыгрывание практически любое содержание (экологическое, математическое, музыкальное и др.).

И, конечно, в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на ее основе взаимодействие с детьми разного возраста, а также устанавливать контакты с различными специалистами (психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др.) и родителями.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

— в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

— развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

— происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

— активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

— совершенствуются моторика, координация, плавность, переключае-мость, целенаправленность движений;

— развивается эмоционально-волевая сфера;

— происходит коррекция поведения;

— развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

— стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

— участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Исходя из этого, можно сформулировать цели и задачи использования театрально-творческой деятельности в процессе обучения, воспитания и развития детей:

Целью театрально-творческой деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Исходя из цели, можно определить задачи развития детей в театрализованной деятельности:

— приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров;

— вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

— побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);

постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, обучать детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа;

— развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене;

— способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;

— сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;

— побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации, развивать двигательное воображение;

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной и других видов эстетической деятельности.

Таким образом, театрализованная деятельность направлена на развитие ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.).

Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Планирование работы по театрализованной деятельности

Чем сложнее организация работы, тем более тщательного и продуманного планирования она требует. В данном случае идет речь о планировании практически всего комплекса содержательных задач на основе театрализованной деятельности. И проблем тут достаточно много: как распределить занятия во времени? Как учесть различный уровень развития детей? Как построить взаимодействие педагогов? Безусловно, на практике каждый педагог вынужден решать эти проблемы самостоятельно, адаптируя под себя любую технологию, и простых решений тут не бывает.

Начинать проектировать свою работу желательно с перспективных планов, когда вся работа на год раскладывается перед педагогом в виде схемы, где понятно, с чего нужно начинать работу и к чему ее подвести. А жизнь человека в течение года во многом подсказывает и содержание работы с детьми, поскольку все должно опираться не непосредственное наблюдение и восприятие, на чувственный опыт детей. При этом легче запланировать основные мероприятия, то есть праздники и развлечения, экскурсии, интегрированные занятия и т. д. При планировании сразу становится видно:

— не перегружены ли детей (не часто ли проводятся праздники);

— как распределить материал таким образом, чтобы он естественно и постепенно осваивался детьми (от простого к сложному);

— как включить во взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми;

— как активизировать родителей и т. д.

Театрализованная деятельность, по сути своей синтетическая, естественно объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности. Для педагога здесь открывается возможность реализовать в этой форме любое содержание, только нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдений, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования». Пространство нашего «архитектурного» строения трехмерное, объемное, и в нем нужно выделить эти основные «несущие» стороны:

— вертикальное направление – обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;

— горизонтальное направление – обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции;

— третья составляющая – развитие внутренних, психических процессов у детей в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода) .

Естественно, что любой проект требует разработки и согласования, то есть в разработке перспективного плана принимают участие все специалисты ДОУ. Это сложная работа, сразу планы всех педагогов согласовать практически не удается, поэтому проводятся несколько рабочих совещаний и принимается единый план работы, который позволяет увидеть развитие содержания работы с детьми во взаимодействии всех специалистов. Пожалуй, наиболее удобным для такого «междисциплинарного» планирования является тематическое распределение материала (а темы могут быть типовыми: природа, времена года, сказка и т. д.).

Далее, когда спланированы общие темы и идеи, формы их реализации (на празднике, спектакле, в сочинении сказки и пр.), каждый педагог уже самостоятельно и по своему усмотрению планирует свой раздел работы с детьми. Так, логопед отбирает нужный речевой материал, воспитатель разрабатывает тематику занятий по изобразительной деятельности, экологии и математике и др., музыкальный руководитель — тематику музыкальных занятий и т. д.

Безусловно, стремиться нужно к тому, чтобы планирование было удобным, конкретным и не отнимало много времени. И, работая над спектаклем, в первую очередь важно определить основной репертуар и необходимый вспомогательный материал. Приемлема любая форма планирования, удобная для педагога (а если эта форма рекомендуется «сверху», то она, как правило, становится формальной и совершенно бесполезной).

В приложении 1 приведены примеры планирования работы по спектаклю. При необходимости плановую таблицу можно расширить более конкретными данными (литература, ответственные за изготовление костюмов и атрибутов, количество и даже поименное указание исполнителей танцев, песен и т. д.).

Все эти уточнения появляются постепенно в ходе работы. После того, как подобран основной музыкальный и поэтический материал, необходимо продумать последовательность его разучивания, включение его в разнообразные формы работы с детьми

В плане необходимо отмечать включение репертуара в различные формы работы с детьми — как фронтальные, так и индивидуальные (и не только занятия, тут могут быть указаны и другие формы — утренняя гимнастика, на которой разучиваются музыкально-ритмические композиции, досуги, в содержание которых входят различные творческие задания на создание пластических импровизаций, и т. д.).

Эту работу также желательно спланировать в виде перспективного плана-графика (приложение 2).

Кроме того, желательно продумать распределение педагогического руководства между воспитателями и музыкальным руководителем. Конечно, для удобства каждый по-своему планирует собственную деятельность, и степень подробности этого планирования зависит от опыта, квалификации и индивидуальных особенностей педагога. Но в любом случае необходима координация всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми. Без четкой организации и планирования трудно добиться положительных результатов, а спонтанное творчество без системы может перерасти в анархию и привести к отрицательному эффекту. Очевидно, что при планировании за каждым музыкальным и поэтическим произведением стоит целая иерархия педагогических задач, которые опытный специалист видит и реализует в комплексе, корректируя их в процессе ежедневной работы. Но фиксировать эти задачи в планах не обязательно, так как это отнимает много времени и часто сводится к формальному описанию (невозможно учесть все моменты непосредственной творческой работы, а выделение общих задач для профессионала не имеет смысла, поскольку это и так понятно).

Таким образом, театрально-творческой деятельность требует от педагогов ДОУ тщательного и продуманного планирования, что обеспечит координацию всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми. При этом, планирование должно быть удобным, конкретным и не отнимать много времени.

2.2. Организация театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся «внутри» нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрители, получится, возможно, ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Действительно, воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми, часто в реальной жизни недостижимыми возможностями.

В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Но при этом нельзя забывать, что она может быть не только «лекарством», но и «ядом», как наркотик.

Так, например, опасно прививать маленькому ребенку «звездную болезнь», воспитывать у него желание демонстрировать всем свои таланты, ждать похвалы и награды за игру. Также опасно, когда ребенок настолько входит в образ, что пребывает в нем длительное время и иногда начинает путать свое «я» с ролью (это уже один из симптомов шизофрении).

С другой стороны, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

В театральной игре, если она является действительно игрой, а не запланированной, заорганизованной деятельностью, все ее участники, несмотря на возраст, равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами

Использование театрально-творческой деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Важно, чтобы педагог понимал глубинный смысл своей деятельности и мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня?

Безусловно, ответы на эти и другие вопросы базируются на мировоззрении взрослого человека, а оно, как известно, у разных людей разное. И какой бы совершенной или несовершенной ни была технология, результат, эффект педагогического воздействия во многом будет определяться именно методологической позицией и отношением педагога к себе и детям, к людям, к окружающему миру.

Пытаясь найти общий знаменатель в чувствах и размышлениях педагогов, имеющих различно настроенное сознание (религиозное, атеистическое, антропософское и др. ), попробуем вывести общие, базисные постулаты, без которых просто нельзя заниматься данным видом деятельности (театрализованной и, конечно, педагогической).

Многие из них резюмируют вышесказанное.

1. Человек рождается для того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Другими словами, человек рожден для добра и любая деятельность должна учить его добру — не вообще, а конкретно, каждый день, каждый час и на каждом занятии.

2. Совместная творческая деятельность — это прекрасная возможность самореализации для всех ее участников, независимо от возраста.

3. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

4. Педагог понимает и осознает, что театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка, а не на внешнее доказательство его (педагога) профессиональной компетенции и творческой одаренности.

5. Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет.

5. Педагог чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.

6. В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения.

7. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

8. Театрально-творческая деятельность (как и любая другая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи — эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому, что очень важно в нашей жизни.

9. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор .

Для выполнения цели и решения задач театрально-творческой деятельности необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему прежде всего организация, а не содержание? — Только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге — целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

К работе с детьми по театрализованной деятельности желательно приступать с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончился адаптационный период и они втянулись в жизнь группы.

Театрализованная деятельность детей может быть организована:

  1. в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
  2. в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
  3. как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному — в зависимости от содержания занятий.

В месте проведения занятий по театрально-творческой деятельности желательно сделать стационарную сцену с занавесом или портативную мини-сцена, которая легко складируется и используется по мере необходимости. Необходимо отметить, что отсутствие сцены не является причиной для того, чтобы не заниматься с детьми театрализованной деятельностью. Сцена может быть обозначена шнуром, выложена из строительного материала и т.п.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр — малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» — концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в дошкольном образовательном учреждении, которому присущи зарегламентированность, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно и непринужденно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности.

Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Но не только вопросы, связанные с организацией работы по театрализованной деятельности, вызывают тревогу. Зачастую методы работы с детьми требуют совершенствования. Подавляющее большинство нововведений, связанных с театрализованной деятельностью, ведёт к перегрузке детей информацией и психологической напряженности во время репетиций и выступлений.

В массовой практике продолжают господствовать старые информационно-обьяснительный и репродуктивный методы, построенные на механическом воспроизведении интонаций, жестов, движений, мимики и копировании их за педагогом.

У детей чаще всего не вырабатывается потребность самостоятельно решать задачи, связанные с созданием художественного образа. Они ждут «рецепта» и в новой для себя ситуации. Ищут не путь решения творческой задачи, а выполняют известные схемы, стереотипы деятельности, которые часто бывают формальными. Традиционные подходы в основном опираются на механическую память, не развивая художественно-образное мышление.

Большинство детей равнодушны, безразличны к выполнению задания педагога, так как образ героя не затрагивает их чувств, не вызывает переживаний, а воспроизведение по образцу педагога жестов, мимики, интонаций становится для многих детей непреодолимым барьером для выражения собственного отношения к созданию образа. Одним из таких печальных результатов является превращение художественных образов в застывшие шаблоны.

Не понимая специфики детского творчества, многие педагоги строят процесс обучения на основе копирования заданного ими образца. Ребенок податлив и доверчив, и, кроме того, ему значительно проще повторить действия педагога, чем на основе собственных представлений об этом животном или герое сказки создавать нужный образ.

В результате, репетиции вызывают переутомление и навевают скуку, гасят искренность чувств, лишают ребенка свойственной ему образности и импульсивности.

Для восприятия и создания художественного образа требуется проявление таких способностей, как воображения, умение жить радостью и печалью героев театрализованных представлений. И дети готовы к этому. Восприятие художественных произведений дошкольниками характеризуется непосредственным эмоциональным сопереживанием и содействием.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

— индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

— особенности его эмоционально-личностного развития;

— индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

— любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

— возрастные и поло-ролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности — специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям — в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т. д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразные праздники и развлечения. В «Школе развития» В. А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2—4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5—7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.

В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды:

— обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

— организация зон приватности;

— предоставление права и свободы выбора;

— создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

— полифункциональность использования помещений и оборудования;

— возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.

Таким образом, для достижения цели и решения задач театрально-творческой деятельности необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы, которая помогает выбрать основные направления, формы и методы работы, рационально использовать кадровый потенциал, а также способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д. Одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является предметно-пространственная среда.

2.3. Содержание занятий по театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность в ДОУ должна быть представлена достаточно широко и включать в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках с использованием доступных средств выразительности — мимики, жестов, движений);

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

— практические действия детей с разнообразными материалами по созданию образа куклы для кукольного спектакля или атрибутов костюму для собственного выступления;

— восприятие и понимание художественных особенностей силуэта в теневом театре.

Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных задач:

— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

— создание атмосферы творчества;

— социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., т. е. со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать для создания звукоподражательных эффектов не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей во время чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать им замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помешать в полной мере пережить события сказки и «замаскировать» эмоциональные оценки детей, что затруднит дальнейшую работу педагога.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети «вынуждены» вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т. д.).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

— во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

— в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий .

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Как упражнения можно использовать фрагменты из сказок, разыгрывая которые дети ненавязчиво и непринужденно учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение (каждый раз на другое слово).

При этом не забывайте, что интонации воспитателя — образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.

Решению этой задачи способствуют:

  1. чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним;
  2. дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин;
  3. прослушивание музыкальных произведений;
  4. упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…» и т. д.

Воспитатель должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой.

Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).

Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» — рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3—5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

— проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

— что делать, если ролей не хватает на всех детей;

— кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий (10—12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема — исполнение ролей отрицательных персонажей — несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети — в большинстве случаев — хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые — артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности и привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы «прилипает» к нему, и в конце концов к этому ребенку начинает складываться определенное отношение. Поэтому целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Во время занятий необходимо:

— выслушивать ответы и предложения детей;

— если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем;

— при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

— в заключение различными способами вызывать у детей радость.

Чтобы проследить динамику развития дошкольников в процессе занятий по театрализованной деятельности необходимо определять показатели развития детей. Как правило, эффективность влияния театрально-творческой деятельности на развитие детей очень волнует педагога. Оп ределить, зафиксировать эту оценку не просто, поскольку диагностика — дело сложное, субъективное, требует много времени и сил, умений описать это словами. Поэтому достаточно внимательного, заинтересованного наблюдения, а уже фиксировать эти данные можно в любых формах, которые предпочитает сам педагог.

Участие детей в театрализованных играх проявляет их способности, умения, темперамент и характер. Зоркий, чуткий глаз педагога отмечает изменения в настроении ребенка, его проблемы и достижения. Однако не всегда тот же воспитатель может объяснить словами то, что он видит (чаще он понимает это на интуитивном уровне).

Интерпретация наблюдаемых фактов, вербализация оценки развития ребенка требует опоры на осознанно выбранные параметры наблюдения, а также критерии этой оценки. Вооружить такими критериями педагогов и научиться их использовать очень сложно. Тем более, что многие результаты воспитания и развития детей невозможно зафиксировать ни в количественной, ни в качественной оценке. И вообще любая диагностика многих важнейших личностных качеств условна и относительна. Например, ребенок поборол свою стеснительность и впервые сыграл на праздничном утреннике роль. Можно ли и нужно ли какой-то оценкой это зафиксировать? Причем через некоторое время этот же ребенок может снова «замкнуться», либо, наоборот, настолько «войти во вкус», что у него появится «звездная болезнь». Такие проявления в поведении ребенка трудно оценить, хотя для педагога очень важно их видеть и вовремя на них реагировать, корректируя формирование характера.

Пожалуй, легче оценивать знания, умения и навыки, которые сформированы у детей в результате использования той или иной программы. По этому пути и пошли многие авторы, предлагающие оценку развития детей по трем уровням (высокий, средний, низкий).

Конечно, знания и умения тоже являются показателями развития детей, особенностей их внимания, памяти, мышления. Но на сегодняшний день, когда нет утвержденных госстандартов, пожалуй, нет смысла разрабатывать и предлагать свою систему критериев оценки в этом направлении.

И все-таки необходимо обращать внимание на такие проявления детей, которые можно увидеть и зафиксировать с тем, чтобы осознанно отнестись к дальнейшей коррекции развития ребенка в театрализованной деятельности.

Итак, в процессе наблюдения и совместной деятельности с ребенком педагогу следует обращать внимание на следующее:

— желание участвовать в игре, активность и инициативность;

— отношение к выбранной или порученной роли;

— развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);

— эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи);

— развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности;

— умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, в изодеятельности, речи);

— способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т. д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).

Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности вышеназванных качеств, педагог должен отмечать те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка (фиксирует это как угодно или просто запоминает — это дело самого педагога).

Возможно, многое еще можно добавить, поскольку индивидуальные возможности детей различны. Но, пожалуй, самой объективной оценкой будет сравнение начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода (в конце учебного года, к моменту поступления в школу и т. д.).

Причем такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.

В заключение второй главы немного об использовании театрально-творческой деятельности в нашем детском саду.

Одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада – развитие творческой личности через синтез искусств. Театрализованная деятельность – важная часть нашей работы. Детский театр у нас – музыкальный. В репертуаре театра детские оперы, музыкальные сказки, водевили, оперетты, театрализованные игры, концертные программы и многое другое.

Мы считаем, что, чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене нашего театра, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни. Работа всего коллектива направлена на выявление способностей детей и создание условий для реализации их творческого потенциала. Задача педагогов – обеспечить участие каждого ребенка в спектакле, опере и т.д.

Мы организовали в детском саду театральные уголки, в которых находятся шапочки и маски сказочных персонажей, различные костюмы, всевозможная бутафория, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты. Собрана большая фонотека, которую мы используем во всех видах деятельности. Звуковой дизайн создает уют и вместе с тем несет познавательную и эстетическую нагрузку.

Мы считаем, что надо предоставить ребенку простор в занятии искусством, дать ему пространство, разные материалы. Необходимо не только развивать творчество, но и создавать условия для его проявления.

Таким образом , занятия по театрализованной деятельности не должны сводятся только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций. Они могут включать разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, танцы, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.), просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников. В целях оценки эффективности занятий по театрально-творческой деятельности необходимо определять показатели развития дошкольников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Опыт работы многих педагогов показывает, что включение театрально-творческой деятельности в работу с дошкольниками обогащает их жизнь: вводит в удивительный мир театра.

Использование в работе с детьми театрализованной деятельности положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. Данное положение можно считать аксиомой, не требующей обоснования и доказательств.

Атмосфера театра, тем более театра детей – это стихия, которая естественна для ребенка. Именно театр позволяет реализовать и развивать огромные, не востребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности детей. Театрально-творческая деятельность уже сейчас позволяет детям становиться актерами, художниками, костюмерами, режиссерами – творцами своего собственного театра.

Для полноценного развития детей в театрально-творческой деятельности необходим научный подход к организации, содержанию и методам работы с детьми. Только в этом случае можно помочь театрализованной деятельности стать полноправной частью педагогического процесса воспитания и развития детей-дошкольников.

Для достижения цели и решения задач театрально-творческой деятельности необходимо выполнение определенных условий.

Во-первых, театрально-творческой деятельность требует от педагогов ДОУ тщательного планирования, что обеспечивает координацию всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми. При этом, планирование должно быть удобным, конкретным и не отнимать много времени.

Во-вторых, продуманная организация работы, которая помогает выбрать основные направления, формы и методы работы, рационально использовать кадровый потенциал, а также способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д.

В-третьих, занятия по театрально-творческой деятельности должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

В-четвертых, театрализованная деятельность в ДОУ должна быть представлена достаточно широко и включать в себя разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.

В-пятых, нельзя забывать о том, что предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

В заключение необходимо отметить, что, театрализованная деятельность главным образом посвящена творческому развитию детей. Но она также влияет и на взрослых, в данном случае на педагогов. Это настолько взаимообусловленный, взаимосвязанный процесс, что результат этого развития невозможно оценивать раздельно.

Прежде всего, это выражается в особом ощущении, не всегда осознаваемом и фиксируемом самим педагогом. Но это ощущение, это новое профессиональное качество дает чувство легкости, свободы, независимости, когда буквально захлестывает «фонтан» творческой энергии и без особого труда, как-то сами собой сочиняются и сценарии утренников, и конспекты занятий, и другие материалы для работы с детьми.

А еще, возможно, весьма существенное приобретение – это понимание, осознание смысла данной деятельности, а отсюда – ощущение уверенности в собственных силах. Ведь любой педагог, если он профессионал, должен чувствовать в себе ясность, силу и энергию, иначе он не сможет вести за собой ребенка.

В современных условиях только от педагогов зависит «быть» театрально-творческой деятельности в жизни ребенка или «не быть». Только они могут доставить детям ни с чем несравнимую радость приобщения к театральному искусству.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/organizatsiya-i-rukovodstvo-teatralnoy-deyatelnosti-doshkolnikov/

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Буренина А.И. Театр всевозможного, Выпуск 1. От игры до спектакля. Учебно-методическое. пособие — 2-е издание , переработанное и дополненное — СПб , 2002.
  3. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности – Москва, 1997.
  4. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей 5 –6 лет в театрализованной деятельности – Москва, 1998.
  5. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей 6 – 7 лет в театрализованной деятельности – Москва, 1999.
  6. Каменская М. Воспоминания. — М.: Художественная литература, 1991.
  7. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий, развлечений, праздников. – М.: АРКТИ, 2002.
  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 4-е изд., исправленное и дополненное – М.: АРКТИ, 2004.
  10. Галицкая В. Для чего театр детям? // Игра и дети – 2002, № 6.
  11. Ершова А. П. Вреден ли театр дошкольнику? // Обруч – 1999. № 11.
  12. Лукьянчикова Л., Глазкова Т., Платошина И. Бросайте детей в творчество. // Музыкальный руководитель – 2004. № 5.
  13. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание – 1999. № 11.
  14. Науменко Т. Новый год – вокруг елки хоровод. // Музыкальный руководитель – 2004. № 5.
  15. Петрова Е. Театрализованные игры: Значение их в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития // Дошкольное воспитание – 2001. № 4.
  16. Сорокина Н., Миланович Л. Музей театральной куклы в детском саду // Музыкальный руководитель – 2004. № 4.
  17. Стенограмма выступления Т. Г. Бруни в Ленинградском театральном музее в 1978.