Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Дипломная работа

I . Введение. Художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики , задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности . Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно -эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности .

18 стр., 8772 слов

«Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного ...

... развития изобразительного искусства и его характерные особенности. Вопросам художественно-эстетического воспитания учащихся, а также освещению общеобразовательного значения уроков изобразительного искусства посвящены работы ... концепции образования, не соприкоснулись с проблемами развития у школьников способностей самостоятельного анализа произведений на занятиях по изобразительному искусству. Тогда ...

В «Концепции

Я выбрала именно эту тему потому, что сама являюсь творческим человеком, очень люблю живопись, музыку, литературу. Заниматься с детьми, учить их чему либо, открывать и для себя и для них, что то новое-это увлекательно. Я хочу передать детям все то, что я вижу в этом прекрасном мире, научить их видеть хорошее даже в самых незначительных вещах, улыбаться и радоваться каждому мгновению в этом, еще не изведанном для них, мире. В этой работе я расскажу о некоторых различных формах и методах педагогического воздействия при воспитании у каждого ребенка художественно-эстетического отношения ко всему, что его окружает.

Глава II . Воспитание художественно-эстетического отношения детей к окружающему миру.

  1. Какие задачи ставит перед собой воспитание художественно-эстетического отношения к окружающему миру .

Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».

Научит ребенка различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Современные исследования психологов и педагогов показывали, что в последние годы значительно повысились уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно-волевые качества детей. Это проявляется уже в раннем возрасте. Поэтому роль и значение детского сада в формировании нравственного облика ребенка возрастают. Еще даже в период становления советского союза В. И. Ленин и его соратники, Коммунистическая партия, придавали большое значение дошкольному воспитанию. Детский сад рассматривался как первая ступень единой системы народного образования. Вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу.

Основная цель художественно-эстетического развития детей – это создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность. Для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

4 стр., 1796 слов

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим

... ]. В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания. Специальные задачи - это воспитание эстетических чувств, вку­сов, понятий имеющих непосредственное отношение к физкуль­турной, спортивной деятельности правильного понимания ...

  1. Изучить современные подходы к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

  2. Создать условия, способствующие реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

  3. Использовать современные технологии по художественно-эстетическому развитию детей.

  1. Что содержит в себе эстетическое воспитание.

Направление «Художественно-эстетическое развитие» основывается на изобразительном и музыкальном искусстве и отражает впечатления окружающей жизни: природу, людей, образы минувшего, другие виды искусства (театр, литература, архитектура и т.п.).

Образы предметов, объектов, явлений искусства дети воспринимают, переживают, оценивают практически ежедневно. Это происходит в процессе игр, бесед, обсуждений, чтения книг, слушания аудиозаписей, просмотра мультфильмов, занятий по всем образовательным областям.

Таким образом, сама художественная деятельность детей, их творчество не могут успешно развиваться вне интеграции. Образный характер любой художественно-творческой деятельности связан с постепенным и постоянным обогащением образа благодаря разнообразным впечатлениям, получаемым детьми из разных источников (различных образовательных областей). Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения:

  1. Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными образовательными областями;

  2. Повышает мотивацию деятельности, усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;

  3. Формирует у детей более глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире и взаимосвязи всех его составляющих;

4) Способствует более эффективному формированию эстетических качество личности ребенка, позволяет сократить количество занятий и время их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т.к. предотвращает перегрузки детей, освобождает время для самостоятельной деятельности, способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей.

30 стр., 14829 слов

Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников

... работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников. Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: «Роль игровой деятельности ... -эстетической ориентации, высокую требовательность и широту вкуса, обоснованность оценок. Музыкальное воспитание детей ...

Работа, проводимая, по эстетическому воспитанию в детских садах непосредственно связана со всеми сторонами воспитательного процесса и все формы ее организации разнообразны, а результаты проявляются в различных видах деятельности.

Программа эстетического воспитания направлена на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявления этих качеств и их развитие труднее отследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс, в котором трудно четко фиксировать возрастные этапы.

А вот программа художественного воспитания, которое проводится на занятиях, наоборот может быть четко сформулирована на основе научных исследований, в результате которых удалось определить объём знаний и навыков по каждому виду художественной деятельности.

Одна из важнейших задач воспитания в детском саду – это подготовка ребенка к школе. Именно поэтому содержание всей работы в подготовительной к школе группе (дети от 6 до 7 лет) построено таким образом, что в ней учитываются все требования современной школы и перспективы её развития. Подготовленность ребенка к школе, в свою очередь, проявляется не только в накоплении необходимых ему знаний и навыков, но и в умении спокойно и свободно ориентироваться и действовать в новой ситуации. Хороший результат, может быть, достигнут только в том случае, если на каждом этапе обучения и воспитания педагог опирается на уже усвоенный детьми материал и ориентируется на то новое, что ждет их на более высокой ступени.

Еще очень важным является определение последовательности художественно-эстетического развития. Эстетическое воспитание – это сложный процесс. Поэтому мы иногда придерживаемся таких формулировок, как «приучать детей эмоционально воспринимать», «испытывать удовольствие», «любить и стремиться», «проявлять способности» и т.д., конкретизируя, в чем именно это проявляется. Например, возникает требование «проявлять музыкальный и поэтический слух», и тут же поясняется, как можно это проверить и что требуется от детей: «чисто интонировать, определять на слух, правильно ли спета песня, различать высокие и низкие звуки, их силу и высоту, смену темпа в пении, чтении стихов». Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Затрагивая все стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и развлечениях. Художественно -эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки) одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования , где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

15 стр., 7324 слов

«Художественно — эстетическое воспитание дошкольников ...

... уровня художественно-эстетического развития дошкольников. Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Художественно-эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. ...

К художественно-эстетической деятельности относиться:

  1. изобразительная деятельность;

  2. музыкальное восприятие;

  3. восприятие художественной литературы;

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. С пецифической особенностью художественно эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет тесная связь с искусством, индивидуальный и дифференцированный подход к детям, взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности, освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей и создание эстетической развивающей среды.

Для того чтобы научится понимать прекрасное в искусстве и жизни,

необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

  1. Методы художественно-эстетического воспитания детей.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Методы художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Не малую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

11 стр., 5371 слов

Эстетическое воспитание школьников и пути его организации в современных условиях

... определило тему курсовой работы. Актуальность данной темы выражается в том, что эстетическое воспитание является важным аспектом в современном образовании школьников, так как ... стороны, эстетическое воспитание представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие эстетической образованности и воспитанности детей, с другой стороны – в современной школе эстетические ...

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения).

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную композицию, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы художественно-эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. Можно выделить ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

1. Метод убеждения , направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

Особенностью этого метода является то, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление на самом деле прекрасно. И ответные эмоции у ребенка возникают при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т.д. Этот метод можно считать, как наглядно приобщающим, так и словестным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается и одновременными и последующими комментариями воспитателя, пробуждающими чувства и мысли ребенка.

2. Метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения и его суть в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать.

3. Метод проблемных ситуаций , побуждающих к творческим и практическим действиям;

Сущностью проблемно-поискового метода является применение методов убеждения и приучения, а также методов обучения, которые развивают самостоятельность, инициативу и творчество. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла.

4. Метод побуждения к сопереживанию , эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Хоть и общение ребенка с прекрасным является не мало важным, одного этого недостаточно. Убеждать надо не только путем воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям.

16 стр., 7763 слов

«Специфика изобразительной деятельности разностороннего ...

... формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным ...

Рассматриваемые методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по своим детским законам красоты.

Обучение и учение

  • способы обучения, которыми пользуется ребенок, приобретая художественные знания и умения.

К таким способам относятся:

  • способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства;

  • способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям

  • способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Занятия, как организационная форма обучения, дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Причем речь идет не только о музыке, рисовании, поэзии, но и о занятиях по развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т.д.

4. Планирование работы по художественно-эстетическому воспитанию., Закона Российской Федерации «Об образовании» от

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на:

  • формирование общей культуры,

  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

  • формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Объём образовательной нагрузки по основным направлениям развития в парциальных программах распределен оптимально (примерно по 25% по каждому из направлений).

Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовке детей к школе. Эта рабочая программа для подготовки детей 5-7 лет к школе разработана на основе УМК «Предшкола нового поколения». И конечно же в её комплект входит «Программа по художественно-эстетическому (и речевому) развитию дошкольников». К художественно-эстетическому курсу программы относятся:

12 стр., 5956 слов

Особенности развития речевой деятельности в дошкольном возрасте

... особенностей развития речевой деятельности дошкольников. Задачи: Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое обоснование проблемы; выявить особенности речевой деятельности дошкольников в процессе развития. Объект исследования: Речевая деятельность дошкольников. Предмет исследования: Особенности речевой деятельности дошкольников. Гипотеза: Особенностями развития речевой деятельности в ...

  • музыка -1 час в неделю;

  • рисование -1час в неделю;

  • аппликация — 1 час в неделю;

  • лепка -1 час в неделю.

Цель программы художественно-эстетического развития дошкольников в УМК «Предшкола нового поколения» — развитие речи и эстетического чувства дошкольников, а также формирование у них универсальных учебных действий, необходимых в школьный период: пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, лупой и т.д.).

Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с картиной позволяет ему практически исследовать пространство картины и формирует наблюдательность; формирует пространственные эталоны; способствует развитию тонкой (мелкой), моторики кисти руки; формирует один из важных этапов речи – предречевой мыслекод (этап, на котором выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную операцию, определяющую направление грядущего высказывания, но еще не оформленную в слове).

Знакомство дошкольников с картинами известных русских и западноевропейских художников происходит в игровой форме через доступные возрасту способы познания. Программа художественно-эстетического и речевого развития дошкольников включает в себя также элементы подготовки детей к освоению письменной формы речи. В результате прохождения данной программы, ребенок должен научиться:

  • удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию картины по конкретному заданию;

  • использовать иллюстрации учебника;

  • правильно держать орудие письма;

  • выполнять инструкцию взрослого (при работе с репродукциями и инструментами);

  • обсуждать со взрослыми возникшую проблему, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

  • находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности в знакомом содержании, в процессе наблюдения;

  • по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно.

    22 стр., 10649 слов

    Влияние классической музыки на развитие детей

    ... новый XIX век. классическая музыка дошкольный возраст Как известно, Германия, Италия и Франция с их творческими школами занимали ведущее положение в развитии музыкального искусства того ... рациональные способы воспитания познавательного интереса детей к классической музыке Гипотеза: если целенаправленно, творчески подходить к проблеме привлечения детей к классической музыке, если каждый урок будет ...

После каждого проведенного занятия, я записываю, как дети выполняют программные требования, такой ежедневный учет позволяет фиксировать, что и в какой степени усвоил каждый из них.

Особое значение во всей деятельности по художественно-эстетическому воспитанию имеет творческое отношение ко всему, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребенка.

5. Тематическое планирование художественно-эстетической деятельности в классе предшкольной подготовки по предметам.

5.1. Тематическое планирование по музыке.

Музыка для ребенка – это мир радостных переживаний и в сообществе всех искусств она занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: « Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта , а прежде всего воспитание человека» так, как музыка играет важную роль в формировании личности ребенка. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства . « Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведёт к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения , являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность» (О. П. Радынова.) А через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности , через восприятие музыки и происходит формирование гармоничной личности ребёнка и развитие творческих способностей.

Действия ребенка на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы. Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим воспитанием. На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность.

В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А .Петровский) о признании само ценности периода дошкольного детства нами была принята за основу современная вариативная комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. Васильевой, В. Гербовой и Т. Комаровой 2008года. Раздел «музыкальное воспитание» проработан доктором педагогических наук А. Антоновой, М. Зацепиной на основе музыкально-педагогической концепции Н.А. Ветлугиной.

Основная цель музыкального воспитания, В задачи музыкального воспитания входит:

  • воспитание интереса к музыке;

  • развитие музыкально-творческих способностей в различных видах и формах музыкальной деятельности;

  • развитие эмоциональности и образности музыки.

Основными принципами является:

  • принцип развивающего обучения;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип преемственности ступеней образования;

  • принцип гуманно-личностного отношения к ребенку.

Приобщение детей к музыке происходит в форме организации занятий (индивидуальных, фронтальных, тематических), развлечений и утренников на которых дети поют, слушают, подпевают, элементарно музицируют или ритмично двигаются в такт музыке.

( Приложение 1)

5.2. Тематическое планирование по технологии

Программа также направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом, это является целью данной программы. Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, воспитывает взаимопомощь , формирует умение и навыки. Приобретённые, в результате занятий ручным трудом , навыки имеют большое значение в развитии мелкой моторики рук. В процессе ручного труда дети учатся видеть красоту материала, с которым работают, выполнять свою работу аккуратно, чтобы она приносила радость окружающим. Ручной способствует не только развитию мелкой моторики рук и согласованности в работе глаза и руки, он совершенствует координацию движений, гибкость, точность движения рук, формирует систему навыков и умений. Ручной труд воспитывает в детях чувство коллективизма, взаимопомощи. Детям нужно создать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а растет творческая активность.

Задачи данного предмета:

  • Развить общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

  • Учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ; формировать умение выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца;

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий;

  • Развивать стремление ребенка к самостоятельности .

Лепные изделия детей подготовительной группы выразительнее, интереснее и разнообразнее, чем у детей 5 лет. Объясняется это тем, что у них накопился больший запас зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть.

(Приложение 2)

5.3. Тематическое планирование по рисованию.

Рисование для детей – это прекрасный способ выразить свои чувства и эмоции, проявить свою фантазию, научиться усидчивости и терпению. Это первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры».

К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности. Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам.

Задача воспитателя – всестороннее творческое развитие детей, формирование личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Воспитатель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования. Для того, чтобы разнообразить занятия, научить детей воспроизводить мир шире, масштабнее, мы включаем в учебно-воспитательный процесс коллективное творчество. Наши ученики с удовольствием создают панно, плакаты к праздникам, украшают ими входные двери своего класса .

Занимаясь

На мой взгляд, рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников . Оно позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей , раскрытия и обогащения его творческих способностей . Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания.

Роль рисования в развитии дошкольника:

  • идет процесс развития руки ребёнка, так как в момент рисования малыш делает целенаправленные движения карандашом, кистью, фломастером и т.д.

  • далее идет развитие соответствия координации движений руки и глаза;

  • развитость рук влияет на развитие познавательных способностей, мыслительной деятельности, воображения и развитие мозга в целом;

  • кроме того, когда ребенок занят самостоятельной деятельностью, он учится распределять свое время в течение дня, вечера и т.д.

Успешное развитие изобразительной деятельности и творчества у детей зависит от целого ряда условий:

  • целенаправленное влияние педагога на организацию деятельности детей;

  • систематическое и последовательное развитие восприятия и воображения, на основе которых формируется творчество и фантазия;

  • обучение изобразительным умениям и навыкам.

Приложение 3)

Глава III . Подведение итогов. Художественно-эстетическое воспитание — взгляд на мир другими глазами.

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Художественно-эстетическое

Реализация учебной программы художественно-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса, позволит создать благоприятные условия для развития художественно эстетических способностей детей, творческого воображения. И, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно богатую, всесторонне развитую личность.

Приложение 1.

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

УУД

план

факт

1

Музыкально–ритмические движения

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

2

Развитие чувства ритма, музицирование

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

3

Слушание музыки

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

4

Распевание, пение

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

5

Пляски, игры, хороводы

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

6

Музыкально–ритмические движения

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

7

Развитие чувства ритма, музицирование

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

8

Слушание музыки

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

9

Распевание, пение

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

10

Пляски, игры, хороводы

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

11

Музыкально–ритмические движения

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

12

Развитие чувства ритма, музицирование

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

13

Слушание музыки

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

14

Распевание, пение

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

15

Пляски, игры, хороводы

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

16

Музыкально–ритмические движения

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

17

Развитие чувства ритма, музицирование

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

18

Слушание музыки

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

19

Распевание, пение

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

20

Пляски, игры, хороводы

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

21

Музыкально–ритмические движения

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

22

Развитие чувства ритма, музицирование

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

23

Слушание музыки

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

24

Распевание, пение

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

25

Пляски, игры, хороводы

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

26

Музыкально–ритмические движения

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

27

Развитие чувства ритма, музицирование

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

28

Слушание музыки

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

29

Распевание, пение

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

30

Пляски, игры, хороводы

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

31

Музыкально–ритмические движения

1

эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся

32

Развитие чувства ритма, музицирование

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

33

Слушание музыки

1

умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Итого

33

Приложение 2.

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

УУД

план

факт

1

Аппликация, Красивый узор (по замыслу)

Разноцветная бумага. Белый фон. Геометрические заготовки (круги, квадраты, полоски)

умение вырезания геометрических элементов и составления узоров, сочетая по цвету, композиции (самостоятельно, творчески)

2

Лепка. Цветы

игрушка утки, пластилин, доска, стеки, влажная салфетка.

Поощрение творчества детей

3

Аппликация

Фрукты

Заготовки соответствующих цветов. Белый фон

поощрение самостоятельности, творческих поисков детей

4

Лепка. Домашние птицы

иллюстрации, народные игрушки ( дымковская)доска , стеки, кисти.

Сравнение с образцом

5

Аппликация, Овощи (с натуры)

Заготовка цветной бумаги. Белый фон

Закрепление приемов вырезания круга и овала из квадрата и прямоугольника

6

Лепка. Петух.

пластилин, доска, стеки, влажная салфетка.

Сравнение с образцом

7

Аппликация

Грузовик

Полоски разного цвета. Голубой фон

Закрепление последовательности вырезания и наклеивания фигур

8

Лепка. Кошка.

игрушка, потешки, пластилин, стеки, салфетки, щетинка для усов.

Сравнение с образцом

9

Аппликация, Грузовики везут урожай овощей и фруктов (коллективная работа)

Голубой фон, полоски цветной бумаги разной величины

Активизация самостоятельности детей

10

Лепка. Собака

игрушка-собака, потешка, пластилин, доска, стеки, салфетка.

Сравнение с образцом

11

Аппликация, Украсим узором фартук

Фон: силуэты белого, красного и других цветов. Полоски бумаги разной окраски для узора

Поощрение творчества детей

12

Лепка. Утка

игрушка, иллюстрации с изображением зайцев в разном движении, потешка, пластилин, доска, стеки, салфетки.

Сравнение с образцом

13

Аппликация

Автобус

Полоски разного цвета. Белый фон

Закрепление приемов вырезания частей и последовательности их наклеивания

14

Лепка. Медведь встретился с колобком.

иллюстрации, пластилин, доска. Стеки, салфетка.

Сравнение с образцом

15

Аппликация, Многоэтажный дом

Полоски разного цвета и величины

Закрепление приемов вырезания частей и последовательности их наклеивания

16

Лепка. Лиса крадется за добычей.

скульптура малой формы, рисунки лисы в разных позах, пластилин, доска, стеки, салфетки.

Сравнение с образцом

17

Аппликация, Праздничная гирлянда из листьев (коллективно)

Полоски желтого, красного, оранжевого, зеленого цветов

Активизация самостоятельности детей

18

Лепка. Любимая сказка

игрушка , рисунки лисы, потешки, пластилин, доска, салфетка, стеки.

Сравнение с образцом

19

Аппликация, Букет из листьев в вазе

Разноцветные полоски и прямоугольник для вазы. Синий фон

Активизация самостоятельности детей

20

Лепка. Змей Горыныч. Змей Горыныч.

рисунки Змея Горыныча с разным кол-вом голов(3-7), пластилин, доска, салфетка, стеки.

Сравнение с образцом

И т.д. Всего по занятию технологией (лепка и аппликация) 68 часов., Приложение 3.

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

оборудование

УУД

план

факт

1

Подготовка детей к работе с пособием. Знакомство с красками. Три основных цвета.

2

Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»

  • умения подготавливать, планировать свою учебно-игровую деятельность

  • умения работать с простейшими инструментам и

  • пространственные представления, умения ориентироваться в пространстве картины

3

Осенняя береза

4

Виктор Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке»

  • умения находить нужные детали и выделять их с помощью рамки

  • пространственных представлений (умение видеть направление движения героев картины, реконструировать это движение).

  • способности сравнивать две, выделенные рамочками, детали и видеть контраст (не называя самого приема)

  • умения понимать обобщение в речи героев интриги

5

Практическая деятельность., Рисуем сказочный лес

целеполагание как формирование замысла,

6

Винсент Ван Гог «Первые шаги», Знакомство с оттенками одного цвета

  • сенсорных эталонов (умение ориентироваться в пространстве картины)

  • умения находить на картине, показывать и называть нужные детали, следуя инструкции и речевым образцам

  • умения находить на картине разные оттенки одного цвета путем сравнения

  • временных представлений, когда ребенок должен реконструировать события, уже имевшие место, рассматривая детали картины

  • умения находить и выделять рамкой нужный сюжетный фрагмент картины, соответствующий предложенному названию

7

Берта Моризо «Дама с ребёнком в саду в Буживале

  • пространственных представлений (умение ориентироваться в пространстве картины)

  • способности высказывать свое мнение, основанное на наблюдении деталей картины

  • временных представлений, когда наблюдение за деталями помогает реконструировать события (В одном месте трава примята — там ходили и сидели, а в другом она стоит дыбом — там не ходили и не сидели.);

  • умения замечать детали и выделять их с помощью рамки

  • понимания, что разные (светлые и тёмные) оттенки одного цвета на картине часто связаны со степенью освещенности

8

Рисуем солнечный день

целеполагание как формирование замысла,

9

Цветы в вазе

целеполагание как формирование замысла,

10

Клод Моне «Дамы в саду»

  • наблюдательности и умения находить и показывать на картине нужные детали (подпись художника, границу света и тени на дорожке, закрытый зонтик, пуговицы на одежде);

  • временных представлений, когда ребенок должен реконструировать события, уже имевшие место, и предположить, что будет дальше

— умения устно описывать детали картины

11

Клод Моне «Терраса в Сент-Адресс, Рисуем цветы

  • наблюдательности, помогающей находить и показывать на картине нужные детали по их описанию (подпись художника, флаги, цветы, лодки, зонтики, трости, цветы);

  • пространственных представлений (умение понимать направление ветра, опираясь на детали картины)

  • понимания, что светлые и темные участки на картине часто связаны со степенью освещенности

  • временных представлений, когда ребенок должен предположить, что будет дальше

12

Жорж Сёра «Воскресный день на берегу Сены»

  • пространственных эталонов (умение ориентироваться в пространстве картины)

  • умения выделять нужные сюжетные фрагменты с помощью рамки горизонтального или вертикального формата

  • наблюдательности, позволяющей находить, показывать рамками и фишками нужные детали по их описанию (собачку, спортсмена, няню с девочкой, людей с зонтиками и т. д.) и, таким образом, осваивать пространство картины;

  • умения не только показывать, но и называть найденные на картине детали

— умения различать светлые и темные оттенки одного цвета на картине и связывать это со степенью освещенности

13

Городской пейзаж.

целеполагание как формирование замысла,

14

Ветка рябины

целеполагание как формирование замысла,

15

Франц Марк «Под дождём»

Изображение радуги

  • временных представлений, когда реконструируются события, уже имевшие место

  • умения внимательно вглядываться в детали необычной по манере исполнения картины, находить и показывать в ней все больше и больше подробностей

  • умения выражать свое мнение, выделять рамкой фрагмент картины не по инструкции, а по своему выбору

  • умения коротко пересказать главные моменты обсуждения картины

с опорой на пошаговые вопросы

16

Ян ван Ос «Цветы и фрукты в глиняной вазе»

  • пространственных эталонов (умение ориентироваться в пространстве картины): различать, что ближе, а что дальше, что ниже, а что выше, и закрепление этих понятий в речи

  • наблюдательности, которая поможет находить на картине (в данном случае это сложный, изобильный натюрморт с множеством мелких деталей) и показывать нужные детали, следуя инструкции

  • умения выделять большой рамкой фрагмент картины, стараться кадрировать его самостоятельно (а не по инструкции), так, чтобы было красиво -умения понимать обобщение, которое складывается из наблюдения за деталями

17

Рисуем овощи

целеполагание как формирование замысла,

18

Рисуем фрукты

целеполагание как формирование замысла,

19

Натюрморт

целеполагание как формирование замысла,

20

Игорь Попов «Первый снег»

  • умения работать с простейшими инструментами (рамками разных размеров, указателями);

  • временных представлений, когда ребенок должен реконструировать события, уже имевшие место, рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи

  • пространственных представлений: умения ориентироваться в пространстве картины, обнаруживать детали, помогающие его «освоить»

21

Узоры на окне

22

Еловая ветка с новогодними игрушками

23

Сергей Лучишкин

«Лыжники»

  • умения ориентироваться в пространстве картины, осваивать его, находя нужные фрагменты и детали: группы людей и отдельные фигурки

и выделять их

  • временных представлений, когда ребенок должен предположить, что будет в дальнейшем, рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи

  • умения соотносить нужный сюжетный фрагмент картины с предложенным названием и показывать его с помощью рамки

  • умения различать содержательность горизонтального и вертикального формата. С помощью Высокого Волшебного Окна выделяются вертикальные фрагменты с одной главной фигурой на первом плане

и несколькими вспомогательными на втором плане, что помогает передать вертикальный спуск с горы

24

Зимний пейзаж. Гуашь

целеполагание как формирование замысла,

25

Татьяна Маврина «Вечер»

  • умения обнаруживать подпись художника и другие надписи на картине и понимать, какая информация в них заключена

  • способности воспринимать выделенный фрагмент картины как завершенное целое и умения подбирать к нему соответствующее название из предложенных вариантов

  • цветовых эталонов: способности различать цвета и их оттенки

  • пространственных представлений через зрительное освоение пространства картины и установление причинно-следственных связей внутри неё

  • умения строить связанный короткий рассказ (описание) с опорой на зрительный образ

26

Анри Матисс «Семейный портрет»

— способности высказывать свое мнение, основанное на исследовании деталей картины вместе с героями интриги

-умения сравнивать, сопоставлять похожее с непохожим: одного цвета или разного, однотонное или с узорами

— умения строить связанный короткий рассказ (описание и повествование) с опорой на зрительный образ и пошаговые вопросы

27

Моя дружная семья

целеполагание как формирование замысла,

28

Моя первая буква

целеполагание как формирование замысла,

29

Портрет друга. Гуашь.

целеполагание как формирование замысла,

30

Наталья Гончарова «Велосипедист»

  • способности внимательно вглядываться в детали необычной по манере исполнения картины, находить и показывать всё больше и больше подробностей, которые складываются в цельный образ, передающий движение

  • умения строить связанный короткий рассказ (описание и повествование) с опорой на пошаговые вопросы и зрительный образ, а также умение подтверждать свои высказывания деталями картины

31

Транспорт

(карандаши)

32

Ольга Розанова «Город»

— умения ориентироваться в сложноорганизованном пространстве картины, осваивать его, находя нужные фрагменты и детали, и показывать их простыми инструментами

33

Роспись миски хохломским узором

Итого

33

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov/

  1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

  2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

  3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»

  4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

  5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

  6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996

  7. 1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности . Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

  8. Закон об образовании в Российской Федерации.

  9. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

  10. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика . — М. – Академия, 2001.

  11. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

  12. Концепция дошкольного воспитания .

  13. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

  14. ФГОС. – М. — Центр педагогического образования 2014.

  15. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru