Детская библиотека на современном этапе развития

Дипломная работа

Актуальность темы ВКРС.

Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране, начинают сознаваться как самая большая ценность. Эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными, психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и их библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей в общество. Библиотечное обслуживание детей вносит весомый вклад в социализацию личности ребенка, в его инкультурацию (термин Н.Л. Голубевой), то есть вхождение в культуру.

Библиотечное обслуживание детей осуществляют библиотеки органов управления культурой всех уровней: публичные, специализированные детские и даже частично областные универсальные библиотеки. Существует огромная сеть библиотек общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. В целом же читатели-дети составляют 33 — 35% от общего количества пользователей всех библиотек, а на селе их доля достигает 40-45%.

Анализ эффективности работы этих библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения приводит к выводу о росте их востребованности. В последние пять лет они постепенно превращаются в открытую систему, активно сотрудничая со многими государственными и общественными организациями.

В настоящей работе рассматривается ряд конкретных, достаточно мало изученных вопросов касательно детских библиотек и обслуживания детей.

актуальность выполненной работы

Объектом исследования, Предмет исследования, Целью исследования

следующие задачи:

1) рассмотреть исторический процесс возникновения детских библиотек;

2) изучить сущность деятельности детской библиотеки, в частности, цели, задачи, принципы, методы, функции работы, структуру библиотеки;

3) проанализировать деятельность современной детской библиотеки как учреждения культуры на конкретных примерах;

4) проанализировать работу Карабалыкской РДБ (Казахстан, Костанайская область, п. Карабалык) и на основании полученной информации внести свои предложения по улучшению деятельности РДБ.

Источниковедческую базу исследования составили труды ведущих ученых, практиков библиотечно-информационного, книжного дела, преподавателей высших учебных заведений, учебные и справочные издания, сборники научно-практических трудов, материалы научных и научно-практических конференций, публикации в профессиональных периодических изданиях, а также служебные и архивные документы.

42 стр., 20863 слов

Безопасность книгоиздания для детей

... для детей 1.1. Общее состояние и проблемы детского книгоиздания в России 1.1.1. Статистическая динамика выпуска детских изданий В 1998 г Российская книжная палата (РКП) провела исследование ... в третей главе, подтверждают актуальность проблемы технической безопасности детского, в частности учебного книгоиздания. Анализ текстовых источников включал изучение как книжных изданий и, особенно публикаций в ...

Для написания ВКРС были использованы законодательные акты, статистические материалы, учебники и статьи из периодической литературы.

Изучение и анализ официальных документов позволили проследить динамику развития детских библиотек, основные направления деятельности детских библиотек. Была исследована нормативная база деятельности детских библиотек как России, так и Республики Казахстан: законы, подзаконные акты, положения, материалы по библиотечному делу и др.

Характеристика степени разработанности исследуемой проблемы в профессиональной литературе.

Детская библиотека, характеризуемая разнообразием происходящих в ней процессов, представляющая собой сложную социальную систему, традиционно является объектом пристального внимания широкого круга специалистов: библиотекарей-библиографов, педагогов, психологов, историков, филологов, культурологов и др. Об этом свидетельствуют появившиеся в различных областях знания монографии, диссертационные исследования, статьи и другие материалы.

Отечественная историография детских библиотек представлена широким кругом авторов. Прежде всего, это теоретические и исторические работы, рассматривающие детскую библиотеку в контексте культуры, формирования личности и т.д. Так, изучение вопросов деятельности специализированной библиотеки для детей, теоретическое осмысление детской библиотеки как социокультурного феномена отражены в работе H.JI. Голубевой [22].

Ею разработана концепция детской библиотеки в современном обществе с позиции инкультурации личности ребенка.

Функции детских библиотек рассматриваются в работах Н.П.Васильченко [17], О.И. Алимаевой [2]и др.

Однако, это все-таки недостаточно для определения места детских библиотек в типологии библиотек страны. Недостаточно проработанными остаются проблемы общей типологии библиотек, несмотря на бурную полемику по этому вопросу в 90-е годы.

Таким образом, анализ имеющихся материалов свидетельствует об отсутствие целостной картины формирования детских библиотек как самостоятельного социального института в ее видовых характеристиках. Это и определило выбор темы исследования.

Для изучения опыта работы библиотек были привлечены публикации из журналов «Библиотека», «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Молодые в библиотечном деле» и др.

Базой исследования явилась Карабалыкская РДБ.

Методы исследования

При написании данной работы были использованы следующие методы:

  • изучение и анализ документов;
  • анализ библиотечной документации;
  • беседа;
  • работа с библиографическими источниками.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/detskaya-biblioteka-v-sovremennom-mediaprostranstve/

Характеристика структурных разделов.

Структура и логика работы построены в соответствии с поставленными целями и соответствуют содержанию задач ВКРС. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

12 стр., 5749 слов

Деятельность школьных библиотек

... учреждения и в первую очередь –школьной библиотеки. Объектом исследования данной работы является школьная библиотека, как часть учебного процесса. Предметом являются условия, создаваемые в школьной библиотеке для интеллектуального и творческого развития детей. Цель курсовой работы – рассмотреть школьную библиотеку, как центр интеллектуального и творческого развития детей. Опираясь ...

Во введении раскрывается актуальность вопросов, касающихся детских библиотек в целом, определяются цель работы, задачи, предмет и объект исследования, а также степень изученности вопроса.

В первой главе определяется место и роль детской библиотеки в системе библиотечного обслуживания детей, раскрывается сущность и функции, миссия, цели и задачи работы детской библиотеки в различных аспектах её деятельности.

Во второй главе рассмотрены вопросы истории формирования сети детских библиотек в России, а также, современное состояние и проблемы развития детских библиотек в целом.

Третья глава посвящена изучению опыта работы Карабалыкской РДБ для более детального рассмотрения общих понятий и особенностей, рассмотренных во второй главе работы. Был проведён подробный анализ в области наиболее важных аспектов деятельности Карабалыкской РДБ. В частности было уделено внимание формам и направлениям работы данной библиотеки.

На основе анализа работы Карабалыкской РДБ сделаны выводы и предложения для улучшения дальнейшей работы РДБ.

В заключении подводятся итоги исследовательской работы.

В списке использованной литературы отражены работы библиотековедов и практиков, которые цитируются в работе или были использованы при подготовке дипломной работы.

детский библиотека чтение

Глава 1. Место и роль детской библиотеки в системе библиотечного обслуживания детей

1.1 Типологические особенности детских библиотек

Важной теоретической проблемой библиотековедения является разработка типологии библиотек на основе выявления типичных и специфических признаков, позволяющих распределить многообразную систему библиотек на группы. В качестве основных единиц группировки библиотек выступают понятия «тип» и «вид», означающие образец, модель., разновидность, которой соответствует группа библиотек, обладающих определенными признаками.

В первые годы Советской власти большинство библиотековедов выделяли три типа библиотек: массовые, научные и школьные. Однако такое деление уже не отвечает современному представлению о социальном назначении библиотек, об уровне их организации.

Сочетание в информационных потребностях и читательских интересах комплексной и узкоспециальной тематики правомерно связывает типологию библиотек с дифференциацией и интеграцией, чему соответствуют два типа библиотек — универсальные и специальные.

В зависимости от характера удовлетворяемых общественных информационных потребностей и читательских запросов универсальные библиотеки дифференцируются на массовые и научные. В рамках этих двух видов дальнейшее деление универсальных библиотек производится по региональному, ведомственному признакам и возрастному составу читателей.

Так, исходя из возрастного состава читателей, выделяют группу детских, юношеских библиотек.

Детские библиотеки России — специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 15 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей. [64]

4 стр., 1525 слов

«Горжусь своим отцом» Дети – о работе сотрудников МЧС

... о работе сотрудников чрезвычайного ведомства, а также хотят ли они стать спасателями и пожарными. Учащимся разных школ области было предложено написать небольшое сочинение на данную тему. Дети отнеслись ... к этому с энтузиазмом, и сочинений набралось много. Поэтому, ...

Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное отношение к определенной категории населения — детям. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.

Безусловно, детская библиотека не только информационное учреждение; она, прежде всего институт, аккумулирующий и транслирующий культурный и социальный опыт. Перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, непосредственно влияют на библиотеку, связанную с государственной властью, политическими организациями, механизмами финансирования. На деятельность детской библиотеки влияет реорганизация книгоиздания и книгораспространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменения в социуме непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. [23]

В соответствии с Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными, специализированными детскими и учебными библиотеками.

Детские библиотеки могут быть:

самостоятельными библиотеками со статусом юридического лица (республиканские, краевые, областные библиотеки)

муниципальными детскими библиотеками со статусом юридического лица (центральная библиотека и филиалы)

структурными подразделениями (филиалами, отделами) других библиотечных систем, в основном, публичных библиотек.

Сеть детских библиотек России позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: с федерального до уровня сельского поселения.

В отрасли культуры действуют давно сложившиеся следующие модели:

Федеральный уровень

Федеральное государственное учреждение культуры Российская государственная детская библиотека (РГДБ) — исследовательский, научно-методический и информационный центр по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в РФ. Основные пользователи: детские библиотеки субъектов РФ, центральные библиотеки муниципальных детских систем, библиотеки, обслуживающие детей, дети и руководители чтения. Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью, проведение исследований детского чтения, информационных потребностей, библиотечного обслуживания детей, координация работы детских библиотек России, выработка новых форм библиотечного обслуживания детей, собирание и сохранение фонда документов для детей и подростков. РГДБ является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем — Правительством РФ.

Уровень субъекта РФ, Республиканские, краевые и областные детские библиотеки (далее — центральные региональные).

Все детские библиотеки субъектов РФ в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:

  • методическую и научно-исследовательскую по отношению ко всем библиотекам региона, обслуживающим детей;
  • мемориальную, то есть собирание с наибольшей полнотой, хранение и использование литературы для детей и подростков с целью сохранения этих собраний для последующих поколений;
  • взаимоиспользования фондов ( МБА, электронная доставка документов), что очень важно в условиях недостаточного комплектования библиотек регионов детской литературой;
  • Основная задача — сохранение единого библиотечного обслуживания детского населения, его поддержка, научное и методическое сопровождение, проведение крупных акций по распространению книги и чтения в детской среде.

Как указано в Положении о центральной детской библиотеке — Центральная детская библиотека (ЦДБ) является одним из подразделений ЦБС- информационным культурно-просветительным учреждением [61].

41 стр., 20107 слов

По методике преподавания чтения статья по чтению

... ребенка и неумением родителей использовать чтение и книгу в воспитательном процессе, а также отсутствием современных рекомендаций по организации домашнего чтения. Объектом исследования является семейное воспитание. Предмет дипломной работы ... является актуальной для науки и образовательной практике. История методики обучения чтению отмечает, что во все времена читательская деятельность социально ...

Центральные детские библиотеки субъектов РФ должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы; центры мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения; центры, объединяющие различные учреждения и организации, занимающиеся проблемами детей; как информационная база для органов власти для выработки наиболее оптимальной политики в отношении детства.

В целях повышения качества работы центральных детских библиотек РФ необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна разработать стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.

Муниципальный уровень

Муниципальные детские библиотеки, имеющие статус юридического лица, и муниципальные системы детских библиотек (МСДБ) — самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня.

Основные задачи — организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями, создание среды развития личности ребенка, включающую удовлетворение образовательных потребностей, организацию досуга и общения, библиотечное обслуживание руководителей чтения, комплектование фонд литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего издания в различных форматах и на различных носителях: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы.

По отношению к сельским библиотекам — филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.

Муниципальные детские библиотеки обслуживают большую часть детского населения города, имеют возможности для обеспечения услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов внутри системы, включение в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживании межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями. [64]

14 стр., 6779 слов

«Литературные игры на х литературного чтения как средство ...

... Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при ... высокий уровень музыкального творчества. Дети могли создавать новые несложные мелодии в результате обучения вначале их воспроизведению, а затем решению творческих заданий. В работе К.В. Тарасовой показано, ...

1.2 Функции детской библиотеки

Функция библиотеки — это та роль, которую она играет или должна играть в обществе, проявление свойств, отличающие библиотеку от других социальных институтов и учреждений. Федеральный закон «О библиотечном деле » дает следующее юридическое определение: «Библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам » Таким образом, главными функциями библиотеки признаются информационная, культурная и образовательная.

В деятельности библиотеки реализуются ее функции. В отечественном библиотековедении нет единой точки зрения на классификацию социальных функций библиотеки. К 1984 г. утвердились два подхода к определению функций библиотеки: информационный (A.B. Соколов: коммуникативная, познавательная, кумулятивная) и культурологический (В.Р. Фирсов: познавательная, коммуникативная и ценностно-ориентационная).

М.И. Акилина, Н.В. Жадько, Н.И. Тюлина и др. предлагали свои модификации функций. Учитывая разнообразие точек зрения по этому вопросу, мы предлагаем классификацию функций детской библиотеки в следующем виде: социально-педагогическая, информационная, мемориальная. Эти функции принадлежали детской библиотеке всегда, но, в связи с обострившимися проблемами социального характера, в центр внимания общества выходит духовно-воспитательный потенциал человека, что позволяет говорить о необходимости актуализации социально-педагогической функции. Не вызывает сомнения, что социально-педагогическая функция сегодня имеет особое значение в деятельности детской библиотеки. Основанная на принципах гуманизма, библиотека направлена на помощь, поддержку личности читателя, нацелена на воспитание, образование, развитие человека.

Социально-педагогическая деятельность детской библиотеки реализуется через организацию индивидуальной и массовой работы с использованием различных методов и средств. В качестве субъекта выступают все читатели — дети различных возрастов, семьи с определенными особенностями, требующие к себе равного внимания, но различного (индивидуального) подхода.

Информационная функция прежде всего направлена на удовлетворение читательских потребностей, просветительская же нацелена на их пробуждение и формирование . Особенно эта функция важна для библиотек, работающих с детьми, у которых в силу возрастных особенностей развития многие читательские потребности или не сформированы, или еще не осознанны. Библиотека также самостоятельно занимается обучением пользователей основам информационной культуры, культуры чтения. По мнению Н.В. Жадько, просветительская функция библиотеки как социального института, наряду с мемориальной, является родовой , определяющей специфику именно библиотеки, отделяющей ее от других социальных институтов.

В составе функций библиотеки две части: 1. социальные функции, обуславливаемые внешней средой — обществом; 2. прикладные (производственные) функции, определяемые непосредственно профессионалами. При наличии разных подходов к классификации социальных функций библиотеки есть и объединяющее их начало: 1. признание много(поли)функциональности библиотеки; 2. признание неравнозначности всех функций библиотеки: выделение изначальных неизменных перманентных и соответствующих современной действительности функций библиотеки.

21 стр., 10492 слов

Историческая литература в чтении подростков 10-14 лет

... и роли исторической книги в чтении подростков; разработка и внедрение наиболее эффективных методов работы с литературой по истории. Методы исследования: анализ психолого–педагогической и библиотековедческой литературы, документации и опыта работы библиотеки; ...

Группы социальных функций библиотеки: главные (сущностные).

Определяют сущность библиотеки: ради чего создана. Относятся: 1. кумулятивная (сбор документов); 2. мемориальная (целенаправленная деятельность библиотеки по формированию и сохранению фонда документов); 3. коммуникационная (многосторонняя деятельность библиотеки по обеспечению пользователей документами в виде первоисточников или вторичной информации, способствующая усвоению культурного, интеллектуального потенциала, активизации обращения знаний в обществе).

Производные функции — как социально-коммуникативного учреждения.

1. основные (типообразующие): а) содействие учебной деятельности пользователей; б) содействие профессионально-производственной деятельности пользователей; в) содействие научной деятельности пользователей; г) содействие самообразовательной деятельности пользователей и организации их досуга. 2. явленческие: имеют вторичный характер, их число не ограничено, они наиболее подвержены изменениям. К ним относятся просветительная, воспитательная, производственная, рекреационная (общение, отдых), гедонистическая (удовольствие), идеологическая, досуговая, социализирующая и др. функции.

Детская библиотека — это воспитательно-информационный центр, культурно-образовательный и организационно — досуговый центр.

Библиотека остается практически единственным бесплатным источником информации, местом приобщения к достижениям мировой культуры, выполнения запросов, связанных с обучением, центром культурного развития и главное — общения.

Главное, что детская библиотека должна соответствовать интересам и запросам населения, уметь вписываться в существующие условия, предвосхищать будущее и стать незаменимой, выиграв соревнование с другими социальными институтами.» [12]

Детская библиотека — центр детского чтения, приобщения ребенка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах ее носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.

Детская библиотека должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа. [64]

Многие годы каждая библиотека, планируя свою работу, определяла цели и задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, а предназначение было у всех библиотечных учреждений, в зависимости от контингента обслуживаемых читателей, одинаковым. Сегодня «модным» стало определять «миссию» организации и в том числе библиотеки. Но если разобраться в понятии «миссия», то очень скоро можно прийти к выводу, что это не дань «моде», не подмена одного термина другим, а осознанная, продиктованная временем необходимость выразить кратко и в тоже время емко предназначение своей библиотеки, которое отличает ее от других. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей.

29 стр., 14336 слов

Журнальная пресса для детей

... для детей дошкольного возраста. В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы. 1.1. Из истории детской журналистики Русская пресса для ... чтение для сердца и разума» - стало выходить в России в Москве. Условно в развитии отечественной детской журналистики ... введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся ...

Голубева Н. Л. В своём научно-методическом пособии «Детская библиотека: современные проблемы развития» высказала свое мнение о миссии детских библиотек. Миссия детских библиотек, по её мнению, состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребёнка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. [22]

Г.А. Кисловская, директор Российской государственной детской библиотеки, в своей статье « Дети ждать не могут» выделила основную цель детских библиотек — это формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества.

Основные задачи детских библиотек были сформулированы в документе «Концепции библиотечного обслуживания детей в России».

Каждая библиотека ставит перед собой задачу создать необходимые условий для удовлетворения информационных потребностей своих пользователей, при этом она стремится создать равные права и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

Итак, миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Основная цель, Основные задачи

> развитие и саморазвитие ребенка;

  • >
  • достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
  • >
  • обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
  • >
  • обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
  • >
  • осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

— Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг. [64]

1.3 Развитие чтения как базовое направление работы детской библиотеки

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Но чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

4 стр., 1674 слов

Книга, о которой хочу рассказть — Курумканская центральная ...

... №1 Сочинение Книга, о которой хочу рассказать Книги моя ... Хочется рассказать о главных героях моей книги ... которые считают, что библиотеки - это не модно. Посещайте библиотеки, ... книга. А у некоторых таких книг несколько. Это книги, к которым обращаешься тогда, когда тебе грустно, трудно, когда тебе нужна помощь. Это книги, от чтения которых ... о взрослых и детях. Это мудрая и человечная сказка, которая ...

В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Проблема падения интереса к чтению глубоко волнует всех, и библиотекарей в том числе. В частности об этой проблеме стали говорить и на самом высоком уровне. Президент Республики Казахстан в своем ежегодном послании народу Казахстана неоднократно затрагивает проблему чтения.

В век информационных технологий, когда дети увлечены компьютерами, а из-за высокой учебной нагрузки им не хватает времени прочесть художественную книгу, особое значение приобретает работа библиотек по приобщению детей к чтению.

Детские библиотеки становятся на защиту ценностей детского чтения, стараются поднять его статус, привить к нему вкус, поддержать положительное отношение к чтению у детей.

Многие из детских библиотек создали оригинальные программы приобщения детей к чтению, воспитания информационной культуры, нахождения путей согласованности чтения и современных компьютерных технологий.

Вся массовая работа, проводимая в библиотеках, направлена на привлечение читателей в библиотеку, на поддержку и развитие любви к чтению и книге. С этой целью используются самые разнообразные формы массовой работы.

Воспитанию у детей культуры чтения способствует вся деятельность библиотеки: её оформление, беседы о книгах, система организации доступа читателей к фондам, система каталогов.

Методы и формы руководства чтением: беседа, громкое чтение, рассказывание, обсуждение книг, выставки.

Читательские вкусы, читательская культура каждого человека во многом зависит от того, кто и как занимался его чтением в детстве, и в этой связи как никогда возрастает роль детского библиотекаря.

Руководящая роль библиотекаря проявляется в подборе тех книг, из которых ребенок самостоятельно выбирает то, что ему нравится, в умении рассказать о книге так, чтобы читатель интересовался ею, в постановке перед ним таких вопросов, которые помогут читателю определить свое отношение к прочитанному. Обстановка доверия и уважения к ребенку как читателю, независимо от его возраста, знание библиотекарем книг, возможность поговорить с ним о прочитанном создают условия, которые способствуют проявлению свободы и одновременно дают возможность библиотекарю осуществить свои задачи воспитателя, руководителя чтения.

Библиотекарь является не простым «выдавателем» книг, а руководителем своих читателей. Библиотекарь вместе с учителями и родителями несет всю полноту ответственности за образование и воспитание детей, формулирования их литературного вкуса. Он должен осуществлять планомерное и систематическое влияние на формирование личности каждого ребенка, продуманно и целеустремленно отбирать литературу для детского чтения, «аппетитно» рассказывать о книгах, с тем, чтобы ребенок без всякого принуждения приходил в библиотеку, полюбил книгу. Выбрать удачно книгу, дать то, что надо — значит порой решить судьбу ребенка как читателя, привить ему хороший вкус, заложить основу его дальнейшего развития.

Для решения задачи привлечения всех детей к чтению, необходимо систематически пропагандировать среди них книги и библиотеку и одновременно организовать их обслуживание так, чтобы библиотека была доступна каждому дошкольнику и учащемуся.

Учащиеся 0-1 классов овладевают техникой чтения постепенно. Этих детей интересует сам процесс чтения. Большинству из них хочется скорее научиться читать, и библиотекарю нужно поддержать это стремление. Интересы первоклассников ещё не оформились, и потому многие из них читают всё подряд или выбирают те книги, у которых ярче обложка и рисунки.

Занимательность — основной принцип работы с читателями младшего возраста. Играя, ребенок незаметно для себя начинает правильно оценивать поступки героев книг или стремится овладеть новыми для него знаниями.

Маленькие читатели получают в библиотеке обязательный минимум навыков культурного и сознательного чтения, самостоятельного выбора книг. К числу необходимых навыков относится, и умение бережно относиться к книге.

Говоря о разных видах работы с читателями младшего возраста, нужно особенно подчеркнуть плодотворность такого метода, как выразительное чтение и рассказывание.

Центральное место в работе с детьми отводится громкому чтению. Такие чтения проводятся регулярно в определенные дни и часы. Чтение должно быть выразительным и простым. Систематическое чтение наиболее важных и доступных детям материалов из газет и журналов приучают младших школьников к пользованию периодики.

После чтения дети любят рисовать. Можно предложить ребятам: рисуйте, что хотите, или будьте иллюстраторами книги. Из детских рисунков составляется выставка. У выставок ведется беседа — вспоминается содержание книги, разбираются рисунки.

Так же, беседы о книгах с детьми нередко проводятся в форме литературных игр. Например, читаются отрывки из разных сказок, вспоминаются их названия, по иллюстрациям вспоминают название произведения и его содержание.

Первоклассникам важно показать как много интересных и разных книг в библиотеке, рассказать о знакомых им книгах, назвать фамилии самых известных писателей. Обязательно нужно дать детям возможность самим посмотреть книжки, почитать коротенькие рассказы или стихи. Малышей знакомят с самыми элементарными правилами чтения, бережного отношения к книге, объясняют, как читать, чтобы понимать прочитанное: выговаривать каждое слово, дочитывать книгу до конца, разглядывать картинки. Необходимо так же дать им первые понятия о гигиене чтения: не читать лежа, в темноте, во время еды.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это — первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. [87]

Формирование духовной культуры личности в России всегда рассматривалось через чтение, книгу. Русская историческая традиция семейного чтения показывает, как велика была в обществе тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, способом общения с миром, близкими человеку людьми. Ю. М. Лотман, размышляя об особых нравственных, духовных качествах «юных генералов» Отечественной войны 1812 года, объясняет факт невиданной «концентрации» в России такого количества прекрасных внешне и внутренне мужчин тем, что это было первое поколение детей-читателей: «В этом культурном мире складывалось особое детство. Детям не только стали шить детскую одежду. Не только культивировали детские игры — дети очень рано начинали читать, женщина — читательница породила ребенка-читателя. Чтение книги вслух, а затем самостоятельная детская библиотека — таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики…. У этих детей было особое детство — детство, которое создает людей, уже заранее подготовленных не для карьеры, не для службы, а для подвигов. Так в детской комнате создается новый психологический тип» [22, С. 24]

Современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Утрачиваются традиции семейного чтения. Если в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, то в настоящее время только в 7%. Готовность родителей к читательскому развитию детей находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической грамотности. Для многих родителей характерны непонимание воспитательной ценности детской литературы, целей руководства чтением детей в семье, недостаточная осведомленность в содержании круга чтения детей, методическая неграмотность.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители могут лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Детская библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. [81, С. 20]

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли библиотеки разрабатывают специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Семейные чтения — это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Именно в таком контексте мы и видим будущее детских библиотек — дом семейного чтения.

В последнее время в детских библиотеках возрождаются традиции семейного чтения. Работа с семьей может быть организована в условиях публичных библиотек любого типа. В последнее время обсуждается вопрос о необходимости создания специальных библиотек, обслуживающих информационные запросы семьи.

Открытие библиотек семейного чтения ставило своей целью привлечение в библиотеку многодетных семей, социально незащищенных слоев населения, оказание им помощи в воспитании детей, рациональной организации свободного времени, возрождении традиций семейного чтения.

Направления деятельности детской библиотеки.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Патриотическое воспитание.

В деятельности библиотек, направленной на патриотическое воспитание подрастающего поколения, следует выделить следующие звенья:

  • воспитание любви к Отечеству и своей Малой Родине (как правило это осуществляется в рамках краеведческих занятий);
  • ознакомление в живой, интересной форме с историей нашего государства, в том числе военно-патриотический аспект;
  • правовое просвещение школьников в условиях детской библиотеки. [36]

Содействие в воспитании у детей и подростков любви к родной земле, к языку своего народа, его традициям, культуре, уважения к языку и культуре других народов, стремления к созиданию, направленному на процветание страны, защиту её от всех форм разрушений — стало одним из приоритетных направлений в работе детских библиотек.

Система работы по патриотическому воспитанию молодежи в детских и юношеских библиотеках нашей страны начала формироваться в далекие 70-е годы прошлого столетия. В 1979 г. Центральный штаб всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа и редакция журнала «Библиотека» объявили конкурс на лучшую организацию военно-патриотического воспитания юного поколения. Он проводился под девизом — «Есть стать в строй!» — и состоял из самых разнообразных акций и мероприятий. Прошли литературные вечера из цикла «И мужество как знамя пронесли», посвященные писателям и поэтам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны; День библиографии — «О войне, о товарищах, о себе»; урок мужества — «Им навсегда осталось 20» (о комсомольцах Великой Отечественной войны; вечер вопросов и ответов читателей предпризывного возраста со специалистами военных кафедр.

К сожалению, начиная с середины 1980-х гг. и вплоть до середины 1990-х гг. стало «неприлично» говорить о патриотизме. Его дух был практически изгнан из пропаганды нравственных ценностей, СМИ, системы воспитательной работы с подрастающим поколением, вообще из духовной жизни общества. Слова «родина» и «отечество» стали выходить из употребления. Их заменили на малопонятные — альтернативные — «наша родина». Надо справедливо отметить, что все это произошло не без усилий части российской интеллигенции. Страна оказалась расколотой на обвиняемых и обвинителей, раскулаченных и тех, кто раскулачивал, репрессированных и тех, кто репрессировал. Создававшиеся столетиями в российской культуре и образовании традиции патриотического воспитания подверглись существенной ревизии. [83]

Наступала перестроечная эпоха, и на всех углах превозносились либеральные общечеловеческие ценности. В то же время память о прошлом — краеугольная ценность в формировании мировоззрения и ценностного мира юного гражданина России — была отброшена на обочину всей системы воспитательной работы. Учреждения образования и культуры реже стали проводить уроки мужества, Вахты памяти павших героев, встречи с ветеранами войны и труда — все те мероприятия, благодаря которым пробуждаются и крепнут патриотические чувства, формируется историческое сознание, а с ним и любовь к Отечеству [83].

К счастью, все это вновь вернулось в практику работы детских библиотек страны.

Просматривая методические материалы по библиотечному обслуживанию населения конца 1980-х — начала 1990-х, можно увидеть смысловой и идеологический вакуум в части военно-патриотического воспитания молодежи.

По-настоящему активизировалось героико-патриотическое воспитание молодежи в детских и юношеских библиотеках после принятия Федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2001-2005 годы».

В воспитании чувства любви к малой и большой Родине особая роль принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к ратному подвигу народа, учится служению Отечеству на героических примерах из жизни великих предков. [83]

Сегодня патриотическое воспитание — это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты.

Главными целями этой системы являются развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у молодежи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Что может сделать в данном направлении библиотека?

В первую очередь — найти путь к сердцу ребенка через книгу. Для этого в библиотеке создается особая среда, побуждающая детей к общению, творчеству, деятельности. В основе работы по созданию такой среды лежат педагогика сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, свобода выбора дел, которые предлагает участникам данного процесса библиотека, используя при этом различные формы библиотечной работы. Так, по каждому направлению системы патриотического воспитания в библиотеках оформляются традиционные выставки книжной и другой печатной продукции, которые по мере поступления дополняются справочными и документальными материалами.

Одним из направлений воспитания патриота и гражданина является работа по изучению государственной символики России, Казахстана, разъяснение сущности и значения государственных символов Республики Казахстан и Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна. В библиотеках оформляются специальные полки по данному направлению («Символы Отечества»), на которой представлены книги и брошюры, публикации из периодических изданий и методические рекомендации по разъяснению государственной символики, даются образцы символов России, материалы из их истории и современной жизни.

Такие публикации не только привлекают внимание юных читателей, но и помогают педагогам в проведении уроков гражданственности других воспитательных мероприятий с использованием государственных символов.

Отрадно, что патриотизм сегодня становится определяющим духовно-нравственным фактором в деле сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Именно поэтому одним из приоритетных направлений Программы патриотического воспитания является формирование исторического сознания.

Большая пропагандистская и просветительская работа в этом направлении проводится всеми библиотеками, работающими с детьми. Она объединяет комплекс мероприятий, направленных на углубление знаний исторического прошлого нашей Родины, национальных традиций, обычаев, культуры и искусства.

Так, библиотека им. С. Бегалина (Казахстан) дает читателям, начиная с их самого раннего возраста, знания о государственной символике, Конституции, о правах и обязанностях граждан республики.

Об истории родной республики, становлении Казахстана как независимого государства, о культуре межнациональных отношений ребята узнают из мероприятий «Мы — народ Казахстана», «Без памяти нет будущего», «Познай Казахстан» и других. С неизменным интересом юные читатели участвуют в играх-путешествиях по Казахстану, в литературных конкурсах, посвященных национальным праздникам и знаменательным датам.

Краеведение.

Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Признанием общечеловеческих приоритетов библиотечное краеведение способно восполнить в людях тот нравственный процесс, о котором сейчас много говорят, нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому.

Краеведение традиционно является одним из направлений библиотечной деятельности.

Краеведческой литературой является все произведение печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка. Краеведческая литература является многоотраслевой . Она представлена необходимым для изучения местного края: физическая и экономическая география, геология, диалектика, искусствоведение, история, этнография. Сведения о районе, городе, селе могут присутствовать в созданиях различного типа в научной, научно-популярной и справочной литературе. Нельзя забывать в этой связи о произведениях художественной литературы, посвященных краю.

Чтобы поддержать интерес детей к краеведческим знаниям, ввести чтение книг в «круг досуга», детские библиотеки активно используют клубные формы работы. Многие детские библиотеки разработали и активно реализуют свои авторские программы по краеведению, истории, экологическому просвещению, правовому и эстетическому воспитанию. Так, например, при Щербактинской центральной детской библиотеке был создан клуб «Отан». Программа клуба ориентирована на просветительскую краеведческую деятельность, на развитие познавательного интереса детей и подростков к своей «малой родине». В «Отане» получила дальнейшее развитие работа по сбору и организации фонда краеведческих документов. Стал более интересным по оформлению и разнообразней по наполнению краеведческий мини-музей детской библиотеки, включающий тематические папки, рукописные альбомы, творческие работы детей, материалы местных краеведов с уникальными фактами и сведениями о Щербактинском районе.

Пропаганда экологических знаний.

Сегодня решение экологических проблем становится для всего человечества делом первостепенной важности. Понимая, что экологическое образование подрастающего поколения — патриотично, в детских библиотеках помимо различных мероприятий, разрабатываются целые серии методических материалов, например, таких как «Библиотека и экологическое воспитание детей и подростков», состоящая из выпусков: «Эта хрупкая планета», «Законная» прогулка или экологическое право», «Вода — красота всей природы», «Как прекрасен этот мир», «Хочешь знать, как живет город».

Пропаганда правовых знаний.

Именно поэтому библиотекари детских библиотек проводят различные формы массовых работ в этом направлении: беседы-разъяснения содержания Конституции РФ, библиотечные уроки по основам правовых знаний и мн. др.

В ходе таких мероприятий учащиеся не только познают общество, в котором живут, но и осознают права и обязанности гражданина России, видят в их соблюдении важнейшее условие своего гражданского становления.

В детском отделении ОУНБ им. С. Торайгырова (Казахстана) открыт информационный центр “Правовая планета”. При разработке курса библиотекари исходили из конкретных целей гражданского образования и общих положений о школе первой ступени, которая призвана обеспечить начальный этап становления социально активной личности. Правоведение — один из этапов совершенствования правовой подготовки будущего гражданина Республики Казахстан. Курс был рассчитан на изучение в 1-4 кл. начальной общеобразовательной школы и ставил определенные цели:

  • сообщить младшим школьникам элементарные сведения о РК как о правовом государстве;
  • сформировать чувство гражданственности и патриотизма в процессе познавательной, общественно-политической, трудовой и др. видах деятельности;
  • научить ответственно выполнять законы общества, правильно использовать свои права и свободы;
  • развивать критичность мышления, умение предвидеть последствия своего поведения.

Так же здесь разработана программа мероприятий под названием “Правовую культуру детям”. Каждое мероприятие построено на нравственных категориях, и в первую очередь, на уважении. Не только к правам человека, но и к труду, к истории государства, собственности, личной жизни, возрасту человека и ко многому другому. Фактический материал излагается в доступной и интересной форме. Учет психологического аспекта в обучении предполагает активное использование эмоциональных способов воздействия на правосознание ребенка. Занятия построены на основе деятельного подхода к обучению. Дети получают не только теоретическую подготовку, но и вовлекаются в правовую практику — участвуют в охране правопорядка, профилактике правонарушений, дежурстве по школе и т.п.