«Литературные игры на х литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников»

Сущность понятия

«творческие способности» в психологических исследованиях.

2. Рассмотреть особенности развития творческих способностей младших школьников

3. Проанализировать методику использования литературных игр на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей младших школьников.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных игр

    1. Сущность понятия «творческие способности» в психологических исследованиях

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. [6, С.56].

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение подхода к формированию творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, Н.Н. Поддьяков, А.В. Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.).

Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца. [20, С.104].

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В. Давыдов в последствии в книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной». В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

6 стр., 2648 слов

Творческий проект по технологии ночная сорочка

... Цели и задачи проекта Целью данного проекта является изготовление на уроках технологии ночной сорочки для себя, имеющую практическое значение. Задачи данного проекта : 1. Углубить знания по конструированию и ... средняя. Модель № 4 . Ночная сорочка с рукавом крылышко. Низ сорочки отделан оборкой. Длина средняя. Модель № 5 . Ночная сорочка цельнокроеная, на бретельках. Облегающий покрой, выполнена из ...

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон. [20, С.34], Н.А. Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А. Г. Тамбовцева (Арушанова), Т.В. Кудрявцев и др.).

Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта. Так, Н.А. Ветлугиной и ее сотрудникам удалось сформировать у старших дошкольников достаточно высокий уровень музыкального творчества. Дети могли создавать новые несложные мелодии в результате обучения вначале их воспроизведению, а затем решению творческих заданий. В работе К.В. Тарасовой показано, что в основе музыкального детского творчества лежат продуктивное музыкально мышление и воображение. Импровизация — наиболее доступный вид музыкального творчества. В отличие от композитора творческий замысел реализуется экспромтом и сразу в законченном виде.

А Г. Тамбовцева (Арушанова) исследовала проблему словотворчества детей как фактор, обеспечивающий овладение необходимым словарем. [20, С. 35].

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. [6, С.147].

3 стр., 1121 слов

Приморская гсха сочинения лучшие люди приморья выпускники псхи

... как хорошо, что в нашем районе есть такие люди, как он, Лапоха Николай Викторович, выпускник ПГСХА. ... говорит скромно, считая, что оценку его деятельности должны давать люди. Лапоха Николай Викторович женат, имеет ... – Гурин Николай Петрович тоже ветврач, окончил Приморский государственный сельскохозяйственный институт в г. Уссурийске, да ... выбор он сделал сам. Учился в ПСХИ в течение 5,5 лет, так как ...

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.. [16, С.54]

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. [6, с. 136]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности. [6, С. 438]:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

31 стр., 15361 слов

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества ...

... или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН ... развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей ... по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой ...

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории. [15, С.52].

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности. [15, С.53].

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. [27, С.92].

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

24 стр., 11626 слов

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

... развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. 3. Выявить критерии, уровни и показатели творческих способностей и провести диагностику уровня развития творческих способностей в процессе внеурочной деятельности младших школьников. 4. Экспериментально доказать эффективность развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на ...

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс. Б.П. Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).

[17, С.287].

Б.П. Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей. Малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей. [17, С.286].

Таким образом, под творческими способностями понимают индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    1. Особенности развития творческих способностей младших школьников

Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики в современных реалиях. Решение её продолжается в младшем школьном возрасте. Практическое раскрытие творческого потенциала детей осуществляется в игре и художественном творчестве. Игровой элемент присутствует в процессе любого творчества: научного, эстетического, художественного и сопровождается эстетическим отношением.

13 стр., 6303 слов

«Развитие творческих способностей младших школьников во ...

... « Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности ». Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Для выполнения курсовой работы мы ... способностями ребенка. Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности ...

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственны склонность к творчеству и фантазированию; повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познавать все новое и умение радоваться жизни; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Потребность младших школьников в самовыражении воплощается в их творчестве – они с удовольствием лепят, рисуют, конструируют; проявляя при этом огромную фантазию и выдумку. Творчество проявляется во всех сферах их деятельности. Оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности. [13, C.108].

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов. Именно они закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей. Психолог Богоявленская пишет: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития». Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки. Второе — раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

Третье – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».

Четвертое – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.

Пятое – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них. [23, C.51].

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

29 стр., 14482 слов

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...

... действий. На занятиях изобразительной деятельностью методика развития творческого потенциала в основном рассчитана на применение во время занятий нетрадиционных художественных материалов. Использование же игровых приемов на занятиях для развития творчества в изобразительной деятельности недостаточно разработано, несмотря ...

Одно из главнейших условий развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носяткомплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру. [14, C.73].

Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки, студии. Всестороннему развитию школьников содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали конкурсы, концерты, музыкальные спектакли, школьные, городские, региональные и Всероссийские олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

Сравнительно учебно-творческой деловитости в психолого-педагогической науке выделены такие характеристики творческой личности. [19]:

1. Мотивация – творческая энергичность и направление личности;

2. Интеллектуально-логические возможности – (знание разбирать, абстрагировать, ставить наследственный знак и видовое различие, делать выводы, обосновывать).

Интеллектуально-логические возможности учащихся выявляются в:

а) в умении разбирать. Аспектами оценки разбора являются верность, полнота, бездна;

б) возможности отделять немаловажное сплошное и отгоняться от не немаловажного (абстрагирование).

Аспектом оценки является последовательность, верность, бездна суждений и выводов;

в) в умении обрисовывать явления, процессы, логически стройно, много и верно формулировать идеи. Аспектом оценки этого умения является полнота, бездна, последовательность;

г) возможности выражать верное определение объекта, ставить родовые симптомы и видовые отличия. Аспектом оценки данной возможности — сжатость, верность сформулированного определения;

д) возможности объяснять, что свидетельствует об интеллектуально-логическом умении аргументировано объяснять и открывать суть вопроса, трудности, метода её решения. Аспектом оценки является полнота, мотивированность суждений;

13 стр., 6101 слов

Развитие музыкальных способностей младших школьников

... решить ряд взаимосвязанных задач: 1) Выявить теоретические основы развития музыкальных способностей младших школьников; 2) Обосновать педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников; 3) Разработать методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у младших школьников. Методологической основой исследования являются диалектические положения: об ...

е) возможности обосновывать, доказывать. Аспектом оценки является дееспособность доказывать и изучение процедурами подтверждения. [9].

3. Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности, (умение вызвать гипотезу, способность фантазировать, отображать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами задачи, видеть противоречия и проблемы, способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию, отказываться от навязчивой идеи, критичность мышления).

Умственно-эвристические возможности личности включают:

а) возможности производить идеи, выдвигать гипотезы, какие охарактеризовывают интеллектуально-эвристические индивидуальности личности в критериях ограниченной информации, предсказывать заключение творческих задач, умственно предугадывать и выдвигать уникальные подходы, стратегии, способы их решения. Аспектом является численность гипотез, их своеобразие, новизна, эффективность для решения творческой задачки;

б) дееспособность к выдумки. Это творение образов и мнений. Аспектом оценки — насыщенность и своеобразие образов, новизна, значимость выдумки;

в) сочетает память, дееспособность показывать и ставить в сознании новейшие связи меж компонентами задачки, в особенности популярными и безызвестными за подобием. Аспектом оценки является численность ассоциаций, их своеобразие, новизна, эффективность для решения задачки;

г) дееспособность созидать противоречия и трудности. Аспектом оценки — численность открытых противоречий, их новизна и своеобразие;

д) дееспособность к переносу познаний, умений в новейшую ситуацию характеризует производительность мышления. Аспектом оценки может существовать ширина переноса, ступень эффективности переноса познаний и умений для решения творческих задач;

е) самостоятельность мышления характеризует дееспособность не вытекать зря общепризнанной точки зрения. Аспектом оценки — упругость и инверсия мышления;

ж) неодобрительность мышления — это дееспособность к оценочным суждениям, знание верно расценивать процесс и итоги собственной творческой деловитости и деловитости остальных, знание выискать личные оплошности, их предпосылки и предпосылки неудач. Аспектом оценки может существовать беспристрастность критериев оценочных суждений, а этак же эффективность выявления обстоятельств собственных ошибок и неудач.

4. Мировоззренческие индивидуальности личности.

5. Нравственные свойства, какие выделяют удачной учебно-творческой деловитости.

6. Эстетические свойства.

7. Коммуникативно-творческие возможности; Способности к самоуправлению личности своей учебно-творческой деятельностью. Выделенные выше показатели являются инструментом диагностики уровня имеющихся творческих способностей и выявление их потенциальных возможностей для психолого-педагогических основ развития творческих способностей младших школьников.

25 стр., 12090 слов

Специфика изучения устного народного творчества в начальной школе

... фольклорных жанров традиционно изучаемых в начальной школе. 4. Произвести анализ программ по литературному чтению с целью выявления методических установок на изучение произведений устного народного творчества в начальной школе. 5. Определить эффективные приемы работы с фольклорными произведениями ...

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным для развития творческих способностей и обучение в школе должно быть направлено на раскрытие скрытых талантов и возможностей каждого учащегося.

    1. Методика использования литературных игр на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей младших школьников

Под системой понимается последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь — в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, рисование кадров воображаемого кинофильма или диафильма по прочитанному. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся. [5, C.71].

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

— познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности — памяти, внимания, мышления, воображения;

— задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;

— система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

По мнению Выготского: «Есть один основной факт, который очень убедительно показывает, что до литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личностного внутреннего мира ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от устной речи». Именно уроки литературного чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию устной и письменной речи, а также развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе обучения старается занять позицию исследователя, творца.

Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания.

Развитие творческих способностей посредством литературной деятельности будет успешным, если соблюдать следующие условия:

  • использовать совокупность методических приемов, направленных на развитие творческого потенциала;
  • использовать образцовые авторские и народные произведения;

— зарубежный литературный материал должен опираться на знания детей в области отечественной литературы, тогда мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор;

  • осуществлять преемственность между начальной и старшей ступенью обучения. [17,

Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, полезно использовать в работе литературные игры, которые позволяют шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

Литературная игра – это игра с текстом, с целью модифицировать существующий текст или создать новый; в отличие от словесной игры, предметом которой являются отдельные слова или конструкции, как правило, не имеющие сюжетной или смысловой основы.

Литературная игра — это обычно игра с литературным текстом. В любой литературной игре присутствует элемент творчества. Игры можно разделить на две группы:

1) основанные в первую очередь на эрудиции (знании существующих литературных текстов).

Сюда относятся игры, когда нужно угадать автора стихотворения или его название;

2) творческие (требующие фантазию и воображение).

Сюда относятся, например, игры, когда нужно продолжить рассказ, начатый другим игроком, при этом сохранив логику сюжета. [34, C.27].

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

1. Словесное развертывание образов произведения.

2. Театральная творческая деятельность.

3. Изобразительная творческая деятельность., Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения

При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение — основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно?

Можно провести литературную игру «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей. Обязательно должно быть выразительное чтение взрослого — это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открыть в тексте новые глубины и оттенки.

В системе творческих заданий особое место занимает литературная игра «Путаница». Это творческая игра в слово, игра словами, как говорил М. Горький. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.

Возможно использовать в работе над словом следующие литературные игры. Игра «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка — книга, шляпа — мост, газета — верблюд, солома — телевизор, утюг — трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.

Игра «Определение». Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

Игра «Парад домашних творческих достижений».

Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др. Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.

Игра «Мозаика». Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Игра «Ассоциативные загадки». Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками — это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Еще одна особенность этого жанра: загадка — это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Цель последнего этапа — научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу сочинения загадки.

Творческий пересказ — это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К литературным играм в данном разделе можно провести игру «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача — задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения — дать полный, хороший ответ. [34].

Игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)

В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. Здесь возможно использования игры «Слоговой аукцион» — выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга).

Также полезно использовать следующие игры:

— придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;

  • игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);

— игра «Буриме» — дописать стихотворение по рифмующимся словам; восстанови рассыпанное стихотворение;

  • допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки пруд, Далеко летят на юг…;
  • игра «Кто больше подберет рифм»: Синички — водички – птички, игра «Добавлялки»

Где обедал воробей?, В зоопарке у…

— «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Также интересна для младших школьников игра «Свободное выступление». Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, используются игры-драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

— анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

  • чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

— чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

  • постановка «живых картин» к произведению;
  • составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;
  • драматические импровизации;
  • развернутые драматические представления.

Игра «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения. Она позволяет ребенку следовать своим путем в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему его опыт и фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации. Этапы овладения креативной игрой-драматизацией включает в себя: этюды, традиционную игру-драматизацию, креативную игру-драматизацию. На предварительном этапе использую этюды на развитие выразительности движений, мимики и пантомимики («Паровозик», «Обезьянка в магазине зеркал», «Шалтай-Болтай»), а также на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний («Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе», «Очень худой ребенок», «Момент отчаяния»).

Таким образом, мы рассмотрели особенности использования литературных игр на уроках литературного чтения для развития творческих способностей младших школьников. Существует множество литературных игр, которые возможно использовать на разных этапах урока (знакомство с литературным произведением, анализ произведения, литературных героев).

Заключение

Таким образом, мы изучили литературные игры на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей младших школьников.

Обобщили понятие «творчество» и «творческие способности» в психологических исследованиях. Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.).

Под творческими способностями понимают индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Проанализировали особенности развития творческих способностей младших школьников. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственны склонность к творчеству и фантазированию; повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познавать все новое и умение радоваться жизни; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Потребность младших школьников в самовыражении воплощается в их творчестве – они с удовольствием лепят, рисуют, конструируют; проявляя при этом огромную фантазию и выдумку.

Изучили методику использования литературных игр на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей младших школьников. Существует множество литературных игр, которые возможно использовать на разных этапах урока (знакомство с литературным произведением, анализ произведения, литературных героев).

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/igrovyie-tehnologii-na-urokah-literaturyi/

  1. Астафьева, О.В. Начальная школа и искусство анимации: потенциал взаимодействия / О.В. Астафьева // Начальная школа, 2011. — № 7. — С.79.

  2. Ахтырская, Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе / Е.Н. Ахтырская // Начальная школа, 2014. — № 11. — С.43.

  3. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: издательство Буковского, 1994. – 60 с.

  4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. М.: ACADEMIA, 2002. – 327 с.

  5. Борисенко, И.В. Парадоксально-игровая поэзия в начальной школе / И.В. Борисенко // Начальная школа, 2014. — № 7. — С. 71.

  6. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. -1982 №11. С. 32-38.

  7. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. – 1990. — №4. – С. 5-9.

  8. Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения /М.П. Воюшина // Начальная школа. — 2010. — №3. — С. 39-41.

  9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский . М.: Просвещение, 2004. – 312 с..

  10. Годфруа, Ж. Психология. / Ж. Годфруа, Изд. В 2 т., том 1. – М.: Мир, 1992. – С. 435- 442.

  11. Граненова, С.А. Тестовые задания к урокам литературного чтения / С.А. Граненова // 2014. — № 9. — С. 34.

  12. Гранник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Гранник, Л.А. Концева, С.М. Бондаренко.- М.: Педагогика, 2009. – 36 с.

  13. Дядинчук, Т.Г. Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности / Т.Г. Дядинчук // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.).

    — Уфа: Лето, 2015. — С. 108-110.

  14. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей / Т. Ендовицкая. – Дошкольное воспитание, 2009. — №12. – С. 73-75.

  15. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. – Пенза: Уникон-ТРИЗ, – 2001. – 234 с.

  16. Измайлова, Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р.Г. Измайлова // 2014. — № 1. — С. 67.

  17. Иренкова, И.Ю. Формирование положительной мотивации к учению — уроки стихотворчества / И.Ю. Иренкова // Начальная школа, 2014. — № 8. — С. 56.

  18. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение и стандарты / Л.Ф. Климанова // Начальная школа, 2014. — № 9. — С. 25.

  19. Клиншова, Н.А. О возможностях использования пословиц из сборника В.И. Даля на уроках чтения / Н.А. Клиншова // Начальная школа, 2014. — № 11. — С. 3.

  20. Козырева, А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения / А.С.Козырева // Начальная школа. — 2010 — №3. — С.67-68.

  21. Колычева, Г.Ю. Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников / Г.Ю. Колычева // Начальная школа, 2014. — № 6. — С. 32.

  22. Кубасова, О.В. Прием драматизации на уроках чтения /О.В. Кубасова //Начальная школа. — 2011. — №12. — С. 30-34.

  23. Курмелева, Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева // Начальная школа, 2014. — № 11. — С. 51.

  24. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.

  25. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – Наука, 1998. – 125 с.

  26. Малаховская, О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. — 2-е изд. — М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 28 с.

  27. Мали, Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /Л.Д.Мали //Начальная школа. — 2011. — №3. – С.27-31.

  28. Мещерякова, Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы / Н.Я. Мещерякова, Л.Я. Гришина //Литература в школе. — 2006. — №3. – С. 37.

  29. Ни, Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу / Л.Ф.Ни //Начальная школа. — 2007. — №5. – С.59-63.

  30. Никулъченкова, Е.В. Риторизация как технология развития речи учащихся / Е.В. Никульченкова // Начальная школа, 2014. — № 2. — С. 41.

  31. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.И. Омарокова. 2-е изд., испр. и доп. — М.:АРКТИ, 2011. – 160 с.

  32. Первова, Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы / Г.М. Первова // Начальная школа, 2014. — № 3. — С. 17.

  33. Полуянов, Д. Воображение и способности / Д. Полуянов. – М.:3нание, 2008. – 50 с.

  34. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальных классов / Сост.: С.Г. Калашникова. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2009. – С.27.

  35. Редозубов, С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды / С.П. Редозубов. — М.: Издательство АПН РСФСР, 2011. – 221 с.

  36. Титаренко, Н.Н. Какие газеты читать младшим школьникам / Н.Н. Титаренко , Н.Н. Пинженин // 2014. — № 8. — С. 59.

  37. Федеральные государственные образовательные стандарты // Режим доступа: .