«Литературные игры на х литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников»

Курсовая работа

Сущность понятия

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение подхода к формированию творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, Н.Н. Поддьяков, А.В. Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.).

Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Особенности развития творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей у младших школьников имеет свои особенности. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к различным видам творчества, таким как рисование, музыка, танцы и литература. Они начинают осваивать различные техники и приемы, которые помогают им выразить свои мысли и чувства через творческую деятельность.

Младшие школьники обладают большой фантазией и креативностью, что способствует развитию их творческих способностей. Они могут придумывать собственные истории, рисовать необычные и яркие картинки, создавать музыкальные композиции и танцевать свободно и выразительно.

Однако, развитие творческих способностей требует поддержки и руководства взрослых. В школе, учителя могут использовать различные методики и игры для развития творческих способностей у младших школьников.

Методика использования литературных игр на уроках литературного чтения

Литературные игры являются эффективным средством развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения. Они позволяют детям вжиться в роль персонажей произведений и выразить свои мысли и эмоции через игровую активность.

16 стр., 7644 слов

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

... развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности; - разработаны и апробированы методические рекомендации, программа по развитию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Практической значимостью исследования, Выпускная квалификационная работа, ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ... акт творчества, находится ...

В ходе литературных игр, дети могут создавать свои собственные истории, дополнять сюжеты произведений, играть ролевые игры, решать задачи и головоломки, связанные с литературными произведениями. Это помогает развивать их воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки и творческую активность.

Литературные игры на уроках литературного чтения создают атмосферу взаимодействия и сотрудничества между учениками, что способствует развитию их творческих способностей. Они также помогают детям лучше понять и оценить литературные произведения, развивают их эмоциональную сферу и эстетическое восприятие.

Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных игр

Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных игр основывается на теоретических основах психологической науки. Ученые, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, Н.Н. Поддьяков, А.В. Брушлинский и другие, исследовали процессы творчества и его развития.

Они предложили различные подходы и методики, которые помогают развивать творческие способности у детей. Использование литературных игр на уроках литературного чтения является одним из таких подходов. Они позволяют детям активно участвовать в процессе чтения и интерпретации литературных произведений, развивая при этом свою творческую активность и мышление.

Исследование творческих возможностей детей

Отечественные психологи и педагоги, такие как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и другие, провели исследования, доказывающие, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие этих возможностей происходит в процессе овладения общественно выработанными средствами деятельности в рамках специально организованного обучения.

В частности, В.В. Давыдов, в книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», указывает на то, что творчество сопровождает детское развитие на протяжении всего процесса. Эти идеи созвучны идеям Л. Малагуцци, основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия. Он не рассматривал креативность как нечто священное, а видел ее в свободе исследования, умении предсказывать и принимать неожиданные решения.

Изучение детского творчества как процесса, приводящего к созданию субъективно новых продуктов, проводится в контексте исследования деятельности, в которой оно формируется. Среди ученых, занимающихся этой темой, можно назвать П.М. Якобсона, Н.А. Ветлугину, К.В. Тарасову, О.С. Ушакову, А. Г. Тамбовцеву (Арушанову), Т.В. Кудрявцева и других.

В результате исследований были выявлены специфические показатели развития творчества, включая музыкальное, изобразительное, литературное и другие формы. Например, Н.А. Ветлугина и ее коллеги смогли развить у старших дошкольников высокий уровень музыкального творчества. Дети стали способными создавать новые, несложные мелодии после обучения воспроизведению и выполнения творческих задач. К.В. Тарасова показала, что основой музыкального детского творчества являются продуктивное музыкальное мышление и воображение, а импровизация стала наиболее доступной формой музыкального творчества, где творческая идея реализуется экспромтом и сразу в законченном виде.

5 стр., 2145 слов

Статья » как одно из средств раскрытия творческих способностей ...

... творческих способностей учащегося. Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала. Школьное сочинение- это особый род творческой деятельности. Это литературное произведение, созданное в процессе индивидуального творчества ...

А. Г. Тамбовцева (Арушанова) занималась исследованием словотворчества детей как фактора, способствующего овладению необходимым словарным запасом.

Заключение

Исследования отечественных психологов и педагогов подтверждают, что творческие способности детей проявляются уже в раннем возрасте и развиваются в процессе обучения и деятельности. Эти исследования обеспечивают понимание механизмов развития детского творчества, что может быть полезным для разработки методик обучения и воспитания, способствующих развитию творческих способностей у детей.

Анализ проблемы развития творческих способностей

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д..

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. [6, с. 136]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

22 стр., 10629 слов

«Творческое развитие младших школьников» проект

... работы : «Творческое развитие младших школьников». Цель исследования: теоретически обосновать и определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников. Объектом исследования развитие творческих способностей младших школьников. Предметом исследования являются возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей ...

Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности. [6, С. 438]:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории. [15, С.52].

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

14 стр., 6992 слов

Развитие музыкальных способностей детей идущих в школу

... ребенка; должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия. Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных ...

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности. [15, С.53].

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. [27, С.92].

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс. Б.П. Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).

[17, С.287].

Б.П. Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей. Малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей. [17, С.286].

13 стр., 6424 слов

«Развитие творческих способностей младших школьников во ...

... детства". Исходя из актуальности проблемы нами определена тема исследования: "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности". Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Введение Для выполнения курсовой работы мы определили задачи исследования: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую ...

Таким образом, под творческими способностями понимают индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    1. Особенности развития творческих способностей младших школьников

Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики в современных реалиях. Решение её продолжается в младшем школьном возрасте. Практическое раскрытие творческого потенциала детей осуществляется в игре и художественном творчестве. Игровой элемент присутствует в процессе любого творчества: научного, эстетического, художественного и сопровождается эстетическим отношением.

Развитие креативности личности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом развития творческих способностей и формирования креативности личности. В этом возрасте дети проявляют повышенную впечатлительность и склонность к творчеству и фантазированию. Они способны к проникновенному эмпатическому переживанию, к стремлению познавать все новое и умению радоваться жизни. Младшие школьники обладают развитым образным мышлением, поэтическим восприятием мира, любознательностью и потребностью в самовыражении. Потребность в самовыражении воплощается в их творчестве, которое проявляется во всех сферах их деятельности.

У многих детей способности к творчеству не проявляются сразу, поэтому одной из основных задач заинтересованных в развитии креативности личности детей является выявление и развитие творческих способностей. Ответственность за эту работу лежит на педагогах начальных классов. Они важным образом влияют на развитие креативности и формируют основы творческой деятельности у детей младшего школьного возраста. Психолог Богоявленская считает, что творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития.

Щедрые возможности для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности. Большую роль играют при этом раннее начало, упорный труд и интерес. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые будут стимулировать самую разнообразную деятельность и способствовать эффективному развитию. Только занятия, которые ребенок выполняет с увлечением и собственной инициативой, обеспечивают результаты и могут помочь формированию навыков креативной деятельности.

12 стр., 5961 слов

Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...

... развития художественно-творческих способностей детей и формирования личности ребенка. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. В настоящее время театрализованная деятельность не входит в ...

Развитие творческих способностей у детей

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше [23, C.51].

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию [14, C.73].

Одно из главнейших условий развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру [14, C.73].

Всестороннее развитие личности школьника является важным аспектом его образования. Одним из способов достижения этой цели является привлечение учащихся в различные кружки, студии и организация различных мероприятий.

Одним из таких мероприятий являются выставки художественного творчества, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся и позволяют им проявить свой потенциал. Также важным элементом всестороннего развития являются смотры технических поделок, которые развивают у детей умение работать руками и креативное мышление.

Для развития креативных способностей учащихся также проводятся творческие игры, праздники, фестивали, конкурсы, концерты и музыкальные спектакли. Участие в таких мероприятиях позволяет школьникам проявить свои таланты и развить свои творческие способности.

Кроме того, олимпиады по учебным предметам, как школьные, городские, региональные, так и Всероссийские, способствуют всестороннему развитию учащихся. Участие в олимпиадах позволяет школьникам показать свои знания и навыки в определенной области и развить свои интеллектуальные способности.

6 стр., 2720 слов

Подростковая субкультура, ее влияние на развитие личности школьника

... 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков. Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. ... формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место Сожительства. Субкультуры воздействует на формирование личности члена группы ...

1. Мотивация

Мотивация является важной характеристикой творческой личности. Она определяет энергичность и направленность личности на творческую деятельность.

2. Интеллектуально-логические возможности

Интеллектуально-логические возможности являются еще одной важной характеристикой творческой личности. Они включают в себя знание разбирать, абстрагировать, ставить наследственный знак и видовое различие, делать выводы и обосновывать.

Интеллектуально-логические возможности учащихся выявляются в:

а) умении разбирать, оценивая верность, полноту и бездну разбора;

б) возможности отделять немаловажное от неважного (абстрагирование), оценивая последовательность, верность и бездну суждений и выводов;

в) умении обрисовывать явления и процессы, логически стройно и верно формулировать идеи, оценивая полноту, бездну и последовательность;

г) возможности выражать верное определение объекта, ставить родовые симптомы и видовые отличия, оценивая сжатость и верность сформулированного определения;

д) возможности объяснять, что свидетельствует об интеллектуально-логическом умении аргументировано объяснять и открывать суть вопроса, трудности и методы её решения, оценивая полноту и мотивированность суждений;

е) возможности обосновывать и доказывать, оценивая дееспособность доказывать и использование процедур подтверждения.

Исследование креативности личности

Креативность – это способность личности производить оригинальные и адекватные решения проблемных ситуаций, которые могут быть новыми и полезными. В данном исследовании мы ставим целью изучение интеллектуально-эвристических и интуитивных способностей личности, которые позволяют решать творческие задачи.

Интеллектуально-эвристические возможности

Аспектом интеллектуально-эвристических возможностей является возможность производить идеи и выдвигать гипотезы. В данном исследовании мы показали, что у индивидуальностей, обладающих высоким уровнем креативности, число гипотез больше, они более своеобразные и эффективны в решении творческих задач. Также, эти личности обладают дееспособностью к выдумке, что проявляется в производстве новых оригинальных образов и мнений. Они способны сочетать память и дееспособность, благодаря чему они могут ставить в сознании новые связи между компонентами задачи. Кроме того, они дееспособны к переносу познаний и умений в новые ситуации, что характеризует их высокую производительность мышления.

Интуитивные способности

Помимо интеллектуально-эвристических возможностей, личности, обладающие высоким уровнем креативности, также имеют развитые интуитивные способности. Они способны видеть противоречия и проблемы, создавать противоречия и трудности, а также быть самостоятельными в мышлении и критичными к общепризнанным точкам зрения. Оценочная дееспособность показывает, что они могут правильно оценивать процесс своей творческой деятельности и итоги её результатов.

Заключение

Данное исследование подтвердило связь между креативностью личности, интеллектуально-эвристическими и интуитивными способностями и их производительностью в решении творческих задач. Личности, обладающие высоким уровнем креативности, проявляют большую дееспособность в создании новых идей, способность к оригинальному мышлению и лучшую оценочную дееспособность.

11 стр., 5117 слов

Диагностика творческих способностей личности

... больше и больше признается также и основой научных достижений. Вопросы развития и диагностики творческих способностей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной науки и ... задаче. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа. Теория развития творческой личности Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает ...

4. Мировоззренческие индивидуальности личности.

5. Нравственные свойства, какие выделяют удачной учебно-творческой деловитости.

6. Эстетические свойства.

7. Коммуникативно-творческие возможности; Способности к самоуправлению личности своей учебно-творческой деятельностью. Выделенные выше показатели являются инструментом диагностики уровня имеющихся творческих способностей и выявление их потенциальных возможностей для психолого-педагогических основ развития творческих способностей младших школьников.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным для развития творческих способностей и обучение в школе должно быть направлено на раскрытие скрытых талантов и возможностей каждого учащегося.

    1. Методика использования литературных игр на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей младших школьников

Под системой понимается последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь — в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, рисование кадров воображаемого кинофильма или диафильма по прочитанному. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся. [5, C.71].

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

— познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности — памяти, внимания, мышления, воображения;

— задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;

— система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

По мнению Выготского: «Есть один основной факт, который очень убедительно показывает, что до литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личностного внутреннего мира ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от устной речи». Именно уроки литературного чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию устной и письменной речи, а также развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе обучения старается занять позицию исследователя, творца.

Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания.

Развитие творческих способностей посредством литературной деятельности будет успешным, если соблюдать следующие условия:

  • использовать совокупность методических приемов, направленных на развитие творческого потенциала;
  • использовать образцовые авторские и народные произведения;

— зарубежный литературный материал должен опираться на знания детей в области отечественной литературы, тогда мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор;

  • осуществлять преемственность между начальной и старшей ступенью обучения. [17,

Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческая деятельность является неотъемлемой частью развития ребенка. Она способствует развитию воображения, логического мышления, эрудиции, а также формированию умения выполнять творческие задания. Для этого полезно использовать в работе литературные игры, которые шаг за шагом помогают детям формировать литературно-творческие умения.

Литературная игра представляет собой игру с текстом с целью его изменения или создания нового. Она отличается от словесной игры, которая базируется на отдельных словах или конструкциях, не имеющих сюжетной или смысловой основы.

Литературные игры могут быть основаны как на эрудиции (знании литературных текстов), например, игры на угадывание автора или названия стихотворения, так и на творческом подходе, который требует фантазии и воображения, например, продолжение рассказа, начатого другим игроком.

Существует три группы методов и приемов, нацеленных на развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения:

  • Игры, привлекающие детей к эрудиции и основанные на знании литературных текстов;
  • Творческие игры, требующие развития фантазии и воображения;
  • Упражнения, направленные на формирование умения выполнять творческие задания.

Правильное использование данных методов и приемов может значительно способствовать развитию творческих способностей детей и помочь им стать самостоятельными, креативными мыслителями.

1. Словесное развертывание образов произведения.

2. Театральная творческая деятельность.

3. Изобразительная творческая деятельность.

При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение — основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно?

Можно провести литературную игру «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей. Обязательно должно быть выразительное чтение взрослого — это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открыть в тексте новые глубины и оттенки.

Литературные игры в работе над словом

Литературная игра «Путаница» — это творческая игра в слово, которая позволяет научить детей составлять афоризмы, привлекая пословицы, поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора. В игре на доске выписываются слова из нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы.

Кроме того, существуют и другие литературные игры, которые учат детей работать над словом и развивают творческие навыки:

  • Игра «Соединялки» — учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай.
  • Игра «Определение» — раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.
  • Игра «Парад домашних творческих достижений» — даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и т.д. Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.
  • Игра «Мозаика» — класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Такие игры помогают развить у детей умение обращаться со словами, учит создавать необычные и остроумные комбинации слов. Благодаря этому процессу ребята не только учатся лучше понимать смысл слов, но понимают, как сильно одно слово может повлиять на смысл всего текста.

Игра «Ассоциативные загадки». Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками — это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Еще одна особенность этого жанра: загадка — это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Цель последнего этапа — научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу сочинения загадки.

Творческий пересказ — это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К литературным играм в данном разделе можно провести игру «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача — задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения — дать полный, хороший ответ.

Игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)

В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. Здесь возможно использование игры «Слоговой аукцион» — выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга).

Также полезно использовать следующие игры:

— придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;

  • игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);

— игра «Буриме» — дописать стихотворение по рифмующимся словам; восстанови рассыпанное стихотворение;

  • допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки пруд, Далеко летят на юг…;
  • игра «Кто больше подберет рифм»: Синички — водички – птички, игра «Добавлялки»

Где обедал воробей?, В зоопарке у…

— «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Также интересна для младших школьников игра «Свободное выступление». Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, используются игры-драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

— анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

  • чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

— чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

  • постановка «живых картин» к произведению;
  • составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;
  • драматические импровизации;
  • развернутые драматические представления.

Игра «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения. Она позволяет ребенку следовать своим путем в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему его опыт и фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации. Этапы овладения креативной игрой-драматизацией включает в себя: этюды, традиционную игру-драматизацию, креативную игру-драматизацию. На предварительном этапе использую этюды на развитие выразительности движений, мимики и пантомимики («Паровозик», «Обезьянка в магазине зеркал», «Шалтай-Болтай»), а также на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний («Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе», «Очень худой ребенок», «Момент отчаяния»).

Таким образом, мы рассмотрели особенности использования литературных игр на уроках литературного чтения для развития творческих способностей младших школьников. Существует множество литературных игр, которые возможно использовать на разных этапах урока (знакомство с литературным произведением, анализ произведения, литературных героев).

Заключение

Таким образом, мы изучили литературные игры на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей младших школьников.

Обобщили понятие «творчество» и «творческие способности» в психологических исследованиях. Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.).

Под творческими способностями понимают индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Проанализировали особенности развития творческих способностей младших школьников. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственны склонность к творчеству и фантазированию; повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познавать все новое и умение радоваться жизни; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Потребность младших школьников в самовыражении воплощается в их творчестве – они с удовольствием лепят, рисуют, конструируют; проявляя при этом огромную фантазию и выдумку.

Изучили методику использования литературных игр на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей младших школьников. Существует множество литературных игр, которые возможно использовать на разных этапах урока (знакомство с литературным произведением, анализ произведения, литературных героев).

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/igrovyie-tehnologii-na-urokah-literaturyi/

  1. Астафьева, О.В. Начальная школа и искусство анимации: потенциал взаимодействия / О.В. Астафьева // Начальная школа, 2011. — № 7. — С.79.

  2. Ахтырская, Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе / Е.Н. Ахтырская // Начальная школа, 2014. — № 11. — С.43.

  3. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: издательство Буковского, 1994. – 60 с.

  4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. М.: ACADEMIA, 2002. – 327 с.

  5. Борисенко, И.В. Парадоксально-игровая поэзия в начальной школе / И.В. Борисенко // Начальная школа, 2014. — № 7. — С. 71.

  6. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. -1982 №11. С. 32-38.

  7. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. – 1990. — №4. – С. 5-9.

  8. Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения /М.П. Воюшина // Начальная школа. — 2010. — №3. — С. 39-41.

  9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский . М.: Просвещение, 2004. – 312 с..

  10. Годфруа, Ж. Психология. / Ж. Годфруа, Изд. В 2 т., том 1. – М.: Мир, 1992. – С. 435- 442.

  11. Граненова, С.А. Тестовые задания к урокам литературного чтения / С.А. Граненова // 2014. — № 9. — С. 34.

  12. Гранник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Гранник, Л.А. Концева, С.М. Бондаренко.- М.: Педагогика, 2009. – 36 с.

  13. Дядинчук, Т.Г. Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности / Т.Г. Дядинчук // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.).

    — Уфа: Лето, 2015. — С. 108-110.

  14. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей / Т. Ендовицкая. – Дошкольное воспитание, 2009. — №12. – С. 73-75.

  15. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. – Пенза: Уникон-ТРИЗ, – 2001. – 234 с.

  16. Измайлова, Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р.Г. Измайлова // 2014. — № 1. — С. 67.

  17. Иренкова, И.Ю. Формирование положительной мотивации к учению — уроки стихотворчества / И.Ю. Иренкова // Начальная школа, 2014. — № 8. — С. 56.

  18. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение и стандарты / Л.Ф. Климанова // Начальная школа, 2014. — № 9. — С. 25.

  19. Клиншова, Н.А. О возможностях использования пословиц из сборника В.И. Даля на уроках чтения / Н.А. Клиншова // Начальная школа, 2014. — № 11. — С. 3.

  20. Козырева, А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения / А.С.Козырева // Начальная школа. — 2010 — №3. — С.67-68.

  21. Колычева, Г.Ю. Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников / Г.Ю. Колычева // Начальная школа, 2014. — № 6. — С. 32.

  22. Кубасова, О.В. Прием драматизации на уроках чтения /О.В. Кубасова //Начальная школа. — 2011. — №12. — С. 30-34.

  23. Курмелева, Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева // Начальная школа, 2014. — № 11. — С. 51.

  24. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.

  25. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – Наука, 1998. – 125 с.

  26. Малаховская, О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. — 2-е изд. — М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 28 с.

  27. Мали, Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /Л.Д.Мали //Начальная школа. — 2011. — №3. – С.27-31.

  28. Мещерякова, Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы / Н.Я. Мещерякова, Л.Я. Гришина //Литература в школе. — 2006. — №3. – С. 37.

  29. Ни, Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу / Л.Ф.Ни //Начальная школа. — 2007. — №5. – С.59-63.

  30. Никулъченкова, Е.В. Риторизация как технология развития речи учащихся / Е.В. Никульченкова // Начальная школа, 2014. — № 2. — С. 41.

  31. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.И. Омарокова. 2-е изд., испр. и доп. — М.:АРКТИ, 2011. – 160 с.

  32. Первова, Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы / Г.М. Первова // Начальная школа, 2014. — № 3. — С. 17.

  33. Полуянов, Д. Воображение и способности / Д. Полуянов. – М.:3нание, 2008. – 50 с.

  34. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальных классов / Сост.: С.Г. Калашникова. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2009. – С.27.

  35. Редозубов, С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды / С.П. Редозубов. — М.: Издательство АПН РСФСР, 2011. – 221 с.

  36. Титаренко, Н.Н. Какие газеты читать младшим школьникам / Н.Н. Титаренко , Н.Н. Пинженин // 2014. — № 8. — С. 59.

  37. Федеральные государственные образовательные стандарты // Режим доступа: .