- Сочинения
- 9 класс и ОГЭ
- Язык что одежда
Язык — это то, что отличает человека от животных. В нём собраны лучшие мысли людей. Язык — это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу можно узнать многое о человеке. Не только национальность, но культурный уровень. Красиво и модно одетый человек, а выражается, как последний биндюжник. Разве захочется общаться с таким человеком, у которого, что ни слово, то мат? Нет. Есть люди одетые в не модные, но чистые одежды. Но как они грамотно говорят, эрудированны, начитаны. Хочется слушать такого человека ещё и ещё.
Жизнь не стоит на месте, она меняется. Меняется одежда — меняется и язык. Мысли «одеваются» в слова, как человек в одежду. Язык можно легко испачкать нецензурными словами. Но если одежду можно отстирать, то язык почистить очень сложно. Слова-паразиты цепляются, как липучки.
Как одежда может скрывать погрешности фигуры, выделять красивые части тела. Так и словом можно скрыть низменные черты характера, и вообще душевную пустоту. Неряшливая одежда — это не только неуважение к себе, но и ещё неуважение к окружающим людям. Небрежность в речи, употребление нецензурных словечек — это тоже неуважение к окружающим людям. Это проявление невоспитанности, неуверенности в себе. Человек с помощью этих словечек хочет самоутвердиться.
Каждый человек хочет красиво одеваться. Но при этом некоторые люди забывают, что и говорить надо красиво, грамотно. Оболочка должна соответствовать внутреннему содержанию. Чтобы иметь красивый богатый словарный запас, надо читать классические произведения. Учить стихи и прозу, пытаться самому что-нибудь писать. Слушать, как правильно звучат слова, и запоминать их произношение. Для этого надо чаще ходить в театр.
Чтобы научить ребёнка правильно и красиво говорить, с ним надо общаться, а не просто откупаться от него современными вещами. Кого из детей воспитывали бабушки и дедушки, те начинают говорить раньше своих сверстников. Почему? Потому что, бабушки и дедушки общаются с детьми, им некуда спешить, у них есть время. Вот и поют внукам и внучкам песни, рассказывают сказки. Да ещё и с прибаутками.
Интересный факт. У женщин словарный запас больше, чем у мужчин. И связано это с физиологическими особенностями головного мозга. Но при этом писателей и поэтов мужчин ничуть не меньше, чем женщин.
Язык — это мощное оружие. Как сказал Вадим Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Определите стиль речи текста. Неряшливость в одежде — это прежде ...
... не спортсменку в фитнес-одежде, а топ-модницу! ПИСЬМО ДВАДЦАТОЕ КАК ВЫСТУПАТЬ? Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо ... слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо . Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек ... человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ...
Вариант 2
Язык – величайшее богатство. Оно дается каждому члену общества бесплатно. Просто по факту рождения и причастности к нему. Освоить человеческий язык вне общества нельзя. Но языки бывают разные. Речь, письменность, язык жестов, сигналов или символов. В данном сочинении остановимся на устной речи потому, что она более распространена и выразительна.
Народная мудрость говорит о том, что по одежке только встречают. Провожают уже по уму. Без одежды ходить в цивилизованном обществе недопустимо. Одежда должна не шокировать окружающих, а улучшать их первоначальное мнение о ее носителе. Ее качество и соответствие мероприятию уже дает достаточный минимум информации для окружающих, чтобы начать общаться или отвергнуть человека. И под неброской, и под не соответствующей моменту одеждой, может скрываться образованный и умный человек. Но либо он плохо воспитан, либо развит односторонне.
И наоборот. Красивая одежда может оказаться «личиной». А под ней пытается маскироваться грубиян, нахал, а может даже тупица. Вот эти моменты и выясняет наше общение. Как с новыми знакомыми, так со «старыми». Без крайней необходимости никто не будет общаться с неумным или ограниченным человеком, а тем более фанатиком. Но ведь выяснить наличие этих моментов можно только, постоянно общаясь с этими людьми. С первого взгляда они могут показаться озаренными какой-либо идеей или убежденными в своей правоте людьми. А косноязычный, впадающий от любого слова в ступор, собеседник может оказаться умнейшим, энциклопедических знаний человеком. Просто он заика или крайне стеснителен. А подростки. Они для самоутверждения в своем кругу могут ругаться, говорить на примитивном, но общепринятом у них языке. Но среди «своих» это хоть и неправильно, но понятно. А заговори девушка или юноша на этом языке в другом месте, а тем более в среде более интеллигентной, то окружающим станет грустно и обидно. Кто-то промолчит, а могут резко одернуть или вовсе «показать на дверь».
«Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», — сказал писатель Максим Горький. Это высказывание верно и в отношении самого писателя, и для каждого другого человека, если он не противопоставил себя обществу. Конечно это выражение афоризм, но как глубоко оно проникает в самую суть вещей и кратко, но емко ее описывает. Язык и речь — это наша сила. Но как любую силу их надо использовать грамотно и осторожно.
Сочинение рассуждение на тему Язык что одежда
Очень важно, чтобы человек правильно говорил и мыслил. В человеке всё должно быть прекрасно: речь и внешний вид.
К своей речи нужно подходить обдуманно, следить за каждым словом. В нашем словаре много интересных и красивых слов.
Важно правильно и красиво уметь выражать свои мысли. Уметь вежливо и правильно объяснять ситуацию человеку на работе. Наша русская речь богата различными прилагательными и существительными. Изучая поэтов, писателей, мы понимаем, как красиво могут звучать слова. Поэт может описать любое время года, передать все чувства, сравнивая природу с живыми образами.
Очень нужно красиво объяснять всё в письменном и устном виде. Большое значение имеет грамотное использование слов предложений, интонации и ударений. Вежливое ведение диалога. Правильное написание слов и расстановка знаков препинания.
По русскому языку «Развитие речи»
... речи в первом классе Руководство в этой сложной работе — методика развития речи учащихся. Речь — очень широкая сфера деятельности человека. Развитие речи ... во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, ... серии картин, по аналогии с прочитанным; пересказ текста; развернутые ответы на вопросы; рассказы учащихся ...
С помощью общения мы понимаем друг друга и можем рассказать на одном языке.
О речи человека можно много рассказать. Умение вести беседу и отвечать на вопросы, слушать собеседника даёт возможность понять, что перед вами умный человек. Речь показатель воспитанности и разумности в человеке. Его образования и склада ума. Послушав человека, можно определить способность его мыслить.
Каждый опытный человек не доставит неудобство и неприятность собеседнику. Не заставит переживать и не поставит в не удобное положение.
Над речью, как над сменой гардероба можно поработать. Человек наделён разумом и всего может добиться, работая над собой. Звуки можно поставить и правильно говорить букву «г». Уметь внимательно слушать собеседника и вести непринуждённую беседу.
По разговорной речи можно понять от куда человек, в разных городах есть свои акценты, но правильные обороты и ударения в русском языке для всех одинаковы. О человеке можно много рассказать по его умению себя вести. В народе говорится, что по виду одежды происходит первое впечатление о человеке. Услышав несколько слов, можно понять: Кто ваш собеседник! Присмотревшись к «прикиду» и заинтересовавшись собеседником, вдруг становиться понятно, что первое впечатление обманчиво. После произнесённых им фраз уже не хочется продолжать с ним разговор. Хочется поскорее уйти и не общаться.
Многие встречают человека по одежде. Также можно встречать по умению говорить и рассуждать. Каждый интеллигентный, развитый, с хорошим воспитанием гражданин должен любить и уважать свой язык, Родину. Общаясь грамотно, мы показываем уважение и привязанность к коллегам, друзья, даже не знакомым прохожим. Речь — показатель мыслительных процессов, уровня интеллекта. По ней можно определить из какой страны собеседник. Красота речи повышает рейтинг в глазах окружающих людей. Надо стремиться к совершенству. Работать над своими недостатками.
Для 9 класса
Внеурочное занятие по словесности «Язык — одежда мыслей»
Приложение 2.1.8
Методическая разработка внеурочного занятия по словесности
для учащихся 10 класса
Тема:
«Язык — одежда мыслей» (Сэмюэл Джонсон)
Эпиграф:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г.Паустовский)
Цели:
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятиями «словесность», «предмет словесности», «произведение словесности»;
- помочь им выяснить, что изучает словесность;
- закрепить умение анализировать текст с точки зрения художественной выразительности;
- отработать навыки применения знаний на практике.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
- развивать культуру речи учащихся.
Воспитывающие цели:
- воспитывать умение работать в группах;
- воспитывать культуру чтения художественного текста;
- воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Задачи:
- создание для учащихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции с литературой;
- создание условий для понимания и осмысления важности точно подобранного слова для выражения главной мысли;
- создание условий для осознания богатства и разнообразия словесных средств и возможностей русского языка;
- содействие воспитанию умного читателя.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- раздаточный материал:
- фрагмент романа А.И.Гончарова «Обломов» (из главы «Сон Обломова») — Приложение №1;
- задания для 6 групп учащихся для работы по данному фрагменту — Приложение №2.
Планируемые результаты:, Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- наличие достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- стремление к познавательной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в обществе;
- навыки сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;
- умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
- владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
- сформированность представлений о предмете и произведении словесности;
- сформированность понятий о художественных средствах выразительности;
- умение анализировать единицы различных языковых уровней;
- способность свободно общаться в различных формах и на заданную тему;
- свободное использование словарного запаса.
2 стр., 501 слов
Урок по развитию речи 6 класс. -рассуждение в научном стиле
... будете употреблять? Составьте устное сочинение-рассуждение в научном стиле речи на тему «Раздельное написание прилагательных с частицей не». 3. Задание на дом. Напишите сочинение-рассуждение в научном стиле на тему «Правописание им ... и падежа. ^ Представьте, что вам предстоит объяснить учащимся параллельного класса, что такое прилагательное как часть речи. Опираясь на текст справочника и на те ...
Ход занятия.
1.
Оргмомент.
Приветствие учащихся, объявление темы и вида занятия.
2. Актуализация знаний учащихся. Получение новых знаний.
- — Что называется словесностью? (Словесность
прежде всего можно определить как
словесное творчество, словесное искусство
- Автор популярнейшего в конце ХIХ — начале ХХ в. учебника теории словесности И.М.Белоруссов писал: «
Словесность
— искусство изображать посредством слова всевозможные предметы и явления и всевозможные душевные состояния. Словесность есть самый высший род искусства, в известной степени совмещающий в себе свойства всех остальных искусств»).
Произведением словесности
называется устный или письменный текст, который автор текста (один человек или коллектив) завершил с намерением объединить мысль с материалом речи при помощи орудий речи).
словесности
можно определить как
изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания).
- — Итак, способы языкового выражения. То есть, нормы речи. Какие нормы речи вы знаете? (лексические, морфологические, орфоэпические, стилистические, грамматические).
4 стр., 1768 слов
Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...
... текста сочинения. Цели: Формирование умения построения связного текста, обучение самопроверке и самостоятельному «редактированию» текста сочинения. Развитие связной речи ... Ход урока. Физминутка. Дежурный: Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. ... в школьный живой уголок. Запись исправленного текста. Проверка написанного. Подведение ... в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в ...
- В каких стилях речи употребляется нормированная речь? (в научном, официально-деловом, публицистическом).
- В каком стиле возможны отхождения от норм речи? Чем это обусловлено? (в художественном: с целью стилизации, создания образа человека и эпохи).
- Как вы думаете, владел ли А.С.Пушкин нормированной речью?
- Но вот его слова:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
— Вместе с тем, поэт прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Он правил по многу раз свои рукописи, добиваясь, чтобы фраза была точной и лаконичной. Вот как об этом писал Н.В.Гоголь: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.» Так о чём же писал великий русский поэт?
— В языке художественной литературы нарушение нормы вполне возможны. Л.В.Щерба, русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей».
- Чем пользуются писатели и поэты, чтобы не быть скучными? (ИВС) С какой целью? (создание образа, передача мыслей, своего отношения к тому, о чём пишут)
- Для чего мы изучаем ИВС? (чтобы лучше понимать худ. произведение и учиться самим их употреблять).
- Объявление целей урока.
3.
Закрепление материала., Работа с текстом.
(фрагмент романа И.А.Гончарова «Обломов»: из главы «Сон Обломова»).
« 1) Где мы? 2) В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край! 4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов–нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
14) Нет, бог с ним, с морем!..
15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17) И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
«Мой любимый уголок природы»: примеры работы
... и спокойно. Озеро на даче — это мой любимый уголок природы. Здесь я могу побыть наедине с собой, отдохнуть душой и вдоволь насладиться красотой природы. На заметку педагогам Мини-сочинение про уголок природы — одно из ...
18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.»
Задания по группам.
1 группа.
- Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?
В тексте содержатся следующие лексические повторы: уголок (1,18), море (4, 6, 13, 14), горы (4, 15), скалы (4, 17), прóпасти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5), человек (8, 12, 15), в 17-м предложении слово человек повторяется в форме мн.ч.: людей. Слово «море» 4 раза повторяется в тексте потому, что автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря.
2 группа.
- Какими оборотами речи заменяется слово «море» в тексте? Как называется такие обороты? Дайте им определение. Какова их роль?
Слово «море» заменяется следующими описательными оборотами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называют перифразами. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.
Для всех.
— Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, относящимися только к данному объекту (лиса – рыжая плутовка, Япония – страна восходящего солнца), так и контекстуальными, т.е. относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте. Какие из них используются в этом тексте? Докажите свое мнение.
Здесь используются контекстуальные перифразы, т.к. в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина – к степи, к небу и т.д.
- Выпишите все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование «Обломовка». Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край: автора, Ильи Ильича, обломовцев?
Обломовка – благословленный уголок земли – чудный край – мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который также к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают её идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.
3 группа.
- Найдите в тексте одиночный синоним слова «море». Каким является этот синоним? Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?
Контекстуальный синоним слова «море» – чудовище, т.е. нечто страшное, враждебное человеку. А.И.Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего, стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище , зловещие голоса.
- Найдите в тексте синонимы слов «горы» и «прóпасти». Какие это синонимы? Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?
Контекстуальные синонимы слов «горы» и «прóпасти» – когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создаёт образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы.
Прекрасный уголок природы
... Сочинение-рассуждение на тему “Мой любимый уголок природы” Родная природа имеет огромное место в жизни человека. Сочинение на тему уголка природы характеризует образ родной природы, ее красоту и первозданность, роль природы ... уголок природы», и улыбнуться своим мыслям. «Мой любимый уголок природы» − 6, 7 класс ... В этом разноцветном море растений так приятно ... Вариант 3 Все люди любят отдыхать на природе. ...
4 группа.
- Какими фонетическими средствами создаётся звуковой образ моря?
Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в 10 предложении звуковой образ моря создаётся чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые создают впечатление стона, завывания.
- Обратите внимание на предложения 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?
В предложениях 15 и 16 аллитерация используется не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определённого восприятия дикой природы слабым человеком. Это средство выразительности (горы, пропасти, грозны, страшны, устремлённые, зверя) усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.
5 группа.
- Какие тропы использует И.А.Гончаров для создания такого образа природы?
И.А.Гончаров использует разные фигуры речи:
- эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя) и проч.
- сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся…и кружатся.
Они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремлённые на него когти и зубы дикого зверя.
- олицетворения: рев валов, валы твердят свою…песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса;
- вопли природы;
- небо…отступилось о т людей.
- метафоры: бешеные ( раскаты валов), вопли природы.
Для всех.
- Какие образы создаются автором при помощи перифраз, контекстных синонимов, аллитерации, ассонанса?
Образы дикой природы, угрожающей слабому человеку.
- Каков основной композиционный приём, легший в основу этого текста?
Антитеза.
- Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Какие это антонимы? С какой целью они используются здесь?
Здесь есть контекстуальные антонимы: благословленный уголок – грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы мирный уголок – грозны (горы и пропасти).
Антонимы – это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки – дикая природа.
6 группа.
- На какие три части можно разделить этот текст? Условно их назовите. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? В чём смысл такой композиции?
Весь текст можно разделить на три основные части: 1. Два первых абзаца (чудный уголок).
Я сижу на берегу моря, озера, реки 7 класс
... берег реки. Я советую всем, кто хочет побыть наедине с собой, отправиться к реке и все хорошо обдумать. Лучше место очень трудно найти. Сочинение на тему Я сижу на берегу Озера 7 класс ... семьей и на берегу, какого либо водоема! В последний раз наш отпуск был на берегу прекрасного моря. Море – это ... природа. Ветер, вода и разожженный костер. Закидываю удочку в реку и можно вечно смотреть на ...
2. С 5-го по 17-е предложения – картина дикой природы; 3. Последний абзац (мирный уголок).
Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.
Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность и замкнутость того мира, в котором живут обломовцы.
Для всех.
- Почему И.А.Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, прóпасти?
Море, горы и прóпасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, писатель усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословленного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкновенной жизни.
4. Рефлексия.
- Что нового узнали на занятии?
- Насколько понятие «словесность» шире понятия «русский язык»?
- Чему научились?
- Чем полезно было занятие?
- Какие трудности испытывали?
- Каковы были цели занятия? Достигнуты ли они?
5. Домашнее задание (на перспективу).
- Самостоятельно поработать над художественными средствами, использованными во фрагменте романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Первый бал Наташи Ростовой».
Приложения, Приложение 1
«1) Где мы? 2) В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край! 4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов–нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним!
Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
14) Нет, бог с ним, с морем!..
15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17) И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
Сообщение «Учим создавать текст-повествование. Умения, необходимые ...
... умения, которые необходимы для создания текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. общие умения Выделяют семь групп умений 1. Умения, связанные с темой сочинения, с её ... материалы (как один из вариантов) для организации обучения. Знакомство с понятиями “Текст”, “Тема текста”, “Заголовок”, “Основная мысль”, “План текста”, “Признаки текста” 1. Прочитайте и сравните две записи ...
18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.»
Приложение 2
1 группа.
- Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?
__________________________________________________________________
2 группа.
- Какими оборотами речи заменяется слово «море» в тексте? Как называется такие обороты? Дайте им определение. Какова их роль?
________________________________________________________________
3 группа.
- Найдите в тексте одиночный синоним слова «море». Каким является этот синоним? Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?
_________________________________________________________________
4 группа.
- Какими фонетическими средствами создаётся звуковой образ моря?
__________________________________________________________________
5 группа.
- Какие тропы использует И.А.Гончаров для создания такого образа природы? (дикой, устрашающей)
_________________________________________________________________
6 группа.
- На какие три части можно разделить этот текст? Условно их назовите. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся? В чём смысл такой композиции?
_________________________________________________________________