ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Утверждаю
Ректор, председатель
___________
«___»___________ 2011 г.
Материал для вступительных испытаний
по
2011
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут).
Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 30 заданий (А1 – А30).
К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 – В8).
Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Прочитайте текст и выполните задания
... ____________________________________________________ Прочитайте текст и выполните задания 10-17. (1)Манежная рысь вытряхивает из меня кишки. (2)Я уже кое-что могу, ... рядом новый. Часть 2 состоит из одного вариативного задания, требующего развёрнутого ответа и представляет собой сочинение по ... легко. (34)Все десятки правил слились в единственно правильную посадку. (35)Конь стал послушен и весел. (36)Мы ...
A1 |
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) |
закупОрить |
2) |
облегчИть |
3) |
щАвель |
4) |
стОляр |
A2 |
В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ?
1) |
Гуманные поступки возвышают души. |
2) |
Русская литература всегда имела гуманную направленность. |
3) |
Легко ли быть гуманным и добрым? |
4) |
Воспитать в себе гуманные чувства можно, если неустанно работать над собой |
A3 |
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) |
опытные бухгалтеры |
2) |
более сильнее |
3) |
обоих студентов |
4) |
около полутора километров |
A4 |
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Знакомясь с городом,
1) |
туристам понравились архитектурные памятники. |
2) |
мы удивлялись его архитектуре. |
3) |
уже разрабатывался наш дальнейший маршрут. |
4) |
у нас возникли интересные планы пребывания в нем. |
A5 |
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением нормы).
1) |
СМИ провело однодневную акцию протеста. |
2) |
Сотня студентов старейшего вуза согласно решению ректората награждена поездкой в Московский университет. |
3) |
Этот препарат, приемлемый для взрослых, абсолютно безвреден и для детей |
4) |
Заведующий лабораторией утвердил годовые отчеты сотрудников. |
Прочитайте текст и выполните задания A6 – A11. |
(1)… (2)Поэтому я думаю, что увлечение жаргоном есть, по сути дела, желание некоторых молодых людей побыстрее выделиться из толпы и самоутвердиться. (3) Но это путь более легкий, более эффектный, без труда, без постижения настоящей культуры мысли и слова. (4)За «лидерами» тянутся, стараются и другие, жаргоном хвастаются, в нем соревнуются. (5)А в результате (в этом я твердо уверен) эффект получается прямо противоположным.(6)… |
A6 |
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) |
Жаргон возникает, когда кому-то надо выделиться в группу «своих людей». |
2) |
Жаргон обслуживает самый низкий уровень общения людей. |
3) |
Разговорная язык человека – это его второе лицо. |
4) |
Жаргон очень живуч. |
А7 |
Какое из предложений должно стоять на месте пропуска шестого предложения текста?
1) |
Жаргон свидетельствует о бедности общения. |
2) |
Те, кто послабее характером, чувствуют себя увереннее среди «своих», а в другой обстановке испытывают трудности в общении. |
3) |
Вместо того чтобы выделить и утвердить человека, эти попытки загоняют его в стадо одинаково с ним «ботающих» единоверцев. |
4) |
Иными словами, истинно культурному человеку не нужен примитивный набор жаргонных языковых средств. |
А8 |
Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?
1) |
увлечение есть |
2) |
желание выделиться |
3) |
желание выделиться и самоутвердиться |
4) |
увлечение есть желание |
A9 |
Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) |
Простое осложненное |
2) |
сложносочинённое |
3) |
сложное бессоюзное |
4) |
сложноподчинённое |
A10 |
Укажите правильную характеристику слова убежден из пятого (5) предложения текста.
1) |
действительное причастие |
2) |
страдательное причастие |
3) |
прилагательное |
4) |
A11 |
Укажите значение слова ЭФФЕКТ в предложении 5.
1) |
результат |
2) |
впечатление, производимое на кого-либо |
3) |
сильное впечатление |
4) |
завершение какого-либо действия |
A12 |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Об увиде(1)ом в стари(2)ом городе рассказа(3)о в недавно чита(4)ой мною книге известного путешестве(5)ика
1) |
1, 3 |
2) |
3, 4 |
3) |
2, 5 |
4) |
3 |
A13 |
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) |
Вл…деть, в…пиющий, в…нтилятор |
2) |
Препод…ватель, неув…дающий, пок…яние |
3) |
Тв..рение, подсл…щенный, опр..вержение |
4) |
Бест…лесный, л…цезреть, бл…стящий |
A14 |
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) |
Пре…писание, о..дать, на…писать |
2) |
Бе…вкусный, ра…щедриться, бе…пошлинный |
3) |
Пр…увеличить, непр…менный, пр…рвать |
4) |
Дез…нфекция, супер…нтересный, без…скусный |
A15 |
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) |
Зажига…шь, обессил…нный |
2) |
выруч…шь, постел…нный |
3) |
разбуд…шь, размер..нный |
4) |
оформ…шь, невид…мый |
A16 |
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. |
загораж..вать |
Б. |
уклонч..вый |
В. |
рассе…вать |
Г. |
тен..вой |
1) |
А, Б, Г |
2) |
А, Б, В |
3) |
В, Г |
4) |
А, В, Г |
A17 |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
(Н1)чем (н2) нарушаемой тишиной, первозданностью природы привлекла меня эта река. (Н3)что так (н4) приятно, как уха, слегка пахнущая дымком.
1) |
1, 2 |
2) |
2 |
3) |
2, 3 |
4) |
1, 3 |
A18 |
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) |
ЧТО (БЫ) ни говорили (ПО)ЭТОМУ поводу, я выполню всю работу. |
2) |
Мой друг ТО (ЖЕ) долго думал, ЧТО ( БЫ) предпринять. |
3) |
Ася отвечала ТАК(ЖЕ) тихо, (НЕ)СМОТРЯ на меня |
4) |
Мои спутники ТО (ЖЕ) осматривали берег, ЧТО (БЫ) найти удобное место для переправы. |
A19 |
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Лениво и бездумно стоят подоблачные дубы ( ) и ослепительные удары солнечных лучей зажигают живописные массы листьев.
1) |
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. |
2) |
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. |
3) |
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. |
4) |
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. |
A20 |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Наташа (1) замирая (2) от волнения (3) и изо всех сил стараясь скрыть его (4) шла по залу.
1) |
1 |
2) |
1,3 |
3) |
1, 4 |
4) |
1, 3, 4 |
A21 |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Марина Цветаева (1) как известно (2) стояла вне поэтических группировок. Во-первых (3) потому, что чувствовала себя «изгоем», во-вторых (4) потому, что считала главным духовное родство, а в-третьих (5) она постоянно видела перед собой «свою» дорогу.
1) |
1, 2, 3, 4, 5 |
2) |
1, 2 |
3) |
3, 4, 5 |
4) |
1, 3 |
A22 |
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) |
Сердце застыло и плачет и плачет невольно. |
2) |
Хочу видеть горы и леса или реки и моря. |
3) |
Хочу лететь и видеть горы и леса. |
4) |
Скрывайся и таи и чувства и мечты свои. |
A23 |
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
1) |
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. |
2) |
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. |
3) |
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. |
4) |
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. |
A24 |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Настоящий писаподмечает (2)в окружающем нас мире(3) такие явления (4)мимо которых мы обычно (5)равнодушно проходим.
1) |
1, 2 |
2) |
2,3 |
3) |
4 |
4) |
4,5 |
A25 |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Князь Андрей любил танцевать (1) и (2) так как он желал поскорее отделаться от политических разговоров (3) то пошел танцевать и выбрал Наташу (4) потому что на нее ему указал Пьер.
1) |
1, 2, 3, 4 |
2) |
2, 3 |
3) |
2, 4 |
4) |
1, 3, 4 |
А26 |
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) |
Венеция – это город, который построен на море. |
2) |
Вдали от России, которую писатель не мог не вспоминать, он создал щемящие душу описания природы. |
3) |
Приехала девушка, которая мне нравилась, и я почувствовал себя очень счастливым. |
4) |
Я добрался до тропинки, которая ведет к селу, спешился и повел коня на поводу. |
А27 |
Прочитайте текст.
Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и в воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Бактерии обитают всюду.
2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.
Прочитайте текст и выполните задания A28-A30; B1-B8; C1. |
(1) В июле 1941 года я ехал на военной грузовой машине. (2) Солнце дымилось в обесцвеченном небе. (3) Иногда налетали черные немецкие мессеры, били из пулеметов, потом исчезали, и оставался только жар во всем теле от раскаленной земли.
- (4)Когда я лежу под пулями, я вспоминаю леса наши костромские, неожиданно заговорил водитель. (5) — А вы вспоминаете?
- (6)Я тоже, — сказал я. (7) — Вспоминаю свои леса.
(8)Пожалуй, никогда я не вспоминал родные места с такой остротой, как на войне. (9) Я ловил себя на мысли, что жду момента, когда можно вернуться мыслью к этим местам и пройти по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух. (10) С замиранием сердца я предчувствовал эти воображаемые походы.
(11)В этих мечтах я выходил из деревенского дома и шел по улице мимо старых изб.
(12) За деревней — сосняк. (13) Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты. (14) Лечь на спину, почувствовать сквозь рубашку прохладную землю и смотреть на небо. (15)За лесом есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце. (16) Какое же это место? (18)Самое незаметное и простое. (19) Березовый перелесок, за ним сосны, песчаный обрыв… (20)Я сажусь на горячую хвою. (21) Все, к чему ни прикоснешься, сухое и теплое: старые и давно уже пустые сосновые шишки, прозрачные и трескучие, как пергамент, пленки молодой сосновой коры, пни, прогретые до сердцевины. (22) Даже листочки земляники — и те теплые.
(23)Зной, тишина. (24) Безмятежный день созревшего до соломенной спелости лета.
(25)Так я бродил в воспоминаниях. (26) Я думал о родных местах с такой саднящей болью, как будто я потерял их навсегда, как будто никогда в жизни их не увижу. (27) И, очевидно, от этого чувства они приобретали в моем сознании необыкновенную прелесть.
(28)Почему я не замечал этого раньше? (29)Конечно, я все это видел и чувствовал, но только в разлуке все эти черты родного пейзажа возникли перед внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте.
(30)Природа будет действовать на нас со всей силой тогда, когда мы внесем в ощущение ее человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз.
(31)В природу нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.
(32)Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. (По К. Паустовскому) 388 слов
A28 |
В каком предложении подводится итог размышлениям автора?
1) |
8 |
2) |
26 |
3) |
29 |
4) |
32 |
A29 |
Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 32?
1) |
описание |
2) |
рассуждение и описание |
3) |
повествование и рассуждение |
4) |
повествование и описание |
A30 |
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) |
3 |
2) |
10 |
3) |
24 |
4) |
25 |
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. |
В1 |
Из предложений 12 – 16 выпишите слова, образованные приставочным способом.
В2 |
Из предложения 32 выпишите .
В3 |
Из предложения 3 выпишите подчинительные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами. |
В4 |
Среди предложенийнайдите сложные, в состав которых входят односоставные предложения. Напишите номера этих предложений.
В5 |
Среди предложенийнайдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.
В6 |
Среди предложенийнайдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
В7 |
Среди предложений 15 – 27 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения и союза. Напишите номер этого предложения.
В8 |
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
« не ставит своей целью в чем-то убедить читателей, он только стремится передать свои чувства и быть понятым. Для создания определенного эмоционального фона, для того, чтобы подчеркнуть глубину своих переживаний, автор использует в первых абзацах ___. Он размышляет о родине, анализирует свои мысли, постоянно возвращается к ним, стремится разобраться в себе, поэтому в тексте есть _____. Яркость воспоминаний, ощущение красоты природы переданы с помощью____ «роскошная (прохлада)», «прохладная (земля)», «безмятежный (день)». _____«соломенная спелость лета, дыхание листьев» создают теплый, незабываемый образ родной природы.»
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) ключевые слова
8) многосоюзие
9) риторический вопрос
10) эпитет
Часть 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1 |
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
2 |
А16 |
2 |
А2 |
2 |
А17 |
4 |
А3 |
2 |
А18 |
4 |
А4 |
2 |
А19 |
2 |
А5 |
1 |
А20 |
3 |
А6 |
3 |
А21 |
1 |
А7 |
3 |
А22 |
4 |
А8 |
4 |
А23 |
4 |
А9 |
1 |
А24 |
3 |
А10 |
2 |
А25 |
1 |
А11 |
1 |
А26 |
2 |
А12 |
4 |
А27 |
1 |
А13 |
2 |
А28 |
4 |
А14 |
3 |
А29 |
2 |
А15 |
4 |
А30 |
2 |
№ задания |
Верный ответ |
В1 |
Прилечь, почувствовать |
В2 |
Эта, себя |
В3 |
Иногда налетали, потом исчезали |
В4 |
26,30 |
В5 |
27, 29,32 |
В6 |
26 |
В7 |
27 |
В8 |
7,9,10,5 |
Информация о тексте |
|
Основные проблемы |
1) проблема любви к родным местам; |
2) проблема человека и природы; |
|
3) проблема мира и войны |
|
Позиция автора |
1) природу нужно любить и уметь видеть ее красоту; тогда человек будет жить в мире с природой и с самим собой; |
2) война противостоит природе и всему человеческому и в то же время побуждает человека ценить мир, жизнь |