Сочинение паустовский маленькая порция яда

Каким должен быть настоящий писатель? Что может помочь стать писателем? Эту проблему поднимает в своем тексте К.Г. Паустовский. Писательское дело довольно трудное. Человеку, который хочет посвятить свою жизнь именно этому, надо трудиться каждый день. Паустовский пишет: «Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни». Важно быть мудрым, способным, понимающим жизнь во всех ее проявлениях, «он должен так много знать, что даже страшно подумать». Позиция автора однозначна и выражается довольно четко. Для того, чтобы стать писателем недостаточно одного лишь желания. Необходимы определенные качества, развить которые может каждый, но это требует неимоверных усилий. Я согласна с мнением К.Г. Паустовского и тоже считаю, что становление автором — это трудоемкий процесс, который может занять многие годы.

Поэтому, я думаю, люди, которые стремятся к этому, должны обладать огромным терпением. Для подтверждения всего вышесказанного хочу привести пример из литературы. Так, в произведении «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова Мастер пишет роман, но его не печатают. Мастер не стремится к богатству, а хочет найти свое признание в обществе. В стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» поднимается тема писательства. Человек обязан внутреннее измениться, если хочет овладеть силой слова и научиться всему в совершенстве. Таким образом, подводя итог своему сочинению, хочу еще раз отметить, что настоящий писатель должен быть очень терпеливым и иметь огромное желание. Благодаря этим качествам человек обязательно сможет осуществить свою мечту.

Вариант 2

Должен ли писатель пройти школу жизни? Эту проблему в своём тексте поднимает К. Паустовский.

Данная проблема актуальная для юношей и девушек, выбирающих карьерный путь. Некоторые из них, вдохновившись гениальными произведениями известных авторов, сделав пробу пера в издательских кружках, решают связать свою судьбу с литературой. Именно начинающим писателям адресован приведённый текст.

Позиция автора такова: начинающим литераторам не стоит с головой окунаться в писательское дело, пока они не прочувствуют глубину обыденной жизни. «Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни» — автор доносит свою точку зрения устами Лазаря Борисовича. Утверждают эти слова размышления главного героя: «И аптекарь был прав. Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах».

3 стр., 1132 слов

Парусный мастер паустовский

... «Парусный мастер» Прослушайте рассказ К.Г. Паустовского «Парусный мастер» Выпишите в тетрадь сравнения, которые использует мастер при ... учебнике на стр. 245 о писателе А.П.Чехове. Определите основную мысль статьи ... над сочинением) Используя план, напишите сочинение «Путь Васи к правде и добру» План сочинения Вася ... на выбор: а) Какие два образа жизни противопоставлены в рассказе? Какие художественные ...

Я согласен с позицией автора. Главная ценность литературы заключается в духовном просвящении читателя, а писатель, не увидевший истинные краски жизни, не способен выразить глубинные, философские мысли, способные обогатить внутренний мир человека.

В качестве примера хочу привести произведение Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой, решивший стать писателем, к своим годам прочувствовал все аспекты людского быта, и нажитый опыт позволил Мартину написать рассказы, получившие признание публики.

Можно упомянуть и биографию Василя Быкова: будучи молодым человеком, участвовавшим в Великой Отечественной Войне, он решил связать свою жизнь с литературой. Безусловно, именно его тяжёлый опыт помог открыть читателю проблемы героизма, мужества, нравственного выбора солдата.

В заключение скажу, что каждому человеку, пожелавшему стать писателем, стоит прислушаться ко мнению К. Паустовского, ведь совет опытного человека всегда ценен для новичка.

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Центр Образования № 162 Кировского района Санкт- Петербурга

Разбор Кима ЕГЭ по русскому языку (с объяснением)

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<�…> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия..Пояснение.

Предложения 1, 3 и 5 либо искажают информацию, либо передают её не полностью.

Ответ: 2, 4.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

И хотя

Если

Даже

Как раз

Лишь бы

Пояснение.

В предложении сообщается о том, что городские жители имели участки, хоть и жили в городе.

Ответ: даже.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/paustovskiy-malenkaya-portsiya-yada/

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.

2 стр., 973 слов

Страх наследие нашей природы древнейший ответ всех живых существ

... и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. ... Он привык рассматривать живые существа лишь как средство ... слова… (39) – Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же… (41) – Мы согласно инструкции… (42)Вот и весь разговор. (43)…В деле, где сходятся природа ...

2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

Пояснение.

Верное значение — 1.

Ответ: 1.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ЗанятАдОнизуотдалАзвОнимжалюзИПояснение.

Неверное ударение в слове «звоним». Верно: звонИм.

Ответ: звоним.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

Пояснение.

Ошибка в паре надел-одел. Одевать можно только кого-то. Следует говорить: надел.

Ответ: надел.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

У ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек

Пояснение.

Ошибка допущена в слове «блюдцев». Верно говорить: блюдец.

Ответ: блюдец.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.

2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.

4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.

5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.

6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.

7) Я с удивлением спросил, что где же крепость.

8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

13 стр., 6074 слов

Критерии оценивания ответа на задание

... оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ... для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая ... ЕГЭ 2019 - справка от ФИПИ , Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 г. В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов ...

9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

A Б В Г Д

Пояснение.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 2 состоит в том, что при подлежащем ВСЕ сказуемое должно всегда стоять во множественном числе.

Приведём верное написание: Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз былИ удивленЫ яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

Пункт правила 7.3.1

Правило

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 5 состоит в том, что что после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» имена существительные употребляются только в форме дательного падежа ЧЕМУ? и ни в какой другой.

Приведём верное написание: Вопреки рекомендациЯМ врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.

Пункт правила 7.7.1

Правило

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 3 состоит в том, что действие, обозначенное деепричастием «находясь», соотносится со сказуемым, выраженным возвратным глаголом, к таким сказуемым деепричастный оборот прикреплять нельзя. Нужно полностью перестроить предложение.

Предложение можно перестроить так: Когда находишься низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.

Пункт правила 7.8.2 ТИП 3

Правило

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 7 состоит в том, что при передаче косвенной речи употреблён лишний союз. Вопросительное предложение можно построить так:

Приведём верное написание: Я с удивлением спросил, где же крепость.

Пункт правила 7.9.3

Правило

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 8 состоит в том, что части двойного союза «потерялись». Необходимо помнить, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы:

Приведём верное написание: В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, НО И угодничество и подхалимство.

Пункт правила 7.6.3

Правило

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

2 5 3 7 8

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Проб..ратьсяг..рдитьсявелос..педнац..ональныйадр..совать

Пояснение.

Определим слово, в котором пропущена безударная чередующаяся корня. Выпишем это слово, вставив пропущенную букву.

ПробИраться-ЧГ

гОрдиться-ПГ, гОрдыйвелосИпед-НГ

нацИональный-НГ

адрЕсовать-НГ

Чередующаяся гласная в корне слова пробираться проверяется правилом чередующихся корней БИР/БЕР.

Ответ: пробираться.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

О..дал, по..черкнул

пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобралза..грал, под..скатьПояснение.

Определим ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишем эти слова, вставив пропущенную букву.

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" ...

... сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников 2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение» 2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... Выявить психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.2. Рассмотреть вариантность дидактического материала.3. Изучить и ...

ОТдал, поДчеркнулпрИкрепил, прЕградаиСтерзанный, раЗжёгпозАвчера, рАзобралзаИграл, подЫскать

Ответ: позавчера разобрал.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Врач..ватьрасстра..ватьсяудва..ватьсянезатейл..вый

улыбч..вый

Пояснение.

Выпишем слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

ВрачЕвать-так как враЧУЮрасстраИваться-так как расстраИВАюсьудваИваться-так как удваИВАюсьнезатейлИвый-есть краткая форма, незатейлИВулыбчИвый-есть краткая форма, улыбЧИВ

Ответ: врачевать.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Суш..шьвыстел..шьвыскоч..шьнезавис..мыйнакорм..шьПояснение.

Зависящие от спряжения глаголаЗависящие от инфинитива

Личные окончания Причастия настоящего времени действительные Причастия настоящего времени страдательные Причастия прошедшего времени действительные Причастия прошедшего времени страдательные

сушишь 2 спр.

выстелешь 1 спр.

выскочишь 2 спр.

накормишь 2 спр. независИМый от зависЕТЬ,2 спр.

Ответ: выстелешь.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Пояснение.

Определим предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскроем скобки и выпишем это слово.

М. Горький получал каждый день НЕ МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё НЕ СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

НЕ СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

НЕПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть НЕ ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Ответ: неправильные.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... предложения важны в языке. (по материалам Интернета) 4. Роль риторических вопросов в тексте Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны? Риторические вопросы используются в художественном ... как слова автора и прямую речь (разделительная функция): предложения 28 и 29. В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (интонационная функция): предложения ...

Пояснение.

Определим предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскроем скобки и выпишем эти два слова.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗАЧЕМ она пришла.

ПО ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он ВО ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое ОТТОГО и прелестно, что ВОКРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО БЫ со мной случилось, ЕСЛИ БЫ пароход опоздал.

ПО ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, НАСКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

Ответ: оттого и вокруг.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

Пояснение.

В некоторых картинах Рембрандта есть подлиННая праздничность: даже затенёННые силуэты людей наполнеНы теплом и дыханием светотени.

Наполнены- краткое причастие;

  • подлиННая- прилагательное, исконно от слово длина;
  • затенёННые — полное страдательное причастие.

Ответ: 3.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

Пояснение.

Расставим знаки препинания. Укажем два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишем номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них. Повторяющийся союз «или».

2) {У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память}, и {смеющегося священника он написал именно по памяти}. ССП

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега. Два разных ряда однородных членов.

4) Я с волнением осматривал и дом, и картины в нём, и его обитателей. Две запятых при повторяющихся союзах.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. Два разных ряда однородных членов.

Ответ: 1, 2.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф.И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Пояснение.

Все события, обдуманные и пережитые Ф.И. Тютчевым, облекались им в художественные образы, поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Два обособленных причастных оборота: оба стоят после главного слова по схеме ГС+ПО.

Зпт 2 не ставится между однородными определениями.

Ответ: 1, 3, 4.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

5 стр., 2326 слов

Рассуждение 15.2 Объясните, как Вы понимаете смысл последнего ...

... 2 )Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений ... Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста . КОММЕНТАРИЙ — пояснение довода, ...

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

Пояснение.

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль, конечно, главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги, по воспоминаниям современников, он записал в восемнадцать лет.

Оба с/чет вводные.

Ответ: 1, 2, 3, 4.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А. С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

Пояснение.

А. С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута какого? (гостиница которого в то время считалась самой знаменитой в Петербурге).

Ответ: 1.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.

Пояснение.

[Сергеев вышел на берег, но (когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца), то вдруг пронзительно и ясно ощутил], (как далеко от него Родина).

Запятая 2 не ставится по правилу БП 6 (см. правило к заданию).

ЗПТ 1 перед ставится при однородных членах.

Ответ: 1, 3, 4.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лазарь Борисович был сельским аптекарем, хотя всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством и даже печатал некоторые свои произведения.

2) Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем.

3) В дом к родственникам рассказчика приходил сельский аптекарь.

4) Рассказчик окончил гимназию и собирался поступать в университет, чтобы в дальнейшем стать писателем.

5) Настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

– (10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

18 стр., 8849 слов

Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков

... рождение Карамзина-литератора, о котором потом проницательный Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. Каждый писатель тему родины раскрывал ... процессу «прозрения». Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, «на расстоянии», они становятся для нас все ближе и ...

  • (15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.
  • (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.
  • (20)Но я уже писал…

и печатался.

  • (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.

  • (46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.
  • (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.

(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней.

(по К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона» и др.Пояснение.

Содержанию текста соответствуют высказывания под номерами 3, 4, 5.

Высказывание под номером 3 подтверждается предложениями текста №1, №7: дядя Коля и тётя Маруся вполне могут быть родственниками.

Высказывание под номером 4 подтверждается предложениями текста №10, №15: аптекарь, обращаясь к рассказчику, сообщает нам, что рассказчик окончил гимназию и собирается поступать в университет, а сам рассказчик — что собирается стать писателем.

Высказывание под номером 5 подтверждается предложениями из текста под номерами 26-43.

Не соответствует содержанию текста высказывание под номером 1, ведь в тексте не сказано, что Лазарь Борисович печатал свои произведения.

24 стр., 11870 слов

Зайцев Борис Константинович

... себя то или другое из рассыпанных в жизни наслаждений. Петр Коган Борис Зайцев открывает все те же пленительные страны ... умирает отец. В 1921 его выбирают председателем Союза писателей, в этом же году деятели культуры вступают в ... больше: всякого творчества. Эгоист, стяжательвсегда антипоэтичен, антидуховен, какие бы позы ни принимал: правило,кажется, не допускающее исключений. Зайцев со-страдателен ...

Не соответствует содержанию текста высказывание под номером 2, ведь рассказчик убеждается в правоте аптекаря, о чем свидетельствует предложение №52.

Задание не совсем корректно, так как высказывание под номером 3 может быть истолковано по-разному: с одной стороны, дядя Коля и тётя Маруся вполне могут быть родственниками, с другой, дядей и тётей рассказчик может называть людей, старше себя по возрасту.

Ответ: 3, 4, 5

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека.

2) В предложениях 7–9 содержится описание.

3) Предложения 30–32 содержат рассуждение.

4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 55, 56 содержится рассуждение.

Пояснение.

Укажем номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека. Да.

2) В предложениях 7–9 содержится описание. Нет, это повествование.

3) Предложения 30–32 содержат рассуждение. Да.

4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию. Нет.

5) В предложениях 55, 56 содержится рассуждение. Да.

Ответ: 1, 3, 5.

22. Из предложений 1–6 выпишите фразеологизм.

Пояснение.

3) С первого взгляда это был довольно странный аптекарь.

Ответ: с первого взгляда.

23. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Пояснение.

(4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. Притяжательное местоимение его в предложении 5 относится к слову он в предложении 4.

Ответ: 5.

24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:

1) ряд однородных членов

3) ирония

4) вводные слова

5) литота

6) метафора

8) противопоставление

9) эпитет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А) эпитеты («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б) метафора жизнь пропитала (предложение 39), приём – (В) противопоставление (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г) восклицательные предложения (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:

1) ряд однородных членов

2) вопросительные предложения

3) ирония

4) вводные слова

5) литота

6) метафора

7) восклицательные предложения

8) противопоставление

9) эпитет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

9 6 8 7

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

Основные проблемы Позиция автора

1.Суть писательства как призвания

(В чём заключается суть работы писателя?)1. Профессия писателя есть утверждение жизни «всюду и всегда до конца своих дней»

2. Проблема личности писателя. (Каким должен быть настоящий писатель?) 2. Писатель должен много работать, пренебрегая славой, и понимать жизнь во всех её проявлениях, быть буквально пропитанным ею, чтобы суметь донести всю самое нужное и в «известных дозах» людям

Специально для журнала САПИЕНС о предполагаемом конце света

Дядя Коля сидит на лавке у второго подъезда с утра до вечера. Люди проходят мимо него — кто из дому, кто домой, а он сидит. «Здравствуйте». — «Здравствуйте». Иногда к дяде Коле приходят другие алконавты, задерживаясь с ним надолго. Но всё равно никто его ещё не пересидел.

Меня дядя Коля полюбил после того, как я увидел его валяющимся на асфальте, головой на ступеньках подъезда. Дядя Коля был мертвецки пьян. Я забил тревогу, и мы с соседом кое-как положили его на любимую лавку. Это было нелегко, поскольку дядя Коля крайне раздут и тяжёл. «Прости, дорогой. Прости», — шептал дядя Коля.

С той поры он здоровается со мной особым образом, демонстрируя, с одной стороны, некоторую признательность, а с другой — величие и скорбь, должные постфактум хоть как-то дезавуировать его позорное фиаско. На днях же он заговорил.

Ну что, сосед, сахар, гречку купил?

Это зачем? — не понял я.

Да как это зачем? Передавали: В Америке скоро прорвёт такой большой вулкан, что всех люди на земле помрут и их засыплет пеплом.

Нечаянная детская радость была написана на сизом, однако просиявшем, лице дяди Коли. Я давно заметил, что наш человек обожает локальные и глобальные апокалипсисы. В их предвкушении он чувствует себя как никогда весело и озорно.

Чего уж тогда запасаться, — оппонировал я дяде Коле.

Он посмотрел на меня озадаченно.

Я подумал, что телевизор он, скорее всего, смотрит по ночам, поскольку днями сидит на лавке.

Дома я включил не телевизор, но комп и погуглил дядиколин вулкан. По автомобильной трассе, рокоча и зловеще, драпали от якобы пробуждающегося жерла бизоны. Уматывали прочь, подальше. Их-то гонки и привлекли внимание мировой общественности, а следом за нею — и дяди Коли. Тут было от чего насторожиться.

Дядя Коля имел в виду вулкан Йеллоустоун. Супервулкан, как его называют. Площадь — четыре тысячи квадратных километров. Последнее извержение — около шестисот тысяч лет назад. Мощность извержения сравнима с единовременным взрывом тысячи бомб. Что уж тут говорить о последствиях.

Глубоко символично, что Армагеддон, по опасениям учёных, должен вот-вот начаться на территории самой могучей и хищной страны. Ей, конечно, сразу настанет кирдык. Радиус уничтожения всего живого в первые минуты — тысяча двести километров, гигантские потоки раскалённой лавы огненными змеями стремительно хлынут по континенту. Затем — тотальное удушье; совсем уж неприятно погибнуть, вдыхая неблагородный сероводород. Пепел покроет надменные Штаты сверху донизу. Представьте себе погребённую Статую Свободы, лишь рука с факелом торчит наружу… «Тьма, пришедшая из Йеллоустоунского вулкана, накрыла ненавидимый прокуратором город»… «Однажды утром в Вавилоне пошёл густой снег»… Это будет зрелище, достойное Голливуда, только вот Голливуда уже не будет.

Многие на форумах и в блогах позлорадствовали, узнав о предстоящем конце Империи Зла. «Есть на свете бог», — написал патриотически настроенный гражданин с православной бородой, ну, по крайней мере его аватарка была бородатой и православной. Тема в форуме была так и обозначена: «Отличные новости».

Конечно же, они успели изрядно всем досадить, эти самоуверенные и самовлюблённые хозяева дискурса, эксплуататоры земного шара, неутомимые истребители гамбургеров и индейцев. Кто знает, возможно, какое-нибудь суровое индейское божество решило отомстить за подвергшихся геноциду приверженцев культа именно сейчас, дав угнетателю дойти до высшей степени могущества. Чтобы было откуда падать в раскалённую лаву…

А нам ехидничать нехорошо. Не бывает коллективной народной вины, тем более что носим джинсы и пьём кока-колу мы безо всякого принуждения от бойких янки. И конечно же, несмотря на всемирное кровопийство верхушки, там полно отличных ребят. В случае критической ситуации благородно и уместно было бы им помочь. Приютить в синеокой Беларуси, — земли, как всегда подчёркивал президент, у нас хватает. В Новой Бухоловке, на 2004 год, всего три десятка жителей, а в Блюеве ещё в 1999-м было столько же. Запросто можно заселить туда самых фактурных моделей «Плейбоя» и «Пентхауса». Ох, какие ядрёные доярки бы из них получились! Выпускники университетов безо всякого принуждения в деревню бы валом валили.

Вообще, каждый мог бы поселить у себя по американцу. Кому кто нравится; кто-то приютил бы Меган Фокс, кто-то Бритни Спирс, а кто-то и Роберта Дауни младшего. Если, допустим, Романчуку по сердцу Маккейн, может приютить Маккейна.

Великодушие проявлять нужно всегда. Однако может случиться так, что и с этим не поспеем. По оценкам пессимистов, выживет один из тысячи. Поднявшийся к небу пепел, прогнозируют они, закроет солнце, повсюду наступят холод и мрак. Жестокая зима на несколько лет, радиация из образовавшейся над местом выброса громадной озоновой дыры, кислотные дожди, извержения дружественных вулканов по всему миру, крышесносные в прямом смысле слова цунами и много всего другого. Я не геолог или вулканолог, чтобы быть экспертом по достоверности этаких прогнозов. Перспективы раскрывает нам, захлёбываясь, жёлтая пресса, и в их предвкушении радуется, ошалевший от предчувствия, засидевшийся на своей лавочке дядя Коля.

Ну наконец настоящее, взаправдашнее, — наверное, думает он. Это уже бесспорно серьёзно и отчаянно. Острейший вкус к жизни ощущаешь перед лицом глобальной опасности, даже если жизнь состояла всецело из сидения на лавке или лежания под лавкой. Да и вообще, какая разница, где ты сидел или лежал?

Конечно, люди разные, очень разные. У каждого свои проблемы, свои заботы. Кто-то беспокоится по поводу лишнего веса; кто-то выбирает в магазине булочку или сырок подешевле. Кто-то озабочен поклейкой обоев; кто-то, грызя ногти, отслеживает котировки акций; а у кого-то тем временем безответная любовь или всемирный запой. И вдруг, не дай бог, случается, или ожидается, событие, которое делает все эти разительные различия, заботы и упования абсолютно неважными. У бизонов, навостривших копыта от жерла, тоже, может быть, были свои различия.

Думаю, дядя Коля с журналистами сгущают краски. Уж чего только за всё это время они нам не обещали, а мир держится ещё. Обещают и стращают, ибо есть в том потребность — нужны племени человеческому острые, пограничные ощущения, всяческие эндорфины и адреналины, а с их получением порой бывают сложности. И самая главная потребность, самое главное ощущение — осознать себя как настоящего обитателя настоящего мира.

Текст.

К. Паустовский. «Маленькая порция яда».

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

– (10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

  • (15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.
  • (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.
  • (20)Но я уже писал…

и печатался.

  • (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да! (44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка. – (46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.

  • (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку.
  • (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.

(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней. (По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона».

Сочинение

Почему для человека важно приобретение жизненного опыта? В чём это помогает ему? Над этими вопросами задумался Г.К.Паустовский.

Автор поднимает важную проблему приобретения жизненного опыта в форме рассказа об аптекаре и начинающем писателе. Аптекарь (Лазарь Борисович) говорит студенту о том, что для того, чтобы стать настоящим писателем, ему необходимо иметь жизненный опыт, который у того пока что слишком мал. Лазарь Борисович даёт бесценный совет: «Бывайте всюду! Чтобы жизнь пропитала вас!» И слова аптекаря открыли глаза юному писателю, он осознал, что профессия писателя строится исключительно на жизненном опыте человека (предложение 53).

Позиция автора прямо заявлена в финале текста: «Каждый изнас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней». Паустовский уверен в том, что жизненный опыт необходим человеку для достижения целей.

Не могу не согласиться с автором в том, что познание жизни с разных сторон открывает человеку неограниченные возможности заниматься тем, что ему по душе.

Проблему приобретения жизненного опыта поднимает Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Один из главных героев произведения, Пьер Безухов, с начала романа и до его конца очень многое узнаёт о жизни, меняет взгляд на многие вещи. Пьер проходит большую эволюцию от утверждения прогрессивности Наполеона до признания народной правды и практического участия в тайном декабристском обществе во имя справедливости. Путём заблуждений, ошибок, горьких разочарований он ищет своё место в жизни. В конце он находит свой путь гражданина и семьянина, будучи более опытным человеком.

Также в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы наблюдаем жизненный путь Евгения Базарова. Молодой врач, приверженец нигилизма, он уверен, что знает жизнь, но в короткий срок Евгений понимает, что заблуждался. Его жизнь начала меняться с того момента, когда он впервые попал в дом Кирсановых. Постепенно Базаров осознаёт несостоятельность идеи нигилизма, он понимает, как важна в жизни любовь.

Итак, мы убедились в том, что приобретение жизненного опыта необходимо человеку для достижения поставленных целей. 305 слов.

Хватова Александра, 11 класс.

Приложенные файлы

Здравствуйте, Любовь Михайловна. Проверьте, пожалуйста, мое сочинение.

Просто ли стать настоящим писателем? Какими качествами он должен обладать?

В своем тексте Константин Георгиевич Паустовский поднимает важную проблему человеческого призвания. Этот вопрос занимает особое место в жизни людей, ведь, зная собственное призвание, мы не задумываемся над тем, как стать лучшим в своем деле.

Чтобы привлечь внимание читателей, автор обращается к одному случаю из жизни рассказчика, заставившего его задуматься над призванием писателя. Во-первых, стать настоящим писателем — нелегкая задача: «Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни». Во-вторых, в тексте говорится о качествах, которыми должен обладать настоящий писатель:»Он должен работать, как вол». Таким образом, для того, чтобы стать лучшим в своем деле, следует совершенствоваться и работать над собой.

Авторская позиция такова: настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех ее проявлениях.

Конечно же, автор прав. Действительно, писательский труд — нелегкая работа. Именно поэтому настоящий писатель должен обладать не только большой фантазией и вдохновением, но и трудолюбием, упорством, знанием и пониманием жизни.

Настоящим писателем по праву является Анна Андреевна Ахматова — талантливая женщина, которая продолжала писать собственные произведения, несмотря ни на что. В своих стихотворениях она писала про те страшные годы, изменившие всю страну и ее судьбу.

Еще одним примером может служить Виктор Петрович Астафьев, который благодаря своему упорству и ьрудолюбию писал прекрасные произведению. Тяжелое детство, годы войны — все эти события нашли свое отражение в его писательской деятельности, ставшей настоящим призванием Виктора Петоича.

Таким образом, стать настоящим писателем очень нелегко. Трудолюбие, упорство, понимание жизни — вот те качества, которыми должен обладать каждый писатель.

Исходный текст

Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. Звали его Лазарем Борисовичем. Это был довольно странный, на наш взгляд, аптекарь. Он носил студенческую

тужурку. На широком его носу едва держалось кривое пенсне на черной тесемочке. Аптекарь был низенький, коренастый, заросший до глаз бородой и очень язвительный.Лазарь Борисович был родом из Витебска, учился когда-то в Харьковском университете, но курса не окончил. Сейчас он жил в сельской аптеке с сестрой-горбуньей. По нашим догадкам, аптекарь был причастен к революционному движению.Он носил с собой брошюры Плеханова с множеством мест, жирно подчеркнутых красным и синим карандашом, с восклицательными и вопросительными знаками на полях.По воскресеньям аптекарь забирался с этими брошюрами в глубину парка, подстилал на траве тужурку, ложился и читал, закинув ногу на ногу и покачивая толстым ботинком.Как-то я пошел к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тети Маруси. У нее началась мигрень.Мне нравилась аптека — чистенькая старая изба с половиками и геранью, фаянсовыми склянками на полках и запахом трав. Лазарь Борисович сам собирал их, сушил и делал из них настои.Никогда я не встречал такого скрипучего дома, как аптека. Каждая половица скрипела на свой лад. Кроме того, пищали и скрипели все вещи: стулья, деревянный диван, полки и конторка, за которой Лазарь Борисович писал рецепты. Каждое движение аптекаря вызывало столько разнообразного скрипа, что казалось, в аптеке несколько скрипачей трут смычками по сухим перетянутым струнам.Лазарь Борисович отлично разбирался в этих скрипах и улавливал самые тонкие их оттенки.- Маня! — кричал он сестре. — Ты что же, не слышишь? Васька пошел на кухню. Там же рыба!Васька был черный облезлый аптекарский кот. Иногда аптекарь говорил нам, посетителям:- Очень прошу вас, не садитесь на этот диван, иначе начнется такая музыка, что только останется сойти с ума.Лазарь Борисович рассказывал, растирая в ступке порошки, что, слава богу, в сырую погоду аптека скрипит не так сильно, как в засуху. Ступка внезапно взвизгивала. Посетитель вздрагивал, а Лазарь Борисович говорил с торжеством:- Ага! И у вас нервы! Поздравляю!Сейчас, растирая порошки для тети Маруси, Лазарь Борисович издавал множество скрипов и говорил:- Греческий мудрец Сократ был отравлен цикутой. Так! А этой цикуты здесь, на болоте около мельницы, целый лес. Предупреждаю — белые зонтичные цветы. Яд в корнях. Так! Но, между прочим, в маленьких дозах этот яд полезен. Я думаю, что каждому человеку следует иногда подсыпать в пищу маленькую порцию яда, чтобы его пробрало как следует и он пришел в себя.- Вы верите в гомеопатию? — спросил я.- В области психики — да! — решительно заявил Лазарь Борисович. — Не понимаете? Ну, давайте проверим на вас. Сделаем пробу.Я согласился. Мне было интересно, что это за проба.- Я тоже знаю, — сказал Лазарь Борисович, — что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и поступает в университет. Тогда в голове карусель. Но все-таки надо задуматься!- Над чем?- Как будто бы и думать вам не о чем! — сердито воскликнул Лазарь Борисович. — Вот вы начинаете жить. Так? Кем же вы будете, позвольте полюбопытствовать? И как вы предполагаете существовать? Неужели вам удастся все время веселиться, шутить и отмахиваться от трудных вопросов? Жизнь — это не каникулы, молодой человек. Нет! Я предсказываю вам — мы накануне больших событий. Да! Уверяю вас в этом. Хотя Николай Григорьевич насмешничает надо мной, но мы еще посмотрим, кто прав. Так вот, я интересуюсь: кем же вы будете?- Я хочу… — начал я.- Бросьте! — крикнул Лазарь Борисович. — Что вы мне скажете? Что вы хотите быть инженером, врачом, ученым или еще кем-нибудь. Это совершенно не важно.- А что же важно?- Спра-вед-ливость! — крикнул он. — Надо быть с народом. И за народ. Будьте кем хотите, хоть дантистом, но боритесь за хорошую жизнь для людей. Так?- Но почему же вы это мне говорите?- Почему? Вообще! Без всякой причины! Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. Я это давно заметил. Так вот, будьте любезны — поразмышляйте!- Я буду писателем, — сказал я и покраснел.- Писателем? — Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. — Хо-хо! Мало ли кто хочет быть писателем! Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.- Но я уже писал… и печатался.- Тогда, — решительно сказал Лазарь Борисович, — будьте любезны подождать! Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.Он был, видимо, взволнован и, пока отвешивал порошки, два раза уронил пенсне.Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил:- Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. Так? А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. Писатель! Он должен так много знать, что даже страшно подумать. Он должен все понимать! Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! Да! Вот. Одно могу вам сказать — идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки. Кругом, всюду — в театры, в больницы, в шахты и тюрьмы. Так! Всюду. Чтобы жизнь пропитала вас, как спирт валерьянку! Чтобы получился настоящий настой. Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! Но тоже в известных дозах. Да!Он еще долго говорил о призвании писателя. Мы попрощались около парка.- Напрасно вы думаете, что я лоботряс, — сказал я.- Ой, нет! — воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. — Я же рад. Вы видите. Но согласитесь, что я был немножко прав и теперь вы кое о чем подумаете. После моей маленькой порции яда. А?Он заглядывал мне в глаза, не отпуская моей руки. Потом он вздохнул и ушел. Он шел по полям, низенький и косматый, и все так же срывал верхушки полыни. Потом он достал из кармана большой перочинный нож, присел на корточки и начал выкапывать из земли какую-то целебную траву.Проба аптекаря удалась. Я понял, что почти ничего не знаю и еще не думал о многих важных вещах. Я принял совет этого смешного человека и вскоре ушел в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлеченные размышления.Это было трудное и настоящее дело.Молодость брала свое. Я не задумывался над тем, хватит ли у меня сил пройти эту школу. Я был уверен, что хватит.Вечером мы все пошли на Меловую горку — крутой обрыв над рекой, заросший молодыми соснами. С Меловой горки открылась огромная осенняя теплая ночь.Мы сели на краю обрыва. Шумела у плотины вода. Птицы возились в ветвях, устраивались на ночлег. Над лесом загорались зарницы. Тогда были видны тонкие, как дым, облака.- Ты о чем думаешь, Костик? — спросил Глеб.- Так… вообще…Я думал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь, с ее любовью, стремлением к правде и счастью, с ее зарницами и далеким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума. Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда — до конца своих дней.