Письменное -описание природы на основе личных впечатлений

Сочинение

Урок п/п

Тема урока

Тип урока

Вид урока

Урок №1

Пейзаж в литературном произведении.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vpechatlyayuschiy-peyzajs-tropami/

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Мультимедиа — урок

Урок №2

Развитие речи. В творческом поиске в гостях у мастера художественного слова (по выбору учителя).

Урок рефлексии

Ролевая игра

Урок №3

Внеклассное чтение. Литература родного края. Литературный атлас Евпатории (урок-презентация книги Хорошко А.С. «Литературная Евпатория»).

Урок открытия нового знания

Экспедиция

Урок №4

Внеклассное чтение. Литература родного края.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vpechatlyayuschiy-peyzajs-tropami/

Крымские чудеса. Рассказы, стихи и сказки писателей Крыма.

Урок общеметодологической направленности

Обсуждение

Урок №5

«Красоты волшебной сила» по повторению и обобщению изученного о литературном пейзаже.

Урок общеметодологической направленности

урок-игра,

Русский язык

Урок п/п

Тема урока

Тип урока

Вид урока

Урок №1

Повторение изученного о типах речи. Сочетаемость в одном тексте разных типов речи.

Урок рефлексии

Практикум

Урок №2

Урок №3

Сочинение — описание признаков предметов и явлений окружающего мира

Урок рефлексии

Мультимедиа — урок

Урок №4

Письменное сочинение-описание картин родной природы на основе русской живописи (как вариант картина И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»)

Урок развивающего контроля

Письменные работы

Урок №5

Письменное сочинение-описание природы на основе личных впечатлений.

Урок общеметодологи-ческой направленности

Урок — откровение

Этапы учебно- познавательной деятельности обучающихся по созданию собственного письменного высказывания

( сочинение-описание картин родной природы на основе личных наблюдений).

  1. Подготовительный этап: активизация познавательной деятельности:

  1. Заинтересовать обучающихся темой предстоящего урока (учебная экскурсия в Большой Каньон Крыма)

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега,

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

А.С. Пушкин

  1. Дневник наблюдений (путевые заметки) — основа для создания собственного монологического высказывания.

3. Оформление дневников наблюдения.

« Записи сердца. Вольный размер».

В.В. Хлебников

4. Составление маршрутной карты « Диалектика впечатлений »

« Спускайся тропинкой,

А если устал ты, присядь и послушай…»

Вс. Рождественский

5.Собирание предметов природы — символов впечатления-настроения.

II. Систематизация собранного материала:

1. Анализ диаграммы впечатлений (коллективный и индивидуальный).

2. Выбор объекта описания (пейзаж);

3. Подбор изобразительно-выразительных художественных средств для передачи личных наблюдений и впечатлений.

III. Опережающее задание к итоговому уроку развития речи (русский язык):

1. Вопросы:

  • вспомните, в каких прочитанных вами литературных произведениях присутствуют описания природы?
  • подумайте, какие настроения создают авторы?

2. Задания. Приготовить наизусть стихотворения о природе, которые наиболее близки вашим настроениям (по желанию обучающихся).

IV. Практический этап. Написание творческой работы.

Тема. Письменное сочинение-описание природы на основе личных впечатлений.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Вид урока: Урок – откровение

Технология: «Творческие мастерские»

Цели урока:

  • формирование навыка создания письменного монологического высказывания в художественном стиле на основе личных наблюдений;
  • совершенствование речевой культуры;
  • раскрытие творческих способностей;
  • построение ассоциативных рядов, формирование эмоционально-образной памяти;
  • активизация дифференциального восприятия;
  • формирование культуры восприятия;
  • формирование гуманистического восприятия природы родного края, чувства прекрасного;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе, ее нравственной ценности, облагораживающего воздействия на душу человека, на развитие его нравственного мира.

Оборудование:

  • предметы — символы впечатлений, собранные во время экскурсии;
  • фоторепортаж учебной экскурсии;
  • дневники наблюдений;
  • творческие листы (по количеству обучающихся).

Ход урока

I. Организация учебной деятельности.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

III. Проверка выполнения плана опережающего задания (фронтальная проверка);

Мотивационный этап работы в мастерской:

Шаг «Индукция». Создание творческой атмосферы урока: выразительное чтение стихотворений наизусть о природе.

Как вариант учитель может прочитать произведение М. Алигер «Осень…»

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кой-где позолоту,

кое-где уронила багрец,

и замешкалась, будто решая,

приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг…

То зайдется от злости и в клочья

все порвет беспощадной рукой…

И внезапно, мучительной ночью,

обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино

все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину,

что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:

что тут сделать и что тут сказать?

…А она все собой недовольна:

мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит все это,

ветром сдует, дождями зальет,

Шаг «Социоконструция». Создание индивидуальной или групповой гипотезы.

В литературе природа означает нечто большее, чем обычные фотографические пейзажи.

Толкование эпиграфа урока.

Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа…»

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеи́л?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звезда́х нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

Шаг «Социализация». Предъявление результатов предварительной работы и их обсуждение.

Обучающие делятся самоанализом диаграммы впечатлений, называют объекты природы, выбранные для художественного описания (поляна с обгоревшим дубом, Голубое озеро, «лунная» дорога к Ванне молодости, небо над горным разломом, крутые склоны, очертания гор), представляют предметы-символы впечатлений, собранные во время экскурсии.

Шаг «Разрыв».

Организация работы по выполнению учебного задания в группах.

(как вариант обучающиеся на нерегламентированные творческие группы для работы над стилем собственного высказывания по принципу общности выбранного пейзажа и сопутствующему ему душевного настроения).

Акцентуация лексической работы. Последуем призыву мастера художественного слова Н. Заболоцкого:

« Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы ,они должны петь , трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли.»

Шаг «Творчество».

Практическое задание №1.

  • анализ тропов данного высказывания;
  • в форме какого наклонения и с какой целью автор использует глаголы?

Формулировка вывода обучающимися:

  • следует не прислушиваться к сказанному, а руководствоваться как правилом в художественном описании;
  • мы не должны допустить стилистической ошибки, когда в рамках одного высказывания происходит смешение художественного описания с научным.

Шаг «Рефлексия»

Обмен информацией по отбору средств образности языка с орфографическим комментарием между членами группы.

Помощь учителя-варианты тропов:

Общее впечатление от увиденного пейзажа

Чудесный живописный уголок

Восхитительный пейзаж

Подхватывает волна вдохновения

Спокойствие, легкость, прилив духовных сил,

смятение и тревога

диалог с природой бередит душу

непознанные тропы

неожиданные встречи с прекрасным

невольно задумываешься

трепетно и волнительно

созвучность переживаний

созерцание, будоражащее совесть

Признаки и детали созерцания

усталая вода

лунные камни

притаившиеся деревья

живая пестрая цветочная кайма

легкое дыхание облаков

постаревшие листья

натянутые паучками паруса

почтальоны осени

запах остывающей земли

природные переливы

краски осенней радуги

Практическое задание №2, Работа с памяткой, Опорный план сочинения-описания природы на основе личных наблюдений

  1. Общее впечатление от увиденного пейзажа местонахождение, эмоциональное состояние).

  2. Детали описываемого пейзажа (предметы, их отличительные признаки, цветовая палитра, запах, звук, стихия пространства и света).

  3. Духовные открытия (от впечатлений к осознанию ценности мира природы и ….

Практическое задание №3.

Осень моей души

Голубое озеро… Скорее Голубое озерцо.

Оно спряталось в горном разломе, будто желая сделать сюрприз путешественникам. Они уже подустали от впечатлений. Так много вокруг уникальных живописных картин.

И вдруг повеяло особенной свежестью. Заблистали искорки между ветками уже озолотившихся деревьев. Сердце невольно начинает биться чаще. Приободряешься, шаг ускоряется помимо воли. И вот уже перед глазами воспарило голубое облако. Оно плавно спускается в каменную чашу. И, будто приветствуя меня, россыпями пестрых листочков выстреливает осеннее конфетти. Я в восторге!

Да, я вошел в этот таинственный мир желанным гостем! Облако оживает. Слышу, как оно дышит. Дышит тихо, спокойно, ровно. Протягиваю руку, прикасаюсь к поверхности и обжигаюсь. Ледяным холодом пронизано и дыхание ветра. Тихо… Голубое озерцо засыпает и не желает пробуждаться, нарушая ради меня законы своей жизни. Ветер заботливо укрывает водное тело лоскутным одеяом, сотканным из виноградной нити. Ночь напитывает сном каменное ложе. Колыбельную песню с грустью поет эхо каньона.

Осень проникает и в меня…

Практическое задание №4.

Написание сочинения – описания обучающимися в индивидуальных творческих листах.

Рефлексия

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за…

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что…

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

Домашнее задание:, Нарисовать иллюстрации к своей творческой работе.