Проект
Региональный экзамен по в 8 классе, ФИО обучающегося ______________________________________________, Наименование организации _____________________________________
Класс ___________________
Инструкция по
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2-х частей.
Часть 1 включает 16 заданий (1-16).
Ответами на эти задания являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.
таким же, в начале
успели заиндеветь
Ответ на задание 4: 45
Ответ на задание 7: |
|
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 состоит из 1 задания (17), требующего развернутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листке (бланке).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами на задания 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.
1 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) отключИт
2) цепОчка
3) клалА
4) начАвший
Ответ: ________________________________________
2 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа нельзя было купить билетов на ближайший рейс, ЗА(ТО) можно было забронировать места на утренний поезд.
Матушка ТАК(ЖЕ) припомнила события прошлой весны, (ПО)ЭТОМУ решила не приглашать на вечер этих знакомых.
Чернецов усмехнулся, лицо его стало ТАКИМ(ЖЕ), каким было (В)НАЧАЛЕ разговора.
Ответ: ________________________________________
3 Выпишите составное глагольное сказуемое из указанных ниже предложений.
Окна затянуло рыхлым инеем.
За это время стекла успели заиндеветь.
Лыжи, мешок с сухарями и все нужное для побега было давно запасено у него.
Ответ: ________________________________________
4 Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.
1) Русская песня как вода в запруде.
2) Характер есть окончательно сформировавшаяся воля.
3) Стать человеком настоящее искусство.
4) Оптимизм залог успеха и несокрушимого здоровья.
Ответ: ________________________________________
5 Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Я достал лист бумаги и хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год.
2) Я ничего не сказал о случившемся со мной ни брату ни приятелям.
3) Во время чтения я поглядывал то на неё то на песчаную дорожку цветника и на липы то на последние багряные лучи заходившего солнца.
4) Детей вводит в мир сказки не только народная поэзия но и театр.
5) Ни картин ни гардин ни разных других украшений нигде не было заметно.
Ответ: ________________________________________
6 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание юного читателя. Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.
Ответ: ________________________________________
7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) Мы подошли к теплоходу «Петру Великому». |
2) Учителя не обращали внимания на заметки, время от времени появляющийся в стенгазете. |
|
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
3) Двадцать один исполнитель приняли участие в последнем туре конкурса имени Чайковского. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4) Вспоминая сказанное нами друг другу, я открыл окно и долго смотрел, как за тёмной гривою леса ласково разгорается заря. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами |
5) Хотелось бы показать и рассказать немного о нашем крае. |
6) Вследствие напряжённой чуткости нервов, Гаршину писать всегда было тяжело, поэтому его произведения имели отпечаток какой-то особенной тревоги. |
Ответ: |
|
Прочитайте текст и выполните задания 8-17.
(1)В стране пять музеев, которые берегут память о живших в разных местах великих писателях: Пушкин – в Михайловском, Лермонтов – в Тарханах, Толстой – в Ясной Поляне, Тургенев – в Спасском, Шолохов – в донской станице. (2)У каждого музея своя судьба. (3)Михайловский создан талантом и упорством Семёна Степановича Гейченко из пепла времени и военной разрухи. (4)Когда я с восхищением глядел на дело рук моего собеседника, спросил: «А какие вещи в этом доме знали тепло рук Пушкина?» (5)Он улыбнулся: «Тебе скажу: только три этих бильярдных шара знали Пушкина, а всё остальное собрано с миру по нитке – это свидетели его времени».
(6)«Тургеневское гнездо» избежало этой участи: работникам музея удалось отыскать вещи, которые могут много рассказать о прожитой Тургеневым жизни. (7)Экспозиция музея богатая и постоянно пополняется. (8)Особая гордость – простые вещи, которые служили Тургеневу: ружьё, шляпа, сумка для дичи, пороховница, фляга для воды, трость, которой он пользовался во время ходьбы. (9)Это могут увидеть все, приезжающие в Спасское.
(10)Великой ценностью дошло к нам «тургеневское гнездо». (11)Число нынешних гостей сюда измеряется тысячами. (12)Одним радость – сфотографироваться у «тургеневского дуба» и убедиться: аллеи, как сказано в путеводителях, образуют римскую цифру XIX – «девятнадцатый век». (13)Другие хотят побыть наедине в глухих уголках парка, где пахнет сыростью, где на буграх растёт земляника, где увидишь птичье гнездо, а вечером услышишь крик совы.
(14)Изначально имение в Спасском было небольшим сельцом. (15)А в начале XIX века это была усадьба с хоромами и большим двором с конюшней, сараями, амбарами, погребами и ледниками. (16)В усадьбе была кузница, каретный сарай, помещение для портных, сапожников и музыкантов, для прислуги и гостей. (17)На прудах работала водяная мельница, за околицей – ветряная. (18)Построена была церковь, теплицы, баня, разбиты большие цветники.
(19)Спасское к началу XIX века стало одним из культурных гнёзд срединной России.
(20)Все это досталось единственной замужней Варваре Петровне Лутовиновой, у которой было двое детей. (21)Младшего звали Иваном. (22)Детство детей прошло среди лесов, полей и лугов. (23)Деревенские люди помнят это до конца жизни.
(24)Ивана не занимали дорогие игрушки. (25)С ранних лет он полюбил тишину парка, наблюдал жизнь птиц. (26)Наблюдая за интересами сына, мать распорядилась везде развесить клетки с чижами, синицами, щеглами. (27)Ростки любви к родной природе в юной душе проросли ещё в раннем детстве. (28)И родные места Тургенев вспоминал всегда с радостью.
(29)Когда со старшим братом они сели обдумать раздел земли и хозяйства, сказал: «Бери, что хочешь, но мне оставь Спасское». (30)Оно было «колыбелью» будущего писателя. (31)Став знаменитым литератором, он помнил деревенскую жизнь: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне, там и воздух как будто «полон мыслей». (32)Сюда, в Спасское, он возвращался подышать родным воздухом, встретиться с друзьями. (33)В усадьбе, соединившей истинно русское гостеприимство с европейским комфортом, гостями писателя в разное время были Толстой, Некрасов, Фет, Щепкин, Полонский, Григорович, Савина, Успенский, Гаршин.
(34)Умирал Тургенев от мучительной болезни в лето 1883 года. (35)Умирал, понимая, что уже никогда не увидит дорогие места. (36)Супругам Полонским он написал: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь».
(По *)
*Василий Михайлович Песков (1930-2013 гг.) – российский журналист и писатель, бо´льшая часть творческого наследия которого посвящена миру природы, культурно-историческим местам России.
8 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «В чём отличие экспозиции музея Тургенева в Спасском от музейных экспонатов в Михайловском?» Укажите номер этого предложения.
(19)Спасское к началу XIX века стало одним из культурных гнёзд срединной России.
(3)Михайловский создан талантом и упорством Семёна Степановича Гейченко из пепла времени и военной разрухи.
(6)«Тургеневское гнездо» избежало этой участи: работникам музея удалось отыскать вещи, которые могут много рассказать о прожитой Тургеневым жизни.
(10)Великой ценностью дошло к нам «тургеневское гнездо».
Ответ: ________________________________________
9 Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 6-9? Напишите номера правильных ответов.
Стили |
Типы речи |
1) художественный стиль 2) публицистический стиль 3) научный стиль 4) разговорный стиль |
1) описание 2) повествование 3) рассуждение 4) описание и рассуждение 5) повествование и описание |
Ответ: |
|
10 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «служили». Определите значение, в котором употреблено это слово в восьмом (8) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
CJIУЖИ’ТЬ, служу, служишь; несов .
Служить в министерстве. Служить в армии. Служить обедню
перен., кому-чему
3 . чем. Иметь своим назначением что-нибудь, быть пригодным для чего-нибудь. Диван служит постелью. Служить примером. Служит доказательством.
Старый костюм пока ещё служит.
- Шарик служи!
6 . Рад служить (офиц.) – вежливое выражение готовности оказать услугу.
Ответ: ________________________________________
11 В каком предложении средством речевой выразительности является метафора? Напишите номер этого предложения.
(27)Ростки любви к родной природе в юной душе проросли ещё в раннем детстве.
(8)Особая гордость – простые вещи, которые служили Тургеневу: ружьё, шляпа, сумка для дичи, пороховница, фляга для воды, трость, которой он пользовался во время ходьбы.
(24)Ивана не занимали дорогие игрушки.
(11)Число нынешних гостей сюда измеряется тысячами.
Ответ: ________________________________________
12 Из предложения 28 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ .
Ответ: ________________________________________
13 Выпишите грамматическую основу предложения 9.
Ответ: ________________________________________
14 Среди предложений 19-23 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение . Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________
15 Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
А) Наблюдая за интересами сына, мать распорядилась везде развесить клетки с чижами, синицами, щеглами. |
1) Простое предложение, осложнённое вводным словом. |
|
2) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и однородными членами. |
||
Б) Сюда, в Спасское, он возвращался подышать родным воздухом, встретиться с друзьями. |
||
3) Простое предложение, осложнённое обособленным определением и однородными членами. |
||
В) В усадьбе, соединившей истинно русское гостеприимство с европейским комфортом, гостями писателя в разное время были Толстой, Некрасов, Фет, Щепкин, Полонский, Григорович, Савина, Успенский, Гаршин. |
||
4) Простое предложение, осложнённое уточняющим обстоятельством места и однородными членами. |
А |
Б |
В |
Ответ:
16 Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи определительного . Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________
Часть 2
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 17.1 или 17.2.
17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами .
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
17.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Супругам Полонским он написал: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь» .
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе
Часть 1
За выполнение каждого из заданий 1-16 (кроме заданий 4, 5, 7, 9 и 15) выставляется 1 балл при условии, что дан правильный ответ. В случае неверного ответа или его отсутствия выставляется 0 баллов.
В задании 2, где в качестве ответа записывается два слова, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова. Порядок слов в ответе не учитывается при оценивании.
В задании 6, где в качестве ответа записывается несколько цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все цифры. Порядок цифр в ответе не учитывается при оценивании.
Если даны два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается
За выполнение заданий 4, 5 и 9 выставляется от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Если экзаменуемый верно указал только одну цифру, то выставляется 1 балл, а если неверно указаны обе цифры – 0 баллов. Порядок цифр в ответе не учитывается при оценивании.
За выполнение задания 7 (задание на соответствие) выставляется от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Порядок цифр в ответе учитывается при оценивании.
За выполнение задания 15 (задание на соответствие) выставляется от 0 до 3 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Порядок цифр в ответе учитывается при оценивании.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 15 заданий первой части работы, – 24 балла .
Ключи к заданиям 1-16
Номер задания |
Вариант 1 |
Баллы |
1. |
клала |
1 балл |
таким же в начале |
1 балл |
|
успели заиндеветь |
1 балл |
|
3 4 |
2 балл |
|
2 4 |
2 балл |
|
12 |
1 балл |
|
2 3 1 5 |
4 балл |
|
6 |
1 балл |
|
2 1 |
2 балл |
|
4 |
1 балл |
|
27 |
1 балл |
|
вспоминал всегда |
1 балл |
|
могут видеть все |
1 балл |
|
21 |
1 балл |
|
2 4 3 |
3 балла |
|
2 |
1 балл |
Часть 2
Проверка задания 17
Ответ на задание 17.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) оценивается по следующим критериям:
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (17.1) |
Баллы |
С1К1 |
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос |
|
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. |
2 |
|
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса. |
1 |
|
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, |
0 |
|
или |
||
тезис не доказан, |
||
или |
||
или |
||
тезис доказан на бытовом уровне. |
||
С1К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. |
3 |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, |
2 |
|
или |
||
привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль одного из них, |
||
или |
||
экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте. |
||
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента из текста, иллюстрирующего тезис, или |
0 |
|
экзаменуемый привел примеры-аргументы не из прочитанного текста. |
||
С1К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
C1К4 |
Композиционная стройность работы |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста. |
1 |
|
В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста. |
0 |
|
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
||
С1К5 |
Соблюдение норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки. |
2 |
|
Допущено 2-3 ошибки. |
1 |
|
Допущено 4 ошибки и более. |
0 |
|
С1К6 |
Соблюдение норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
С1К7 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. |
2 |
|
Допущено 2 ошибки. |
1 |
|
Допущено 3 ошибки и более. |
0 |
|
С1К8 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
С1К9 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет. |
2 |
|
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. |
1 |
|
Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за задание 17.1 |
19 |
Ответ на задание 17.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям:
№ |
Критерии оценивания развернутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста) С1.2 |
Баллы |
СК1 |
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос на основе интерпретации текста. |
|
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос. Ошибок в интерпретации текста нет. |
2 |
|
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но допустил 1ошибку в его интерпретации. |
1 |
|
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста. |
0 |
|
СК2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента , которые соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос. |
3 |
|
Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент , который соответствует обоснованному ответу на поставленный вопрос. |
2 |
|
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста. |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, соответствующего обоснованному ответу на поставленный вопрос, или приведённые экзаменуемый примеры-аргументы не соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос. |
0 |
|
СК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
СК4 |
Композиционная стройность работы |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1ошибка в построении текста. |
1 |
|
В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста. |
0 |
|
ГК5 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки. |
2 |
|
Допущено 2-3 ошибки. |
1 |
|
Допущено 4 ошибки и более. |
0 |
|
ГК6 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
ГК7 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. |
2 |
|
Допущено 2 ошибки. |
1 |
|
Допущено 3 ошибки и более. |
0 |
|
ГК8 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
ФК9 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет. |
2 |
|
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. |
1 |
|
Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за задание С1.2 |
19 |