Kiprina A. E.
Tyumen Region, Abatskoe
Abatskoe S
Annotation
The article is devoted to understanding the problem of teaching literature in high school (on the example of training for a final composition).
The paper deals with the issue of the difficulties of children’s comprehension of classic works of the XVIII-XIX centuries on the example of one composition. The essence of the problem is revealed and substantiated. Children’s misunderstanding of classic works is explained by the fact that students do not associate themselves with represented characters. On the basis of the conducted research a possible solution to the problem is proposed: using the works which are relative to the spiritual and moral education of modern children to train them for the final composition.
Keywords : literature, difficulties of teaching literature, literature in high school, a final composition, а morality, fathers and children, modern literature.
Аннотация
Статья посвящена осмыслению проблемы преподавания литературы в старших классах в средней школе (на примере подготовки к итоговому сочинению).
В работе раскрывается вопрос о сложностях восприятия детьми классических художественных произведений XVIII — XIX веков на примере одного из сочинений обучающихся. Выявлена и обоснована суть проблемы: непонимание детьми классических произведений объясняется тем, что обучающиеся не ассоциируют себя с представленными в них героями. На основе проведенного исследования предлагается возможный вариант решения проблемы: использование для подготовки к итоговому сочинению произведений близких духовно – нравственному воспитанию современных детей.
«Юшка» анализ рассказа Платонова – тема, план, жанр, проблемы произведения
... анализ произведения Закруткина – жанр, проблемы, тема, смысл названия повести Портрет Ефима Дмитриевича — Юшки Многое в этом рассказе сказано ... к нравственному выводу. Главные герои В рассказе несколько главных героев: Юшка, кузнец, его жена, приемная дочь Юшки. Юшка работает ... приемной дочери, жившей в городе. Любовь Татьяны к Онегину – сочинение на тему В деревне мужчину недолюбливали. ...
Ключевые слова:
Сложности преподавания литературы в старших классах в средней школе (на примере подготовки к итоговому сочинению)
Духовно-нравственное воспитание личности является ключевым моментом в освоении школьниками гуманитарных дисциплин. По словам выдающегося историка, культуролога Д.С.Лихачева «XXI век — век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей… возрождения чувства собственного достоинства… репутации человека как чего-то высшего, которой должен дорожить каждый» [1]
С одной стороны, преподавание предметов гуманитарного цикла в старших классах нацелено на воспитание правильной духовно-нравственной ориентированности, с другой – в большинстве своем зависит от уже сформированных у подростков морально-нравственных ценностей.
Когда речь идет о преподавании предметов гуманитарной направленности, прежде всего, нужно понимать, что же является нашей конечной целью. Формирование нравственной личности является одной из основополагающих целей современного образования, и это то, к чему должен стремиться каждый учитель.
Нравственное воспитание – это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения и т. д. [2]
В современном мире сложно уследить за ростом темпа социальной жизни человека. Мы должны понимать, что даже состоявшаяся личность может «потеряться» в многообразии мировоззренческих ориентаций, которые направляют нас на осознание своего места и роли в обществе, цели и смысле социальной и личной жизни, ответственности за свои поступки и направление своей деятельности в целом. Так как же правильно организовать морально-нравственное воспитание подростка?
В становлении и формировании мировоззренческой культуры ребёнка особую роль играет освоение гуманитарных дисциплин, изучение которых способствует подготовке широко образованных, творческих и ярко мыслящих людей.
В данной статье мы более подробно рассмотрим проблему преподавания учебного предмета «литература» в старших классах в средней школе на примере подготовки к итоговому сочинению 2018 года по направлению отцы и дети. Нами была выбрана именно эта дисциплина, т.к. художественные произведения по праву признаны одним из самых действенных способов формирования нравственной ориентации ребёнка, а проблемы, существующие в этой сфере, особо ярко проявляются и просматриваются у обучающихся старшего звена, так как в этот период дети воспринимают себя и окружающий их мир особенно остро.
Обломов и Штольц. Антиподы? Двойники? материал по литературе (10 класс)
Обломов и Штольц. Антиподы? Двойники? материал по литературе (10 класс) по теме 1 группа Происхождение, воспитание и образование, заложенная жизненная программа (воспитание Андрея Штольца ... люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, ... обширные знакомства. 3. Воспоминания о матери, воспитание детей, в том числе и Андрея Обломова, образование О. Ильинской. ...
Итак, прежде всего, давайте разберемся, в чём же заключается проблема преподавания литературы в старших классах. Стоит отметить, что современных детей неоправданно обвиняют в том, что они мало читают, или вовсе перестали читать. Все мы помним знаменитую фразу Л.И Брежнева: «СССР — самая читающая страна в мире». А что являлось предметом интереса этой страны?
«Самой читающей» нас сделала отнюдь не художественная литература, а партийные журналы и газеты. Конечно, классика была более популярна среди подростков, чем сейчас, но это не значит, что современные дети не читают вовсе.
Главной проблемой современной школы в вопросе преподавания литературы, на наш взгляд, является недопустимо малое количество в учебной программе произведений нового времени, литературы понятной, близкой, рождающей отклик на насущные проблемы современной молодежи в новой интерпретации. Конечно, никто не будет спорить, что такие знаковые произведения как «Отцы и дети», «Недоросль», «Капитанская дочка» и др. являются основополагающими в понимании проблемы взаимоотношений отцов и детей, однако мы, как педагоги, должны помнить, в чём залог успеха усвоения и правильного понимания художественного произведения. Это, прежде всего, интерес со стороны ребёнка. Искренняя, неподдельная заинтересованность проявляется в полном «захватывающем» процессе чтения: книга как бы «поглощает» читателя, а читатель, с большим удовольствием поддается её власти. Лишь в этом случае можно надеяться на то, что обучающийся хотя бы запомнит прочитанное. Наверное, каждый учитель литературы задавался вопросом: как возможно такое, что прочитав произведение, ребёнок забывает его содержание уже через месяц, а то и раньше? Всё дело в том, что это было чтение не «интересующее», а «обязательное». Главная цель учителя литературы – слить воедино два этих понятия, чтобы то, что нужно читать, стало тем, что хочется читать.
Нужно признать, что современные подростки, если и читают, то «другое» и «по-другому», и в этом нет вины самих детей. Мы, как педагоги, понимаем, что, по сути, до классики надо дорастать, дотягиваться. Согласитесь, что многие программные произведения очень сложны для восприятия детьми, обучающиеся не «пропускают» их через себя. К примеру, текст такого произведения как «Война и мир», вызывает у детей чуть ли не отвращение, а о понимании всех проблем, отраженных в этом произведении, конечно, уже не может идти и речи. Так чья же это вина: детей, родителей, педагогов? Ответ на этот вопрос прост: виноватых здесь нет. Теоретически эта проблема решается просто.
Чтобы наглядно показать суть её решения, хотелось бы обратиться к такой дисциплине, как русский язык. Ни один учитель не приступит к теме «Сложное предложение», не объяснив ученикам, что такое «Простое предложение». Мы прекрасно понимаем, что логика процесса научения требует перехода от простого к сложному, от малого к большому, а не наоборот. Так почему же мы забываем об этом, обучая детей литературе? Ребёнок не может понять «Войну и мир» не потому, что он не прочитал, не потому, что ему лень, и даже не потому, что «нынешнее поколение морально испорчено», а потому, что в его сознании нет перехода от простого к сложному. Этот переход должен быть плавным, незаметным для детей, но очевидным для нас, учителей.
«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...
... Во втором сюжете писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему ... писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. ... безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Алёна Колокольникова ...
Мы должны осознавать, что текущий интерес подростка к чтению великого, но далекого, всегда должен поддерживаться хорошей сиюминутной литературой, которая говорит о его сверстниках, о том, что происходит здесь и сейчас. Каждый учитель литературы одинаково представляет себе золотое ядро классики, которую проходят все, независимо от того, верующие они, не верующие, прогрессисты или реакционеры. Онегин, «Капитанская дочка», «Война и мир», целиком или в отрывках, Достоевский, Островский, Булгаков. «Ревизор», «Горе от ума», Фет и Тютчев, лучшее из Некрасова… сами легко продолжите.
Вообще, какую бы позицию кто из нас не занимал, есть вещи очевидные. Вопрос, какого масштаба должен быть этот «золотой список», и нужно ли его жестко регулировать в приказном порядке.
Особенно ярко все перечисленные выше проблемы просматриваются при подготовке детей к итоговому сочинению. Направления его, по сути, не имеют значения, ведь для аргументации используются, по мнению многих учителей, одни и те же классические произведения. Однако, детально разбирая направление «отцы и дети», мы столкнулись с большой проблемой: дети, зачастую, не понимают, как в том или ином произведении раскрываются главная тема.
Ярким примером послужит «Капитанская дочка», А.С. Пушкина. Отец Петруши Гринёва воспринимается большинством детей как некий «деспот», «тиран», не давший своему родному чаду наслаждаться жизнью в Петербурге, запретивший сыну жениться на выбранной девушке. Да, некоторые родители до сих пор сделали бы такой же выбор, как отец Гринёва, однако подавляющее большинство балует детей, идет на всевозможные уступки, компромиссы, именно вследствие этого дети не могут понять, что описанное в произведении отношение к ребёнку приемлемо.
Мы знаем, что соответствие приведённого аргумента заданной теме — самый важный критерий итогового сочинения. Представим, что нам дан проблемный вопрос: «Почему отцы всегда поучают детей?» Большинство детей, при виде данной темы, изъявляют желание аргументировать свою точку зрения с помощью произведения «Капитанская дочка». Но, неожиданно для нас, аргументация их не соответствует истинной интерпретации проблемы произведения. Хотелось бы привести пример отрывка сочинения одного из обучающихся:
«…..Для того, чтобы аргументировать свою точку зрения, хочу обратиться к произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
В произведении отец постоянно поучает Петрушу Гринёва, несмотря на то, что у каждого человека есть право на своё мнение и на выбор жизненного пути. Однако отец не считает нужным прислушиваться к мнению сына, что приводит к печальным последствиям. Кто знает, может быть, Петру не пришлось бы пережить все эти тяготы жизни, если бы он обучался в Петербурге и вёл, пусть и «праздную», но спокойную жизнь. Гринёв старший не отправил своего ребёнка в Петербург потому, что был не уверен в том, что сможет воздействовать на него, контролировать. Но ведь неуверенность в собственных силах – это проблема родителя, а не ребёнка…». [3]
Литературные произведения–аргументы к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2017-2018 ...
... прочтения произведения делать определенные выводы. Особенно после прочтения книг великого творца слова Максима Горького. Сочинение 3 ... По сути, Илья Ильич – это большой ребенок, который так и не стал взрослым. Он ... нас с нетипичным персонажем, с юношей, отцом которого является орел. Через его образ ... простоту в манерах, неказистый внешний вид. Однако для девушки гораздо важнее были внутренние качества ...
Как мы видим, ребёнок полностью ушёл от истинной темы произведения, следовательно, за сочинение он получит 0 баллов. Очевидно, что в «Капитанское дочке» не поднимается проблема неуверенности родителей в собственных силах. Однако, доказать это ребёнку, порой, бывает очень сложно. Мы полагаем, что в этом просто нет смысла. Навязанная точка зрения никогда не станет для ребёнка его собственной.
Для раскрытия данной темы мы с ребятами воспользовались более лёгким для понимания произведением В. Распутина «Женский разговор», после прочтения которого дети чётко и ясно сформулировали проблему, поняли её, и смогли построить фактически и логически правильную аргументацию.
Указанный выше пример даёт понять, что зачастую ребёнок просто не может правильно интерпретировать «тексты для взрослых», нам, педагогам, стоит помнить, что обучающиеся рассматривают все произведения, посвященные проблеме отцов и детей исключительно с позиции ребёнка. Нам, конечно, это кажется очевидным, но, как сказал Виталий Сундаков: «Не ребенок должен Вас понимать, а Вы ребенка. Только потому, что Вы были ребенком, а ребенок еще не был взрослым».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод: при подготовке обучающихся к итоговому сочинению не стоит брать произведения, устаревшие по материалу, ведь дети просто не понимают их смысла, потому, что не ассоциируют себя с представленными в тексте персонажами.
Главной проблемой в преподавании литературы в старших классах при подготовке итогового сочинения, на наш взгляд, является не «морально-нравственное падение» общества, а то, что мы не имеем настоящей подростковой литературы: её нет и никогда не было, и это давняя проблема. Однако, всё не так плохо. Подросток вообще-то может читать достаточно широкий спектр литературы – все, что его интересует. И очень хорошо, если есть, с кем обсудить. И ответы подростку нужны немедленно, как только его что-то заинтересовало. А собеседник (лучше не родитель) должен знать меру подростка. Но в классе более двух десятков подростков, и все в разной мере. Поэтому учителю лучше всего выбрать душеполезное для всех – это очень сложная, но решаемая задача.
Возвращаясь к вопросу о морально-нравственном воспитании детей, хотелось бы отметить, что на наш взгляд, среди подрастающего поколения нет настолько ярко выраженных проблем духовно-нравственного падения, чтобы при каждом удобном случае говорить об этом, и не важно кому: самому себе, коллегам, родителям… Каждый учитель-предметник по литературе должен понимать, что от него зависит очень многое. Порой, навязывая детям одну точку зрения, в результате мы получаем нечто совершенно противоположное, и обвиняем в этом детей, хотя, очевидно, сами неверно подходим к решению проблемы.
В заключении хотелось бы сказать, что еще древние греки думали, что молодежь – ужасна, однако, мир всё еще не рухнул, и, по нашему мнению – молодежь – прекрасна.
Литература:
Становление удмуртской литературы для детей в начале 20-го века
... художественного произведения. Часть текстов в азбуке является переводом художественных произведений русской литературы. Как известно, перевод - это произведение искусства особого рода, как и ... народов.Появление азбуки для удмуртских детей «Лыдзон»х (Вятка, ... Сочинений, принадлежащих к грамматике вотского языка», вышедшего в свет в 1775 году, стала печататься различного характера литература на удмуртском ...
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/v-starshih-klassah-prepodavatel-po-literature-shvatil-stopku-sochineniy/
1. [Электронный ресурс]
2.http://ushakovdictionary.ru [Электронный ресурс]
3.Выдержка из сочинения обучающегося