Обломов и Штольц. Антиподы? Двойники? материал по литературе (10 класс)

Сочинение

Роман Гончарова «Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.

Обломов и Штольц. Антиподы? Двойники? материал по литературе (10 класс) по теме

1 группа

Происхождение, воспитание и образование, заложенная жизненная программа (воспитание Андрея Штольца (гл.1, часть 2), Обломова (часть 1, глава 9)

Примерный ответ 1-ой группы

1. Происхождение

Обломов: из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные

Штольц: из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать — обедневшая русская дворянка

2.Воспитание и образование

Обломов: родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в Обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. В семье был культ еды, а после еды — крепкий сон

ВЫВОД: “ОН (Обломов) уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.

Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что подтверждает фраза: “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.

Штольц: отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни — это деньги, строгость и аккуратность

10 стр., 4669 слов

Столкновение мечты и реальности в жизни Обломова (по одноименному ...

... жизненную позицию. Именно Ольгу Обломов воспринял как воплощение того идеала, о котором мечтал. Отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. ... такое воспитание. Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова (По роману «Обломов») ... жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц ...

Русская культура Немецкая культура
Мать Отец
1. Русская литература, творческое начало, православие, душевность, доброта, музыка 1. Трудолюбие, практичность, аккуратность, сдержанность, расчетливость, прагматизм.
2. Понимание искусства, семейные ценности, дружба. 2. Карьера, обеспеченная жизнь, путешествия по странам Европы, обширные знакомства.
3. Воспоминания о матери, воспитание детей, в том числе и Андрея Обломова, образование О. Ильинской. 3. Готовность к любому повороту в жизни, надежда только на свои силы.
4. Мечта – стать русским. 4. Мечта – сохранить культуру отца.

Вывод: А.И. Штольц всю свою жизнь стремился стать русским; развив деловые качества, он начинает заботиться о душе.

3.Заложенная программа

Обломов: прозябание и сон — пассивное начало

Штольц: энергия и бурная деятельность — активное начало

2 группа

Портретная характеристика, значение имени, окружающая обстановка

Примерный ответ 2-ой группы

Портрет

Автор сам дает описание портрета своего героя, он ничьим глазам не доверяет. В портрете использовано много выразительных средств. Это и неожиданные эпитеты: цвет лица безразличный, неопределенная задумчивость, холодный человек. Это и олицетворения: с глазами, гулявшими беспечно по стенам; с лица беспечность переходила в позы всего тела; ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость. Автор использовал для портрета своего героя метафоры: на лицо набегала туча заботы, начиналась игра сомнений. Использован также перенос явлений природы на человека: взгляд туманился.

Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. … Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. … Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный. … тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. … Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».

“Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат, настоящий восточный халат,…который, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу”. Илья Ильич Обломов “любил простор и приволье”.

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

Интерьер

Одна и та же комната служила и спальней, и кабинетом, и приемной, чтобы не убирать.

Что стояло в комнате?

Бюро красного дерева. Два дивана, задок у одного дивана осел вниз.

Красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Неграциозные стулья красного дерева, шаткие этажерки.

“Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: “Кто сюда натащил все это?”

В интерьере бросается в глаза одна особенность: это очень подробное описание, здесь очень много деталей. Гончаров сам себя называл рисовальщиком.

Неожиданности 6 главы не исчерпаны. “Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”

Имя

Уже сама фамилия Штольц (от немецкого stolz — ‘гордый’) контрастна наименованию Обломова. Имя — Андрей в переводе с греческого означает «мужественный, храбрый»

3 группа

Мысли и поступки героев. Отношение героя к службе, обществу, деятельность героя

Обломов рассуждает: “С чего начать?…набросать подробную инструкцию поверенному и отправить его в деревню, Обломовку заложить, прикупить земли, послать план застроек, квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода за границу, сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара, надевать самому чулки и снимать с себя сапоги, спать только ночью, ехать, куда все едут, потом… потом поселиться в Обломовке, знать, что такое посев и обмолот, отчего бывает мужик беден и богат, ходить в поле, ездить на выборы… И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, а не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум,…когда же жить?”)

На какие размышления наводят Обломова визиты знакомых? Справедливы ли его выводы?

Отношение к просвещению: Штольц предложил открыть в деревне школу.

Обломов ответил: «Грамотность вредна мужику».

Отношение ко всему новому: Штольц рассказал о новостях в их родных местах:

«Пристань хотят строить, и предложено шоссе провести, а в городе ярмарку учреждают».

Обломов высказал убеждение, что такие нововведения «принесут несчастья».

Поступки (Хочет встать, умыться – успеет после чаю, чай можно выпить в постели, ничто не мешает думать лежа.

Он приподнялся и чуть было не встал, и даже начал опускать одну ногу с постели, но тотчас подобрал ее.

Прошло с четверть часа – ну, полно лежать, пора вставать.

“Прочту письмо, потом встану”.

“Одиннадцать часов уже, а я еще не вставал”.

Он повернулся на спину.

Звонок. Он, лежа, с любопытством глядит на двери.

Доволен ли Обломов своим способом существования?

Готов ли сам Обломов изменить свою жизнь?”. Ученики приводят цитату из романа, доказывающую, что такое желание у Обломова есть: “Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…

Мечтал в юности о бескорыстном служении России

К одноплановой характеристике нет возврата.

КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее.

Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.

4группа

Цель жизни (Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц (главы 4-5, часть2) Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?

(Спор Обломова и Штольца — ч. 2 глава 9).

Цель жизни

Как жить

Отношение к жизни.

Речь Обломова об идеале жизни

Ч. 2, Гл. 4. Идеал похож на Обломовку, но это уже не Обломовка: есть ноты, книги, рояль, изящная мебель. Герой хочет слияния с природой, выражает свои мысли образно, поэтому Штольц назвал его поэтом.

«Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается это все: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

«Вся жизнь есть мысль и труд .., труд хоть безвестный, темный, но непрерывный… труд – образ, содержание , стихия и цель жизни…»

Идеал счастья Обломова – полное спокойствие и хорошая еда. Идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. Незыблемой нормой считает Обломовщину.

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно…” В мечтах главного героя, Штольц был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя; идеал Обломова состоит… в покое и наслаждении 8-й главе первой части

3–4-я главы второй части Суть спора — КАК ЖИТЬ?! — Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

  • Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”;
  • идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.) Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане. В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем

«Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Что значит — «цель жизни»? Что значит — «жить просто так», «жить, чтобы жить»?

Образ жизни Обломова вызывал у Штольца жажду деятельности:

«Надо же выйти из этого сна… Нет, я тебя не оставлю так, через неделю ты не узнаешь себя, ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен я собой и тобой делать…»

Штольц считал, что жизнь – это труд, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни».

Обломов считал, что жизнь – есть покой и праздность.

Признание Обломова (как он представляет себе жизнь , как он хочет её прожить) вызвало обратную реакцию:

«Это не жизнь… это… какая-то обломовщина». (стр. 163)

5 группа

Отношение к женщине, семейная жизнь

Штольц: главенствующая роль мужчины в духовной жизни женщины, а Обломов руководить духовной жизнью Ольги не готов, он сам нуждается в руководстве

Обломов: ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Матвеевна Пшеницына).

В идеале женщины 2 начала: одно из них в Ольге, другое в Пшеницыной («Какой поцелуй! Какой чай!») Молчаливые прогулки по аллее, в лодке, чтение. Спокойная любовь.

Штольц: ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская)

г) Отношение к Ольге Ильинской: Штольц

«…говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем по жизни… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, ни умысла!..» Обломов

Илья был с Ольгой с утра до вечера, читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру.

«Чего не бывает на свете».

*Штольц познакомил «Обломова с Ольгой и её тёткой».

6 группа

Отношение автора и других действующих лиц к героям

Примерный ответ 6-ой группы

Отношение автора и других действующих лиц к герою

Авторская характеристика (Что можно сказать об отношении автора к своему герою? Какими приемами это раскрывается? Вот он утром просыпается, “ а ум еще не явился на помощь”. “Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен”. Автор подсмеивается над своим героем, используя прием иронии.

Мнение других героев Что Штольц называет «обломовщиной»?

Приемы, используемые автором для раскрытия образа Обломова: описание (портрет, внешний вид, интерьер), акцент на деталях, ирония, дополнение одного образа другим (Захар похож на своего хозяина), выделение типичных черт (герой Гончарова сразу похож и на Манилова, и на кого-то очень знакомого из нашей жизни).

7 группа

Соотнесение оценки, данной группами с взглядами критиков

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ОБЛОМОВА И ШТОЛЬЦА

Обломов: добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний. поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.

Штольц: сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. сформировался настоящий «железный» характер. но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист

Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

Обломов Штольц
Покой (апатия) «…он беспрестанно в движении…»
Сон (бездействие) «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»
Мечта – «скорлупа, самообман» «он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни» «… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».
Страх перед обстоятельствами «причину всякого страдания приписывал себе»
Бесцельность существования «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»
Труд — наказание «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»
Честен, добр и кроток. Штольц говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Нет программы общественного служения
Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

Письмо Обломову

Здравствуйте, Илья Ильич! Я очень обеспокоена Вашим состоянием. Ваша судьба мне настолько не безразлична, что я пытаюсь искренне помочь Вам. Но для этого мне нужно кое-что для себя уточнить: Обыкновенный ли Вы лентяй или человек, не видящий никакого смысла в жизни?

Последние события жизни Вашей меня очень беспокоят. Вы перестали жить полной жизнью, а начали бессмысленное существование. Каждый новый день похож на предыдущий, у Вас нет никаких стремлений. Помнится мне, что первого числа в Екатерингофе был праздник. Знаю также, что в тот день посетили Вас друзья, на праздник звать приходили, но Вы даже и не соизволили с постели встать. Нельзя же всячески противиться тем, кто пытается поднять Вас с уютного дивана. Каждый день друзья находят Вас за любимым занятием – лежанием на диване. Смысл жизни Вы находите в диване, халате и туфлях. Но ведь это символы лени и бездействия. У Вас даже нет желания выходить из дома, общаться с разными интересными людьми. Круг общения Ваш сузился почти до одного Захара. Вся жизнь большого города не для Вас. А ведь Вы живёте в центре. Это такая возможность посетить множество полезных и интересных мест, но Вы упускаете эту возможность. В Вас присутствует полное безразличие ко всему окружающему. Вы не хотите менять свою жизнь, потому что она Вас полностью устраивает. Но Вы не знаете другой жизни, а может быть следует попробовать внести ощутимые изменения в привычный Вам образ жизни. Даже друзья Ваши куда-то спешат, что-то делают, но Вы так и остаётесь безразличны ко всему. А ведь жизнь не стоит мёртвым грузом, она проходит, проходит Ваша любовь, возможность счастья семейного. Ваше бездействие губительно для Вас. Вы постепенно опускаетесь, а в жизни Вашей ничего не остаётся. Лучший друг Ваш, Андрей Штольц, тоже пытался возродить Вас к жизни. Я знаю, Вы на какое-то время хотели изменить и обновить себя, но ничего из этого не получилось, потому что Вы слишком боитесь новой жизни. А как же Ваша любовь к Ольге Ильинской? Вы уже начали пробуждение, появились мечты, желание жить. Но Вы снова испугались, испугались изменений в жизни.

Пока Вы не переступите черту бездействия и страха перед новыми начинаниями, Вы не достигните ничего. Подумайте над этим.

Доброжелатель

Различия личностей Обломова и Штольца

В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией. Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.

Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.

«Антиподы ли Обломов и Штольц?»

Понятие «антиподы» в литературе означает двух людей с абсолютно противоположными взглядами на реальность. Чтобы понять, можем ли мы считать Обломова и Штольца антиподами, нужно внимательно изучить характеры этих персонажей и выяснить, каким каждый из них видит мир и так ли сильно различаются их взгляды на жизнь, как кажется на первый взгляд.

Безусловно, Обломов и Штольц — очень разные люди. Автор так описывает Илью Ильича: «человек с чертами удивительно мягкими», «обрюзг не по летам», «тело его… казалось слишком изнеженным для мужчины». А вот что говорится о Штольце: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… ни признака жирной округлости». Различия в их внешности во многом обусловлены тем, какой они ведут образ жизни. Андрей Иванович очень деятелен: «он беспрестанно в движении… ездит и в свет, и читает: когда успевает — Бог весть». Обломов же живёт так, что невольно напоминает тепличное растение: «Лежанье у Ильи Ильича… было нормальное состояние. Когда он был дома — а он почти всегда дома — он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате», «Жизнь в его глазах подразделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья».

В свою очередь, различия в их образах жизни вытекали из полученного ими воспитания. Деревня, в которой вырос Илья Ильич, называлась Обломовка. Это было тихое небольшое поселение, где жизнь текла мирно и совершенно не менялась. Всё бытие обломовцев состояло из постоянно повторявшихся циклов, и веками в их размеренное течение жизни ничто не вмешивалось. Илья Ильич всё своё детство был окружен толпой любящих родственников, старавшихся сделать его жизнь как можно более лёгкой. Ему не давали делать что-либо самому, он постоянно находился под опекой слуг. Няня часто рассказывала маленькому Илюше разные сказки, из-за которых он всю жизнь потом жил в воображаемой реальности и боялся настоящей жизни и её суеты: «Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть — едва знает, и на каждом шагу всё ждёт чего-то страшного и боится». Образование он получал в Верхлёве, находившемся в пяти верстах от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца, отца Андрея Ивановича, в его пансионе для детей окрестных дворян. Но Обломов ничему толком и не научился: «Немец был человек дельный и строгий… Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлёва… Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралась и на Верхлёво… там, кроме дома Штольца, всё дышало той же первобытною ленью».

Иначе был воспитан Андрей Иванович. С детства он получил от родителей превосходное образование: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи…, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же „Телемака“». Андрей был очень живым мальчиком, любил пошалить, всегда был полон энергии и жизненной силы. Трудовое, практическое воспитание, полученное им, должно было сделать его похожим на отца — «немецким бюргером», строгим и жёстким человеком, никогда не отступающим от установленных правил. Но матери Штольца не хотелось, чтобы её сын во всём походил на отца. Она желала, чтобы он стал настоящим русским барином, был деликатным, снисходительным и мягким. «Утешься, добрая мать: твой сын вырос на русской почве… Вблизи была Обломовка: там вечный праздник! Там сбрасывают с плеч работу, как иго; там барин не встаёт с зарёй и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колёс и пружин». Обломов и Штольц были хорошими друзьями, Андрей искренне любил Илью и часто бывал у него в деревне. И, конечно, ленивая атмосфера Обломовки не могла не повлиять на юного Андрея. Она смягчила жёсткое немецкое воспитание и расширила сознание мальчика.

Но, несмотря на то, что характер Штольца был несколько изменен под влиянием Обломовки, он всё же остался человеком, для которого праздность была хуже смерти. Труд для него — «образ, содержание, стихия и цель жизни». Совсем иначе видит смысл своего существования Обломов, для которого главное в жизни — «это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая». Вся жизнь Ильи Ильича — это его мечты, лишь там он мог раскрыться и реализовать свои неисполненные желания, амбиции. Не сумев научиться прикладывать усилия для достижения своих целей, Обломов был обречён на вечную зависимость от воли окружавших его людей. Иначе относится к мечтаниям Штольц: «Мечте, загадочному и таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман». У меня сложилось впечатление, что для Андрея Ивановича понятие «воображение» было неразрывно связано с «обломовщиной», всегда пугавшей его. Тот образ жизни, который вёл Илья Ильич, противоречил всем убеждениям Штольца.

Но между ними есть несомненное сходство: они оба — люди, очень замкнутые в себе. Их внутренняя жизнь скрыта от чужих глаз, и мало кто смог бы понять их до конца. Андрей считал, что надо «без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно», а Илья Ильич всю жизнь старался «не потерять, не растратить всех богатств своего духовного мира». Общим было и их чувство к Ольге, к женщине, находившейся в состоянии постоянного духовного роста. В Ольге была сила, которой не хватало им обоим: она не сковывала себя какими-либо рамками и оставалась свободна в выборе своего пути.

Конечно, нет никаких сомнений в том, что Обломов и Штольц — люди, имеющие различное воспитание, мировоззрение, цели в жизни. Если не приглядываться внимательно к их характерам, а лишь бегло оценить каждого из них, то может сложиться впечатление, что они совершенно не имеют ничего общего. Однако почему же тогда они так привязаны друг к другу? Что притягивает этих двух столь разных людей? Я считаю, что они оба чувствовали, что им чего-то недостаёт для того, чтобы достичь состояния душевной целостности. Штольц ощущал, что, не давая себе мечтать, он очень сильно ограничивает свои возможности познать всю красоту окружавшего его мира. Обломов же понимал, что в нём нет того стержня, желания жить и быть в движении, которым был наполнен его друг. Они оба чувствовали себя ограниченными людьми и пытались найти недостающие им качества друг в друге. И, тем не менее, на этом сходство этих двух персонажей заканчивается, что заставляет меня все-таки считать их антиподами. Гончаров, подчеркивая их взаимное различие, пытается найти, собрать воедино душевные качества, которые, воплотившись в одном человеке, создадут героя, способного открыть новые перспективы и пути для России.

Штольц и Обломов: антиподы или двойники?

Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе — активности

и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.

Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц — это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов — пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии

в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.

Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).

Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя — отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова — как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца — как рациональной, деятельной и карьерной жилки.

Сочинение на 5

Роман Гончарова «Обломов» заставляет нас задуматься о возможности дружбы между абсолютно разными людьми. Имеет ли право на существование такая дружба? Автор в своём произведении активно размышляет над этой проблемой.

Главные герои романа – Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов. Илья Обломов является типичным представителем русского барства XIX века. Этот человек отличается мягким характером, он спокойный, старается не нарушать привычный образ жизни. Его скучная жизнь проходит на диване. Лёжа на нём, он спокойно размышляет о необходимых преобразованиях в своем имении Обломовка. При этом на его лице отсутствует всякая определённая идея. Обломов настолько отдалён от реальности, что свет для него представляется вечной суетой безо всякой цели.

В отличие от Обломова, Штольц не может просто лежать без дела, для него нормальное состояние – движение. Штольц знает все реалии жизни и не склонен мечтать. По мнению некоторых критиков, Штольц является антиподом Обломова. Но я не считаю, что эти люди полные противоположности, скорее Штольц дополняет Обломова. Илья Обломов показан как наивный и открытый человек, а вот Андрей Штольц как решительная и целеустремленная личность. Он ясно представляет себе цель, знает как её достигнуть, и пытается увлечь Обломова своими идеалами.

То есть именно Штольц пытается «оживить» Обломова, всячески стараясь вызвать у него интерес хоть к чему-то, прививая ему свои взгляды на окружающий мир. Штольц буквально заставляет Обломова выходить в свет, а Ольгу Ильинскую он просит «присмотреть» за Обломовым. Я думаю, все эти действия говорят о том, что эти люди были настоящими друзьями.

Гончаров посредством своего произведения показывает нам, что абсолютно разные люди с разными, зачастую даже противоположными качествами могут испытывать друг к другу тёплые чувства, быть настоящими друзьями.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Штольц и Обломов» читают:

Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс

referat5vip.ru

Понятие «антиподы» в литературе означает двух людей с абсолютно противоположными взглядами на реальность. Чтобы понять, можем ли мы считать Обломова и Штольца антиподами, нужно внимательно изучить характеры этих персонажей и выяснить, каким каждый из них видит мир и так ли сильно различаются их взгляды на жизнь, как кажется на первый взгляд. Безусловно, Обломов и Штольц – очень разные люди. Автор так описывает Илью Ильича: «человек с чертами удивительно мягкими», «обрюзг не по летам», «тело его…казалось слишком изнеженным для мужчины». А вот что говорится о Штольце: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов…ни признака жирной округлости». Различия в их внешности во многом обусловлены тем, какой они ведут образ жизни. Андрей Иванович очень деятелен: «он беспрестанно в движении…ездит и в свет, и читает: когда успевает – Бог весть». Обломов же живёт так, что невольно напоминает тепличное растение: «Лежанье у Ильи Ильича…было нормальное состояние. Когда он был дома – а он почти всегда дома – он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате», «Жизнь в его глазах подразделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья». В свою очередь, различия в их образах жизни вытекали из полученного ими воспитания. Деревня, в которой вырос Илья Ильич, называлась Обломовка. Это было тихое небольшое поселение, где жизнь текла мирно и совершенно не менялась. Всё бытие обломовцев состояло из постоянно повторявшихся циклов, и веками в их размеренное течение жизни ничто не вмешивалось. Илья Ильич всё своё детство был окружен толпой любящих родственников, старавшихся сделать его жизнь как можно более лёгкой. Ему не давали делать что-либо самому, он постоянно находился под опекой слуг. Няня часто рассказывала маленькому Илюше разные сказки, из-за которых он всю жизнь потом жил в воображаемой реальности и боялся настоящей жизни и её суеты: «Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть – едва знает, и на каждом шагу всё ждёт чего-то страшного и боится». Образование он получал в Верхлёве, находившемся в пяти верстах от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца, отца Андрея Ивановича, в его пансионе для детей окрестных дворян. Но Обломов ничему толком и не научился: «Немец был человек дельный и строгий… Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлёва…Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралась и на Верхлёво… там, кроме дома Штольца, всё дышало той же первобытною ленью». Иначе был воспитан Андрей Иванович. С детства он получил от родителей превосходное образование: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи…, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака»». Андрей был очень живым мальчиком, любил пошалить, всегда был полон энергии и жизненной силы. Трудовое, практическое воспитание, полученное им, должно было сделать его похожим на отца – «немецким бюргером», строгим и жёстким человеком, никогда не отступающим от установленных правил. Но матери Штольца не хотелось, чтобы её сын во всём походил на отца. Она желала, чтобы он стал настоящим русским барином, был деликатным, снисходительным и мягким. «Утешься, добрая мать: твой сын вырос на русской почве…. Вблизи была Обломовка: там вечный праздник! Там сбрасывают с плеч работу, как иго; там барин не встаёт с зарёй и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колёс и пружин». Обломов и Штольц были хорошими друзьями, Андрей искренне любил Илью и часто бывал у него в деревне. И, конечно, ленивая атмосфера Обломовки не могла не повлиять на юного Андрея. Она смягчила жёсткое немецкое воспитание и расширила сознание мальчика. Но, несмотря на то, что характер Штольца был несколько изменен под влиянием Обломовки, он всё же остался человеком, для которого праздность была хуже смерти. Труд для него – «образ, содержание, стихия и цель жизни». Совсем иначе видит смысл своего существования Обломов, для которого главное в жизни – «это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая». Вся жизнь Ильи Ильича – это его мечты, лишь там он мог раскрыться и реализовать свои неисполненные желания, амбиции. Не сумев научиться прикладывать усилия для достижения своих целей, Обломов был обречён на вечную зависимость от воли окружавших его людей. Иначе относится к мечтаниям Штольц: «Мечте, загадочному и таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман». У меня сложилось впечатление, что для Андрея Ивановича понятие «воображение» было неразрывно связано с «обломовщиной», всегда пугавшей его. Тот образ жизни, который вёл Илья Ильич, противоречил всем убеждениям Штольца. Но между ними есть несомненное сходство: они оба – люди, очень замкнутые в себе. Их внутренняя жизнь скрыта от чужих глаз, и мало кто смог бы понять их до конца. Андрей считал, что надо «без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно», а Илья Ильич всю жизнь старался «не потерять, не растратить всех богатств своего духовного мира». Общим было и их чувство к Ольге, к женщине, находившейся в состоянии постоянного духовного роста. В Ольге была сила, которой не хватало им обоим: она не сковывала себя какими-либо рамками и оставалась свободна в выборе своего пути. Конечно, нет никаких сомнений в том, что Обломов и Штольц – люди, имеющие различное воспитание, мировоззрение, цели в жизни. Если не приглядываться внимательно к их характерам, а лишь бегло оценить каждого из них, то может сложиться впечатление, что они совершенно не имеют ничего общего. Однако почему же тогда они так привязаны друг к другу? Что притягивает этих двух столь разных людей? Я считаю, что они оба чувствовали, что им чего-то недостаёт для того, чтобы достичь состояния душевной целостности. Штольц ощущал, что, не давая себе мечтать, он очень сильно ограничивает свои возможности познать всю красоту окружавшего его мира. Обломов же понимал, что в нём нет того стержня, желания жить и быть в движении, которым был наполнен его друг. Они оба чувствовали себя ограниченными людьми и пытались найти недостающие им качества друг в друге. И, тем не менее, на этом сходство этих двух персонажей заканчивается, что заставляет меня все-таки считать их антиподами. Гончаров, подчеркивая их взаимное различие, пытается найти, собрать воедино душевные качества, которые, воплотившись в одном человеке, создадут героя, способного открыть новые перспективы и пути для России.