По литературе 10 и 11 класс

Сочинение

2020-2021 учебный год

11 класс

!!! НОВОЕ

В 2020/21 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 апреля, 21 апреля и 5 мая.

— ФИПИ. Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

вправе писать

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

  • Обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • Обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

По желанию могут писать и выпускники прошлых лет.

Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Критерии оценки сочинения:

Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация.
  3. Привлечение литературного материала.
  4. Композиция и логика рассуждения.
  5. Качество письменной речи. Грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).

Подробнее с критериями оценки сочинения можно ознакомиться в этом документе.

2019-2020 учебный год

10 класс

В мае 2020 года запланирована региональная апробация итогового сочинения для учащихся 10 классов. Темы будут сформулированы в рамках направлений 2019-2020 учебного года, опубликованных на сайте ФИПИ.

Подробнее с критериями оценки сочинения можно ознакомиться в этом документе  1

11 класс

В 2019/20 учебном году итоговое сочинение пройдет 4 декабря, 5 февраля и 6 мая.

  • ФИПИ. Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

2018-2019 учебный год

10 класс

24 апреля 2019 года

Время начала написания — 09.00

Темы сочинений , предлож енные обучающимся , будут сформулированы по следующим направлениям :

1. « Отцы и дети » ;

2. « Мечты и реальность » ;

3. «Месть и великодушие»;

4. «Искусство и ремесло»;

Материалы для организации и проведения сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в 2019 году размещены в следующих файлах:

11 класс

В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.

Опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

  • ФИПИ. Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год:

1. Отцы и дети.

2. Мечта и реальность.

3. Месть и великодушие.

4. Искусство и ремесло.

5. Доброта и жестокость.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.

2017-2018 учебный год

10 класс

Распоряжение Комитета по образованию от 16.04.2018 №1132-р «Об утверждении Порядка проведения сочинения по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2018 году».

16 мая 2018 года

Место проведения сочинения для учащихся 10 классов:

11 класс:

Проведение итогового сочинения (изложения) для учащихся 11 классов — 6 декабря 2017 года (среда).

Место проведения итогового сочинения (изложения) для учащихся 11 классов — ГБОУ гимназия № 498.

ВАЖНО. С результатами итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться в ГБОУ гимназии № 498 ПОСЛЕ их утверждения региональной государственной экзаменационной комиссией.

ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЯ

В 2017/18 учебном году итоговое сочинение пройдет 6 декабря, 7 февраля и 16 мая.

Объявлены открытые направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

— «Верность и измена»,

— «Равнодушие и отзывчивость»,

— «Цели и средства»,

— «Смелость и трусость»,

— «Человек и общество».

Специалисты ФИПИ подготовили комментарий по открытым направлениям тем итогового сочинения, опубликованный в разделе Итоговое сочинение:

Краткий комментарий к названным направлениям

Разделение произведений по направлениям

1. Направление «Верность и измена»

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. Направление «Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. Направление «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. Направление «Человек и общество»

Тема исследования: Взаимодействие личности и общества в литературе

Введение:

Взгляд на человека как представителя социума является актуальным для тем данного направления исследования. Общество, во многом, формирует личность, однако личность также способна оказывать влияние на социум. В данном исследовании мы собираемся рассмотреть проблему взаимоотношений личности и общества с разных сторон: гармоничного взаимодействия, сложного противостояния и непримиримого конфликта. Также мы задумаемся о условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература, как искусство слова, всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, и исследование ее произведений позволит нам более глубоко понять созидательные или разрушительные последствия этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Цель исследования:

Целью данного исследования является анализ литературных произведений с целью выявления различных аспектов взаимоотношений личности и общества. Мы стремимся узнать, как личность влияет на общество и как общество формирует личность. Исследование также направлено на выявление условий, при которых происходит гармоничное взаимодействие между личностью и обществом, а также на анализ противостояния и конфликта, возникающего в этих отношениях.

Методы исследования:

В ходе исследования будут использованы следующие методы:

  1. Анализ литературных произведений, включающий чтение и изучение текстов, выявление основных тем и мотивов, анализ персонажей и их взаимодействия.
  2. Сравнительный анализ литературных произведений, позволяющий выявить общие и отличительные черты взаимоотношений личности и общества.
  3. Исторический анализ, включающий изучение исторического контекста создания литературных произведений и их связь с социальными и политическими событиями.
  4. Теоретический анализ, включающий изучение различных теорий и концепций, связанных с взаимоотношениями личности и общества.

Ожидаемые результаты:

Ожидается, что исследование позволит выявить различные аспекты взаимоотношений личности и общества в литературе. Будут выявлены примеры гармоничного взаимодействия, сложного противостояния и непримиримого конфликта между личностью и обществом. Также будут выделены условия, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Исследование позволит нам лучше понять взаимоотношения между личностью и обществом и их влияние на формирование как отдельного индивида, так и цивилизации в целом.

Тематические направления для написания итогового сочинения в 2016-2017 учебном году

В 2016-2017 учебном году Рособрнадзор предлагает выпускникам поразмышлять над понятиями, которые влияют на внутренний мир человека и его поступки. Через сочинения ученики смогут выразить свое отношение к разуму и чувству, чести и бесчестию, победе и поражению, опыту и ошибкам, дружбе и вражде.

Разум и чувство

Тема «разум и чувство» позволяет глубоко проникнуть во внутренний мир личности и понять, как различные аспекты ее характера влияют на жизненные ситуации. В сочинении можно обсудить, какое взаимодействие происходит между разумом и чувством, и как правильно балансировать между ними. В образцах литературы можно найти множество примеров разных персонажей, которые сталкиваются с подобным внутренним конфликтом.

Честь и бесчестие

«Честь и бесчестие». В современном мире крайне актуальной является тема чести и бесчестия. Валяй Supervisor силойбого наказать тех, кто заслуживает этого, но что, если вы принимаете на себя ответственность за чужие поступки? Вопросы морали, лжи и сострадания, а также проблема метаморфоз главного героя: от небезупречного интеллектуала до махинационной верверочки лежат в основе предложенной темы

Победа и поражение

Тема «победа и поражение» позволяет рассмотреть разные виды достижений и взглянуть на смысл победы, как части жизни. Внутренние и внешние причины успеха и неудачи могут запустить сообщение об индивидуальной зависимости на успех от личных усилий и динамической констелляции каждого людя. В литературе эта тема часто раскрывается на примере сильных и слабых главных героев.

Опыт и ошибки

Тема «опыт и ошибки» является наиболее близкой к жизни. Важно понимать, что ошибки — это также важный и полезный опыт жизни. Писатели, рисующие в своих литературных произведениях различные ситуации неудач и их последствий, помогают взглянуть на повседневную жизнь с другой стороны. В своем сочинении, ученики могут поделиться опытом, рассказать о своих ошибках и о том, что они смогли извлечь из этого опыта.

Дружба и вражда

Тема «дружба и вражда» нашла свое отражение в множестве художественных произведений. Таким образом, написание сочинения на эту тему оказывается довольно простым, ведь она актуальна в жизни каждого. В своем эссе можно обсудить разные типы дружбы и вражды, а также посмотреть на них со стороны писателей, которые тоже имели свой взгляд на эту проблему.

Тематические направления единого сочинения по литературе в 10-м классе

1. «Любовь и ненависть»

Направление нацелено на анализ и рассмотрение важных аспектов человеческих чувств — любви и ненависти. Сочинение может охватывать различные формы любви и ненависти, их проявление в отношениях между людьми и обществами. Литературные произведения часто исследуют сложность этих эмоций, их воздействие на жизнь и поступки героев, а также последствия любви и ненависти для общества в целом.

2. «Истина и ложь»

Это направление предлагает рассмотреть вопросы правды и лжи в различных контекстах и ситуациях. Сочинение может затрагивать темы моральной ответственности за ложь, значение истины в обществе и личной жизни, а также причины и последствия обмана. Литературные произведения часто исследуют тонкую грань между правдой и ложью, показывая, как сильно они влияют на судьбы персонажей и общества в целом.

3. «Победа и поражение»

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда»

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Подробнее с критериями оценки сочинения можно ознакомиться, Сочинение 11 класс

Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 23.11.2015г. №2991-р «О проведении итогового сочинения (изложения) в Невском районе Санкт-Петербурга в 2015/2016 учебном году».

Сроки проведения сочинения в 2015-2016 учебном году. Письмо Рособрнадзора от 30.10.2015 № 02-484.

Письмо Рособрнадзора РФ от 01.10.2015 №02-448 «О направлении методических материалов, регламентирующих проведение итогового сочинения (изложения) в 2015/2016 учебном году».

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».

Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы»

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/polojenie-o-provedenii-sochineniya-po-literature-v-klasse/

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена

Темы будут сформированы по часовым поясам.

Положение о проведении сочинения по литературе для обучающихся в 10-х классах образовательных организаций Санкт-Петербурга в 2015 году.

с приложениями

Письмо Рособрнадзора от 01.10.2014 №02-651 с приложениями

Письмо первого заместителя министра образования и науки Российской Федерации Н.В.Третьяк от 26.08.2014 №НТ-904/08 о проведении итогового сочинения для обучающихся XI классов в рамках промежуточной аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Документы по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в рамках государственной итоговой аттестации 2015 года, подготовленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Заверенную в установленном порядке копию итогового сочинения для представления в приемную комиссию учреждения высшего профессионального образования можно получить по письменному заявлению. Ответственный — Зорина И.Е. тел. 411-31-81