Урок русского языка в 3 классе.
Тема : «Сочинение по картине в жанре репортажа».
Цели :
Обучающая : углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.
Развивающая : совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; развитие умения оценивать составленный репортаж.
Коррекционная : расслабление лицевых мышц и стимулирование циркуляции крови через самомассаж; выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения.
Планируемый результат :
- формулирование темы занятия после предварительного обсуждения;
- осуществление деятельности с учётом выделенных учителем ориентиров действия и в сотрудничестве с учителем;
- при выполнении некоторых заданий осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из справочной литературы;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления.
- анализ информации, представленной в форме деформированного текста, извлечение необходимых для решения коммуникативных задач сведений;
- умение перерабатывать информацию: осуществлять подробный пересказ текста;
- составление и съёмка видеорепортажа.
Оборудование : компьютер, экран, проектор, видеоролик 1 «Актуальное интервью», видеоролик 2 «Творческий путь А.Н.Тумбасова», заготовка начала репортажа о картине, картина А.Н.Тумбасова «Зима в деревне», мольберт, клише с описанием картины, фотоаппарат, штатив.
Ход урока :
1. Организационный момент :
а) приветствие :
Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...
... познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы ...
— Сегодня к нам на занятие пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.
б) положительный настрой :
— Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем творческих успехов.
2. Вводная беседа :
— Мы на уроке русского языка, а значит, как должны учиться говорить? (Чётко, ясно, точно, понятно, убедительно, искренне, свободно, складно).
— Почему мы так должны говорить? (Нас слушают люди).
3. Самомассаж и речевая гимнастика :
— А поможет в этом нам речевая гимнастика. Начнём с самомассажа.
а) Самомассаж :
— Откройте рот, как на звук [а]. Круговыми движениями помассируем скуловые мышцы лица вверху. Хорошо растираем кончиками пальцев. А теперь внизу выполним круговые движения. А теперь проведём движения сверху вниз и, наоборот, по щекам между скулами.
— Теперь разомнём мышцу, отвечающую за поднимание и опускание губ.
б) Речевая гимнастика :
— Заборчик, лопаточка, иголочка, часики, лопаточка, чашечка, качели, чистим зубы, футбол, лошадка.
в) Произнесение скороговорки .
— Не запутайтесь в звуках. Повторите скороговорку.
Сядем на пригорке, да расскажем скороговорки.
Произнесение хоровое 1 раз, 2 раза; индивидуальное произнесение скороговорки отдельными учениками.
4. Актуализация знаний :
а) Задание 1 : — Произнесите правильно слова: акварель, пастель, пейзаж, репродукция.
— Какие ассоциации у вас возникают? (Ответы детей)
б) Задание 2 :
— А теперь прочитаем другие слова: писатель, журналист, …
— Добавьте ещё одно слово. (Художник).
— О ком эти слова? (Об Анатолии Николаевиче Тумбасове).
5. Проблемная ситуация:
а) видеоролик 1 «Актуальное интервью» у гимназистов с последующим выводом: не все гимназисты знают А.Н.Тумбасова.
Текст к видеоролику :
— Вы знаете кто такой Анатолий Николаевич Тумбасов?
— Это пермский писатель, журналист и художник.
— А вы хотели бы познакомиться с его творчеством?
Гимназия г белгорода фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
... Поиск» работа была оценена присутствующими и отмечена благодарностью руководства гимназии. При проведении исследования я: 1. использовала печатные источники ... Владислав Декабрь 1. Платон, Роман 2. Илларион 3. Анатолий, Григорий, Иосиф, Иван 5. Максим, Михаил, Пётр ... среди учеников класса и своих друзей, 3. подготовила реферат, в котором систематизировала полученные теоретические знания и практические ...
б) видеоролик 2 «Творческий путь А.Н.Тумбасова».
Текст к видеоролику :
С творчеством Анатолия Николаевича Тумбасова мы познакомились в прошлом году на занятии по краеведению. Мы знаем Анатолия Николаевича как писателя. На уроках внеклассного чтения мы познакомились с его книгами: «Шмель на этюднике», «Капельки», «Дрёма луговая», «Осенний хоровод». Мы писали отзывы о прочитанных произведениях Анатолия Тумбасова и оформили их в альбом.
Анатолий Николаевич часто печатался в детской книге пермского издательства Оляпка, в журнале «Мурзилка», в литературном альманахе «Прикамье», на страницах журналов «Урал» и «Уральский следопыт». Тумбасов писал рассказы с зарисовками природы. В его книгах рисунки, зарисовки, этюды выполнены самим автором. Он так и пишет: «Рассказал и нарисовал Анатолий Тумбасов».
Тумбасов как бы ведёт с читателем творческий диалог, в результате которого создаются новые художественные смыслы. Тексты Анатолия Николаевича комментируют его рисунки. Автор говорит: «Чтобы увидеть интересное, надо не просто смотреть, а удивляться, да ещё уметь хотя бы чуточку сочинять». В начале 1 четверти мы с классом ходили на экскурсию в художественную галерею и узнали, что в ней есть картины Тумбасова. Так же мы узнали, что живописные и графические работы Анатолия Николаевича находятся в областном краеведческом музее, в музее и галерее города Чайковского, в Березниковском музее, в музее и спецшколе города Очёра, в Соликамске, Кунгуре, Чердыни, Краснокамске, Пожве, в Ильинском музее, в Горнозаводске, в областном госпитале инвалидов войны, в школе – интернате для детей сирот № 3, в Дягилевской гимназии № 11, в школе № 109 города Перми. На экскурсии в библиотеке имени Кузьмина нам тоже рассказали об Анатолии
Тумбасове как о писателе и художнике. На слайдах из презентации мы увидели картины художника. Также на занятиях по краеведению мы побывали в виртуальном музее гимназии № 4 города Перми, через посещение сайта гимназии и знаем, что картинная галерея в этой гимназии началась именно с картин Анатолия Николаевича Тумбасова. Тумбасов работал за двоих: за себя и погибшего на фронте друга Ваню
Чистова. В своём дневнике друг Ваня написал: «Рисуй, больше, не жалей ни сил, ни времени, рисуй за двоих…» Эти строки стали заповедью Тумбасова. Что бы ни рисовал Анатолий Николаевич – опушку леса, поле, индустриальный пейзаж, памятник старины, портреты людей – везде мы чувствуем какую – то нежность, трогательность, присущую всем его работам. О нём говорили: «Рассказы его художественны, а картины лиричны». Не каждый художник рисовал и писал рассказы и стихи, или к рассказам своим делал зарисовки. Анатолий Тумбасов наш земляк, он сумел всё это воплотить в жизнь. Низкий поклон Вам, дорогой Анатолий Николаевич, за душевное тепло и радость Вашего творчества.
Что такое духовность? по тексту Анатолия Добровича
... проблемы, а — категория нравственная. Автор не даёт однозначного ответа на вопрос, что такое духовность, однако приводит много примеров бездуховности. Позиция автора заключается в том, ... абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное… Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и ...
6. Целеполагание :
— Кто догадался, что мы будем делать на занятии? (Ответы детей).
— Мы будем составлять сочинение по картине.
— На прошлой неделе мы познакомились с новым для нас жанром – жанром репортажа.
— Уточните тему нашего занятия. (Ответы детей).
— Тема нашего занятия: «Сочинение по картине в жанре репортажа».
— Сегодня вы попробуете себя в роли журналистов.
— Мы поведём репортаж по картине А.Н.Тумбасова «Зима в деревне».
7. Сообщение о картине :
— Эта картина была написана художником в 50-е годы прошлого века, когда Анатолий Николаевич был молодым талантливым художником. Он участвовал во всех экспедициях Пермского краеведческого музея, делая этнографические и художественные зарисовки старых деревень, городов. Картина «Деревня зимой» выполнена на бумаге акварелью и по ней мы поведём репортаж.
8. Составление плана действий :
— Составим план наших действий. Какова цель репортажа? (Ответы детей).
— Мы познакомим учеников нашей гимназии с картиной Тумбасова «Зима в деревне».
— Из каких элементов обычно составляют репортаж? (Закадрованный текст сообщения, видеоряд – смонтированные фрагменты видеоизображения, звуковой фрагмент).
— Кто будет составлять Закадрованный текст? (Мы).
— Текст какого типа должен получиться? (Описание).
— Чтобы текст с описанием картины получился, что нам надо сделать? (Познакомиться с картиной).
9. Знакомство с картиной :
— Какое время года изобразил художник? (Зиму)
— Какие признаки картины указывают на это время года? (Нет листьев на деревьях; снег на крышах домов, на земле).
— Где ещё лежит снег? (На земле, на деревьях).
— А какая это зима? (Художник изобразил конец зимы, пасмурно, оттепель).
— Да, в лесу с южной стороны снег уже растаял.
— Что изображено на переднем плане картины? (Дорога, лужи, снег смешался с оттаявшей землёй и от этого получилась грязь).
— Что отражается в луже? (В луже отражается серо-синее небо).
— Что изображено в центре картины? (В центре изображены дом, на крышах снег).
— Что мы видим слева? (Слева на картине мы видим покосившийся старый забор).
Урок русского языка в 8классе « — репортаж по картине»
... к сочинению в жанре репортажа. В своей работе вы будете рассказывать об одном из прекраснейших мест на земле — о церкви Покрова ... лиц.) — Каковы задачи журналиста, создающего репортаж? (Он должен воссоздать картину того , о чем идет речь, под ... возродившейся, всегда молодой природой. Расскажите о линиях картины. (Линии картины плавные, полукруглые и волнистые. Угловатых, изломанных, кото ...
— Что справа? (Лес, снег там уже почти растаял, наверно это южная сторона).
— Какой фон картины, какими красками представил её художник? (Картина выполнена в пастельных тонах).
— Что на картине выступает контрастом? (Ставни окон выступают ярким контрастным пятном).
10. Групповая работа по составлению текста репортажа :
а). Составление текста – описания на основе клише .
Текст клише 1 .
Анатолий Николаевич Тумбасов наш _______________ писатель, журналист
и ___________________. Он ________________________
«________________________». В центре картины мы ____________________ _____________________. Слева _______________________________________
_____________________________________________________________ .
Справа ______________________________________________________
______________________________________________________________ .
Текст клише 2 .
Тихо и безлюдно ____________________________ . Анатолий Николаевич
_____________________ обычный, ни чем не примечательный
_________________________________________________ природы. Перед
нами обобщённый образ ____________________ Анатолия Николаевича
Тумбасова. Неяркие краски в свете ___________________ придают
____________________________________ торжественную приподнятость.
Текст клише 3 .
Небо _______________________________________________ , отражается в
_______________ и сливается с _____________________________________ .
_____________________ выполнена в _____________________ тонах.
Деревья ______________________, ______________________, они так же
_________________________________ фоном картины. Ярким пятном
выделяются ____________________________________________. Глядя на
картину я испытываю _______________________ . Мне _________________
понравился ( не понравился) ______________________________________
______________________________________________________________ .
б). Пересказ текста .
в). Съёмка видео .
11. Сборка единого репортажа из частей отснятого видео :
Репортаж в современной журналистике на материалах журнала «Русский ...
... журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати. А.А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа ... картину жизни, журналист часто использует репортаже элементы интервью, отчета, корреспонденции - вводит в текст ... в документально точных и ярких подробностях убеждает читателя, что рассказывает ...
— предварительный просмотр фрагментов репортажа;
— обработка (посекундная «вырезка» лишних фрагментов (поворот головы, неоконченная во время съёмка сюжета, когда ученик закончил пересказ текста, а его всё ещё снимают) и запись репортажа в программе Windows Live: Киностудия Windows Live.
12. Просмотр репортажа, его словесная оценка .
13. Итог занятия .
14. Рефлексия .
15. Оценочная деятельность .