— Покажите ромашки.
(Учитель тоже показывает свою ромашку)
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Групповая, индивидуальная
Регулятивные:
Листы обратной связи
2.Актуали-зация и пробное учебное действие
4 минуты
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
— Ребята, посмотрите на экран, давайте сначала прочитаем текст №2.
— О чем этот текст?
— Интересно ли было вам узнать о жостовской росписи? Что именно вам показалось занимательным?
Выслушиваю варианты ответов детей
— Прочитайте текст под номером 1 об этом же народном промысле.
— Так ли он интересен, как второй? Почему? (Во втором тексте научное описание, как в энциклопедии, автор менее эмоционален, меньше восхищается красотой изделий.)
Подумайте!
— Какое из этих описаний вы можете прочитать в книге о народных промыслах?
-В каком описании автор выражает отношение к предмету?
Выслушиваю варианты ответов детей
(Тема и цель написания)
-Значит, при написании текста необходимо не только определить тему, но и решить, для кого и с какой целью текст пишется. Работа такого рода предполагает наличие определённого круга читателей и слушателей — товарищей, сверстников, одноклассников.
(Описание предмета)
-Какой стиль речи поможет сделать наше описание ярким, красочным и интересным: научный, художественный, разговорный?
(Художественный)
-Объясните ваш выбор? ( Художественный стиль предполагает словесное рисование предмета, автор выражает свое отношение к нему)
-Таким образом, стиль, который мы выбираем, поможет нам образно, красочно и эмоционально описать предмет.
(Описание предмета в художественном стиле)
Художественная индивидуальность автора сквозь призму полистилистики ...
... Иоганна Фауста» А.Шнитке. Предмет исследования - художественная индивидуальность автора сквозь призму полистилистики (на примере творчества Альфреда Шнитке). Цель дипломной работы - рассмотреть полистилистические ... творческого пути композитора. Авторы описывают наиболее значительные сочинения, затрагивая период формирования, становления и эволюции композиторского стиля. Биографические же данные ...
— Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-описания предмета.
Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем
Фронтальная
Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:
Вопросы для уточнения информации. Устные ответы
3.Выявле-ние места и причины затруднения
3 минуты
Эвристическая беседа, мотивация деятельности
На доске записываю число, тему: «Описание предмета»., Текст описательного характера).
(Будем чему-то учиться, что-то мастерить, творить)
(Записан на доске)
— Скажите, у вас дома есть копилки?
— Что вы в них копите?
. (Приложение 2)
— Дома вы напишете мини-сочинение, создадите свой художественный образ предмета, используя слова из копилок.
— А теперь представьте, что наша творческая мастерская находится в музее народных промыслов. (Показываю выставочный зал «музея». На экране предметы народных промыслов: посуда, игрушки, кроме матрешки, шкатулка, рушник с вышивкой, кружево и т.д.)
— Какие предметы народного творчества представлены в нашем музее?
— А какие игрушки вы здесь видите?
— Вы любите играть в игрушки? А какие игрушки у вас любимые?
(Оберегала и походила на идола, помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.)
Дополняю ответы, организую и сопровождаю деятельность обучающихся.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
Фронтальная, индивидуальная
Личностные:, Познавательные:
Устные ответы
4.Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения
7 минут
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенного учителем.
Формулирую цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
— Рассказываю я вам об игрушках неслучайно: темой нашего описания будет не простая игрушка – особенная. Попробуйте догадаться, что описывается в этом стихотворении.
Алый, шелковый платочек,, Яркий сарафан в цветочек,, Упирается рука, В деревянные бока., А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Описание матрешки
... сочинения-этюды. А предметом описания будет одна из матрёшек, которую вы выберете для описания. (Этюд- жанр изобразительного искусства- рисунок, выполненный с натуры.) — Игрушка ... в турецкие костюмы. Есть матрешка, на которой изображены герои произведений Н. В. Гоголя. Есть матрешки - Кутузов и ... символ добра и благополучия – создаётся талантливыми народными мастерами в разных городах и сёлах России. ...
Разрумянилась немножко…
Это русская (матрешка ).
— О каких признаках предмета в нем говорится?
(Раздаю матрешек каждой группе)
— На листах запишите тему: «Описание матрешки».
История создания русской матрешки
(Предварительное задание для экскурсоводов)
1 экскурсовод.
(Дети рассматривают матрешки)
2 экскурсовод.
— Прадед русской матрешки – японский мудрец ФукурУма. Первая русская матрешка была выточена и расписана только в конце 19 века по образцу, привезенному из Японии.
3 экскурсовод.
— Первая русская матрешка была выточена игрушечником Василием Звездочкиным по эскизам художника Сергея Малютина, который впервые красочно ее раскрасил. Родиной русской матрешки считают город Сергиев Посад в Московской области, который после революции переименовали в Загорск.
4 экскурсовод.
— Современным центром по изготовлению матрешек является город Семенов Нижегородской области. В 20-ом веке матрешка стала не только популярной игрушкой, но и русским сувениром. Его стараются приобрести туристы, побывавшие в нашей стране.
Обобщение в виде разгадывания
тематического кроссворда
(Раздаю листы с кроссвордами)
— А теперь разгадаем кроссворд, отражающий тему урока.
(Матрешка)
1.Народное художественное творчество (изготовление игрушек, предметов быта, украшений) — народный …
2.Элемент женского костюма матрёшки.
3.Художник, который впервые расписал матрешку.
4.Название города, в котором родилась матрешка.
5.Современный центр по изготовлению матрешек.
6.Назначение матрешки.
7.Имя японского мудреца, прадеда матрешки.
8.Головной убор матрешки.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Обобщают полученные знания.
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Самостоятельное извлечение знаний
Личностные:, Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации.
5.Творческая практическая деятельность реализации построенного проекта
7 минут
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-этюду «Матрёшка – русский сувенир»
... предлагаю вам тему сочинения – «Матрёшка – русский сувенир». Как вы понимаете слово «сувенир»? — Чтобы описание матрёшки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Он записан на доске. План ... научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. А предметом описания будет одна из матрёшек, которую вы выберете для описания. (учитель раздаёт на каждую парту по ...
Блок «Творческая мастерская». «Подмастерья»
— Сейчас вы в нашей творческой мастерской будете работать в качестве подмастерьев. Кто такие подмастерья? (Ученики, помощники мастера).
1.Слово-магнит (ассоциации).
— Представьте, что слово «матрешка» — это магнит. Какие слова к нему притягиваются? Какие ассоциации у вас возникают?
— Запишите 3-4 слова, которые к нему притянулись. Получилось «поле слов». Оно вам понадобится для работы над описанием матрешки в творческой мастерской.
2.Работа над описанием.
(На доске)
Схема работы над описанием.
1.Охарактеризуйте общий вид предмета.
2.Назовите наиболее характерные признаки предмета.
3.Продумайте последовательность описания признаков.
4.Придумайте заглавие.
— Как вы думаете, для чего вводится в текст описание предмета?
(Описание предмета вводится в текст для того, чтобы передать мысли, чувства, настроение автора, его отношение к описываемому предмету, раскрыть характер хозяина вещи.)
3.Выбор заголовка.
— Чтобы ваше сочинение сразу привлекло внимание читателей, нужно придумать яркий, интересный заголовок.
(Заголовки на презентации, открываю)
— Какой из этих заголовков вы выбрали бы для своего сочинения? Почему?
Матрешка – необычная игрушка., Матрешка – самобытная игрушка., Матрешка – символ дружной семьи.
— Как вы объясните слово «самобытная»? (Свойственная только культуре русского народа, национальная игрушка.)
— Вы можете выбрать один из этих заголовков или придумать свой. Запишите на листах
Физкультминутка (под песню и видео «Матрешки»), Организую и сопровождаю деятельность детей.
Проводят лексическую работу, вспоминают схему работы над описанием, озаглавливают сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Личностные:, Регулятивные:, Коммуникативные
Вопросы для уточнения информации, устные ответы