Изобразительно-выразительные средства языка

Сочинение

В различных языковых стилях широко использу­ются языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к чисто логическо­му его содержанию добавляются различные экспрес­сивно-эмоциональные оттенки.

Языковые средства, которые используются при на­писании сочинений:

  • многозначные слова;
  • авторские неологизмы;
  • эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства;
  • оценочные и разговорные слова, придающие вы­сказыванию простой и убедительный тон и ритм;
  • средства стилистического синтаксиса (ритори­ческие вопросы и восклицания, параллелизм построе­ния, повторы, инверсия и т.д.);
  • облегчённый синтаксис (короткие, несложные самостоятельные предложения);
  • мотивированное использование и преобразова­ние элементов различных стилей;
  • вводные слова;
  • эллиптические и неполные предложения различ­ного типа;
  • слова-обращения;
  • разрыв предложений вставными конструкциями;
  • присоединительные конструкции;
  • повторы слов;
  • ослабление и нарушение форм синтаксической связи между частями высказывания.

Антонимы — слова с противоположным значени­ем, которые используют как выразительное средство создания контраста.

Многозначность (полисемия) — наличие у одно­го и того же слова несколько связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова.

Синонимы — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же по­нятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Их используют, чтобы избежать повторений, как отраже­ние высокого профессионального мастерства, как по­казатель высокой речевой культуры. Они делают речь точной, яркой, художественной. Ряды синонимов ис­пользуют с целью указания смысловых оттенков, ха­рактеристики экспрессии или эмоций.

Парцелляция — это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализует­ся не в одной, а в двух или нескольких интонацион­но-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Она исполь­зуется как средство изобразительности выделения деталей общей картины, создания эффекта замедлен­ного кадра; выделения важного, с точки зрения худо­жественно-образной конкретизации изображаемого; создания неожиданной паузы, которая способствует увеличению эффекта неожиданности наступления действия; усиления эффекта длительности действия; усиления изобразительного контраста. Парцелляция отличается от присоединения тем, что парцеллиру­емые части всегда находятся вне основного предло­жения.

11 стр., 5290 слов

Языковые средства создания экспрессивности

... экспрессивной лексики в художественном произведении; определить в каждой группе средств основные способы, приёмы, аспекты, с которыми связано создание и усиление экспрессивности. Объектом настоящего исследования является язык художественного произведения, словесная ткань поэтического текста. ...

Экспрессивная лексика — слова, выражающие лас­ку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фа­мильярность.

Вставные конструкции — слова, словосочета­ния и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточне­ния, поправки, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нем, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого. Выделяются скобками или тире.

Присоединительные конструкции — это конст­рукции в форме членов простого предложения, до­бавляемые к основному высказыванию путем присо­единения для дополнительных замечаний или разъ­яснений, создающих экспрессивность. Они придают характер разговорности, непринуждённости. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, да, да и, да и вообще.

Вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемому, придают эмоциональную окраску; указывают на экспрессивный характер высказывания, а также на последовательность изложения. Это способ оформления мыслей, призыв к читателю с целью при­влечь его внимание к излагаемым фактам, то есть вид коммуникативного контакта.

Троп (от греч. tropos — оборот) — употребление слова в переносном значении для характеристики ка- кого-либо явления при помощи вторичных смысло­вых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-либо отношении.

Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение (например, изображе­ние хитрости в образе лисы, коварства — в виде змеи).

Гипербола — образное преувеличение какого-либо мнения.

Ирония — троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с це­лью насмешки.

Литота (от греч. litotes — простота, малость, уме­ренность) — образное выражение, состоящее в непо­мерном преуменьшении размера, силы, значения ка­кого-либо предмета.

Метафора (от греч. metaphora — перенос) — упо­требление слова в переносном значении на основе сходства для создания образности и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно ска­зать одним словом. Она подчёркивает особую вырази­тельность и эмоциональность речи.

Метонимия (греч. metonymia — переименова­ние) — употребление названия одного предмета вме­сто названия другого предмета на основании внеш­ней или внутренней связи между ними для предельно краткого выражения мысли и создания образности.

Олицетворение — троп, состоящий в приписыва­нии неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ, который используется для создания образности, выразительности.

Парафраз (перифраз) (от греч. paraphrases — опи­сательный оборот, описание) — описательная переда­ча смысла какого-либо выражения, замена названия лица, предмета или явления путём описания их суще­ственных признаков.

2 стр., 777 слов

Напишите мини ,,Роль предлогов и союзов в нашей речи (10-12)предложений

... норм - обязательное условие хорошей и правильной речи. Так, предлог в соотносится только с предлогом из, а предлог с - с предлогом на. Можно сказать (пришел) в школу - из школы (но не «со ... (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, отчего). Они называются союзными словами. В отличие от союзов союзные слова являются членами предложения: Мы подошли к дому, в ко-тор_ом живет лод подруга. ...

Синекдоха (от греч. synecdoche — соподразумева- ние) — употребление названия целого вместо части и, наоборот, чтобы усилить экспрессию речи и придать ей глубокий обобщающий смысл.

Сравнение — вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путём сопоставления его с другим явлением.

Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — сло­во, определяющее предмет или явление и подчёрки­вающее какие-либо его свойства, качества или при­знаки.

Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические построе­ния — стилистические фигуры.

Алогизм (от греч. а — не-, без-; logismos — разум, рассуждение) — стилистический приём намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иро­нии, например соединение в форме перечисления ло­гически неоднородных понятий.

Анафора (от греч. anaphora — вынесение на­верх) — стилистическая фигура, заключающаяся в по­вторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического от­рывка).

Она используется для усиления, подчёркива­ния предшествующего слова.

Антитеза (от греч. antithesis — противоположе­ние) — стилистическая фигура, служащая для усиле­ния выразительности речи путём резкого противопо­ставления понятий, мыслей, образов.

Бессоюзие — стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов меж­ду членами предложения или между предложениями, передающая стремительность, насыщенность впечат­лениями в пределах общей картины или использую­щаяся для создания впечатления быстрой смены со­бытий.

Градация (от лат. gradatio — постепенное усиле­ние) — стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающе­еся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимо­го ими впечатления.

Инверсия (от лат. inversio — перестановка) — рас­положение членов предложения в особом порядке, на­рушающем прямой порядок с целью усилить вырази­тельность речи, для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков.

Каламбур (от фр. calemboui—— игра слов) — фигу­ра речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различ­ных слов, используется, чтобы привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо.

Многосоюзие — стилистическая фигура, состо­ящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёр­кивания соединяемых союзами членов предложения или частей сложносочинённого предложения для уси­ления выразительности речи.

Оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глу­пое) — стилистическая фигура, состоящая в соедине­нии двух понятий, противоречащих друг другу: горь­кая радость, звонкая тишина.

Параллелизм (от греч. parallelos — рядом иду­щий) — одинаковое синтаксическое построение (рас­положение) соседних предложений или отрезков речи.

2 стр., 634 слов

Урок 32 Имя числительное как часть речи и как член предложения. Р/р -рассуждение

... Сочинение-рассуждение в учебно-научном стиле. Подготовка к написанию рассуждения по упр. 127. А. Беседа с элементами повторения. Расскажите, какие типы речи, кроме рассуждения, вам известны. Почему рассуждение ... находить пословицы с именами числительными (в разных языках), анализировать качественный состав (какие числительные преобладают), а также частотность тех или иных числительных в пословицах и ...

Риторический вопрос — стилистическая фигура, при этом вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (слушате­ля) к тому или иному явлению.

Риторическое обращение — стилистическая фи­гура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности речи, которая используется, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (слушателю) самому догады­ваться о невысказанном.

Эллипс (от греч. ellepsis — упущение, недоста­ток) — фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемо­го), используется для придания высказыванию дина­мичности, интонации живой речи, художественной выразительности.

Эпифора (от греч. epi — после, phoros — несу­щий) — стилистическая фигура, заключающаяся в по­вторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.

Предложения интернет-магазинов