В различных языковых стилях широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию добавляются различные экспрессивно-эмоциональные оттенки.
Языковые средства, которые используются при написании сочинений:
- многозначные слова;
- авторские неологизмы;
- эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства;
- оценочные и разговорные слова, придающие высказыванию простой и убедительный тон и ритм;
- средства стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.);
- облегчённый синтаксис (короткие, несложные самостоятельные предложения);
- мотивированное использование и преобразование элементов различных стилей;
- вводные слова;
- эллиптические и неполные предложения различного типа;
- слова-обращения;
- разрыв предложений вставными конструкциями;
- присоединительные конструкции;
- повторы слов;
- ослабление и нарушение форм синтаксической связи между частями высказывания.
Антонимы — слова с противоположным значением, которые используют как выразительное средство создания контраста.
Многозначность (полисемия) — наличие у одного и того же слова несколько связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова.
Синонимы — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Их используют, чтобы избежать повторений, как отражение высокого профессионального мастерства, как показатель высокой речевой культуры. Они делают речь точной, яркой, художественной. Ряды синонимов используют с целью указания смысловых оттенков, характеристики экспрессии или эмоций.
Парцелляция — это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Она используется как средство изобразительности выделения деталей общей картины, создания эффекта замедленного кадра; выделения важного, с точки зрения художественно-образной конкретизации изображаемого; создания неожиданной паузы, которая способствует увеличению эффекта неожиданности наступления действия; усиления эффекта длительности действия; усиления изобразительного контраста. Парцелляция отличается от присоединения тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения.
Языковые средства создания экспрессивности
... экспрессивной лексики в художественном произведении; определить в каждой группе средств основные способы, приёмы, аспекты, с которыми связано создание и усиление экспрессивности. Объектом настоящего исследования является язык художественного произведения, словесная ткань поэтического текста. ...
Экспрессивная лексика — слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность.
Вставные конструкции — слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нем, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого. Выделяются скобками или тире.
Присоединительные конструкции — это конструкции в форме членов простого предложения, добавляемые к основному высказыванию путем присоединения для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность. Они придают характер разговорности, непринуждённости. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, да, да и, да и вообще.
Вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемому, придают эмоциональную окраску; указывают на экспрессивный характер высказывания, а также на последовательность изложения. Это способ оформления мыслей, призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, то есть вид коммуникативного контакта.
Троп (от греч. tropos — оборот) — употребление слова в переносном значении для характеристики ка- кого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-либо отношении.
Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы, коварства — в виде змеи).
Гипербола — образное преувеличение какого-либо мнения.
Ирония — троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.
Литота (от греч. litotes — простота, малость, умеренность) — образное выражение, состоящее в непомерном преуменьшении размера, силы, значения какого-либо предмета.
Метафора (от греч. metaphora — перенос) — употребление слова в переносном значении на основе сходства для создания образности и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом. Она подчёркивает особую выразительность и эмоциональность речи.
Метонимия (греч. metonymia — переименование) — употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними для предельно краткого выражения мысли и создания образности.
Олицетворение — троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ, который используется для создания образности, выразительности.
Парафраз (перифраз) (от греч. paraphrases — описательный оборот, описание) — описательная передача смысла какого-либо выражения, замена названия лица, предмета или явления путём описания их существенных признаков.
Напишите мини ,,Роль предлогов и союзов в нашей речи (10-12)предложений
... норм - обязательное условие хорошей и правильной речи. Так, предлог в соотносится только с предлогом из, а предлог с - с предлогом на. Можно сказать (пришел) в школу - из школы (но не «со ... (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, отчего). Они называются союзными словами. В отличие от союзов союзные слова являются членами предложения: Мы подошли к дому, в ко-тор_ом живет лод подруга. ...
Синекдоха (от греч. synecdoche — соподразумева- ние) — употребление названия целого вместо части и, наоборот, чтобы усилить экспрессию речи и придать ей глубокий обобщающий смысл.
Сравнение — вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путём сопоставления его с другим явлением.
Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические построения — стилистические фигуры.
Алогизм (от греч. а — не-, без-; logismos — разум, рассуждение) — стилистический приём намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии, например соединение в форме перечисления логически неоднородных понятий.
Анафора (от греч. anaphora — вынесение наверх) — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Она используется для усиления, подчёркивания предшествующего слова.
Антитеза (от греч. antithesis — противоположение) — стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
Бессоюзие — стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями, передающая стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины или использующаяся для создания впечатления быстрой смены событий.
Градация (от лат. gradatio — постепенное усиление) — стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.
Инверсия (от лат. inversio — перестановка) — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок с целью усилить выразительность речи, для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков.
Каламбур (от фр. calemboui—— игра слов) — фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов, используется, чтобы привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо.
Многосоюзие — стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения или частей сложносочинённого предложения для усиления выразительности речи.
Оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) — стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу: горькая радость, звонкая тишина.
Параллелизм (от греч. parallelos — рядом идущий) — одинаковое синтаксическое построение (расположение) соседних предложений или отрезков речи.
Урок 32 Имя числительное как часть речи и как член предложения. Р/р -рассуждение
... Сочинение-рассуждение в учебно-научном стиле. Подготовка к написанию рассуждения по упр. 127. А. Беседа с элементами повторения. Расскажите, какие типы речи, кроме рассуждения, вам известны. Почему рассуждение ... находить пословицы с именами числительными (в разных языках), анализировать качественный состав (какие числительные преобладают), а также частотность тех или иных числительных в пословицах и ...
Риторический вопрос — стилистическая фигура, при этом вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению.
Риторическое обращение — стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности речи, которая используется, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.
Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (слушателю) самому догадываться о невысказанном.
Эллипс (от греч. ellepsis — упущение, недостаток) — фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого), используется для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.
Эпифора (от греч. epi — после, phoros — несущий) — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.