ЭТАП УРОКА, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
ДЕЧТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ФОРМА РАБОТЫ |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты: -создание положительного настроя на урок, — установление отношений сотрудничества между учителем и учеником, между учащимися в группе. |
Приветствует, предлагает выбрать один из квадратов (они разного цвета по количеству групп) и занять место в группе. |
Рассаживаются по группам, группу определяют по цвету квадрата. |
Фронтальная |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты: -принимать и сохранять учебную задачу; |
Учитель выясняет, какое из двух предложенных заданий выбрали учащиеся, предлагает новые задачи. -Повторяем, что такое задача. |
Отвечают хором. Задача – такой вопрос, задание, для ответа на который надо выполнить одно или несколько действий. |
общеклассная |
||||||||||||
Планируемые результаты : — самостоятельно решать учебно-познавательную задачу: — овладеть учебными действиями с языковыми единицами и использовать эти знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
Учитель предлагает решить задачу 1. Проверка: -Что такое речь? -Сколько задач? Какие? (Выдели слова-действия) — Каким способом образованы имена прилагательные? Вывод: речь – язык в действии. Чтобы решить задачу, надо совершить действия. |
Задача 1 .(2 мин) Прочитайте. От имён существительных первого и третьего предложений образуйте и запишите однокоренные прилагательные. Науку о языке называют лингвистикой. Язык в действии – это речь. Речь бывает устной и письменной. Учащиеся в группах решают задачу. -Отвечают на вопросы. — Самопроверка по слайду на доске. |
Работа в группах |
||||||||||||
Планируемые результаты : -осуществлять анализ текста с выделением существенных и несущественных признаков; —проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; — аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — оценивать правильность выполнения действия, сличая с образцом; |
Учитель предлагает решить задачу 2, пользуясь текстом домашнего задания. |
Задача 2 . (2 мин.) Пользуясь текстом домашнего задания, закончить заполнение таблицы 1. Типы задач, способы их решения
Учащиеся в процессе групповой работы заполняют таблицу. Проверка: Слова – действия записываются на доске в таблицу |
Работа в группах |
||||||||||||
Планируемые результаты : — выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. — уметь обобщать -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; |
Учитель предлагает обобщить сказанное, т. е. прочитать связный текст на слайде Предлагает решить задачу 3. |
Учащиеся читают текст. На уроках русского языка мы решаем три типа задач. Решая лингвистические задачи, мы открываем законы языка. Решая правописные задачи, учимся писать грамотно. На уроках развития речи учимся правильно выражать свои мысли и чувства. Задача 3. ( 3 мин) Передать содержание всех трёх предложений одним предложением. Записать его. Учащиеся составляют одно предложение по тексту, записывают его. |
Общеклассная групповая |
||||||||||||
Планируемые результаты : — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. -выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -составлять связные высказывания в устной и письменной форме. |
Проверка: Учитель предлагает прочитать предложения Маши и Серёжи и оценить их. Учитель корректирует работу, помогает прийти к выводу: И Маша, и Серёжа составили и записали одно предложение. Маша указала виды учебных задач, а Серёжа – способы решения этих задач |
Учащиеся читают предложения на слайде — Вот как выполнила это задание Маша На уроках русского языка мы решаем лингвистические, правописные и речевые задачи. — А вот так выполнил это задание Серёжа На уроках русского языка мы открываем законы языка, учимся писать грамотно, правильно выражать свои мысли и чувства. — Что вы скажете об их работах? Обсуждается ответ в группах, каждая группа высказывает своё мнение. |
групповая |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты : — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признак -строить речевое высказывание в устной и письменной форме; — учитывать правило в планировании и контроле способа решения; |
Учитель просит объяснить значение слова «учимся» и определить задачи урока. Для этого необходимо просмотреть задания и выделить слова – действия. Выслушивает ответы групп, обобщает сказанное. Задачи урока высвечиваются на слайде. Задачи урока 1) Узнать, ……. 2) Вспомнить …. 3) Отыскать … и исправить. 4) Составить … 5) Озаглавить…. 6) Выписать |
Учащиеся читают хором тему, объясняют значение слова «учимся» (учим себя) Используя просмотровое чтение, учащиеся определяют задачи урока. Рассказывают сколько и какие задачи они нашли. |
Фронтальная |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты : -определять значение слова по тексту, -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. — задавать вопросы; — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; — преобразовывать практическую задачу в познавательную; |
Учитель предлагает решить задачу урока: узнать, что такое сочинение. — Поработаем с рубрикой « Обрати внимание». Проверка. На слайде появляются ключевые слова, — Что такое сочинение? Читаем хором. (Сочинение – текст на тему) -Чем сочинение отличается от изложения? Умение задавать вопросы, искать на них ответы, выделять ключевые слова необходимо для того, чтобы написать сочинение. |
Задача 4. 2 мин. — Составить и записать вопросы к разделу «Обрати внимание». — Отыскать и выписать ключевые слова (имена существительные) Учащиеся распределяют работу в группе, составляют вопросы по статье учебника, выписывают ключевые слова: сочинение, вид работы, текст на тему. Учащиеся зачитывают, на какие вопросы они получили ответы. Составляют связное высказывание о том, что такое сочинение по ключевым словам (хором), используя изучающее чтение, ищут слово, указывающее на отличие сочинения от изложения (собственный текст). |
Работа в группе Общеклассная |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
Планируемые результаты: — использовать смысловое чтение познавательных текстов, выделять существенную информацию Характеристика учебной деятельности учащихсяВ процессе учебной деятельности учащиеся должны осуществлять ряд действий, которые помогут им успешно усваивать знания и умения. Одним из самых важных аспектов учебного процесса является способность к осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме. Ученики должны также уметь самостоятельно озаглавливать текст и ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности. Для того чтобы успешно выполнять задачи в рамках учебной деятельности, ученики должны опираться на логические действия, такие как сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация. Важным аспектом является также умение пользоваться информацией, записанной в таблице, а также определять тему и главную мысль текста. Процесс обучения также предполагает умение учеников допускать возможность существования различных точек зрения у людей, в том числе не совпадающих с их собственной, а также договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Важным навыком является также умение осуществлять смысловое чтение познавательных текстов, выделять существенную информацию из текста и осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. В процессе учебной деятельности учащиеся также должны уметь оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, а также планировать свою работу и приходить к совместному решению. Наконец, для эффективной учебной деятельности ученикам необходимо адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи.
— знать средства выразительности чтения, уметь их использовать . —строить речевое высказывание в устной и письменной форме; — осознанно использовать читательские умения для поиска информации, её выделения и фиксирования; -умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию. |
Сочинение – это текст. Проанализируем текст. Выполним упражнение 1. (Задача 5) Учитель предлагает определить задачи упражнения 1 и выполнить его. Проверка. На слайде появляется таблица
Виды текстов, их назначение
— К какому виду относится текст первого упражнения? Как вы это определили?
Учитель предлагает заголовки. Колбасные, молочные и конфетные деревья. Необычные деревья -Какой из этих заголовков передаёт тему сочинения, а какой его основную мысль? Вывод: в каждом сочинении можно определить тему, основную мысль. Это отражается в заголовке.
— Как вы думаете, для чего авторы начали свой текст с вопросительного и восклицательного предложений? (Чтобы заинтересовать необычными деревьями) — Что необычного в деревьях, о которых идёт речь в этом сочинении? (Необычны не только названия, но и их вид, особенности. Поиск новой информации. — Приходилось вам видеть эти деревья? Почему? — Знаете ли вы, как увидеть эти деревья, не выходя из класса? (Обратиться к справочнику, энциклопедии, запросить информацию в интернете).
Учитель предлагает подготовить выразительное чтение текста для первоклассников или своих младших братишек и сестрёнок так, чтобы средствами выразительного чтения заинтересовать их, сообщить им самую важную информацию. |
Задача 5. (3 мин.) Упражнение 1 Прочитать, озаглавить текст. Учащиеся, пользуясь таблицей, составляют связное высказывание. (Это текст познавательный, т. к. его цель — заинтересовать, расширить знания о мире и способах его изучения). Учащиеся определяют, доказывают своё мнение, вспоминают, что такое тема и основная мысль текста. Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся предлагают способы поиска информации, ищут информацию в интернете, книге «Почемучка», либо заранее ученик готовит самостоятельно презентацию (3 слайда ), включив ту информацию, которой нет в учебнике. Учащиеся определяют в группе, кто будет читать, выбирают вид чтения, готовятся к выразительному чтению, читают текст, оценивают, что получилось. |
Работа в группе Фронтально Фронтально Работа в группе |
||||||||||||
Физминутка – музыкальная пауза. Планируемые результаты : -уметь переключаться с одного вида деятельности на другой — обеспечить двигательную активность и тем самым снять некоторое напряжение; |
Учитель предлагает представить себя рядом с одним из этих деревьев и потанцевать |
Учащиеся танцуют под музыку. |
Общеклассная |
||||||||||||
Планируемые результаты : — анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, -задавать вопросы; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
|
Учитель обобщает изученное: мы с вами узнали, что такое сочинение и чем оно отличается от изложения. Вспомнили главные признаки текста: его заголовок, тему, основную мысль. Какие задачи нам поможет решить упражнение 2? (5, 6 признаки текста) Признаки текста
Теперь приступайте к работе в группах. Время работы – 3 мин.. |
Задача 6. Учащиеся вспоминают, что в тексте могут «рассыпаться» абзацы или предложения. (работа со слайдом «Признаки текста»). Они восстанавливают абзацы и предложения во 2 абзаце. |
Самостоятельная работа в группе. |
||||||||||||
Планируемые результаты : -осознанно использовать читательские умения для поиска информации, её выделения и фиксирования; -умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию. -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; -подробно или выборочно пересказывать текст; |
Проверка.
— Почему это растение так названо. — Как этот подснежник называли наши предки и почему? — Кто особенно ценит это растение и за что? Учитель обобщает сказанное, Представив результаты сравнения в таблице 3. Результаты сравнения текстов.
|
Учащиеся отвечают на вопросы, читают исправленный вариант. |
Фронтальная |
||||||||||||
Домашнее задание |
|||||||||||||||
Домашнее задание. Планируемые результаты:
|
|
Учащиеся определяют, что надо составить план и выписать прилагательные – описание предмета. |
Индивидуадьный выбор домашнего задания |
||||||||||||
Рефлексивный анализ |
|||||||||||||||
Рефлексивный анализ. ( по группам) Планируемые результаты: — Способность к самооценке. |
Учитель предлагает закончить предложения. |
Учащиеся заканчивают начатые предложения. Мы узнали, что такое ____________ . Хотелось бы узнать ______________ |
Групповая работа |
||||||||||||