Урок развития речи. сказки по готовому началу. 4 класс план-конспект (4 класс)

Сочинение

Основной ответ:

Тема урока: Сочинение сказки по готовому началу.
Тип урока: Развитие речи.
Цели урока:
— Закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества.
— Знакомство с приемами сюжетосложения сказки.
— Знакомство с литературоведческими понятиями.
— Обучение приемам сочинительства сказок.
— Развитие связной речи.
— Развитие творческого потенциала обучающихся.
— Воспитание культуры общения.
— Воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.

Ход урока:
1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
— Вдох через нос – выдох через нос;
— Вдох через нос – выдох через нос (частями);
— Вдох через рот – выдох через рот;
— Вдох через рот – выдох через рот (частями).

2. Вводная беседа.
Учитель предлагает послушать отрывок из известной детской песенки и спрашивает, куда нас позвала эта песня.

Сказки на уроке

Корректурная проба

  • Слово «сказка» станет ключевым на уроке.
  • Чтобы узнать тему урока, детям необходимо выполнить корректурную пробу: зачеркнуть все буквы английского языка и сложить буквы русского алфавита.
  • Учитель задает вопросы детям: кто любит сказки и какие сказки они знают.

Тема урока

Сегодня на уроке дети будут писать сочинение на тему «Сказка по готовому началу».

Девиз урока

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» — девиз урока, который будет использоваться как разминка.

В ходе изучения темы «Сказка» проводится повторение основных понятий и правил работы в группах. Ребята активно участвуют в дискуссии и обмениваются мнениями, делятся своими мыслями о том, как сказки помогают нам стать лучше и учат нас добрым поступкам.

Прежде чем начать работу в группах, учитель напоминает о правилах и дает задание на выбор единственно верного ответа на вопрос «Что такое сказка?». Дети внимательно изучают определения на карточках и выбирают самую точную формулировку, демонстрируя свои знания и умения в области литературы.

5 стр., 2076 слов

Бинарный урок » – описание картины И.И. Машкова «Клубника ...

... и ему остался верен до конца жизни. Рассказ 1 ученицы Я расскажу вам о картине Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская» (Рисунок 3). Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине ... Задание на дом Написать сочинение – миниатюру по картине с использованием плана. 2 часть урока, посвящена изобразительному искусству. Урок второй I. Организационный момент Учитель : Продолжаем наш необычный ...

Также на занятии проводится работа в группах по написанию сказок, в которой дети внимательно слушают друг друга, работают в команде, способствуя развитию навыков социального взаимодействия и творческой активности.

Сказка – это смешное произведение.

Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Слайд 7

Проверка.

Учитель:

-Ребята, давайте послушаем, что же означает слово «сказка» в словарях и что это слово означало раньше?

Ученик 1

Сказка , с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

Ученик 2

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»).

Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

Задание 2.

Учитель:

-Какие виды сказок вы знаете?

Слайд 8 (ответы детей-народная и авторская)

-Чем отличается народная сказка от авторской?

-По видовым особенностям сказки бывают какие?

-Хорошо! Молодцы!

Б) ИГРА «ТЫ-МНЕ, Я-ТЕБЕ»

Учитель:

-А сейчас мы с вами вспомним название сказки по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем. Маша задает вопрос кому? И т.д.

Слайд 9

  • Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)
  • Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка)
  • Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе)
  • Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке)
  • Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце)
  • Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок)
  • Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
  • Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)

4.ФИЗМИНУТКА.

18 стр., 8695 слов

По роману Пушкина «дубровский» -честь и бесчестие . План : 1. ...

... В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад. Как герои романа ... на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин. Роман «Дубровский» — произведение авантюр­но-приключенческое. ... не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает ...

Слайд 10

Слайд 11

5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

А) СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СКАЗКИ.

Зачин – эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.

Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.

Основная часть — рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств, а далее преодоление трудностей.

Концовка – любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая, то есть носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.

Мышка, которая ест кошек

Одна хилая мышка, что жила в библиотеке, вздумала как то навестить своих сородичей, которые ютились в подвале и были далеки от всего мира.

-Вы ничего не знаете про то, что делается на свете! – заявила она своим оробевшим сородичам. – Вы, наверное, даже читать не умеете?!

-Зато ты, конечно, много знаешь! – вздохнули те.

-Ну, к примеру, вы ели когда-нибудь кошку?

7.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

8.ПРОВЕРКА.

Слайд 16

8.РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель:

— Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.

Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.

Слайд 17

Красное – всё получилось.

Жёлтое – испытывали затруднение.

Зелёное – было всё непонятно.

-И закончить наше занятие хочется словами: «Читайте, дети, сказки!»

Слайд 18