Урок развития речи. сказки по готовому началу. 4 класс план-конспект (4 класс)

Сочинение

ТЕМА УРОКА:

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.

ТИП УРОКА:

Развитие речи

ЦЕЛИ УРОКА:

  • закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;
  • знакомство с приемами сюжетосложения сказки;
  • знакомство с литературоведческими понятиями;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие связной речи;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Вдох через нос – выдох через нос;

Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

Вдох через рот – выдох через рот;

Вдох через рот – выдох через рот; (частями)

2.ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

Учитель:

-Ребята, давайте, послушаем отрывок из очень известной детской песенки.

Слайд 1

Учитель:

— Куда нас позвала песня? (ответы детей).

Слайд 2

-Действительно, нас позвала в гости сказка.

-Поднимите руку, кто любит сказки!

-Какие сказки вы знаете? (ответы детей)

— Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (ответы детей- слово «сказка»)

-А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.

4 стр., 1759 слов

Мастер класс «Сказка по кругу» — коллективное ...

... Предшествующая работа: Чтение сказок, знакомство со структурой сказки; составление схем по сюжетам знакомых сказок, придумывание обозначений, символов. ... речь; - развивать воображение, фантазию, способствовать развитию словотворчества; - развивать интонационную выразительность речи; ... (Полянку кто-то заколдовал). - Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и стал ...

Слайд 3

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

Учитель:

-Ребята, какая фраза у вас получилась? (ответы детей)

-Давайте проверим!

Слайд 4 (тема урока)

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.

Учитель:

— Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок. Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (ответы детей — самостоятельно сочинить сказку).

-А девизом нашего урока станут известные всем слова…

Прочитайте их!

Слайд 5

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Учитель:

-Эти слова станут не только девизом нашего урока, но и разминкой.

-Прочитайте пословицу утвердительно !

-Прочитайте пословицу весело !

-Прочитайте пословицу удивленно !

-Как вы понимаете смысл данного выражения?

Ответы детей

(Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)

Учитель:

-Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках.

3.ПОВТОРЕНИЕ

Учитель:

-Дальше мы будем работать в группах. Но сначала давайте повторим правила работы в группах.

Слайд 6

Повторение правила работы в группах.

А) РАБОТА ПО ГРУППАМ.

РАБОТА ГРУПП ПО КАРТОЧКАМ (проверка на экране)

Учитель:

-Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос.

Задание 1.

Слайд 7 .Что такое сказка?

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

1.Сказка – это смешное произведение.

2.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Слайд 7

Проверка.

Учитель:

-Ребята, давайте послушаем, что же означает слово «сказка» в словарях и что это слово означало раньше?

Ученик 1

Сказка , с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

Ученик 2

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»).

Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

Задание 2.

Учитель:

-Какие виды сказок вы знаете?

Слайд 8 (ответы детей-народная и авторская)

-Чем отличается народная сказка от авторской?

-По видовым особенностям сказки бывают какие?

-Хорошо! Молодцы!

Б) ИГРА «ТЫ-МНЕ, Я-ТЕБЕ»

Учитель:

-А сейчас мы с вами вспомним название сказки по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем. Маша задает вопрос кому? И т.д.

Слайд 9

1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)

2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).

3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).

4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).

5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).

6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).

7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)

4.ФИЗМИНУТКА.

Слайд 10

Слайд 11

5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

А) СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СКАЗКИ.

-Прежде, чем приступить к самостоятельной работе, давайте вспомним, из каких составных частей состоит сказка?

Слайд 11

Таня:

Зачин – эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.

Зачин – это обязательная часть любой волшебной сказки.

Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.

Ученик 1

Основная часть — рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств , а далее преодоление трудностей

Ученик 2

Концовка – любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая, то есть носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.

Учитель:

Молодцы, хорошо!

Задание 3

Тогда вам следующее задание! Разделите строчки на слова.

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.

Исталионижить-поживатьдадобранаживать.

Ну, вот мы с вами повторили основное о сказке, и сейчас приступим к сочинению своей сказки под названием «Мышка, которая ест кошек».

Давайте прочитаем начало сказки:

Слайд 12

Одна хилая мышка, что жила в библиотеке, вздумала как то навестить своих сородичей, которые ютились в подвале и были далеки от всего мира.

-Вы ничего не знаете про то, что делается на свете! – заявила она своим оробевшим сородичам. – Вы, наверное, даже читать не умеете?!

-Зато ты, конечно, много знаешь! – вздохнули те.

-Ну, к примеру, вы ели когда-нибудь кошку?

Учитель:

-О ком эта сказка? Назовите её тему. (О кошке, которая жила в библиотеке)

-Кто такие сородичи? (ответы детей)

-Развитие события раскрыто полностью?

-О чём могла бы рассказать своим сородичам библиотечная мышка?

-Какой конец вы сочините к своей сказке: грустный или счастливый? Почему?

6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Слайд 13

ПЛАН:

1.Мышка навестила своих сородичей.

2.Рассказ мышки.

3.Очень вкусная кошка!

Учитель:

-Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь пусть наши глазки отдохнут. Закрыть глаза, посчитать до 5, открыть глаза-поморгать.

Слайд 15 Заставка

7.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

8.ПРОВЕРКА.

Слайд 16

8.РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель:

— Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.

Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.

Слайд 17

Красное – всё получилось.

Жёлтое – испытывали затруднение.

Зелёное – было всё непонятно.

-И закончить наше занятие хочется словами: «Читайте, дети, сказки!»

Слайд 18