Экологических сказок с детьми

Сочинение

В.А. Сухомлинский не представлял обучения не только без слушания, но и без создания сказок. Сказка, по его словам, — это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.

Поначалу педагог

  • определяет тематику,
  • дает слова-подсказки или задает вопросы-подсказки, которые должны помочь детям сочинять сказочные истории
  • поощряет фантазию
  • помогает придумывать действия внутри сказки, не выходя за рамки экологической темы
  • подводит к завершению сюжета.

Создаваемые детьми сказки носят познавательный характер

детские произведения должнывключать

Например, сказка, сочиненная Светой Б. (6 лет)

«Однажды встретились водомерка и жужелица и заспорили, чьи ноги лучше. Жужелица стала свои ноги хвалить: «У меня ноги сильные, можно быстро по земле бегать». А водомерка говорит: «Мои ноги не хуже! Длинные, сильные, с моими ногами удобно по воде скользить! Припущу – как на коньках еду».

Жужелица предложила посоревноваться, кто скорее прибежит. Водомерка заскользила по воде, а жужелица побежала по земле. Так они и не встретились. Потому что жужелица бегала по земле ночью, а водомерка по воде днем. Оказалось, что ноги у них хороши только по разным дорогам бегать».

героями могут стать и обычные, повседневные окружающие нас объекты.

Например, сказка, сочиненная Алешей (6 лет)

«Иду я по лесу. Птицы поют, листья шелестят. Сел я на пенек. Вдруг слышу, цветы заспорили.

Колокольчик говорит: «Я очень нужен, потому что бабочки и мушки прячутся во мне, как в домик».

Иван-чай отвечает: «Я нужнее. Там, где я расту, земляника растет, прячется от холода».

Спор продолжила малина: «О чем спорить? Я нужнее! Мои ягоды – кушанье медведю, людям, птице насекомым».

Услышала спор береза и сказала: «Если бы не было моей тени, не созрели бы твои ягоды».

Встал я с пенька, оглянулся по сторонам и сказал: «Хорошо в лесу, когда все вы вместе!»

принципы и приемы их создания

  • постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц
  • число функций, присущих действующим лицам сказки, ограниченно,
  • последовательность функций всегда одинакова.

Под функцией

Функции Проппа:

2 стр., 781 слов

Восточная сказка спасибо зарание

... корабля: «Ква-ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква-ква. Куда голова, туда и ноги». И прыг в воду — шлеп! ..Семь дней не умолкала старуха. На восьмой день не вытерпел князь: — Довольно, довольно! ... деревни в том краю обегали, всех расспрашивали, не знает ли кто новой сказки позанятнее. Поставили по дороге заставы: — Эй, путник, стой! Стой, тебе говорят! Обомлеет ...

1. Предписание или запрет. 11. Победа.

2. Нарушение. 12. Возвращение.

3. Вредительство или недостача. 13. Прибытие домой.

4. Отъезд героя. 14. Ложный герой.

5. Задача. 15. Трудные испытания.

6. Встреча с дарителем. 16. Беда ликвидируется.

7. Волшебные дары. 17. Узнавание героя.

8. Появление героя. 18. Ложный герой изобличен

9. Сверхъестественные свойства. 19. Наказание

10. Борьба. 20. Свадьба

Джанни Родари в своей работе «Грамматика фантазий. Введение в искусство придумывания историй» (М., 1978) предложил использовать функции Проппа следующим образом:

  • каждую функцию следует написать на листочке плотной бумаги
  • отобрать только те, которые соответствуют задуманному сюжету
  • определить содержание каждой выбранной функции. Оно может быть записано или изображено в виде рисунков.

Варианты сочинения экологических сказок.

«Бином фантазии»

Дж. Родари сравнивал влияние слова на сознание человека с падением камня в воду. Камень вызывает круги на воде, а слово – определенные ассоциации. Однако для сочинения сказок, по мнению писателя, одного слова недостаточно. Нужно два, причем их сочетание должно содержать в себе противоречие, между ними должна быть определенная дистанция. Такое сочетание писатель назвал «биномом фантазии», поскольку, неожиданная комбинация слов способна пробудить фантазию ребенка.

Толчком к созданию историй может служить любое неправильно сказанное ребенком слово, сложное слово или слово к которому добавили приставку. Например, существует слово «полумесяц», а может ли быть слово «полурека», «полулес»? Можно попросить детей описать такой необычный сказочный персонаж, его поведение, место обитания, приключения.

«Перевирание» сказки

Данный вариант предполагает пересказ известной сказки по-новому. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж или привнести новую информацию. Например, можно представить, что в сказке о Красной Шапочке появился представитель общества защиты сказочных героев, а Серый Волк – один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Для того чтобы сочинить сказку в новом варианте, дети должны будут активизировать свои знания о причинах исчезновения и необходимости охраны животных, о роли хищников в природе. Другой вариант – Красная Шапочка недавно вступила в общество юных друзей природы.

Салат» из сказок

Данный вариант предполагает сведение в новой сказке героев различных произведений. Например, можно представить, что в одной сказке объединились все волки, которые в разных сказках терпели неудачу («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная Шапочка»).

Как такое событие скажется на обстановке в лесу?

Продолжение начатой сказки

Используя данный вариант сочинения сказки, педагог составляет начало сказки сам, а дети сочиняют ее продолжение. При этом экологическая сказка должна составляться в рамках изучаемой темы. Сказки без окончания Дж. Родари называл открытыми. Одни могут быть составлены как в соавторстве, т.е. коллективно, так и индивидуально. В первом случае каждый ребенок говорит свою фразу таким образом, чтобы она по смыслу была связана с фразой предыдущего участника сочинения. Одна и та же сказка может иметь разные окончания. Можно разделить детей на подгруппы и предложить одним из них придумать счастливый, а другим печальный конец.

4 стр., 1560 слов

Сочинение по сказке волк на елке

... и смысл( остаться целым) Остановить этот бег по кругу заставляет елка( красота). Очарованный красотой понял, что «есть на свете что-то посильнее волков» Итак, проблемы: › Основная- мира; › Другие: ... через красоту окружающего мира. Формулируем основную проблему › Например: › «Красота окружающего мира… Каково ее воздействие на человека? На мой взгляд, автор предложенного для анализа текста предлагает ...

Сказка в заданном ключе

Этот прием предполагает использование сюжета известной сказки с перемещением ее героев в другое время или пространство. Например, известные персонажи – Водяной, Баба-Яга, Русалка, царь Берендей и др. жалуются на трудности выживания в загрязненной среде, т.е. они перенесены в современные условия.

Например, жалобы Русалки

«Трудно стало жить в реке:

Каме, Волге и Оке.

Ах, судьба моя жестока –, Негде спрятаться от стока:, Норовит любой завод, Сбросить стоки в бездну вод!

Грязь от труб течет рекой,

Нарушает мой покой., Негде мне воды напиться,, Лучше сразу утопиться!, В речке чистой я жила, И красавицей слыла., А теперь краса угасла, Из-за тракторного масла., И в лице я изменилась,, Будто триста лет не мылась., В пятнах краски чешуя…, Как же выжить мне друзья?

От жалоб герои сказки переходят к конкретным просьбам о помощи, обращенным к детям (это своего рода исследовательские задания).

Такие задания воспринимаются с большим интересом, чем традиционные, полученные на занятии.

Использование особенностей персонажа для составления сказок

В экологической сказке поведение персонажей и сюжетная линия могут зависеть от свойств материалов из которых эти персонажи сделаны. Например, стеклянный человечек попадает в сказке в иные ситуации, чем соломенный, потому что свойства стекла и соломы различны. Можно придумать с детьми разных человечков и поместить их в разную среду: воздушную, водную, почвенную. Особенности материала, из которых эти герои сделаны, определят, как именно повлияют на них свет, тепло, вода и т.д. Так снежный человечек может растаять под солнечными лучами, каменный в отличие от бумажного тонет в воде и т.п.

Сказки «наизнанку»

Дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых они знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, Дж. Родари предлагает как бы вывернуть сказку наизнанку. В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые – добрыми. Изменение их поведения, а, следовательно, и сюжета популярных сказок.

Например, можно вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Волк в новой сказке – добрый, т.е. он заботиться об охране окружающей среды.

Лес – это местообитания Волка. Естественно, он стремиться сберечь его в первозданном виде, оберегает от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз, когда идет к бабушке рвет цветы, которых становится все меньше и меньше. Кроме того, Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экосистему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Наконец, Волк знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора.

Герои сказок – игрушки

Любимые игрушки детей могут попасть в различные сказочные ситуации, при этом их вариант экологического поведения может привести к тем или иным последствиям. Например, кукла Карлсон попадает на крышу дома в районе с загрязненным воздухом, от чего и заболевает. Из озорного и веселого героя превращается в грустного. Рассказывая о своих приключениях, Карлсон помогает детям понять, почему загрязненный воздух становится опасным для здоровья.

Герои сказок – реальные объекты

Героями сказки могут стать любые окружающие ребенка объекты, нужно только посмотреть на них по-новому. В тридесятое сказочное государство может превратиться обыкновенная лужа, в которой есть свои обитатели. Если педагог проводит наблюдение за прорастанием горошины, она может стать героиней истории. Рассматривая на экскурсии кротовины, можно предложить детям сочинить сказку о нем.

Герой сказки – сам ребенок

Можно «поместить» ребенка в условия, когда он – как герой сказки должен будет верно спланировать свои действия по отношению к природе. И только приобретенные ранее знания помогут ему сделать правильный выбор. Начать такие сказки можно так: «Однажды Саша увидела на асфальте большого червяка, который выполз из своей норки после дождя…» или «Юра захотел, чтобы к Новому году ему прямо из лесу принесли настоящую, живую елку…».

Слушая сказку о себе, ребенок может корректировать собственные действия как персонажа, подсказывая ход повествования взрослому. Данный вариант составления сказки способствует формированию у детей умения прогнозировать свои действия, моделировать различные ситуации.

Игра-сказка

Джанни Родари приводит пример игры, способствующей развитию логического мышления ребенка. Суть ее состоит в том, что один и тот же предмет может быть рассмотрен с разных точек зрения. Например, любой ребенок-мальчик – это и сын, и внук, и племянник. Все зависит от того, кто именно задает ему вопрос: «Кто ты?» На основе использования этого приема писатель предлагал сочинять сказки.

лес

гусеница

Готовая схема сюжета

Если вы хотите, чтобы итогом творческого сотрудничества детей стала сказка, помогающая усвоить определенный материал, разработайте схему ее сюжета. Например, педагог называет персонажей, а их приключения придумывают дети. Например, вы хотите выяснить, как дети усвоили информацию об обитателях почвы (воды) и их приспособленности к окружающей среде и друг другу. Можно предложить детям придумать сказку, в которой встречаются крот, дождевой червяк, корни растений. Как они будут вести себя, что делать?

Для детей – как начинающих авторов – важно, чтобы их сказки стали известными. Поэтому важно

  • записывать сказки, сочиненные детьми,
  • зачитывать (если автор не возражает) на занятиях
  • оформлять в самодельные книжки
  • рисовать иллюстрации.

Все это послужит стимулом для дальнейшего творчества детей.