Характеристика главных героев сказки «Гадкий утёнок» Андерсена

Сочинение

История создания

Сказка Андерсена «Гадкий утёнок» была написана в 1843 г. и напечатана в сборнике «Новые сказки». Литературоведы считают, что сказка автобиографическая. Гадкий утёнок – юный Андерсен, который имел экстравагантную внешность: он был худ и неуклюж, так что у многих вызывал жалость и желание помочь. Три испытания гадкого утёнка связывают с тремя этапами жизни Андерсена. В родном городе Оденсе мать отдала его в еврейскую школу для бедных детей, где не было телесных наказаний, но зато мальчик чувствовал там себя чужим. Птичий двор – аллегория Копенгагена. Там юный некрасивый Андерсен вызывал только насмешки, ведь он хотел стать актёром. Такие же насмешки он испытывал в престижных школах Слагельса и Эльсинора, куда был за казённый счёт устроен доброжелателями. Ведь Андерсен был на 6 лет старше одноклассников, то есть большой и неуклюжий, как гадкий утёнок. Он тяжело переживал нападки ректора, подобно тому как гадкий утёнок боялся воинственного индейского петуха на птичьем дворе.

Жизнь утёнка в избушке со старушкой, котом и курицей биографы Андерсена ассоциируют с отношениями юноши с семьёй своего покровителя, финансиста при короле Фредерике 6 Йонаса Коллина.

При анализе сказки неправильно опираться на библиографический метод. Хотя сходство с биографией писателя есть, но такая трактовка сказки примитивна. Сказка не сводится к утверждению, что Андерсен стал великим сказочником, хотя никто того не ожидал.

Литературное направление и жанр

Сказка «Гадкий утёнок» написана по законам романтического направления. Герой одинок и противопоставлен всему миру, никем не понят и даже сам не понимает своей ценности. Красота белых лебедей кажется гадкому утёнку далёкой и недостижимой. Но в конце сказки Гадкий утёнок превращается не в одинокого белого лебедя, а соединяется с собратьями и принят ими. Конечно, лебеди не принимаются птичьим двором (то есть романтический герой не понят обывателями), но им это и не нужно. Зато люди видят красоту лебедей и признают её. Они играют в сказке роль античных богов, вдруг заметивших красоту и отметивших её, огласивших истину, которую примут обыватели.

По жанру «Гадкий утёнок» — авторская сказка. Но больше она похожа не на сказки о животных, а на философскую притчу. Все герои сказки – аллегории, но если в сказке о животных герой – аллегория качества (лис – хитрость, заяц – трусость), то в «Гадком утёнке» герои представляют собой определённый человеческий тип, определённую судьбу.

2 стр., 529 слов

Сочинение мой любимый мультфильм о животных гадкий утенок

... тоже все над ним смеялись. Андерсену пришлось много страдать, но в итоге, он стал «прекрасным лебедем» - знаменитым на весь мир писателем! Сказка «Гадкий утёнок» учит нас быть добрыми к ... жестоким и грубым. Но утенок выдержал все испытания и стал прекрасным лебедем. В этой сказке автор рассказывает нам о самом себе. Ведь Ганса Христиана Андерсена очень не любили ...

Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»: проблемное обучение

В современную начальную школу все более активно входит проблемное обучение, позволяющее эффективно формировать мотивацию читательской деятельности, читательскую компетентность, важной составляющей которой является эмоционально-ценностное отношение читателя к художественному произведению. К сожалению, как показывает опыт, учитель начальных классов не всегда способен самостоятельно выстроить систему проблемных вопросов при изучении сложного классического текста.

Представляю один из вариантов проведения урока по хрестоматийной сказке «Гадкий утенок» «короля сказок» Г.Х. Андерсена.

В ходе данного сценария урока школьники включены в учебный диалог, чему способствует серия проблемных вопросов, активизирующих их аналитическую читательскую деятельность, знания о жизни писателя, важнейшие читательские умения. В результате такого занятия юные читатели должны постигнуть идейную концепцию философской сказки автора, углубить представления о личности выдающегося писателя, а также осмыслить некоторые базовые духовные ценности творчества Андерсена.

Предметные задачи урока:

  • углубить представления школьников о жанре литературной сказки;
  • раскрыть своеобразие философской и автобиографической сказки;
  • формировать представления обучающихся о личности Андерсена;
  • развивать умение составлять план крупнообъемного текста по сюжетно-смысловым частям и озаглавливать их;
  • совершенствовать умение видеть особенности характера персонажа через анализ его поступков, внешнего вида, внутренних переживаний.

Примерный ход работы

В качестве подготовки к первичному восприятию произведения учитель может рассказать о трудной судьбе писателя.

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен (1805–1875) родился в старинном датском городке Оденсе, в семье сапожника. Его детство проходило среди самых обыкновенных людей, в самом обыкновенном жилище, но не было такой обыкновенной вещи, которая не превращалась бы для него в чудо: рассказы старух из соседней богадельни становились в его воображении волшебными историями; ножницы, которыми кроила его мать, в его руках принимались плясать на бумаге, вырезая причудливые фигурки; одних названий пьес на театральных афишах было довольно, чтобы он сочинял и разыгрывал с помощью самодельных тряпичных кукол целые спектакли.

Позже он увлекся театром и настолько, что устроил дома свой кукольный театр, для которого сочинял пьесы, вырезал из бумаги костюмы и декорации.

В 1819 году, после смерти отца, Ганс отправляется в столицу Дании Копенгаген попытать счастья. Он хотел осуществить свою мечту – стать актером. После долгих мытарств Андерсену посчастливилось найти людей, которые помогли ему и прежде всего устроили его в гимназию, чтобы он получил образование. И вот великовозрастный ученик сел за парту рядом с детьми, которые были гораздо младше его. Трудно представить, сколько насмешек пришлось выдержать Андерсену от своих одноклассников. Но Ганс выдержал, окончил гимназию, а затем и университет. Об этом периоде жизни он позже написал сказку «Гадкий утенок».

6 стр., 2558 слов

Сочинения для 5 класса «Моя любимая сказка Андерсена»

... Сочинение 2 За свою жизнь Андерсон написал огромное количество книг и сказок. Самой популярной можно считать сказку Снежная королева. Это произведение состоит из 7 глав. Его называют одним из лучших писателей сказок ... сочинений для каждого из них. Приключения Дюймовочки Моя любимая сказка Андерсена ... описания природы, картины или внешности. В ... как все утята. У ... с другим Сочинение по произведению Бедная ...

Став знаменитым писателем, Андерсен говорил: «Я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость жизни». И он щедро дарил радость каждой своей новой сказкой. Андерсен выступал с чтением сказок перед народом. Он не только не отрекся от своего «низкого» происхождения, но гордился им и хотел, чтобы его сказки согревали детство ребятишек из таких же семей, в какой вырос он сам.А самыми заклятыми его врагами были лень, пустота, невежество и чванство, процветающие в «высших» кругам общество. Именно эти качества он и высмеивал в своих сказках.

Естественно, знать не могла простить Андерсену острых насмешек. Высокопоставленные бездельники говорили: «Какой-то сын сапожника осмеливается потешаться над нами! И фамилия-то у него кончается на -сен, что служит признаком низкого происхождения». Но в 1855 году, когда писателю исполнилось 50 лет, его наконец признали на родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, и в его честь устроили даже иллюминацию.

Книга «Сказки Ганса Христиана Андерсена. Золотые сказки»

Как отразилась жизнь писателя в его сказках?

Затем начинается комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

После чтения учитель организует проверку восприятия с помощью вопроса: Какая это сказка – грустная или веселая? Ответы учащихся на этот вопрос могут быть противоположными, что вызывает необходимость более внимательного перечитывания сказки с целью разобраться в ней.

В ходе крока обучающиеся перечитывают сказку и одновременно выполняют сложное задание: делят текст сказки на части и озаглавливают их. Можно выделить пять частей в соответствии с сюжетно-смысловыми частями сказки, однако это деление условно, в каждом классе может быть предложено иное деление текста*.

*Примечание: это задание выполняется не сразу, а по мере перечитывания сказки и анализа ее частей. Поэтому последующие задания будут выполнены раньше, чем составление плана, который в итоге должен обобщить представления учащихся как о структуре произведения, так и о судьбе главного героя.

Возможные формулировки пунктов плана.

  1. Тяжелая жизнь утенка на птичьем дворе.
  2. Начало скитаний. Встреча утенка с «истинными друзьями».
  3. Первая встреча с чудесными птицами.
  4. Страдания утенка холодной зимой.
  5. Весна и счастливое преображение утенка.

Остановимся более подробно на первых частях сказки, так как они вызывают наибольшие затруднения при анализе.

Анализ п е р в о й ч а с т и сказки. После ее перечитывания целесообразно выполнить задание викторины, развивающей внимательность и умение читателя ориентироваться в тексте.

Вопросы викторины:

Кто из персонажей сказки говорит эти слова?

  1. «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
  2. «Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать.»
  3. «Он некрасив – это правда, но у него доброе сердце.»
  4. «… какой-то он большой и несуразный! Не мешает его немного проучить.»

Викторина может быть представлена на доске или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. После выполнения этого задания школьники делают вывод о том, что никто из обитателей птичьего двора не любил утенка.

2 стр., 535 слов

Читательский дневник по сказке «Принцесса на горошине» Андерсена

... из дней смог отыскать собственное счастье. Главными героями «Принцессы на горошине» Андерсена являются: принцесса — красивая девушка, очень нежная и благородная ... — мама принца, справедливая и умная женщина. Сказка «Принцесса на горошине» учит тому, что кто ищет, тот обязательно ... принца равную по положению невесту. Эта традиция передавалась из поколения в поколение. Молодая принцесса сама ...

Что послужило причиной такой нелюбви и презрения?

В завершение работы над первой частью учащиеся составляют устный рассказ о жизни утенка на птичьем дворе (как вариант в сильном классе – творческий пересказ от лица героя).

При ответе они могут пользоваться записями из викторины.

С какими «друзьями» повстречался утенок во время скитаний?, В каком смысле автор использовал слова «истинные друзья»?

При анализе т р е т ь е й ч а с т и особое внимание нужно обратить на внутренние переживания утенка. В соответствии с этой задачей дети перечитывают текст и подчеркивают слова, выражающие противоречивые чувства героя:

  • «…непонятная тревога»;
  • «…закричал… так громко и странно, что сам испугался»;
  • «…долго еще не мог опомниться»;
  • «…полюбил, как не любил до сих пор никого на свете»;
  • «…красоте их он не завидовал».

Почему утенок испытывал такие разные чувства?

После окончательного составления плана сказки и обсуждения судьбы героя учитель обобщает представления о своеобразии сказки Андерсена: в отличие от народных сказок о животных писатель подробно изобразил судьбу своего героя, нарисовал неповторимый характер, опираясь на его внешний вид и поведение. Особое внимание автор уделил описанию внутренних переживаний утенка и его отношений с другими персонажами.

Какая это сказка – грустная или веселая, Что хотел сказать нам писатель, рассказав о трудной и прекрасной судьбе гадкого утенка?

  • жизнь сложна и противоречива, в ней переплетаются страдания и радость, грубость и красота;
  • страдания и скитания необходимы, так как они обостряют восприятие счастья;
  • внутренний талант и душевная чуткость обязательно будут вознаграждены;
  • страдания и счастье делают чувствительную душу благородной и великодушной – утенок прощает своих обидчиков и т. д.

Обсуждение автобиографического характера сказки.

Как автор относится к своему герою?, Можно ли, прочитав эту сказку, сказать, каким человеком был сам Андерсен

  • Андерсен, как и его герой, сам много страдал от непонимания и насмешек грубых людей;
  • писатель, как и утенок, был очень ранимым и чувствительным человеком;
  • как и герой сказки, писатель был великодушным человеком, мог прощать своих обидчиков и врагов;
  • несмотря на беды и страдания, Андерсен верил в победу красоты, добра и справедливости.

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Вконтакте

4 стр., 1858 слов

Сказки Ханса Кристиана Андерсена

... литературного произведения. План сочинения может выглядеть примерно так: Сведения об изученных ранее сказках. Чем сказки Андерсена привлекли внимание читателя. ... Многим школьникам запомнилась тяжёлая судьба гадкого утёнка из одноимённого произведения. Обижаемый всеми, он ... достижении прекрасных целей любые пути хороши. Прочтение сказки «Гадкий утёнок» можно смело считать началом воспитания культурного ...

Тема, основная мысль и проблематика

Тема сказки – обретение смысла жизни и своего места в обществе. Основная мысль состоит в том, что истина всё равно будет открыта. Гадкий утёнок неизбежно превратится в белого лебедя, если избежит множества опасностей на жизненном пути. В мире нет безобразного. Счастье и принятие – нормальное состояние живых существ.

Проблематика сказки социальная и философская. Андерсен с иронией и даже сарказмом изображает общество обывателей, мещан, которые не способны видеть дальше своего носа и прыгать выше головы. При этом философская мысль сказки глубока: лучше погибнуть, выполняя своё предназначение на своём месте, чем терпеть лишения, живя по скудным законам обывателей, обеспечивающим не яркую жизнь, но жалкое существование.

Сюжет и композиция

Сказка начинается с летнего пейзажа и с восклицательного предложения: «Хорошо было за городом!» Это точка зрения автора. Эмоционально концовка перекликается с началом сказки: «Мог ли я мечтать о таком счастье…» Это мысль гадкого утёнка, пришедшего в гармонию со всем миром.

На пути к этой гармонии гадкий утёнок переживает множество испытаний. Место его рождения – чаща лопуха. Как и положено романтическому герою, гадкий утёнок доставляет хлопоты ближайшему окружению ещё до рождения, ведь его яйцо безобразно большое, и его приходится высиживать дольше. Маму утку примиряет с некрасивым сыном только то, что он не индюшонок, потому что прекрасно плавает.

Первое испытание утёнка происходит на птичьем дворе. Это «социализация»: утята постигают законы жизни общества. И эти законы безумны с точки зрения рассказчика: две семьи дерутся за угриную головку, которая достаётся кошке, утка с красным лоскутком на лапке самая главная, а расплачиваться с ней нужно теми же угриными головками. Андерсен обесценивает власть и деньги, показывая их ничтожность.

Гадкий утёнок подвергается нападкам, потому что он «большой и странный». Его отвергают общество, родные, даже мать. Так утёнок оказывается на болоте.

Третье испытание – чужие. Они уже не смеются над утёнком, им нет до него дела. Единственная забота диких уток – чтобы утёнок с ними не породнился. А дикие гуси даже готовы принять утёнка в свою .

Четвёртое испытание утёнка – опасность не для самооценки, а для жизни. Даже враг (собака) не нападает на утёнка, такой он безобразный. Здесь утёнок учится радоваться своему положению, он благодарит Бога за своё уродство. Происходит окончательное смирение со своим отвергнутым положением.

Пятое испытание связано уже не с внешностью, а с деятельностью утёнка. Оказавшись в избушке с полуслепой старушкой, курицей и котом, утёнок убедился в своей ничтожности. Он не умеет делать двух полезных вещей: нести яйца, как курица, или выгибать спину и мурлыкать, как кот. Старушка – образ слепой судьбы, которая не видит, что утёнок по своей природе не может нести яйца. А то, что от природы присуще утёнку (умение плавать), курица называет дурью и блажью. Утёнок не проходит испытательного срока у «умных людей», «лучшей половины всего света» и уходит.

Следующий этап развития утёнка – встреча со своим идеалом – царственными птицами. Утёнок не ассоциирует себя с ними. Зима, которую он переживает благодаря отогревшему его крестьянину – последнее злоключение утёнка. Его счастью предшествует важнейшее решение: лучше быть убитым лебедями, чем сносить вражду уток, кур, птичницы и зимний холод.

2 стр., 565 слов

Моя любимая сказка Андерсена Снежная королева

... положили все силы для этого. 5 класс Моя любимая сказка Андерсена Снежная королева Несколько интересных сочинений Поэма Гоголя может читаться на самых разных уровнях, автор вложил множество различных смысловых слоев ... ни обращалась за помощью, никто ей не отказывал. Самое главное, что я понял, читая «Снежную королеву» - это то, что любые старания и труды будут вознаграждены, как это ...

Смирение всегда предшествует возвышению.

Увидев отражение в воде, утёнок-лебедь смог принять истину и стать счастливым. Приняв себя самого, он оказался принятым и лебедями, и людьми, признавшими его самым красивым.

Главные герои , Список и характеристика главных героев «Гадкого утёнка»:

  1. Утёнок, впоследствии превратившийся в величественного лебедя. Он терпеливо сносит все напасти, смиренный, сильный духом, стойкий, хотя и неуверенный в себе из-за того, что все и всегда его унижали. Мечтательный и умеющий видеть красоту. Поначалу описывается несуразным, уродливым, слишком большим, но затем становится гордым, красивым, самым прекрасным из всех лебедей.
  2. Мама-утка. Не слишком охотно высиживает яйца. Изначально относится к утёнку хорошо, называет его своим сыном, восхищается тем, как он плавает, и говорит, что он «вовсе не так дурен, если к нему хорошенько присмотреться». Защищает его перед знатной уткой, клювом разглаживает ему пёрышки. Но со временем начинает относиться к нему плохо, говоря ему обидные фразы.
  3. Старая утка. Жирная птица испанской породы, имеет на лапке высший знак отличия — красный лоскуток, благодаря чему её уважают все остальные. Считает утёнка уродливым и слишком большим.
  4. Дикие гусаки. Важные, поскольку совсем недавно научились летать, и вольные птицы. Посчитав утёнка «чудным», предлагают ему лететь с ними к гусыням-барышням, у которых он будет иметь успех, но погибают от выстрелов охотников.
  5. Старуха. Подслеповатая пожилая женщина, живущая с котом и курицей в маленькой убогой обветшалой избушке с покосившейся дверью. Сослепу приняв утёнка за утку, подумала, что он будет нести яйца, поэтому оставила его в своём жилище.
  6. Кот Сыночек. Умеет выгибать спину, мурлыкать и сыпать искрами, если погладить его против шерсти. Считает себя настоящим хозяином в доме.
  7. Курица Коротконожка. Имеет маленькие короткие ножки, за что и получила такое имя. Прилежно несёт яйца. Считает себя хозяйкой дома и лучшей половиной всего света, когда вместе с котом говорит: «Мы и весь свет!». Ворчлива, любит раздавать советы, учила утёнка жизни и ругала его, хотя заявляла, что желает ему только добра.
  8. Крестьянин. Добрый человек, заметивший примёрзшего ко льду утёнка и отнёсший его к себе домой. Жена и дети крестьянина отнеслись к птенцу доброжелательно, но он испугался их, из-за чего заметался и устроил в доме настоящий хаос.
  9. Лебеди. Прекрасные птицы, плавно и легко плывущие по воде. С радостью приняли нового лебедя в свою стаю, гладили его клювами, склонили перед ним головы в знак уважения и стали для него настоящей семьёй.

Герои и образы

Первую характеристику серому утёнку даёт мать: «Ужасно велик и совсем непохож на остальных». Если вдуматься, величие и индивидуальность от рождения заложены в этом сыне, только утка не умеет этого оценить.

14 стр., 6511 слов

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен

... к жизни. В определенной степени сказка была для него способом взглянуть на мир, способом познания мира. Глава 1. Жизненный путь Ханса Кристиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен родился ... лет назад. Гениальный рассказчик был не только вдохновляющим творцом, но и трудолюбивым тружеником. Творчество Андерсена отличается внушительными размерами. Он проявил себя практически во всех распространенных ...

Конечно, самохарактеристики гадкого утёнка связаны с отношением матери: безобразный, посмешище для всего птичьего двора.

Утка-мать до поры до времени защищает своего ребёнка, потому что находит в нём положительные качества: «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он… лучше других». Кроме того, мать надеется, что «он вырастет и пробьёт себе дорогу».

Но родные быстро устают от необычности утёнка: братья и сёстры хотят, чтобы его съела кошка, а мать проклинает его: «Глаза бы мои тебя не видали!» Все требуют от утёнка соответствия собственным представлениям о правильности и пристойности. Курица и кот позволяют сделать утёнку выбор, но только между тем, чтобы нести яйца и выгибать спину.

Утёнок — изгнанник, он не отвечает ни внутренним, ни внешним требованиям общества, так что, увидев лебедей и полюбив их, он не завидует им и не мечтает походить на них. Семья и общество добились своего: утёнок утратил мечту и цель.

Как истинно романтический герой, он решается приблизиться к своему идеалу даже ценою жизни. Но, решившись, обретает самого себя, общество единомышленников, любовь и счастье.

Характеристика утёнка

Значение слова «гадкий» — мерзко, отвратительно. Именно его выбрал Андерсен, чтобы ярче описать своего пернатого персонажа. В начале жизни юному герою пришлось терпеть свою безобразную, уродливую внешность. Глупым птицам недосуг сразу рассмотреть в нём лебедя. Обитатели птичьего двора считают себя центром вселенной. Они никогда не выходили за пределы своего селения.

Гадкий утёнок вылупился в семье уток. Его рождение в их гнезде стало случайным, яйцо невольно попало туда. Несчастному герою пришлось унижаться перед жителями птичьего двора. Даже собственная мама не принимала его.

Вот каким он был:

  • мечтательным;
  • романтичным;
  • погружённым в себя;
  • добродушным;
  • доверчивым.

Автором остро поднимается проблема красоты. Утёнок не выдержал ужасного обращения окружающих и убежал из дома. Для него лучше смерть, нежели унизительное и оскорбительное положение. Но он не склонился перед судьбой, поэтому в конце празднует победу. Люди с такими чертами, как у маленького лебедя, способны совершить подвиг.

Художественное своеобразие

Образы сказки аллегоричны и ироничны. Ирония проявляется в диалогах и авторских оценках. Это насмешка над обществом мещан-обывателей, которую можно прочесть только между строк. Подтекст позволяет критиковать общество. Например, утка гордится утятами, потому что они похожи на отца. Они должны быть косолапыми, «держать лапки врозь и выворачивать их наружу» только потому, что так делали папаша с мамашей. То есть недостатки родителей повторяются в детях, и это считается нормой.

2 стр., 614 слов

Добро и зло в сказок андерсена

... перед “Русалочкой” обращение “К взрослым”, утверждая этим, что у его сказок расширяется аудитория. Сказки Андерсена раскрывают истинное в человеке, его сущность. Писатель часто использует слово “настоящий”. И ... приходилось. Отказ от самого себя, даже при условии осуществления мечтаний, невозможен для героя Андерсена в “Калошах счастья”. Герой попадает в любимые им Средние века, но все ...

Прописные истины звучат из уст птиц, ведь глупость — это общественная норма: селезню (то есть мужчине) красота не нужна. Есть в сказке и настоящие крылатые выражения: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!» Выражение «гадкий утёнок» стало фразеологизмом, обозначающим неприметного человека, обычно ребёнка, у которого открывается неожиданный талант.

  • Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография
  • «Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена
  • «Русалочка», анализ сказки Андерсена
  • «Снежная королева», анализ сказки Андерсена
  • «Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена
  • «Огниво», анализ сказки Андерсена
  • «Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена
  • «Стойкий оловянный солдатик», анализ сказки Андерсена
  • «Соловей», анализ сказки Андерсена
  • «Снеговик», анализ сказки Андерсена
  • «Дюймовочка», анализ сказки Андерсена
  • «Дикие лебеди», анализ сказки Андерсена

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан