Основной ответ:
Тема урока: Сочинение сказки по готовому началу.
Тип урока: Развитие речи.
Цели урока:
— Закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества.
— Знакомство с приемами сюжетосложения сказки.
— Знакомство с литературоведческими понятиями.
— Обучение приемам сочинительства сказок.
— Развитие связной речи.
— Развитие творческого потенциала обучающихся.
— Воспитание культуры общения.
— Воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.
Ход урока:
1. Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
— Вдох через нос – выдох через нос;
— Вдох через нос – выдох через нос (частями);
— Вдох через рот – выдох через рот;
— Вдох через рот – выдох через рот (частями).
2. Вводная беседа.
Учитель предлагает послушать отрывок из известной детской песенки и спрашивает, куда нас позвала эта песня.
Сказки на уроке
Корректурная проба
- Слово «сказка» станет ключевым на уроке.
- Чтобы узнать тему урока, детям необходимо выполнить корректурную пробу: зачеркнуть все буквы английского языка и сложить буквы русского алфавита.
- Учитель задает вопросы детям: кто любит сказки и какие сказки они знают.
Тема урока
Сегодня на уроке дети будут писать сочинение на тему «Сказка по готовому началу».
Девиз урока
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» — девиз урока, который будет использоваться как разминка.
В ходе изучения темы «Сказка» проводится повторение основных понятий и правил работы в группах. Ребята активно участвуют в дискуссии и обмениваются мнениями, делятся своими мыслями о том, как сказки помогают нам стать лучше и учат нас добрым поступкам.
Прежде чем начать работу в группах, учитель напоминает о правилах и дает задание на выбор единственно верного ответа на вопрос «Что такое сказка?». Дети внимательно изучают определения на карточках и выбирают самую точную формулировку, демонстрируя свои знания и умения в области литературы.
Бинарный урок » – описание картины И.И. Машкова «Клубника ...
... и ему остался верен до конца жизни. Рассказ 1 ученицы Я расскажу вам о картине Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская» (Рисунок 3). Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине ... Задание на дом Написать сочинение – миниатюру по картине с использованием плана. 2 часть урока, посвящена изобразительному искусству. Урок второй I. Организационный момент Учитель : Продолжаем наш необычный ...
Также на занятии проводится работа в группах по написанию сказок, в которой дети внимательно слушают друг друга, работают в команде, способствуя развитию навыков социального взаимодействия и творческой активности.
Сказка – это смешное произведение.
Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Слайд 7
Проверка.
Учитель:
-Ребята, давайте послушаем, что же означает слово «сказка» в словарях и что это слово означало раньше?
Ученик 1
Сказка , с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.
Ученик 2
В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»).
Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».
Задание 2.
Учитель:
-Какие виды сказок вы знаете?
Слайд 8 (ответы детей-народная и авторская)
-Чем отличается народная сказка от авторской?
-По видовым особенностям сказки бывают какие?
-Хорошо! Молодцы!
Б) ИГРА «ТЫ-МНЕ, Я-ТЕБЕ»
Учитель:
-А сейчас мы с вами вспомним название сказки по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем. Маша задает вопрос кому? И т.д.
Слайд 9
- Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)
- Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка)
- Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе)
- Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке)
- Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце)
- Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок)
- Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
- Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)
4.ФИЗМИНУТКА.
По роману Пушкина «дубровский» -честь и бесчестие . План : 1. ...
... В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад. Как герои романа ... на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин. Роман «Дубровский» — произведение авантюрно-приключенческое. ... не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпринимает ...
Слайд 10
Слайд 11
5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
А) СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СКАЗКИ.
Зачин – эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.
Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.
Основная часть — рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств, а далее преодоление трудностей.
Концовка – любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая, то есть носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.
Мышка, которая ест кошек
Одна хилая мышка, что жила в библиотеке, вздумала как то навестить своих сородичей, которые ютились в подвале и были далеки от всего мира.
-Вы ничего не знаете про то, что делается на свете! – заявила она своим оробевшим сородичам. – Вы, наверное, даже читать не умеете?!
-Зато ты, конечно, много знаешь! – вздохнули те.
-Ну, к примеру, вы ели когда-нибудь кошку?
7.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
8.ПРОВЕРКА.
Слайд 16
8.РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель:
— Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.
Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.
Слайд 17
Красное – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно.
-И закончить наше занятие хочется словами: «Читайте, дети, сказки!»
Слайд 18