«Конспект урока. Подготовка к сочинению описанию картины И.И. Левитана «Лесистый берег».»
Р/Р. Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Лесистый берег».
Предмет: русский язык
Класс: 6а
Цели: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов. Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.
Задачи:
Предметные:, Метапредметные, Личностные, Планируемые результаты:
- личностные:
- регулятивные УУД:
- познавательные УУД:
- коммуникативные УУД:
- предметные:
Ход урока.
-
Организационный момент. (1 минута)
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть. A с каким настроением пришли Вы? (показывают смайлы)
Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем готовиться к сочинению-описанию картины.
(лист достижений)
Опрос нескольких учащихся
— Итак, цель нашего урока – познакомиться с картиной и описать ее в сочинении.
-
Актуализация знаний. (4 минуты)
Для начала, давайте вспомним:
— Какие типы речи вы знаете (повествование, описание, рассуждение).
- В чем особенность описания, как его отличить от других типов речи?
- Что можно описывать?
- Какая часть речи используется при описании?
2. Обратимся к искусствоведению. Поскольку мы описываем картину, давайте выясним::
- Какие художественные термины вам известны? (художник, живописец, картина, репродукция, полотно, шедевр, живопись, пейзаж)
- Какие жанры живописи вы знаете?
пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж
Учащиеся отвечают на вопросы
-
Слово о И.И. Левитане (слайд 2).
(Заполняют карточки, после проверка и обсуждение).
11 стр., 5178 слов«Развитие речи учащихся на уроке литературы»
... работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы ...
(5 минут)
Замечательно! Сегодня мы с вами будем описывать картину И.И. Левитана «Лесистый берег», но сначала давайте познакомимся с художником. Ребята, перед вами карточки с фактами из биографии И.И. Левитана. Ваша задача по ходу рассказа Полины заполнить их, указав, какие события из жизни художника связаны с перечисленными фактами.
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарт Ы КО венской губернии. Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
Левитан любил русскую природу фанатически. Благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности, он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которыми горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он вылил все это в длинном ряде картин, отразивших искания целого поколения… Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа…
-
Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег» (слайд 3).
(5 минут)
Фон- музыка «Приход весны»).
(слайд 4 после ответов).
- Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?
(Природа).
- Какое впечатление производит на вас эта картина? Почему?
- Какое время года изображено на картине, время суток? Почему вы так считаете?
- Что мы видим на картине?
- Какова композиция картины? (передний план, центральная часть, задний план)
Ребята, в литературе у нас главные герои, a как вы думаете, как будут называться герои картины? (образы).
(перечисляются образы, созданные живописцем: река, берега, деревья, небо)
Все верно. Художник рисует красками, a чем будем рисовать мы? Нам с Вами предстоит собрать материал для нашего будущего сочинения. Вам необходимо подобрать изобразительно-выразительные средства к различным образам этого полотна. Какие художественные средства вы знаете? (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)
Вы будете работать в группах. Каковы правила работы в группах? (слайд 5).
У каждой группы будет свое задание. Подбор рабочего материала . (5 минут)
I группа (Чепурова В., Зализко А., Байков Е., Дулёв А.).
Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Реки» (Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…
II группа (Сидоров К., Сафонова В., Логиновских Д., Макушкин И.).
Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега (Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…)
III группа (Фалеев А., Николаев М., Марченко В., Самвелян А.) . Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья» (Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..).
IV группа (Обыдёнова П., Пригожая П., Энграф Д., Кубышкин А.).
Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо» (Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…).
V группа (Жерехов С., Зверев С., Симокайтис А.).
Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник ( Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие, багряные, красные, оранжевые, синие, голубые, темно-синие, бледно-голубые, коричневые).
лист достижений
-
Физкультминутка (2 минуты).
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
-
Продолжение Работы над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег» (3 минуты).
Мы немного отдохнули, a теперь давайте продолжим нашу работу. Из выразительных средств, данных на карточках, выберите те, которые соответствуют картине Левитана (карточки ).
Задумчивые сосны; влажная дымка воздуха, спокойная гладь реки; отражается, как в зеркале; извиваясь змейкой; беззащитные деревья; лимонно-желтые краски; сочная зелень; игра теней на стволах и ветвях деревьев; река убегает за поворот; деревья задумчиво молчат; журчит вода узкой тихой речки; тенистый уголок леса; голубизна неба; отсветы заходящего солнца; «живое» и «дышащее» небо; ощущение умиротворенной тишины.
-
Составление плана (слайд 6).
(5 минут)
Ребята, a теперь давайте составим план. Из каких пунктов состоит традиционный план?(Вступление, основная часть, заключение).
План |
Рабочий материал |
Вступление |
Может включать сведения o художнике, какое время года и суток изобразил пейзажист, какие образы представил на полотне. |
Основные образы: Река (передний план) Берег (центр. часть) Деревья (задний план) Небо (задний план) |
Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает… Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью… Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз.. Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное… |
Какие краски использовал Левитан |
Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие… |
Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас? |
Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы… |
Попробуйте составить связный текст, опираясь на план. Чтение вариантов (если будет время).
-
Рефлексия (3 минуты).
- Молодцы! Вы справились с заданием. В начале урока каждый из вас ставил перед собой определенные цели. Отметьте в «ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ» чему вы научились (в таблице «Я научился»).
Выслушиваю ответы нескольких учеников.
— С каким настроением вы заканчиваете работу на уроке? (Ученики поднимают смайлы).
Домашнее задание (2 минуты):, Задание №1
Факт |
События из жизни художника |
30 августа 1860 г. |
|
г.Кибарты Ковенской губернии |
|
Московское училище живописи |
|
1876 г. |
|
Какая любимая тема творчества И.И. Левитана |
Задание №2
Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение (не более пяти).
1.
2.
3.
4.
5.
Задание №3, Из выразительных средств, данных ниже, выберите те, которые соответствуют картине Левитана.
Задумчивые сосны; влажная дымка воздуха, спокойная гладь реки; отражается, как в зеркале; извиваясь змейкой; беззащитные деревья; лимонно-желтые краски; сочная зелень; игра теней на стволах и ветвях деревьев; река убегает за поворот; деревья задумчиво молчат; журчит вода узкой тихой речки; тенистый уголок леса; голубизна неба; отсветы заходящего солнца; «живое» и «дышащее» небо; ощущение умиротворенной тишины.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ, И.И. ЛЕВИТАНА «ЛЕСИСТЫЙ БЕРЕГ»
План |
Рабочий материал |
Вступление |
Может включать сведения o художнике, какое время года и суток изобразил пейзажист, какие образы представил на полотне. |
Основные образы: Река Берег Деревья Небо |
|
Какие краски использовал Левитан |
|
Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас? |
Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы… |