Урок » -рассуждение» 9 класс

2) воспитывать нравственные качества личности;

развивающие:

1) развивать речевую культуру учеников;

2) развивать память учащихся и умение пересказывать;

3) развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста, всего текста в целом;

Оборудование урока:

компьютер, мультимедиапроектор, экран, компьютерные презентации.

Ход урока

  1. Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.

  • Здравствуйте, садитесь.
  • Исходя из высказываний известных лингвистов, определите тему нашего урока:

«Чтобы научиться писать, надо писать» — Д.С.Лихачёв

«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» — В. Литвинов

  • Какие цели мы должны поставить перед собой,
  • Как вы считаете, пригодится ли этот урок вам в дальнейшем?

Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания? Начитанность. Почему? И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приемами анализа текста.

Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение в формате задания 15.2 и 15.3 ОГЭ по русскому языку.

Запишите тему урока: Сочинение – рассуждение. 15.2, 15.3

Сегодня наш урок я бы хотела начать с притчи, чтобы вы поняли о чём пойдёт речь на уроке. (аудиозапись)

Притча «Ангел-хранитель» За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

  • Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?

Бог ответил:

  • Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.

Ребенок задумался, затем сказал снова:

  • Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.

Бог ответил:

  • Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
  • О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога.

– А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?

2 стр., 971 слов

Птухина учимся писать сочинение 2 класс ответы

... Тема сегодняшнего урока: “Учимся писать сочинения” (слайд 1) Что такое сочинение? А вы можете быть авторами сочинения? Сочинение – это текст из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу. (слайд 2) Сочинения бывают повествовательные, рассуждение и ...

Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:

  • Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.

Затем ребенок спросил:

  • Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
  • Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
  • Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
  • Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.

В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:

  • Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
  • Его имя не имеет значения.

Ты будешь просто называть его Мама.

Так о ком мы сегодня будем говорить? (о маме)., Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение., О. Бальзак

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.

Виссарион Белинский

Любовь матери всесильна, первобытна, эгоистична, и в то же время бескорыстна. Она ни от чего не зависит.

Теодор Драйзер

II. Актуализация имеющихся знаний.

  • Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.

— Перед тем, как приступить к объяснению написания сочинения, рассмотрим критерии оценивания этого вида работы. Посмотрите на свои карточки, на слайде есть тоже. (Слайд При условии выполнения всех требований – есть шанс получить заветные 9 баллов.

Изучение и обсуждение критериев оценивания.

— Исходя из памятки, характеристики критериев оценивания сочинения-рассуждения и схемы сочинения-рассуждения, составим ПЛАН сочинения-рассуждения. Слайд 2 (пункты показываются поочередно)

Кластер

  • У вас на столах маркеры и листы, запишите композицию сочинения.

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)

2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

  • б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

III . Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.

— Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах (читает текст один из учеников)

Текст 1

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

2 стр., 881 слов

Проблема любви к Родине. По В.А. Солоухину

... и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. (6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть ... у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова. (По В.А. Солоухину)

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)*

* Михаил Агеев (Марк Лазаревич Леви) (1898–1973) – русский писатель.

IV . Аналитическая работа с текстом.

  • О чем этот текст? Как бы вы определили его тему?

* о материнской любви и заботе;

  • о бедности и отношении к ней;
  • о предательстве, о малодушии.

Какая из проблем не рассматривается в тексте?

A) Проблема отношения сына-подростка к пожилой матери. (Как относится сын к матери? Понимает ли он свою мать? Чувствует ли ее любовь к нему?)

Б) Проблема материнской любви. (В чем смысл материнской любви? Чувствует ли мать отношение сына? Почему она прощает его?)

В) Проблема «пропасти» между богатыми и бедными. (Почему бедные и богатые никогда не поймут друг друга? Как относятся богатые к бедным? Почему?)

Г) Проблема истинных жизненных ценностей. (Что является мнимыми и истинными ценностями?Что дороже: любовь близких или внешнее благополучие и авторитет среди друзей?)

9 стр., 4172 слов

Взаимоотношения между матерью и сыном

... мир иной, прощения. Будет просить потому, что осознал, насколько сильной и бескорыстной была материнская любовь. Любила своего сына и мать из рассказа Л. Куликовой «Свиделись». Только он забыл ее: 14 ... между собой её и наше сердце, это единое дыхание, которые однажды оборвавшись делают нас пустыми, потерянными, неприкаянными в этом огромном мире. Читайте также: Сочинение по теме Д. И. ...

Какая из формулировок не соответствует основным мыслям автора?

A) Автор осуждает своего героя, так как по отношению к матери он проявляет настоящую жестокость.

Б) Автор понимает, что в подростковом возрасте мнение друзей значит для человека очень много.

В) Автор преклоняется перед силой материнской любви, которой свойственны беззаветность, всепрощение, преданность.

Г) Автор считает, что родители должны сделать все, чтобы их дети никогда не испытывали унижения из-за своей бедности.

  • В чем же хочет убедить своих читателей автор? Попробуйте сформулировать авторскую позицию.

* сын стесняется своей матери, хотя понимает, что она беззаветно любит его;

  • сыну недостает мужества с достоинством относиться к своему материальному положению;
  • мать любит своего сына преданной и жертвенной любовью;
  • внешний успех у приятелей важнее истинного чувства к матери;
  • материнская любовь – истинная ценность;
  • герой рассказа – малодушный человек, зависимый от мнения окружаю-щих.

V .

  • Теперь внимательно изучите задание (задания )

З адание звучит так:

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование., Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

  • Как, по-вашему, что такое материнская любовь?

Ответы уч-ся:

— нежное и самоотверженное отношение матери к своим детям.

Материнская любовь, Материнская любовь, Материнская любовь, Материнская любовь – это безусловное чувство к своему ребенку,, Материнская любовь — самое постоянное из всех чувств, присущих человеку, Материнская любовь – это самая сильная и вечная любовь на всём белом свете., Материнская любовь – это сладкие поцелуи, нежные прикосновения, блеск в глазах., Материнская любовь –, Материнская любовь

Мама, словно птица, заботливо прикрывает надежным крылом свое дитя от невзгод и опасности. Не спит ночами у кроватки больного малыша. Крепко держит за руку, когда ему страшно или одиноко. Помогает со школьными уроками. Советует в первых сложных ситуациях. Учит человеческой доброте , умению дружить и любить, помогать и сострадать. Быть открытым, честным и человечным. Беречь и охранять природу и животных , попавших в беду.

5 стр., 2048 слов

Открытый урок «Сердце матери» (по рассказу В.М. Шукшина ...

... любви к ней, о ее сердце. Тема нашего урока так и называется “Сердце матери” по рассказу нашего земляка В.М.Шукшина “Материнское сердце”. Вы знаете, что 2009 год объявлен годом Шукшина ... заставил меня задуматься рассказ В.М.Шукшина “Материнское сердце”? Чтение нескольких сочинений (см. ). V. Контроль УД. Работа по группам. Учитель : Как вы думаете, такие матери, как мать Витьки Борзёнкова, ...

Мамы мудро ведут по жизни, и всегда стараются найти оправдание нашим оплошностям, потому что дня них мы всегда остаемся детьми – самыми любимыми и самыми лучшими.

Щедрая и бескорыстная материнская любовь наполняет нашу жизнь светом добра и радости, вселяет ощущение надежной защиты, дает силы на новые дела и свершения. Ведь именно в материнской любви, всепрощении, терпении и понимании заключена великая сила. Мамы свято верят в своих детей и поддерживают во всех добрых начинаниях. И во всем, чего мы добиваемся на своем жизненном пути, заслуга наших мам.

Материнская любовь — бесконечное самоотверженное и бескорыстное служение своим детям.

Любовь матери к своим детям считается у людей самой чистой, красивой и сильной. Мать всегда готова понять и простить своих детей, отдать все что имеет, не ожидая взамен вознаграждений за свою самоотверженную любовь. Люди знают, что сила материнской любви очень велика.

V I. Отбор материала для сочинения из художественных произведений

Учитель: Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет.

Многие писатели, поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о матери.

  1. Проверка домашнего задания.

Вы по группам и индивидуально получили домашнее задание-это подборка литературных произведений на эту тему, афоризмы и цитаты, пословицы, стихотворение

  • Какие литературные произведения на эту тему вы подобрали? (пересказ эпизодов)
  • Афоризмы и цитаты, пословицы.

2. Знакомство с пословицами о маме

Учитель: О маме сложено много пословиц. Посмотрите на экран. Можно ли в таком виде использовать эти пословицы в сочинении? Почему?

(Ответы детей).

Учитель: Восстановите пословицы

  • Нет такого дружка, а ребёнок матери.

  • При солнышке тепло, тот вовеки не погибает.

  • Материнская ласка конца не знает.

  • Материнская молитва лучше солнца греет.

  • Сердце матери со дна моря достаёт.

  • Кто мать и отца почитает, а при матери добро.

    2 стр., 542 слов

    «Материнская любовь» по рассказу «Телеграмма» ...

    ... смог бы снять с неё такой тяжести. И это ещё одно доказательство того, на что способна любовь матери к своим детям. Исходя из ... расстоянии, отчего обе страдают. ( Кадр из к/ф "Телеграмма" по рассказу КГ. Паустовского, СССР 1957 ) Однако автор не оставляет груз вины ... дела и интересы. И это первое доказательство того, что сердце любящей матери безгранично. Мать любит и ждёт свою дочь. ( Лидия Смирнова ...

  • Птица рада весне, как родная матушка.

  • Общие выводы.

Аргументация сочинения . Работа осуществляется в парах.

подбор аргументов из литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tekst-irassujdenie-k-nemu-klass/

выбрать афоризмы, пословицы

После по одному-два представителя озвучивают свои варианты., Аргумент из жизни

Слайд

V III . Создание на уроке атмосферы сопереживания, доброты, милосердия

читает стихотворение «Не обижайте матерей» Виктора Гина.

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Виктор Гин

  • Какой вариант вступления, по – вашему мнению, является самым подходя-щим к данному тексту?

* через вопрос темы;

  • собственное мнение автора сочинения-рассуждения;
  • лирическое размышление.

На экране возможные варианты вступления

  • Как, на ваш взгляд, можно завершить творческую работу по тексту М. Агеева?

* выразить надежду на то, что дети более нежно и заботливо будут относиться к своим родителям, не малодушничая и не завися от мнения окружающих.

IX . Сочинение о маме (письменная работа) под музыку (Плужников и Билан «Мама»)

Учитель: Используя шаблоны, напишите сочинение-рассуждение по группам 15.2 или 15.3

Группа 1 выполняет задание 15.2, Группа 2 – 15.3, Приступайте., Проверка.

X .Анализ сочинений

Учитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.

(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).

Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?

(Ответы детей).

XI . Подведение итогов. Домашнее задание.(2 мин)

5 стр., 2145 слов

Умеют ли так любить сегодня сочинение рассуждение

... смыслом. Человек без любви — ничем не выделяющийся организм. Внутри же любящего человека таится целый мир. Рассуждение Любовь – это самое ... так и горечь. Но жизнь без любви бессмысленна и радости в ней не будет. Про Любовь (сочинение №3) Что такое вообще любовь? ... опыт безусловной любви, с которым знакомится человек в жизни, это отношение матери к своему новорожденному ребенку. Мать всегда принимает ...

  • Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят)

Вернёмся к высказыванию в начале урока.

«Чтобы научиться писать, надо писать» — Д.С.Лихачёв

«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» — В. Литвинов

Как же добиться умения писать сочинения грамотно, выразительно?

— Сочинение получилось у нас стандартное, но которое отвечает на все требования критериев. В будущем научу вас переделывать эти шаблоны, добавлять в них свои мысли, выражения. К началу экзамена при помощи терпения, усидчивости и сосредоточенности научитесь писать это трудное сочинение.

закончить урок хочется словами С. Острового

Люди! Братья! Берегите своих матерей!, Настоящая Мать — человеку даётся однажды.

  • Чему был посвящён сегодняшний урок?
  • Как оцените нашу совместную работу? — Каковы результаты нашей работы?

Домашнее задание: написать сочинение по тексту М.Агеева, учитывая те рекомендации и замечания, которые прозвучали сегодня на уроке.

Приложение

1) Рисуя образ матери, автор старается вызвать не только сочувствие к матери Вадички , но и пытается «вразумить» читателей, показать, как переживает мать за сына и как велика эта материнская любовь к её «неблагодарному» ребёнку.

2) Мать, пришедшая в гимназию, поступает вопреки воле сына. Но разве сын имеет моральное право с ненавистью к ней из-за этого относиться? Почему появление матери для него позор, пусть даже она старая, оборванная и жалкая? Автор, на мой взгляд, не на стороне мальчика. Сердце этого чёрствого, самолюбивого человека лишь на мгновение прожгла боль за мать, но ни чувства стыда, ни раскаяния он не испытывает.

1) Чтение учеником стихотворения ВИКТОРА ГИНА

* * *

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно — малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь.

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной,

Без материнских добрых рук —

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей,

И слов высоких не стесняйтесь.

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Что такое материнская любовь?

Материнская любовь — это безграничная любовь матери к ребёнку: она отдаёт ему свою нежность, доброту, ласку. Мать всегда понимает его, поддержит в трудную минуту, никогда не предаст. Для него она является опорой всей жизни.

Я считаю, что любовь матери — это то, на чём держится весь мир. Без неё не существовало бы нас самих, люди стали бы злыми, недружелюбными, были бы одинокими. Если человек поступает плохо по отношению к матери, то в дальнейшем он осознает, что поступал плохо, и станет корить себя. Никогда нельзя говорить ей грубые слова, унижать, оскорблять…

3 стр., 1056 слов

Габит мусрепов мать победившая смерть

... Габита Мусрепов. Из восьми его новелл три были посвящены матерям, вынесшим на своих плечах бремя отечественной войны: «Мужественная мать», «Месть матери» ... материнское сердце. Может быть, это он летит – ее сын, ... то теплели от любви к сыну, то расширялись от ... смерть, белое и черное. Главный кинообраз казахской матери воплощен на экране актрисой Аминой Умурзаковой в фильме 1963 года «Сказ о матери». ...

Первым аргументом в пользу моего мнения может служить текст М.Агеева. Посмотрите, как плохо мальчик относится к матери. Из-за того что мать пришла в ужасной одежде, сын стыдится её, даже говорит грубо: » Нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.»(5-7) Товарищам сказал, что это не его родная матушка, а обнищавшая гувернантка (13-14).

Несмотря на унижения, оскорбления, на холодность сына, мать любит своего ребёнка.

В качестве второго аргумента, подтверждающего тезис, возьму пример из жизненного опыта. Как-то раз я прочитала одну легенду о двух курганах. Больше всего меня поразило отношение сына к матери. У него была жена, которая не любила его матушку. Когда девушка попросила героя принести сердце его матери, то он смог убить её, но, неся её сердце в руке, не выдержал, заплакал и пожалел о своём ужасном поступке. И любовь матери, желающей добра сыну, совершила чудо: «ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди.» Больше всего в этой легенде меня поразила безграничная материнская любовь: после всего, что сын сделал, она его простила.

Таким образом, я доказала, что материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней…

Василенко Светлана, ученица И.А.Суязовой