Конспект по литературе в 9 классе «Подготовка к домашнему сочинению-очерку «Мой современник»

Сочинение

в 9 классе

«Подготовка к домашнему

сочинению-очерку «Мой современник».

Автор: Дмитриева Е.А.

мбоу СОШ № 25 им. Н.К.Крупской

г. Ульяновск

Ход урока.

  1. Вступление – слово учителя.

В чем прелесть и важность для человека время юности? Почему плохо, если у человека не было юности, т.е. того особого состояния, которое должен пережить каждый? Почему, наконец, плохо, если человек на всю жизнь остается юношей-мечтателем? Вот вопросы, над которыми заставляет задуматься только что изученная повесть Л.Н. Толстого «Юность». Ответы на эти вопросы мы искали на наших уроках. Говоря словами В.Г. Белинского, «юность уже сама по себе поэзия жизни, и в юности каждый бывает лучше, нежели в остальное время жизни».

Повесть Толстого посвящена молодым людям 15-16-летнего возраста. Сегодня мы попытаемся сравнить их жизненный опыт со своим. Это сравнение должно воплотиться в сочинение-очерк о себе и своем современнике, в котором вы расскажите о мыслях, чувствах, интересах и мечтах товарищей или своих. Расскажите о том, каким вы видите внутренний мир своего современника.

  1. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях.

  1. Постановка задач. (Слайд № 1)

Подготовиться к домашнему сочинению на тему «Мой современник». Для этого необходимо:

  • выяснить, что такое очерк
  • вспомнить особенности публицистического стиля
  • определить круг ключевых вопросов к теме сочинения

Фронтальная беседа. (Слайд № 2)

Определение очерка, его признаков и разновидностей.

Очерк – жанр публицистики, который изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

Формы изложения:

Описание, повествование, рассуждение, диалог.

Виды очерка (слайд № 3)

путевой — (в центре картины быта природы, дорожные впечатления);

проблемный

портретный –

Какой вид очерка целесообразней писать по указанной теме, какой стиль речи подходит для изложения этой темы?

4 стр., 1587 слов

Герой «Юности» Л. Н. Толстого – по “Юность” Толстой Л. Н

... 6 класс Приложение №2 Моя бабушка – комсомолка, студентка Новокузнецкого государственного педагогического института. (В верхнем ряду справа, третья) Анализ повести Толстого «Юность» ... от отрочества к юности и становится основой повествования. Автор поднимает проблемы смысла жизни, цели ... проводили интересно, увлеченно. Запомнилась мне конференция по книге Николая Островского «Как закалялась сталь», ...

  1. Повторение особенностей публицистического стиля. (Слайд №4).

Для публицистического стиля характерны:

  • логичность — оценочность
  • образность — призывность
  • эмоциональность

Публицистический стиль допускает:

  • публицистическую лексику (идеалы добра)
  • повторы (давным-давно)
  • антитезы (сила-слабость)
  • риторические вопросы
  • побудительные и восклицательные предложения (представьте себе…)
  • образные средства (гибкий ум и полнота чувств).

Анализ текста «Он все делал по-настоящему» (По Н. Майданской)

  1. Ваши впечатления от рассказа?

  2. Определить стиль и жанр текста.

  3. Какова тема и основная мысль рассказа?

  4. Определить тип речи.

  5. Определение особенности структуры текста.

  1. Фронтальная беседа. Обсуждение ключевых вопросов к теме. (Слайд № 5)

  • чем отличается жизнь современного молодого человека?
  • какие проблемы свойственны этому поколению?
  • как они решаются?
  • есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?
  • справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?
  • проще или сложнее стала жизнь твоего сверстника?
  • сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди прошлого века?

Вывод.

Прелесть юности заключается в том, что у человека появляется самостоятельные нравственные и интеллектуальные интересы, человек в этот период вырабатывает собственный взгляд на мир, на самого себя, правила жизненного поведения. Именно в юности в большей степени свойственны непосредственность, чистота и свежесть чувств.

  1. Домашнее задание, оценки за урок.