Технологическая карта музыки 5 класс

Сочинение

Учитель – Новикова О.В.

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

УМК «Музыка» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.

1. Деятельностная – формирование УУД в процессе знакомства с программной музыкой на примере симфонической пьесы А.К. Лядова «Кикимора».

2. Предметно-дидактическая – осознание влияния фольклора на творчество русских композиторов на примере симфонической пьесы А.К. Лядова.

  • Метапредметная — создать условия для самостоятельной деятельности обучающихся по выявлению понятия «программная музыка»;
  • Личностная — создать ситуацию для самостоятельного осмысления влияния фольклора на творчество русских композиторов на примере симфонической пьесы А.К.

Лядова «Кикимора».

2. Метапредметные:

3. Личностные:

1.По ведущей дидактической цели – изучение нового материала.

2.По способу организации–комбинированный.

3.По ведущему методу обучения – частично-поисковый.

1.Основной – частично-поисковый (метод интонационно-стилевого постижения, метод контраста и тождества).

2. Дополнительные – практические (методы вокально-хоровой работы, метод слушания музыки — «сочинение сочиненного»).

Средства обучения:, Примечание:

Инструментальная музыка, в основе которой лежит программа, то есть какой- либо конкретный сюжет называется… музыкой.

в) исторической.

  • Какое из произведений написано на фольклорный сюжет?

а) А.К. Лядов «Кикимора»;

  • б) М.П. Мусоргский «Богатырские ворота» — сюита «Картинки с выставки»;
  • в) Э.Григ «Утро» — сюита «Пер Гюнт».

    Этап урока

    Методы обучения

    Содержание деятельности

    Формируемые УУД

    Методы оценки/самооценки

    учителя

    ученика

    Организационно-мотивационный момент

    Приветствие.

    Организация и эмоциональный настрой обучающихся.

    Вход в класс.

    Приветствие.

    Коммуникативные: Согласование и координация деятельности с другими ее участниками, проявление эмоциональной отзывчивости.

    Вокально-хоровая работа

    Фонопедический метод В.В.Емельянова, методика вокально- хоровой работы В. Соколова

    Организует, контролирует правильность выполнения упражнений.

    Использует приемы развития вокально- хоровых навыков.

    • Фонопедическая «зарядка»;

    • Распевание звукоряда по полутонам а, capella.

    Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

    Коммуникативные: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.

    Критерии:

    • правильное положение корпуса при работе сидя и стоя,

    • скоординированное хоровое пение,

    • знание текста,

    • выразительное исполнение

    Метод мысленного пения, метод показа и подражания

    Организует исполнение песни, работу над художественным образом.

    Исполнение песни — «Земля полна чудес» (муз.Е. Зарницкой).

    Актуализация изученного материала

    Словесный (беседа)

    Актуализирует имеющиеся знания учеников о фольклоре, основных жанрах народных песен.

    Отвечают на вопросы учителя, исполняют колыбельную песню.

    Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

    Формулирование темы урока.

    Творческое исследование

    Обращается к фольклорному жанру – сказание. Вводит понятие «программная музыка».

    Слушают сказ о Кикиморе.

    Работают с текстом по учебнику.

    Подготовленный ученик знакомит с личностью и творчеством композитора и

    помогает сформулировать тему урока.

    Познавательные: формирование умения поиска и выделения необходимой информации.

    Критерии:

    • определение жанра

    • понимание роли ритма, темпа, динамики в создании художественного образа произведения и жанра в целом.

    Открытие новых знаний.

    Метод « сочинение сочиненного», интонационно-стилевого постижения.

    Предлагает пойти путем автора, подобрать эпитеты и определения, используя листы – помощники.

    Обсуждают характер звучания, настроение, форму, чувства, средства выразительности.

    Познавательные: развитие умения анализировать музыкальное произведение с целью выделения признаков жанра, его художественного образа;

    Настраивает на осознанное восприятие симфонической пьесы «Кикимора» А.К. Лядова.

    Проводит беседу по анализу произведения, акцентируя внимание на литературную основу- программу и музыкальный образ произведения.

    Слушают музыку.

    Проводят анализ произведения (использование интонации колыбельной песни, развитие музыкального образа: изменение характера во второй части), описывают изобразительные моменты в музыке.

    Предлагает представить музыкальный образ пьесы «Кикимора» А.К. Лядова через рисунок. Организует обсуждение творчества, показ, самооценку и оценку зрителями.

    Обсуждают варианты представления художественного образа и сюжета пьесы «Кикимора», анализируют творческую работу свою и одноклассников.

    Коммуникативные: конструктивно работают в паре;

    Регулятивные: выбирают действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    Личностные: выполняют творческое задание (рисунок);

    Познавательные:осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

    Критерий: соответствие изображения характеру музыки и художественному образу.

    Рефлексия

    Вывод и обобщение

    Словесный, метод обобщения

    Предлагает закрепить представление о том, что фольклор становится основой творчества и благодаря ему рождаются новые произведения.

    Приводят в качестве примера произведения, написанные на сюжеты фольклора; на основе обсуждения музыки выражают свое настроение через исполнение песни

    «В мире много сказок»

    В. Шаинского.

    Познавательные:формирование умения поиска и выделения необходимой информации;

    Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

    Критерии: