Помогите с сочинением про глагол. ( 5 класс)
В русском языке в предложении очень часто употребляются глаголы. Для чего нужна эта часть речи?
Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В зависимости от того, в каком времени будет выполняться действие при спряжении глагола, выделяют совершенный (я сплю) и несовершенный (я пилю) виды. У глагола имеются и другие признаки как время, число, род (в прошедшем времени) .
От глагола образуются причастия (признак предмета по действию) , деепричастия (дополнительный признак действия) , категория состояния.
В предложении является сказуемым (простое глагольное) или его частью (составное именное, составное глагольное) , реже выполняет функцию подлежащего.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать — написать, работать — поработать, экономить — сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться) .
Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять, опираться, достигать, исчезать) и совершенного вида (построить, сделать, опереться, достигнуть, исчезнуть) .
Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непереходные (ходить, расти, обедать, радоваться) .
Глаголы изменяются по наклонениям: 1) Мы смотрим кинофильм. Пароход прибыл вчера. Туристы приедут на следующий день. Мы будем писать сочинение — глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать в изъявительном наклонении; 2) Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили — глаголы пошёл бы, предложили бы в условном наклонении; 3) Читай громко. Читайте выразительно; Век живи, век учись (пословица) ; Семь раз отмерь, а один отрежь (пословица) — глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись в повелительном наклонении.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:
1) Светит месяц в окно.. .Петухи пропели. Погасил свечку и лежу в постели (Никитин) — глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил — в форме прошедшего времени;
2) Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в моря поведём корабли (В. Гусев) ; В деревне мы будем помогать колхозникам в летних полевых работах — глаголы
Как я делаю сайты для своих проектов и что использую
... пишу друзьям, спрашиваю как можно сделать. Мне нравится вычислять примеры, решать задачи и разнообразные уравнения в математике. Люблю читать дополнительную литературу и поднимаю руку на уроке истории, чтобы рассказать. К сочинению ... и английский язык. Второй – это сложные предметы, которые я плохо понимаю. Это география, история и математика. Домашнее задание по этим предметам я делаю вечером, ...
узнаем, изучим, вырастем, поведём, будем помогать употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать) , а в прошедшем времени —по числам и родам (в единственном числе) : я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом) : ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Лучший
Нравится Пожаловаться
Используя в своей речи глагол, мы делаем её более динамичной, яркой, образной.
Источник
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-spryajenie-glagolov-klass/
Урок то теме «Спряжение глагола». 5-й класс
Класс: 5
Цели: Восстановить в памяти учащихся знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; углубить эти знания; ознакомить учащихся с различными способами определения спряжения глаголов.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Распределительный диктант
Буквы Е и И в корнях с чередованием.
Определить вид глаголов.
Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.
Замереть от страха
Расстилаться на лугу
Заблистать на солнце
Умираешь от скуки
Собираться в дорогу
3. Синтаксический разбор предложения
Работает ученик у доски.
Бледная тень набегает на рощу и тает .
Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание).
Слово какой части речи? (Глагол).
Кто может определить спряжение глагола? (определяют спряжение, вспоминают
материал 4 класса.)
4. Объяснение нового материала
В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения.
Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.
- глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.
- глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют — 1 спряжения.
Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).
- читать – 1 спряжения.
- варить – 2 спряжения.
Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ , кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения (4 на -АТЬ. 7 на -ЕТЬ ).
Глагол основа языка найти верный глагол для фразы
... глагола обращали внимание многие писатели. А. Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». ... исключительном праве относиться ко II спряжению. У глаголов прошедшего времени нет грамматических страстей: ... него масса синтаксических ролей. Сочинение на тему Глагол Русский язык состоит из множества различных ...
Назовите эти глаголы (дети читают стихотворение)
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая брить, стелить
И ещё смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на -е спрягать нельзя.
Все остальные глаголы на -ЫТЬ, -УТЬ, -ОТЬ, -АТЬ, — ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.
Вид глагола сохраняется .
Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму- инструкции), которая находится на партах и на доске.
5. Объяснение алгоритма-инструкции
Как определить спряжение глагола
1. Укажи ударение, если окончание ударное, то
- -ЕШЬ, -ЕТ;
- УТ, -ЮТ – 1 спряжение;
- — ИШЬ, -ИТ;
- АТ, -ЯТ – 2 спряжение.
2. Если окончание безударное, определи вид глагола.
3. Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).
4. Посмотри на суффиксы: если глагол на -ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.
5. Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).
6. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.
6. Распределительный диктант
Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).
Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убрать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)
Проверяем по столбикам с объяснением.
7. Устная минутка
Найдите конец пословиц. (Пословицы записаны на доске).
1) Кто умеет веселиться,
1) тот должен много трудиться.
2) Не плюй в колодец —
2) который ничего не боится.
3) Не надо хвалиться,
3) коли не знаешь, как рожь родится.
4) Кто любит трудиться,
4) тому без дела не сидится.
5) Кто хочет от жизни толку добиться,
5) того горе боится.
6) Нечего тому страшиться,
6) пригодится воды напиться .
Дополнительное задание:
8. Работаем письменно
Учитель читает стихотворение, в котором ребятам самим нужно будет подобрать глаголы.
Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.
Например, Маша – машет.
Ребятам записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.
Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи :: Статьи :: УМК ШКОЛА
... номера нужных предложений или применяйте цитирование. Группа 3 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского ученого Владимира Ивановича Даля "Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного" Аргументируя свой ответ, приведите 2 ...
9. Устная минутка
Выберите правильный ответ.
Задание записано на доске.
- Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид.
- Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид.
- Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид.
- Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид.
10. Физминутка. Упражнения для рук
Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
11. Работа по группам
1 группа работает со стихотворением Иосифа Уткина.
Выписывает глаголы, вставляет пропущенные буквы, определяет спряжение.
Листы со стихотворением находятся на партах.
Что люб…тся, чем дыш…тся,
Душа чем ваша полн…тся,
То в песенке припомн…тся,
То в голосе услыш…тся,
Тяжёлое – забуд…тся,
Хорошее – остан…тся,
Что с Родиною сбуд…тся,
То и с народом стан…тся.
2 группа работает с учебником, выполняет упражнение.
3 группа работает по карточкам.
12. Самостоятельная работа
Учитель читает глаголы, ребята определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр.
Задание выполняется на листочках.
13. Вывод, итоги
- Что повторили на уроке?
- Что нового узнали?
- Как правильно написать личное окончание глаголов?
- Назовите глаголы-исключения.
Оценки.
Домашнее задание.
14. Рефлексия
Сегодня на уроке…
- я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
Источник
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-spryajenie-glagolov-klass/