Спряжение глаголов 5 класс

Сочинение

Глагол: часть речи, обозначающая действие или состояние предмета

Глагол — это очень важная часть речи в русском языке, которая обозначает действие или состояние предмета. Глаголы используются в предложении очень часто и позволяют уточнить, что именно делает предмет и в каком времени выполняется действие.

Виды глаголов

При спряжении глаголов выделяются два вида: совершенный и несовершенный. Совершенный вид глагола используется, когда действие уже завершено, например: «я построил дом». Несовершенный вид глагола используется, когда действие продолжается в настоящий момент или будет продолжаться в будущем, например: «я строю дом».

Кроме того, у глагола есть другие признаки, такие как время, число и род в прошедшем времени.

Производные формы глагола

От глагола могут образовываться причастия, деепричастия и категория состояния. Причастия — это формы глагола, которые обозначают признак предмета по действию, например: «строящийся дом». Деепричастия — это дополнительный признак действия, который выражает одновременность действия и его обстоятельства, например: «смотря на него». Категория состояния — это форма глагола, которая выражает состояние предмета, например: «лежа на диване».

Использование глагола в предложении

Глагол в предложении может быть сказуемым или его частью. Простой глагольный сказуемый — это глагол, который выражает действие предмета, например: «он поет». Составной именной сказуемый — это сочетание глагола и существительного или местоимения, например: «он стал известным певцом». Составной глагольный сказуемый — это сочетание глагола и других частей речи, например: «он занимается музыкой каждый день».

Кроме того, глагол может выполнять функцию подлежащего в предложении.

Наклонения глаголов

Глаголы изменяются по наклонениям. Изъявительное наклонение используется для выражения утвердительной или вопросительной формы действия, например: «мы пишем сочинение?» Повелительное наклонение используется для выражения приказа или прошения, например: «напишите сочинение». Условное наклонение используется для выражения условия или возможного действия, например: «если вы напишите сочинение, я вас похвалю».

37 стр., 18264 слов

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

... слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский: СЛОВО Напишите сочинение ... поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка. Таким образом, могу ... подтвердить верность слов Короленко , обращаясь к тексту другого русского писателя - В.П.Астафьева. Например, предложение 16 интересно ...

Времена глаголов

Глаголы изменяются по временам. В настоящем времени глагол используется для выражения действия, которое происходит в настоящий момент, например: «я пишу сочинение». В прошедшем времени глагол используется для выражения действия, которое завершилось в прошлом, например: «я написал сочинение». В будущем времени глагол используется для выражения действия, которое произойдет в будущем, например: «я буду писать сочинение».

Таким образом, глагол — это очень важная часть русской речи, которая позволяет нам точно выражать действия и состояния предметов. Необходимо знать правила спряжения и использования глаголов в разных временах и наклонениях, чтобы говорить и писать на русском языке грамотно и эффективно.

Урок по теме «Спряжение глагола». 5-й класс

Цели:
1. Восстановить в памяти учащихся знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
2. Углубить эти знания.
3. Ознакомить учащихся с различными способами определения спряжения глаголов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Распределительный диктант

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Определить вид глаголов.

Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.

— Замереть от страха
— Расстилаться на лугу
— Заблистать на солнце
— Умираешь от скуки
— Собираться в дорогу

3. Синтаксический разбор предложения

Работает ученик у доски.

«Бледная тень набегает на рощу и тает».

Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание).

Слово какой части речи? (Глагол).

Спряжение глагола является одним из важных аспектов русского языка. Определение спряжения глагола позволяет правильно использовать его в предложении. В русском языке существуют два спряжения глаголов — 1 и 2.

Способ определения спряжения глагола довольно прост. Необходимо поставить глагол в любую личную форму, кроме формы 1 лица, и посмотреть, есть ли ударение на окончании. Если окончание имеет ударение, то глагол относится к 1 спряжению, а если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву.

Приведу примеры глаголов обоих спряжений:

  • глагол «сидеть» — сидишь, сидит, сидят — относится ко 2 спряжению.
  • глагол «шить» — шьешь, шьет, шьем, шьют — относится к 1 спряжению.

Если окончание безударное, то спряжение глагола определяется по инфинитиву. Например:

  • глагол «читать» — относится к 1 спряжению.
  • глагол «варить» — относится ко 2 спряжению.

Однако, существуют и исключения. Ко второму спряжению относятся все глаголы на «-ить», кроме «брить», «стелить» и 11 других глаголов: «обидеть», «слышать», «видеть», «ненавидеть», «гнать», «держать», «дышать», «вертеть», «зависеть» и «терпеть».

6 стр., 2562 слов

Напишите — рассуждение, раскрывая смысл высказывания известной ...

... русскому сочинение 15.1. Глагол — самая живая часть речи Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания писателя А.К. Югова: «Глагол — ... оно. Лица помогают определить спряжение. Изменение глагола по лицам помогает определить, к какому спряжение он относится. Если в окончании ... н влиянию времени. В наши дни какие только слова не изобретаются – и неологизмы, продиктованные новыми ...

Все остальные глаголы на «-ыть», «-уть», «-оть», «-ать», «-ять» и т.д. относятся к 1 спряжению, при этом вид глагола сохраняется.

Для лучшего запоминания и определения спряжения глагола, дети могут обратиться к таблице или алгоритму-инструкции, которые находятся на партах и на доске.

Алгоритм для определения спряжения глагола

1. Укажите ударение на окончании глагола:

  1. Если окончание ударное и имеет форму «-ешь» или «-ет», то глагол относится к 1 спряжению.
  2. Если окончание ударное и имеет форму «-ишь» или «-ит», то глагол относится ко 2 спряжению.
  3. Если окончание ударное и имеет форму «-ут» или «-ют», то глагол относится к 1 спряжению.

2. Если окончание безударное, определите вид глагола.

3. Поставьте глагол в неопределенную форму, сохраняя вид.

4. Посмотрите на суффиксы глагола. Если глагол оканчивается на «-ить», кроме исключений «брить» и «стелить», то он относится ко 2 спряжению.

5. Если глагол не оканчивается на «-ить», вспомните 11 глаголов, которые относятся ко 2 спряжению.

Таким образом, правильное определение спряжения глагола позволяет использовать его корректно в предложении и обогащает знания русского языка.

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

6. Распределительный диктант

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).

Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)

Переместить снизу вверх (поднять)

Становиться зелёным (зеленеть)

Сделать чистым (чистить)

Отдавать деньги за покупку (платить)

Бояться опоздать куда-либо (спешить)

Убрать сорняки на грядке (полоть)

Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)

Проверяем по столбикам с объяснением.

7. Устная минутка

Найдите конец пословиц. (Пословицы записаны на доске).

1) Кто умеет веселиться,

1) тот должен много трудиться.

2) Не плюй в колодец —

2) который ничего не боится.

3) Не надо хвалиться,

3) коли не знаешь, как рожь родится.

4) Кто любит трудиться,

4) тому без дела не сидится.

5) Кто хочет от жизни толку добиться,

5) того горе боится.

6) Нечего тому страшиться,

6) пригодится воды напиться.

Дополнительное задание:

8. Работаем письменно

Учитель читает стихотворение, в котором ребятам самим нужно будет подобрать глаголы.

Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.

Например, Маша – машет.

6 стр., 2995 слов

Глагол основа языка найти верный глагол для фразы

... писал: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Писатель считает: «По моему глубокому ... своём исключительном праве относиться ко II спряжению. У глаголов прошедшего времени нет грамматических страстей: уж ... у него масса синтаксических ролей. Сочинение на тему Глагол Русский язык состоит из множества различных частей ...

Ребятам записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.

9. Устная минутка

Выберите правильный ответ.

Задание записано на доске.

  • Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид.
  • Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид.
  • Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид.
  • Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид.

10. Физминутка. Упражнения для рук

Рыбки плавали, ныряли

В чистой, светленькой воде.

На уроке русского языка была проведена работа по спряжению глаголов. Учитель использовал различные методы и задания, чтобы помочь ученикам лучше понять эту тему.

Урок начался с объяснения основных правил спряжения глаголов. Учитель подчеркнул, что глаголы меняются в разных временах и лицах, и показал, как правильно добавлять личные окончания.

Далее ученики работали в группах. Первая группа занималась анализом стихотворения Иосифа Уткина. Они выписывали глаголы, вставляли пропущенные буквы и определяли спряжение. На партах учеников лежали листы со стихотворением для работы.

Что люб…тся, чем дыш…тся,

Душа чем ваша полн…тся,

То в песенке припомн…тся,

То в голосе услыш…тся,

Тяжёлое – забуд…тся,

Хорошее – остан…тся,

Что с Родиною сбуд…тся,

То и с народом стан…тся.

Вторая группа работала с учебником и выполняла упражнения по спряжению глаголов.

Третья группа занималась работой по карточкам. Они также выполняли задания, связанные со спряжением глаголов.

После работы в группах ученики перешли к самостоятельной работе. Учитель читал глаголы, а ученики определяли спряжение и ставили цифру 1 или 2, обозначающую первое или второе спряжение. Задание выполнялось на листочках.

В конце урока были подведены итоги. Учитель спросил учеников, что они повторили на уроке и что нового узнали. Они также обсудили правильное написание личных окончаний глаголов и назвали глаголы-исключения.

Урок завершился оценками и выдачей домашнего задания. Учитель также провел рефлексию, где ученики могли поделиться своими впечатлениями от урока и оценить свои достижения.

Домашнее задание:

Ученикам необходимо выполнить задания по спряжению глаголов на отдельных листочках.

Источник: ссылка