Учитель – Новикова О.В.
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
УМК «Музыка» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.
1. Деятельностная – формирование УУД в процессе знакомства с программной музыкой на примере симфонической пьесы А.К. Лядова «Кикимора».
2. Предметно-дидактическая – осознание влияния фольклора на творчество русских композиторов на примере симфонической пьесы А.К. Лядова.
- Метапредметная — создать условия для самостоятельной деятельности обучающихся по выявлению понятия «программная музыка»;
- Личностная — создать ситуацию для самостоятельного осмысления влияния фольклора на творчество русских композиторов на примере симфонической пьесы А.К.
Лядова «Кикимора».
2. Метапредметные:
3. Личностные:
1.По ведущей дидактической цели – изучение нового материала.
2.По способу организации–комбинированный.
3.По ведущему методу обучения – частично-поисковый.
1.Основной – частично-поисковый (метод интонационно-стилевого постижения, метод контраста и тождества).
2. Дополнительные – практические (методы вокально-хоровой работы, метод слушания музыки — «сочинение сочиненного»).
Средства обучения:, Примечание:
Инструментальная музыка, в основе которой лежит программа, то есть какой- либо конкретный сюжет называется… музыкой.
в) исторической.
- Какое из произведений написано на фольклорный сюжет?
а) А.К. Лядов «Кикимора»;
- б) М.П. Мусоргский «Богатырские ворота» — сюита «Картинки с выставки»;
- в) Э.Григ «Утро» — сюита «Пер Гюнт».
Этап урока
Методы обучения
Содержание деятельности
Формируемые УУД
Методы оценки/самооценки
учителя
ученика
Организационно-мотивационный момент
Приветствие.
Организация и эмоциональный настрой обучающихся.
Вход в класс.
Приветствие.
Коммуникативные: Согласование и координация деятельности с другими ее участниками, проявление эмоциональной отзывчивости.
Вокально-хоровая работа
Фонопедический метод В.В.Емельянова, методика вокально- хоровой работы В. Соколова
Организует, контролирует правильность выполнения упражнений.
Использует приемы развития вокально- хоровых навыков.
-
Фонопедическая «зарядка»;
-
Распевание звукоряда по полутонам а, capella.
Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Коммуникативные: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.
Критерии:
-
правильное положение корпуса при работе сидя и стоя,
-
скоординированное хоровое пение,
-
знание текста,
-
выразительное исполнение
Метод мысленного пения, метод показа и подражания
Организует исполнение песни, работу над художественным образом.
Исполнение песни — «Земля полна чудес» (муз.Е. Зарницкой).
Актуализация изученного материала
Словесный (беседа)
Актуализирует имеющиеся знания учеников о фольклоре, основных жанрах народных песен.
Отвечают на вопросы учителя, исполняют колыбельную песню.
Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Формулирование темы урока.
Творческое исследование
Обращается к фольклорному жанру – сказание. Вводит понятие «программная музыка».
Слушают сказ о Кикиморе.
Работают с текстом по учебнику.
Подготовленный ученик знакомит с личностью и творчеством композитора и
помогает сформулировать тему урока.
Познавательные: формирование умения поиска и выделения необходимой информации.
Критерии:
-
определение жанра
-
понимание роли ритма, темпа, динамики в создании художественного образа произведения и жанра в целом.
Открытие новых знаний.
Метод « сочинение сочиненного», интонационно-стилевого постижения.
Предлагает пойти путем автора, подобрать эпитеты и определения, используя листы – помощники.
Обсуждают характер звучания, настроение, форму, чувства, средства выразительности.
Познавательные: развитие умения анализировать музыкальное произведение с целью выделения признаков жанра, его художественного образа;
Настраивает на осознанное восприятие симфонической пьесы «Кикимора» А.К. Лядова.
Проводит беседу по анализу произведения, акцентируя внимание на литературную основу- программу и музыкальный образ произведения.
Слушают музыку.
Проводят анализ произведения (использование интонации колыбельной песни, развитие музыкального образа: изменение характера во второй части), описывают изобразительные моменты в музыке.
Предлагает представить музыкальный образ пьесы «Кикимора» А.К. Лядова через рисунок. Организует обсуждение творчества, показ, самооценку и оценку зрителями.
Обсуждают варианты представления художественного образа и сюжета пьесы «Кикимора», анализируют творческую работу свою и одноклассников.
Коммуникативные: конструктивно работают в паре;
Регулятивные: выбирают действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Личностные: выполняют творческое задание (рисунок);
Познавательные:осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.
Критерий: соответствие изображения характеру музыки и художественному образу.
Рефлексия
Вывод и обобщение
Словесный, метод обобщения
Предлагает закрепить представление о том, что фольклор становится основой творчества и благодаря ему рождаются новые произведения.
Приводят в качестве примера произведения, написанные на сюжеты фольклора; на основе обсуждения музыки выражают свое настроение через исполнение песни
«В мире много сказок»
В. Шаинского.
Познавательные:формирование умения поиска и выделения необходимой информации;
Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Критерии:
-