метки: Сочинение, Сборник, Предложение, Лингвистический, Текст, Слово, Вывод, Выделять
Значение знаков препинания?
Без
Повторим теорию!
Это интересно!, Представьте себе человека, который со страхом ждет судебного приговора. Приговор готов:
Однако подсудимый по-прежнему не знает, казнят его или подарят жизнь. Попробуйте сами решить его судьбу. Она будет зависеть от … знака препинания. От того, в каком месте вы его поставите.
В русской пунктуации 10 знаков препинания:
- точка,
- точка с запятой,
- запятая,
- двоеточие,
- тире,
- вопросительный знак,
- восклицательный знак,
- многоточие,
- скобки,
- кавычки.
З Н А Ч Е Н И Е
17 стр., 8383 слов
... сочинению-рассуждению на лингвистическую тему эффективен приём групповой работы. Класс разбивается на небольшие группы (2-3 человека), и каждая отвечает за определённый пунктуационный знак. ... двоеточие, тире, точка с запятой могут выполнять разделительную и выделительную функции. (см. таблицу). В тексте…….. много различных знаков препинания. Рассмотрим подробнее, как они помогают автору связать ...
Какие бывают знаки препинания.
- Знаки препинания бывают одиночными и парными . К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.
- В качестве особого знака препинания выделяется красная строка , служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования.
Знак препинания
Смыслоразличительная функция знака препинания
Общие замечания о роли знаков препинания
- Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
- Передают логику предложения, связь между частями предложения.
- Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
- Передают на письме оттенки смысла.
- Могут быть средством выражения состояния пишущего.
- Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями.
- Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
- Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.
Запятая
- Указывает на следование объектов и событий друг за другом.
- Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.
Точка
- Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Указывает на завершённость высказывания.
- Указывает на законченность мысли.
Вопросительный
знак в конце предложения
- Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
- Указывает на ожидание ответа.
7 стр., 3006 слов
... в бессоюзном сложном предложении; показать, напомнить, научить читателя. Исследование выбранной темы сопряжено с приведением примеров из произведения А.Н. Толстого «Пётр первый». Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Между частями бессоюзного сложного предложения ...
Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).
Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми ).
–" width="640">
Двоеточие
- Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)
- Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.
Тире
- Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
- Указывает на следование событий друг за другом.
- Указывает на временной интервал.
- В обозначении чередования : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
- Указывает на варианты названия.
- Значение противоположности (Я мрачен — ты весел).
- Указывает на значение следования — одно событие следует за другим — внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил — и вдруг споткнулся).
- Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть — работай вместе со всеми ).
–
Восклицательный знак в конце предложения
- Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
- Указывает на эмоциональная напряжённость
Кавычки
- Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
- Обозначают границы прямой речи или цитаты.
- Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
Скобки
- Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
- Указывают на вспомогательный характер информации.
8 стр., 3912 слов
... Это один из самых памятных дней в моей жизни. Сочинение Памятное событие У каждого человека есть памятное событие, которое он никогда не забудет. Это ... извиваться, чтобы держать нас в поле зрения. А мы тем временем взяли в свою компанию еще несколько девочек и начали играть ... вы стояли на месте. Этим летом я праздновал свой день рождения. Все мои друзья и родственники с радостью пришли меня поздравить. ...
;
Точка с запятой
- Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация — для размышления читателя
Многоточие
- Передаёт недосказанность, недоговорённость.
- Отражает эмоциональную окраску речи — передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
- Указывает на неполноту информации.
- Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.
…
Выводы.
Итак
Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации – залог осуществления главной функции языка — успешного общения людей.
Структура текста-рассуждения
Тезис Доказательства Вывод Аргументы Факты Примеры
Структура сочинения.
- Тезис (то есть то, что вы будете раскрывать в сочинении. В нашем случае это та фраза, которая предложена вам в тексте самого задания);
- Аргументация (те доказательства, которые нужно привести в подтверждение; в нашем случае — опора на данные текста с указанием номеров предложений или цитаты);
- Вывод (собственно, итог того, ради чего писался текст; необходимо обозначить, что тезис подтверждён примерами).
12 стр., 5837 слов
... слова автора. В сочинении-рецензии есть такое контекстное предложение (начало контекста в квадратных скобках): [«Любовь — главнее всех», — делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста.] Искандер, очевидно ... середине или в конце предложения, например (обратите внимание на интонацию вводности): 1) Тема, однако, не новая. = Тема не новая. 2) Тема не новая, однако. = Тема не новая. Это же ...
Структура письменного ответа
I.Вступление. Ответ на вопрос.
II . Основная часть
Аргумент, пример 1 Аргумент, пример 2
III.Заключение. Обобщение, вывод.
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)»Зарабатываю на скрипку».
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя… посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости…
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку…
(По В. Крапивину)
27 стр., 13301 слов
... Значит, этот знак препинания выполняет ещё и интонационную функцию. Итак, без двоеточия невозможно обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. ...
- Вступление. Ответ на вопрос.
Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!
II. Основная часть:
Аргумент, пример 1
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу .
Аргумент, пример 2
Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.
16 стр., 7783 слов
... знаки препинания нужно во время выполнения проекта — диктанта или сочинения, а не после, когда текст уже изложен на бумаге. Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/zachem-nuzhny-znaki-prepinaniya.html Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна ...
III.Заключение. Обобщение, вывод.
Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Советы:
— если не уверены в том, что точно можете правильно поставить все знаки препинания при цитировании, пишите аргумент своими словами, а в скобках указывайте номер того предложения, в котором вы это вычитали;
— следите за точностью логики: сбивов, перескакиваний, потери нити мысли быть не должно;
— следите за структурой текста: тезис-аргументация-вывод, никаких других вариантов;
— следите за объёмом: если задание требует 50 слов, нормой считается 50-100; объём свыше указанного рассматривается как избыточный, что не идёт на пользу автору текста, потому что не соответствует поставленной задаче.
предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания. Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения." width="640">
Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (1)
Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.
6 стр., 2654 слов
... Знаки препинания. Какова их роль в языке? Как они влияют на письменную речь человека? Известный лингвист ______________утверждает, что «___________________________». Разберемся в этих вопросах и мы. … предложений, ... в каких высказываниях речь идет о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания. СЛАЙД 16, 17 рассуждение, как и любой текст, имеет свой стандарт (В сочинении ...
В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.
Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения.
Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (2)
Можно ли обойтись без знаков препинания? Вряд ли. Без них мы бы очень долго вникали в смысл прочитанного. Порой вообще возникала бы двусмысленность в трактовке того или иного предложения. Не случайно у знаков препинания много разных функций: разделяющая, выделительная, эмоциональная, смысловая…
Обратим внимание на предложение № __ . В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка отделяет в тексте одно предложение от другого.
Рассмотрим ещё одну функцию знаков препинания – эмоционально-экспрессивную. Предложение № __ заканчивается многоточием, которое наряду с разделительной функцией передаёт недосказанность, недоговорённость, прерванность мысли.
Мы видим, что знаки препинания помогают нам быстро и правильно понять прочитанное.
На экзамене требуется
- Найти в тексте необходимые для подтверждения ваших теоретических положений примеры использования знаков препинания (аргументы).
- Требуется привести два примера из текста (!!!) , иллюстрирующие разные функции знаков препинания.
7 стр., 3190 слов
... 9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». Знаки препи ... Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Ларисы Тимофеевны Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания ...
Практическая работа № 1
Спишите, вставьте нужные по смыслу слова
В конце предложения ставится …, … или … . Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они … предложения в тексте, помогая точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. (пример из текста)
В простом предложении встречаются такие знаки препинания: тире, …, … . Они либо разделяют, например …члены предложения, либо выделяют, например вводные слова, … . Это позволяет… интонационно выделить… (пример из текста).
Практическая работа № 2
Спишите, вставьте нужные по смыслу слова
Простые предложения в составе сложного … запятой. Благодаря этому легче воспринимается мысль, выраженная в … предложении. (Пример из текста)
В предложениях с прямой речью двоеточие … слова автора и прямую речь, а кавычки … прямую речь. Эти знаки помогают пишущему…, а читающему … . (пример из текста)
Спасибо