Открытое занятие элективного курса по теме
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
«Роль знаков препинания в тексте»
Цели: организовать деятельность учащихся по обобщению и углублению знаний учащихся о пунктуации как системе правил; о роли знаков препинания в письменной речи; продолжить работу над формированием умения создавать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему .
Задачи:
Образовательные:
способствовать совершенствованию умения производить пунктуационный анализ текста;
расширению представления
Развивающие:
способствовать расширению лингвистической эрудиции обучающихся;
- способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, аргументированной монологической и диалогической речи;
- развивать потребность к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, прививать любовь к богатствам русского языка;
- воспитывать умение работать в группе, оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
СЛАЙД 1, 2
I . Введение в тему урока. Формулирование вопросов по теме урока.
1. Работа с текстом.
- Прочитайте текст.
— Легко ли читать? Почему? (Нет знаков препинания: отсутствие знаков препинания затрудняет понимание текста. Жизнь подсказала, что текст надо делить на слова. Знаками препинания, которые подсказывают интонацию, смысл предложения. отделять смысловые отрезки.
- Давайте позовём на помощь знаки препинания.
СЛАЙД 3
2. Сценка
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак .
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак:
- Кто?
Кого?
Откуда?
Как?
Явились запятые ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
Курсовая работа работа с текстами миниатюрами
... методы и приёмы, основанные на работе с текстом и способствующие развитию речи учащихся; 3)собрать тематический текстовый материал, используемый для практической работы, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения ... в тетради, 2 ученика у доски) - Объясните устно знаки препинания в предложениях. Задание-3 Работа с текстом из предыдущего слайда. - Можно ли назвать эти предложения тек
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие ,
Прикатило многоточие ,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые :
- Мы – особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвались с той же строчки
тётя точка с запятой :
- Если нет над вами точки,
Запятая- знак пустой!
Двоеточие , мигая,
Закричало:
- Нет, постой,
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Но сказало многоточие ,
Еле глазками ворочая:
- Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие,
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился:
- То есть как!
И сказала точка ,
Точка-одиночка:
- Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
- А как вы считаете, какой знак препинания самый важный?
СЛАЙД 4
3. Беседа.
- Вернёмся к тексту. Прочитайте его выразительно.
На поляне рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: «Ж-ж-ж-ж!» Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватив голову лапами, и стал думать. Сначала он подумал так: «Это ж-ж-ж-ж – неспроста! Зря никто жужжать не может. Значит, кто-то тут жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты – не пчела? По-моему, так!» Потом он еще подумал, подумал и сказал про себя: «А зачем на свете пчелы? Для того чтобы делать мед! По-моему, так!»
Тут он поднялся и сказал: «А зачем на свете мед? Для того чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!» И с этими словами он полез на дерево.
- Стало ли легче читать текст?
знаки препинания в тексте играют важную роль.
- Давайте вспомним функции знаков препинания.
СЛАЙД 5,6,7,8
(Знаки препинания служат для
для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении.
Они делятся на три группы: на
СЛАЙД 9
- Какие знаки завершения предложения использует автор текста?
- Прочитайте предложения, в которых знак препинания выполняют функцию разделения.
- Прочитайте предложения, в которых знак препинания выполняют функцию выделения.
- Если попросить вас прочитать слова, принадлежащие не автору, справитесь ли вы с этой задачей?
- Как найти в тексте слова, принадлежащие не автору?
Итак, кавычки обозначают границы прямой речи.
- Давайте прочитаем слова, принадлежащие герою.
- К какому типу речи относится прочитанный монолог (слова Винни-Пуха) и текст, который составили вы, отвечая на вопрос «Какой знак препинания самый важный»?
(Рассуждение)
- Что отличает этот тип речи – рассуждение?
(Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу)
-рассуждение по предложенному тексту
... этот счет мы и познакомимся. (Чтение текста притчи). Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому ... текст, на основе которого, после его анализа, мы будем писать сочинение-рассуждение. Элементы структуры сочинения вы видите на слайдах (слайды), ... – слайд №1, запись в тетрадях по развитию речи). В конце предложения поставьте тот знак, который определит ...
- Каковы особенности строения текста рассуждения?
СЛАЙД 10
Тип речи «рассуждение» характеризуется трехчастной композицией: тезис, доказательство, вывод./
- Давайте вспомним, что представляют собой эти три части рассуждения.
Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства. В нем заключается идея текста.
-
Доказательство – это вторая часть текста-рассуждения, в которой дается обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
- Итак, каких двух тем мы сегодня коснулись?
(Пунктуация и тип речи — рассуждение)
- О чём пойдёт речь на занятии? Чему будем учиться на занятии?
СЛАЙД 11
- В чём важность, актуальность данной темы? (ГИА)
II . Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему.
1. Сообщение нового с элементами беседы.
СЛАЙД 12
(Лингвистика – это наука о языке.)
(Рассуждение по вопросам языкознания.
- Языкознание изучает разные уровни языковой системы: СЛАЙД 13
фонетика, грамматика (морфология, словообразование, синтаксис), лексикология, фразеология)
Следовательно, тематика сочинений на экзамене будет следующая (В БРОШЮРЕ с.3): СЛАЙД 14
Тематика сочинений
Лексика и фразеология
Лексика и грамматика
Морфология
Синтаксис и пунктуация
Человек и его язык (речь)
Язык и речь
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
СЛАЙД 15
- Обратимся к высказываниям о языке. Выясните, в каких высказываниях речь идет о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания.
СЛАЙД 16, 17
рассуждение, как и любой текст, имеет свой стандарт
(В сочинении-рассуждении выделяются три части:
- тезис — это главная мысль автора текста, которую нужно доказать;
— доказательства , т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;
- вывод, или заключение .)
- Вспомним алгоритм создания сочинения на лингвистическую тему:
-
привести РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
-
привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ, иллюстрирующий значение знака препинания
5 стр., 2016 словРассуждение сочинение рассуждение 6 класс
... подтверждение или опровержение какой-либо мысли . (слайд 6) (слайд 7) СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Слайд 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ * Что такое тезис? (Тезис – высказывание какой-то мысли.) * Что такое ... Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса Вывод должен содержать ИТОГ всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису ЧЕРНОВИК (слайд 20) – кол- ...
-
привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ, иллюстрирующий значение знака препинания
-
сделать ВЫВОД –ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
сформулировать ТЕЗИС
СЛАЙД 18
- ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ:
-
речевая связность,
-
последовательность,
-
композиционная стройность
-
! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ !
смысловая цельность,
— Как начать сочинение? С чего начинается работа над сочинением?
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения – цитата писателя, или философа, или учёного-языковеда.
- На каком высказывании мы остановимся?
СЛАЙД 19
СЛАЙД 20 или 22 (Высказывания)
2. Практическая работа.
Написание сочинения-рассуждения.
Алгоритм работы.
1) Чтобы понять смысл высказывания, попробуйте найти
несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут, о чём писать в сочинении.
СЛАЙД 24 или 25
2) Определяем задачу
3) Вспоминаем теорию.
Игра «Пунктуационное лото».
СЛАЙД 26
4) Пишем сочинение.
1) Вступление.
В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?
- Существуют различные способы написания вступления.
Варианты вступления
Известный лингвист _________ утверждал: «_____________».
Попробуем разобраться в этом высказывании.
… вопросов
Можем ли мы согласиться с утверждением известного лингвиста
_____ о том, что «_______________». Разберёмся в этих вопросах.
… умолчания
Знаки препинания… Можно ли утверждать…
… согласия или несогласия с автором
Известный лингвист ______________утверждал: « ______________». Я согласен с автором высказывания и попытаюсь доказать это.
… именительного темы
Пунктуация. Знаки препинания. Какова их роль в языке? Как они влияют на письменную речь человека? Известный лингвист ______________утверждает, что «___________________________». Разберемся в этих вопросах и мы.
… предложений, констатирующих актуальность темы
_________________ утверждал: « _______________ ». Я думаю, что известный лингвист говорил о______________________ , что очень важно. Постараюсь доказать свою точку зрения.
Выбрать один из вариантов вступления и его записать.
СЛАЙД 27
- Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
СЛАЙД 28
Зачем нужны знаки препинания? 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс
... -prepinaniya.html Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?» Работа учителя русского языка — скачать презентацию Слайд 1 Описание слайда: Подготовка к написанию к сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?» Работа учителя русского ...
2) Основная часть.
основную часть
О чем мы должны написать в основной части?
СЛАЙД 29
В основной части вы должны привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать два знака препинания, привести примеры-аргументы из текста, иллюстрирующие роль названных знаков препинания.
- Найдите в тексте предложения, в которых стоят запятые.
Определите, какую функцию выполняет этот знак в конкретном предложении .
- У каждого из Вас – свои примеры, прочитайте их.
- А теперь выберите два примера, иллюстрирующих разные функции запятых. Прочитайте их.
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
СЛАЙД 30
- Аргументы должны быть убедительными, ясно изложенными.
СЛАЙД 31
3) Вывод.
- В сочинении-рассуждении важен вывод . Он должен звучать в утвердительной форме.
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.,
я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.
Вывод должен быть бесспорным.
Стоит не забывать об объеме сочинения-рассуждения (70 и чуть больше слов)
5. Чтение сочинений.
III . Подведение итогов.
1. Работа с текстом
- Если мы не будем придерживаться пунктуационных правил, то с нами произойдёт то же самое, что в истории, рассказанной А. Каневским.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали у него любопытства, где бы они не происходили: на Земле, в космосе или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
- Какой вывод можно сделать из этой истории?
2. Составление синквейна. Работа в группах.
- Какие две важные темы мы рассмотрели на занятии? (Роль знаков препинания, сочинение-рассуждение)
- Составьте синквейн на одну из тем занятия.
Синквейн – форма пятистрочного стиха, подчиняющаяся строгим правилам:
1-я строка – существительное (должна быть названа тема синквейна).
2-я строка – два прилагательных (указываются наиболее важные признаки).
Цитаты и сочинения о пунктуации и знаках препинания
... Лиханова № 9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». Знаки препинания функцио ...
3-я строка – три глагола (действия).
4-я строка – тезис, фраза, наилучшим образом характеризующая тему.
5-я строка – слово-резюме (новая характеристика темы, личностное отношение).
Вопросительный знак., Важный, требовательный., Спрашивает, удивляется, недоумевает., Указывает на ожидание ответа., Интонация., Сочинение-рассуждение., Строгое, логичное., Выдвигает, доказывает, убеждает., Требует знания понятий лингвистики.
Важно.
IV . Рефлексия.
- Итак, мы с вами убедились, что роль знаков препинания в тексте очень велика, пропущенные и неправильно поставленные знаки препинания искажают смысл, и наоборот, верно и уместно поставленные знаки препинания делают текст ясным, понятным.
А могут ли знаки препинания без слов обладать информацией, передавать её?
Говорят, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет новой книги «Отверженные», желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю записку, в которой не было ни одного слова, но издатель понял его и также остроумно ответил.
- Изобразите записку В. Гюго и ответ издателя.
(Записка Гюго: «?» Ответ издателя «!» )
- Следовательно, знаки препинания сами могут передавать информацию. Именно это они сейчас и сделают: помогут оценить нашу работу на уроке
-
Если вам тема понятна, цели достигнуты, выберите точку.
-
Если у вас по теме есть вопросы, которые вы хотели бы задать, выберите вопросительный знак.
-
Если вы считаете, что знакомство с ролью знаков препинания и сочинением-рассуждением следует продолжить, выберите многоточие.
Если у вас на занятии преобладало эмоциональное настроение и вы полны уверенности в себе, то выберите восклицательный знак.
Дома: написать сочинение-рассуждение о роли знаков препинания в тексте
Б. Полевого.