русской и мировой литературе для 5-11 классов. Сост.: Белик Э.В., Музычук С.В 1">
Ростов-на Дону: Баро-Пресс, 2003 — 896с.
В сборник включены все основные темы сочинений до русской и зарубежной литературе, предусмотренные школьной программой для 5-11 классов. Издание призвано помочь учащимся и абитуриентам при подготовке программных сочинений, а также при сдаче выпускных и вступительных экзаменов
Формат: pdf
Размер: 7,8 Мб
yandex.disk
Общие требования к написанию сочинений
Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще всего делятся на несколько типов.
Сочинения на свободную тему, Литературоведческие сочинения, Сочинения на полусвободную тему, Творческое сочинение
Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения:
♦ поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая — уровень грамотности ученика или абитуриента;
♦
♦
♦ вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения; *
♦ объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукописного текста.
♦ раскрытие заданной темы предусматривает знание фабулы и сюжета произведения, понимание его символики и идеи, использование биографического материала.
Основные недостатки выпускных и вступительных сочинений
По мнению школьных учителей и преподавателей вузов, основными недостатками выпускных и вступительных сочинений являются:
Лучших школьных сочинений. 5-11 класс. Полный курс
... помощь как при написании сочинений в средней школе, так и при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам. Славянский дом книги,Вече ... помогает учащимся, творчески переработав материал, написать свое собственное сочинение. Айрис-Пресс Домашний репетитор 4 руб Конечно же, ... образование. Теория и практика 37 руб К каждому сочинению составлен план, на основе которого можно проследить логическую ...
-
Недостаточное знание необходимых художественных текстов и литературно-критических работ, а также биографий писателей.
-
Неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учитывать тематические особенности произведения.
-
Неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической работы экзаменуемого. Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов. Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации).
-
Неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художественной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каждом сочинении.
Несколько рекомендаций
-
Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего.
-
Сочинение должно свидетельствовать о достаточно высоком уровне вашей эрудиции и умении высказывать и отстаивать свою точку зрения.
-
Не следует злоупотреблять цитатами. Наличие многочисленных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсутствии собственных мыслей по предложенной теме.
-
Взявшись за свободную или полусвободную тему, необходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма.
-
Объем сочинения установлен правилами. Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, — поставьте точку. Если же уже есть «перебор» объема, а тема еще полностью не раскрыта, — продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее скомканность.
• Оживите свое сочинение, включите воображение, разнообразьте интонацию, покажите умение неординарно сопоставлять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие требования к написанию сочинений………………………….. 3
5 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
У
Как Журавль и Цапля в гости ходили………………………………………………….. 6
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»………………………………….. 7
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН,
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
Волшебница-зима
(По стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога»
и Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою…»)…………………………………………… 8
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ
Белый гусь
(По рассказу Е. И. Носова)…………………………….. …………………………………. 9
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РУДОЛЬФ ЭРИХ РАСПЕ
Подвиги барона Мюнхгаузена………………………………………………………….. 11
ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН
Приключения Герды в поисках Кая —……………………………………………… 12
СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ
Мамина ваза
(деловое описание)…………………………………………………………………………….. 14
Мамина ваза
Художественное описание
|
Деловое описание
|
Сочинение-повествование
|
Сочинение-письмо
|
Сочинение-рассуждение
|
Лучшие друзья |
6 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/reshebnik-sochineniya-po-literature-klass/
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
Песнь о вещем Олеге…………………………………………………. 27
Романтизм и ирония в «Повестях Белкина»
А. С. Пушкина………………………………………………………… 28
Что принесла метель героям повести А. С. Пушкина «Метель»
(сочинение-размышление)……………………………………… 29
Метель в повести А. С. Пушкина
(сочинение-раздумье)………………………………………….. 31
Бунт крестьян против несправедливости
І. Вступ
У сучасному світі література відіграє важливу роль у формуванні культури та поширенні ідей. Вивчення різноманітних творів допомагає глибше зрозуміти сутність людської природи, а також оцінити та розглянути соціальні та моральні проблеми, які зацікавлюють суспільство. У рамках даної науково-дослідної роботи ми зосередимось на вивченні окремих творів видатних російських та зарубіжних письменників.
Методи дослідження
У цілях реалізації даного дослідження, ми використали наступні методи:
- аналітичний метод, який допоміг проаналізувати філософські та моральні аспекти творів;
- порівняльний метод, який дозволив зіставити різні літературні твори і знайти спільні риси та тематику;
- критичний метод, щоб оцінити загальну цінність творів та їх вплив на суспільство.
ІІ. Головна частина
1. Тема свободи та боротьби з несправедливістю:
1.1 По роману А. С. Пушкіна «Дубровський»
Головним тематичним напрямком у романі А. С. Пушкіна «Дубровський» є боротьба за справедливість і свободу. У творі висвітлюються проблеми соціального нерівня, злочинності та індивідуального життя героїв. Ми проаналізуємо головних героїв роману та їх зусилля у протистоянні несправедливості та злочинності.
2. Конфлікт благородства та підлості:
2.1 По роману А. С. Пушкіна «Дубровський»
Також у романі «Дубровський» видатний російський письменник А. С. Пушкін ставить велике питання про протистояння благородства та підлості. Ми проаналізуємо основних героїв та їх моральний вибір на шляху істини й честності.
2.2 По роману М. Ю. Лермонтова «Тучі» та «Три пальми»
Також у віршах М. Ю. Лермонтова «Тучі» та «Три пальми» висвітлюються теми моральних діледженів та боротьби з душевною підлістю. Ми дослідимо ці вірші, щоб дізнатися, як письменник втілює ці моральні проблеми та налаштовує героїв на пошук істини.
3. Любов та біль за Росію в творах:
3.1 Н. С. Леськової «Левша»
У казці Н. С. Леськової «Левша» головний герой ставить своє серце на служіння своїй Батьківщині й бореться з злочинцем, що пошкоджує російську землю. Ми аналізуємо цю казку та її послання щодо любові до Росії та важливості вірності своїм принципам.
ІІІ. Висновки
Отже, під час вивчення творів видатних російських та зарубіжних письменників, ми проаналізували тематику свободи та боротьби за несправедливість, конфлікт між благородством та підлістю, а також почуття любові та болю за свою Батьківщину. Ці теми мають важливе значення для нашого розуміння суспільства та поширення ціннісних орієнтацій.
Сочинения по русской литературе
Русский героический эпос
- «Авдотья Рязаночка» — героизм русской женщины в былине
Василий Андреевич Жуковский
- Поэзия и жизнь в балладе «Светлана» В. А. Жуковского
Каким настроением пронизано стихотворение
А. С. Пушкина «Узник»?……………………………………………………………………… 54
Как поступить, «если жизнь тебя обманет…»?
(Сочинение-миниатюра по стихотворению
А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»)………………………………….. 55
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
Смерть за честь
(По произведению М. Ю. Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»)…………………… 56
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного
духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя
«Тарас Бульба»)………………………………………………………………………….. …. 57
Сравнительная характеристика
Остапа и Алдрия…………………………………………………………………………………. 59
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Басенное начало в сказках
М. Е. Салтыкова-Щедрина………………………………………………………………….. 61
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе
И. Бунина «Цифры»……………………………………………………………………………. 62
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
Портрет бабушки в повести М. Горького
«Детство»………………………………….. ……………………………………………………… 63
I вариант
//вариант ……………………………………………………………………………….. 64
АНДРЕЙ Ш1АТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
«В прекрасном и яростном мире»
(сочинение-отзыв)……………………………………………………………………………… 66
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РОБЕРТ БЁРНС
Бедность не порок
(По стихотворению Р. Бёрнса «Честная бедность»)………………………….. 68
ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН
Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона…………………………………… 69
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ
(По балладе И. В. Гете «Лесной царь»)……………………………………………… 70
ЭДГАР ПО…………………………………………………………………………………………. 72
Отзыв о рассказе Э. По «Лягушонок»……………………………………………….. 72
ВАЛЬТЕР СКОТТ
Мужественные герои В. Скотта
(По роману «Айвенго»)……………………………………………………………………… 73
О. ГЕНРИ………………………………………………………………………………………….. 74
Бесценный дар
(По рассказу О. Генри «Дары волхвов»)…………………………………………… 74
ДЖЕК ЛОНДОН
В чем смысл жизни?
(По рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни»)…………………………………. 75
ЯРОСЛАВ ИВАШКЕВИЧ
Рецензия на книгу «Гибель Икара» автора Джеймса Олдриджа
Книга «Гибель Икара» — захватывающий детектив, написанный знаменитым автором Джеймсом Олдриджем. Это произведение впечатляет своей оригинальностью и умелым сочетанием динамичного сюжета и запоминающихся персонажей.
Олдридж создает насыщенный мир, полный загадок и интриги. Главный герой романа, Икар, — таинственная личность, которая погружает читателя в мир преступности и опасности. Автор мастерски воплощает в жизнь сложные сюжетные линии, которые удерживают внимание читателя на протяжении всей книги.
Особенно впечатляет язык, которым написана книга. Олдридж использует краткие и выразительные фразы, которые передают атмосферу и эмоции героев. Описание событий и мест действия позволяет читателю визуализировать происходящее и окунуться в мир романа.
Неотъемлемой частью книги является ее напряженность. Автор создает постоянное чувство тревоги и ожидания, что заставляет читателя перелистывать страницы, чтобы узнать, что произойдет дальше. Повороты сюжета и неожиданные развязки делают «Гибель Икара» по-настоящему увлекательной и захватывающей книгой.
В заключение, книга «Гибель Икара» — это отличный детектив, который поразит своими персонажами и захватывающим сюжетом. Джеймс Олдридж сумел создать настоящий шедевр, который не оставит равнодушным ни одного любителя жанра. Рекомендую прочитать эту книгу всем, кто хочет окунуться в захватывающий мир детективов и загадок.
Русская литература
Как пекут куличи
(сочинение-описание процесса труда)……………………………………………. 86
Человек, цивилизация, земля
(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………… 87
Кем быть?
(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………… 88
Как я познала истинную ценность вещей
(сочинение-заметка в газету)……………………………………………………………. 89
Как мы с мамой отстали от поезда
(сочинение-рассказ на основе данного сюжета)…………………………….. 90
Утро в летнем лагере
(сочинение-репортаж)……………………………………………………………………… 92
Перемена
(сочинение-репортаж)……………………………………………………………………….. 92
8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 94
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)………………………………………………….. 94
Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»……………………………………………………. 96
Пугачев — разбойник или освободитель? (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)…………… 97
Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)…………… 99
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина |
(По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)……………………… 100 |
Низость и двоедушие Алексея Швабрина |
(По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)……………………… 102 |
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ |
Романтический герой Мцыри |
(По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)……………………….. 103 |
Духовный мир Мцыри |
(По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)……………………….. 105 |
Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор…» |
107 |
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ |
О времена, о нравы! |
(По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)……………………………. 108 |
«Сборный город всей темной стороны» |
(По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)……………………………. 110 |
Что такое хлестаковщина? |
(По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)……………………………. 112 |
Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» |
114 |
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ |
Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова «На смерть Шевченко» |
116 |
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ |
Дефицит человечности в рассказе А. П. Чехова «Тоска» |
117 |
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ «Любовь с этого дня пошла на убыль…» (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)……………………………………. 119 |
АЛЕКСАНДР ГРИН Мечта — могучая творящая сила (По повести-феерии А. Грина «Алые паруса»)…………………………….. 120 |
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ «Теркин — кто же он такой?» (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»)……………………….. 121 |
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Подвиг царевича Рамы (По древнеиндийской поэме «Рамаяна»)………………………………………. 124 |
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР Красота юношеской влюбленности в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»………………………………………………… 126 |
МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА Дон Кихот — вечный образ в литературе…………………………………………. 127 |
СТЕНДАЛЬ……………………………………………………………………………………….128 Кто достоин любви? (По новелле Стендаля «Ванина Ванини»)……………………………………….. 128 |
ПРОСПЕР МЕРИМЕ…………………………………………………………………………. 130 Отзыв о новелле П. Мериме «Маттео Фальконе»…………………………………………………………………………. 130 |
ГЕРБЕРТ ДЖОРДЖ УЭЛЛС Реальность чуда (По новелле Герберта Уэллса «Волшебная лавка»)………………………. 132 |
АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ |
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил
В сказке «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери затрагивает глубокую тему ответственности и заботы о других. Он говорит нам, что мы навсегда несем ответственность за тех, кого мы приручили.
Главный герой сказки, маленький принц, встречает различных персонажей на своем пути, каждый из которых имеет свою историю и свои проблемы. Он сталкивается с фонарщиком, который весь день и всю ночь занимается тем, чтобы зажигать и гасить свет фонаря. Маленький принц спрашивает его, зачем он это делает, и фонарщик отвечает, что это его работа, что он не может оставить фонарь без присмотра.
Маленький принц понимает, что фонарщик стал рабом своей работы, что он не может покинуть свой пост и наслаждаться жизнью. Он понимает, что фонарщик несет ответственность за свет фонаря, и это отвечает за его жизнь.
Этот эпизод с фонарщиком показывает нам, что мы несем ответственность за тех, кого мы приручили. Когда мы берем на себя заботу о других, мы становимся их хранителями и ответственными за их благополучие. Мы должны быть готовы помочь им и поддерживать их в трудные моменты.
Сказка «Маленький принц» напоминает нам, что ответственность и забота о других — это важные качества, которые должны присутствовать в нашей жизни. Мы не можем оставить тех, кого приручили, без присмотра и заботы. Мы должны быть готовы помочь им и поддерживать их, чтобы они могли расти и развиваться.
148 «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» «Слово о полку Игореве» ‘— величайший памятник древнерусской литературы………………………………………………………………….
148 Изображение природы автором «Слова о полку Игореве»…………………………………………………………………….
152 Человечность «Слова о полку Игореве»……………………………………………….
155 Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве»…………………………………………………………………..
161 МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ «На ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — образец торжественной оды в России XVIII в……………………………………….
166 ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН «Истину царям с улыбкой говорить» (Гражданская поэзия Г. Р. Державина)…………………………………………………
170 ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН…………………….
170 Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»………………. ,…………………….
172 Скоты, владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)………………….
176 . Сын, достойный своей матери (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)………………….
179 КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева……………………………
РЫЛЕЕВА……………………………
М. О. Рылеева……………………………
Произведение Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий — образ «нового человека» (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Москва А. С, Грибоедова и А. С. Пушкина
«Горе от ума» как политическая комедия
Мое отношение к Чацкому и Молчалину
Образ Софьи в пьесе А. С, Грибоедова «Горе от ума»
Александр Сергеевич Пушкин
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Мое отношение к Евгению Онегину
Мое отношение к Ленскому
Онегин и Татьяна
«Чувства добрые» в поэзии А. С. Пушкина
Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина
«Он весь — дитя добра и света» (По лирике А. С. Пушкина)
А. С. Пушкин — наш современник
Михаил Юрьевич Лермонтов
«На что он руку поднимал…»
Одиночество и творчество
Тема одинокого человека в творчестве:
- М. Ю. Лермонтова……………………………………………………. 238
- Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени»)…………………………………………… 243
- Печорин как представитель «лишних людей»
- (Сочинение-рассуждение по роману
- M. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)………………. 247
- Тема творческой личности в лирике
- М. Ю.Лермонтова………………………………………………………………………… 253
- Онегин и Печорин в произведениях
- А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова……………………………………………….. 256
Николай Васильевич Гоголь
- Живая Россия в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» …. 258
- Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя
- «Мертвые души»……………………………………………………………………………… 262
- В чем современность характера Чичикова
- (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)……………………………………… 264
- Исполнил ли Чичиков завет отца?
- (По поэме Н. В, Гоголя «Мертвые души»)……………………………………… 266
- Поместье и его владелец (сочинение-миниатюра)…………………………. 268
Сочинения по зарубежной литературе
Данте Алигьери
«Любовь, что движет солнце и светила»
(По поэме Данте Алигьери «Божественная комедия»)………………….. 269
Франческо Петрарка
Высокая тайна любви
(По лирике Ф. Петрарки)…………………………………………………………………. 271
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
Вечные трагедии человечества
(По трагедии У. Шекспира «Гамлет»)…………………………………………….. 273
ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР
Почему смешон господин Журден?
(По комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»)……………………….. 275
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
Роль злого начала в судьбе человека
(По трагедии «Фауст» И. В. Гете)……………………………………………………. 277
ФРИДРИХ ШИЛЛЕР
Тема моральных обязательств в драме
Ф. Шиллера «Разбойники»………………………………………………………………. 279
ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН
Особенности поэтического мира Байрона
(По произведениям Джорджа Гордона Байрона
«Прометей» и «Валтасарово видение»)…………………………………………… 281
АМАДЕЙ ГОФМАН 283
Откуда берутся цахесы
(По сказке Гофмана «Крошка Цахес»)……………………………………………. 283
ВИКТОР ГЮГО
Квазимодо как образец духовной красоты
(По роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»)……………….. 285
Образ Собора
(По роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»)……………….. 287
СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ
Только в труде велик человек
(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 290
Хочу, чтобы меня понимали
Исследовательская работа
В данной работе представлены различные сочинительные и рассуждающие тексты. Мы рассмотрим такие темы, как счастье, взрослый мир, душевный труд и другие. Анализ данных текстов позволит нам получить более глубокое понимание об этих темах и рассмотреть точки зрения разных авторов.
Сочинение-рассуждение: «Счастье»
Что такое счастье и где его найти? В этом сочинении мы попытаемся разобраться в сущности и источниках счастья. Проанализируем точки зрения различных авторов и поделимся собственным видением этой важной для каждого понятия.
Сочинение-рассуждение: «Взрослый мир»
Отличается ли мир взрослых от мира детей? Какие особенности и проблемы существуют только во взрослой жизни? В данном рассуждении мы постараемся разобраться в этом и сравнить взгляды авторов на взрослый мир.
Сочинение-рассуждение: «Душевный труд»
Зачем и для чего нужен душевный труд? Какую роль он играет в нашей жизни? В данном сочинении мы проанализируем понятие душевного труда и рассмотрим примеры его проявления в различных сферах жизни.
Рефераты
Реферат: «Идеальный женский характер в представлении И.А. Гончарова»
В данном реферате мы изучим идеальный женский характер в произведениях И.А. Гончарова, сфокусировавшись на романе «Обломов». Анализ авторских замыслов позволит нам выявить образ идеальной женщины, который Гончаров хотел передать своим читателям.
Литература
1. Гончаров И.А. «Обломов».
2. Ресурс с решебником по литературе: https://liarte.ru/sochinenie/reshebnik-sochineniya-po-literature-klass/
Два лика любви
в романе И. А. Гончарова «Обломов»……………………………………………. 309
Почему Обломов лежит на диване?
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)……………………. ……………… 310
Обломов и обломовщина
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)……………………………………… 312
Проблема ответственности личности за свою судьбу
в романе И. А. Гончарова «Обломов*……………………………………………. 314
Диван — трон Обломова
(сочинение-миниатюра)………………………………………………………………….. 315
А Н. ОСТРОВСКИЙ……………………………………… …………………………………. 316
Народные истоки характера Катерины
(По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)……………………………………………. 316
Быт и нравы купечества в драме
А. Н. Островского «Гроза»………………………………………………………………. 319
Сила характера Катерины в драме
А. Н. Островского «Гроза»……………………………………………………………… 322
Красота души Катерины
(По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)……………………………………………. 325
Душевная драма Катерины
(По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)…………………………………………… 327
Психологизм драмы А. Н. Островского
«Бесприданница»…………………………………………………………………………….. 329
И. С. ТУРГЕНЕВ
Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров
в романе Тургенева «Отцы и дети»…………………………………………………. 332
Мой подзащитный Евгений Базаров
(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)…………………………………… 334
Мой обвиняемый Евгений Базаров
(По роману И. С. Тургенева *Отцы и дети»)………………………………….. 336
Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова
(По роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева)…………………………………… 338
‘ Давайте поспорим, Базаров!
(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)…………………………………… 340
Страстное, грозное, бунтующее сердце
(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети)……………………………………. 344
Ф. И. ТЮТЧЕВ
Поэт гармонии и красоты……………………………………………………………….. 346
А. А. ФЕТ……………………………………………………………………………………… 349
Мелодичность поэзии А. А. Фета…………………………………………………… 349
Его я считаю мастером русского слова
(По творчеству А. А. Фета) .,……………………………………………………………. 351
Н. А. Некрасова………………………………………………………… 357
Образ русской женщины в творчестве
Н. А. Некрасова
(По поэмам «Мороз, Красный нос»,
«Русские женщины»)…………………………………………………… 361
«Есть женщины в русских селеньях…»
(По произведениям Н. А. Некрасова)…………………………… 364
Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»……………………………………… 367
«Я лиру посвятил народу своему»………………………………… 371
Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова……………….. 374
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Порок под личиной добродетели (По роману М. Е. Салтыкова-
Щедрина «Господа Головлевы»)………………………………………… 376
Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина
в романе «Господа Головлевы»…………………………………… 379
Тема семьи в романе «Господа Головлевы»…………………… 380
Сатирическая хроника русской жизни («История одного города»
М. Е. Салтыкова-Щедрина)………………………………………… 383
Сатира на человеческие пороки
в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина………………….. 385
Особенности авторских приемов
в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Премудрый пескарь» и «Дикий помещик»……………………… 387
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина………………………………. 390
Идейно-художественное своеобразие
сказок Салтыкова-Щедрина……………………………………….. 394
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ………………………………………………………… 396
«Шаги» Раскольникова к преступлению
(По роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»)……………………………………….. 396
I вариант
II вариант
Правда Сонечки Мармеладовой
(По роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»)……………………………………….. 400
Униженные и оскорбленные в романе
Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»………………………………………. 402
Крах «недоконченной» идеи (По роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»)………………………………………………………. , 406
Идея Раскольникова и ее крушение (По роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»)………………………………………………………….. 408
«Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»……………………………………………………………. 410
Обличение преступного общества в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»…………………………. 415
Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке»
А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании»
Ф. М. Достоевского………………………………………………………………………….. 418
Цветопись в портрете города в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»…………………………. 421
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Образ «высокого неба»
в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»………………………………………… 424
«Мысль семейная» в образах
Наташи Ростовой и Марьи Болконской
(По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)…………………………………… 426
«Мысль народная» как основа художественного содержания романа-
эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»…………………………………………….. 429
Духовное становление личности
(По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)……………………………………. 433
Наташа Ростова — самый обаятельный женский образ в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир»…………………………………………………………… 440
Добро и зло
в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»……………………………. 444
Духовные искания и открытия
князя Андрея Болконского………………………………………………………………. 447
Любимая героиня Толстого…………………………………………………………….. 449
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/reshebnik-sochineniya-po-literature-klass/
СТЕНДАЛЬ…………………………………………………………………………………….. 453
«Смотрюсь в роман, как в зеркало,
и вижу в нем судьбу твою и думаю о ней»
(По роману Стендаля «Красное и черное»)……………………………………. 453
Характер и судьба Жюльена Сореля……………………………………………….. 460
«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг»…………………………… 494
«Сколько прекрасного встретишь в человеке…»…………………………….. 495
11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/reshebnik-sochineniya-po-literature-klass/
А. И. КУПРИН
«Молчать и гибнуть…»
(Образ Желткова в повести А. И. Куприна
«Гранатовый браслет»)……………………………………………………………………. 496
«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире»
(По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)………………………. 498
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви
(По повести А. И. Куприна «Олеся»)………………………………………………. 500
Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства
духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб
(По повестям А. И. Куприна)………………………………………………………….. 502
Что значит любовь
в жизни героев произведений А. И. Куприна?……………………………….. 506
Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна
«Гранатовый браслет»)…………………………………………………………………… 507
Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна…………………………… 508
I вариант
II вариант
/Л» вариант ………………………………………………………………………….. 511
И. А. БУНИН
Поэтическое слово И. А. Бунина……………………………………………………. 514
«Незабываемое» в цикле рассказов И. А. Бунина
«Темные аллеи»……………………………………………………………………………….. 517
Открытие любви
(По рассказам И. А. Бунина)……………………………………………………………. 518
Книга, заставившая меня по-новому
взглянуть на мир, на самого себя
(По роману И. А. Бунина «Жизнь Арсеяьева»)…………………………….. 520
М. ГОРЬКИЙ
«Что лучше — истина или сострадание?»
(По пьесе М. Горького «На дне»)……………………………………………………. 522
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»…………………….. 527
Что может человек
(По ранним рассказам М. Горького)…………………………….. 530
Образ героического человека
в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль…………………. 532
B. Я. БРЮСОВ
Мои размышления над строкой В. Я. Брюсова………………. 534
II
Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева……………… 538
«Золотое сердце России мерно бьется в груди моей»………. 540
И. СЕВЕРЯНИН…………………………………………………………………. 542
«Моя безбожная Россия, священная моя страна»……………. 542
Мои размышления над строкой И. Северянина………………. 544
A. А. БЛОК……………………………………………………………………… 546
Лирический герой А. А. Блока…………………………………….. 546
«Предчувствую Тебя…»
(Любовная лирика А. А. Блока)…………………………………… 550
«Душа парила ввысь и там звезду нашла»
(По лирике А. А. Блока)……………………………………………… 553
Своеобразие любовной лирики А. А. Блока…………………… 557
C. А. ЕСЕНИН…………………………………………………………………. 562
Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина
как лирическую исповедь, биографию в стихах?…………….. 562
Свет России в лирике С. А. Есенина…………………………….. 567
Тема родины и природы
в творчестве С. А. Есенина………………………………………… 570
«Страна березового ситца» в лирике С. А. Есенина……….. 574
«Как прекрасна земля и на ней человек!»
(По лирике С. А. Есенина)…………………………………………………… 576
Певец от народа и для народа……………………………………… 578
«Ой ты Русь, моя родина кроткая,
лишь к тебе я любовь берегу»……………………………………… 581
Тема отчего дома в поэзии С. А. Есенина…………………….. 586
Разноликость поэзии С. Есенина………………………………….. 588
Глубина поэтического мира С. А. Есенина……………………. 590
Гуманизм поэзии Сергея Есенина………………………………… 593
Что открыла мне лирика Сергея Есенина?…………………….. 595
За что можно любить Родину?
(По лирике С. А. Есенина)………………………………………….. 598
B. В. Маяковский
Маяковский — поэт большого общественного,
социального темперамента…………………………………………. 601
«Я вам расскажу о времени и о себе»……………………………………………. 604
«Я хочу быть понят своей страной»………………………………………………… 607
«Навеки любовью ранен»……………………………………………………………….. 611
Маяковский-лирик…………………………………………………………………………. 616
М. И. ЦВЕТАЕВА
Исповедальная лирика Марины Цветаевой……………………………………. 620
Любовь и Россия в жизни и творчестве
Марины Цветаевой………………………………………………………………………….. 625
М. А. БУЛГАКОВ…………………………………………………………………………… 636
Роковые эксперименты
(По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)……………………………. 636
«Рукописи не горят»
(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)……… 638
Мастер и Маргарита
(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») ………………… 640
Борьба добра и зла
в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»………………………… 644
Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова «
Мастер и Маргарита»)…………………………………………………………………….. 647
Чем похож; и непохож; булгаковский дьявол
на своих литературных предшественников?…………………………………… 651
Фантастические образы в романе М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»……………………………………………….. 653
Мое любимое произведение М. А. Булгакова……………………………….. 655
Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова…………………………………… 658
А. П. ПЛАТОНОВ
Мои размышления над прозой А. П. Платонова……………………………. 662
Величие простых сердец в прозе
А. П. Платонова………………………………………………………………………………… 665
Писатель Андрей Платонов и его герой………………………………………….. 668
Е. И. ЗАМЯТИН
Антиутопия для античеловечества
(По роману Е. И. Замятина «Мы»)………………………………………………….. 669
М. А. ШОЛОХОВ
Мысль о родном доме
в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»………………………………………… 672
Изображение величайшего социального сдвига в судьбе народа
(По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»)……………………………………. 674
Муки совести Григория Мелехова………………………………………………….. 679
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ……………………………………………………….. ………………… 682
Так что есть красота?
(Сочинение-миниатюра
по произведениям Н. А. Заболоцкого)……………………………………………. 682
А. А. АХМАТОВА…………………………………………………………………………… 683
«Невозможно жить душе без песен»
(Поэзия А. А. Ахматовой)………………………………………………………………… 683
Мне дали имя при крещенье — Анна»
(По творчеству А. А. Ахматовой)……………………………………………………. 685
Мир поэзии Анны Ахматовой………………………………………………………… 686
Поэзия Анны Ахматовой…………………………………………………………………. 689
Лирический мир А, А. Ахматовой………………………………………………….. 691
Тема Родины и гражданского мужества
в поэзии А. А. Ахматовой……………………………………………………………….. 695
«Я была тогда с моим народом…»
(По стихотворениям А. А. Ахматовой)………………………………………….. 698
Трагедия личности, семьи, народа в поэме
А. А. Ахматовой «Реквием»…………………………………………………………….. 699
0. Э. МАНДЕЛЬШТАМ……………………………………………………………………. 702
Эпоха «серебряного века» и Осип Мандельштам………………………….. 702
«Мы живем, под собою не чуя страны…»………………………………………. 706
М. М. ПРИШВИН…………………………………………………………………………….. 708
Мир природы в творчестве М. М. Пришвина………………………………… 708
«Пред ликом священной природы»………………………………………………… 710
Единство человека и природы
(По сказке-были М. М. Пришвина
«Кладовая солнца»)………………………………………………………………………….. 713
Б. Л. ПАСТЕРНАК……………………………………………………………………………… 715
«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»………………………………… 715
Своеобразие поэтического восприятия
Б. Л. Пастернака……………………………………………………………………………….. 717
Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака
«Доктор Живаго»…………………………………………………………………………….. 721
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ……………………………………………………………………………….. 723
«Немую боль в слова облечь…»………………………………………………………. 723
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН……………………………………………………………………………….. 729
«Палачи и жертвы»………………………………………………………………………….. 729
«Архипелаги» А. И. Солженицына………………………………………………….. 731
Суровая правда жизни в произведениях
А. И. Солженицына………………………………………………………………………….. 733
Не стоит земля без праведника
(По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)…………………….. 735
В. П. АСТАФЬЕВ
Человек и биосфера
(По произведению 3. П. Астафьева
«Царь-рыба»)……………………………………………………………………………………. 737
В. Д. ДУДИНЦЕВ
Проблема активного противостояния злу
в романе Владимира Дудинцева
«Белые одежды»………………………………………………………………………………. 740
В. Г. РАСПУТИН
Зачем живет человек?
(По повести В. Г. Распутина «Пожар»)…………………………………………… 741
В. М. ШУКШИН
«Нравственность — есть правда»
(По рассказу В. М. Шукшина «Чудик»)…………………………………………… 743
Над чем заставляет задуматься рассказ
В. М. Шукшина «Обида»?………………………………………………………………… 745
Духовный поиск героев В. М. Шукшина………………………………………… 747
Вера в гуманные начала жизни………………………………………………………. 749
Мои размышления о творчестве
В. М. Шукшина…………………………………………………………………………………. 751
Нравственные идеалы героев
В. М. Шукшина………………………………………………………………………………… 752
А Г. АЛЕКСИН…………………………………………………………………………………….. 754
«Безумная Евдокия»
(сочинение-отзыв)……………………………………………………………………………. 754
И. А БРОДСКИЙ
Лирика Иосифа Бродского……………………………… ,…………………………….. 755
Ю. И. ВИЗБОР
Поющий поэт Юрий Визбор……………………………………………………………. 759
В. С. ВЫСОЦКИЙ
Мой любимый поэт………………………………………………………………………….. 760
СОЧИНЕНИЯ ПО
ОСКАР УАЙЛЬД……………………………………………………………………………….. 764
Роман-символ «Портрет Дориана Грея»………………………………………… 764
ДЖЕК ЛОНДОН………………………………………………………………………………… 766
Трагедия художника в окружающем мире
(По роману Джека Лондона «Мартин Идеи»)……………………………….. 766
Трагедия Мартина Идена
(По роману Джека Лондона «Мартин Идеи»)……………………………….. 768
Правдивость романа Джека Лондона «Мартин Идеи». . . . 770
Мир, в котором все решают деньги
(По роману Джека Лондона «Мартин Идеи»)……………………………… 772
О. ГЕНРИ………………………………………………………………………………………….. 773
Смешное и грустное в новеллах О. Генри…………………………………….. 773
ТЕОДОР ДРАЙЗЕР
Счастье Керри
(По роману Т. Драйзера «Сестра Керри»)…………………………………….. 775
БЕРНАРД ШОУ…………………………………………………………………………………. 777
Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл
(По пьесе Б. Шоу «Пигмалион»)………………………………………………… :. 777
Судьба Элизы Дулиттл
(По произведению Б. Шоу «Пигмалион»)…………………………………….. 778
«Двое мужчин и одна глупая девушка»
(По пьесе Б. Шоу «Пигмалион»)…………………………………………………….. 780
ФРАНЦ КАФКА
Конвульсии и гибель «маленького человека»
в сетях обезличенных, отчужденных сил
(По новелле Ф. Кафки «Превращение»)…………………………………………. 782
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
«Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения»
(По повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)………………………………… 784
ДЖОН ЭРНСТ СТЕЙНБЕК
История трех поколений фермеров Джоудов
(По роману Д. Стейнбека «Гроздья гнева»)………………………………….. 786
Социальные проблемы в романе
Д. Стейнбека «Гроздья гнева»…………………………………………………………. 788
АЛЬВЕР КАЖЮ……………………………………………………………………………….. 790
Человек на зачумленной земле
(По роману А. Камю «Чума»)……………………………………………………….. 790
ДЖЕРОМ ДЕЙВИД СЭЛИНДЖЕР
Формирование личности американского школьника
(По роману Дж. Сэлинджера
«Над пропастью во ржи»)………………………………………………………………. 792
Духовный мир Холдена Колфилда (По роману Дж. Сэлинджера
«Над пропастью во ржи»)………………………………………………………………… 794
Бунт главного героя романа Дж. Сэлинджера
«Над пропастью во ржи»…………………………………. ,……………………………. 797
Когда перевернута последняя страница романа
Джерома Дейвида Сэлинджера
«Над пропастью во ржи»………………………………………………………………… 799
ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ 801
Жизненные воззрения Дж. Оруэлла………………………………………………… 801
ДЖОН АПДАЙК………………………………………………………………………………. 803
Миф и реальность в романе Д. Алдайка «Кентавр»………………………. 803
РЕЙ БРЭДБЕРИ
«Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек»
(По роману Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»)…………………………….. 806
Философский характер фантастики Р. Брэдбери……………………………. 809
ГЕНРИХ БЁЛЛЬ
Изнанка послевоенной Германии
(По роману Г. Бёлля «Глазами клоуна»)…………………………………………. 811
ГАБРИЕЛЬ ГАРСИА МАРКЕС
Жизнеутверждающая сила романа
«Сто лет одиночества»……………………………………………………………………… 813
Сказка и миф в романе Г. Гарсиа Маркеса
«Сто лет одиночества»……………………………………………………………………… 814
ФРАНСУАЗА САГАН
Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества
(По творчеству Ф. Саган)…………………………………………………………………. 816
Перевернув последнюю страницу лирического романа Ф. Саган
«Здравствуй, грусть»……………………………………………………………………….. 818
Торжество аморальности
в романе Ф. Саган «Здравствуй, грусть»………………………………………… 820
ПОЭЗИЯ ЯПОНИИ И КИТАЯ
Особенности японской лирики……………………………………………………….. 822
«Цветы незнакомого искусства…»
(Из китайской и японской поэзии)………………………………………………….. 826
СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ
Подвиг народа бессмертен
(По произведениям современной литературы
о Великой Отечественной войне)…………………………………………………….. 829
Трагическая судьба народа во второй мировой войне
(По произведениям современной литературы)………………………………. 833
I вариант.
II вариант
III вариант
Я исповедую Гамлета………………………………………………………………………. 840
Мое последнее школьное сочинение……………………………………………… 842
«Слово: мудрое, чистое, родное»……………………………………………………. 844
Люди в белых халатах……………………………………………………………………….. 846
«Душа обязана трудиться и день и ночь,
и день и ночь»…………………………………………………………………………………… 849
Жизненный успех. Как я его понимаю…………………………………………… 851
Зачем мне жизнь дана?
(сочинение-рассуждение)……………………………………………………………….. 852
Мой друг заболел СПИДом…………………………………………………………….. 852
Мы в ответе за тех, кого приручили
(сочинение-миниатюра)………………………………………………………………….. 854
Никто не забыт…………………………………………………………………………………. 855
Мое отношение к латиноамериканской литературе
(сочинение-миниатюра)………………………………………………………………….. 857
Возвращаясь к Пушкину………………………………………………………………….. 858
Вечный спор добра и зла…………………………………………………………………. 861
Народ и труд…………………………………………………………………………………….. 862
О любви……………………………………………………………………………………………. 864
Я и телевизор
(сочинение-рассуждение)………………………………………………………………. 866
О смысле жизни…………………………………… ,………………………………………… 868
«Жизнь и судьба»
(По роману В. С. Гроссмана)………………………………………………………….. 869
О том, как читать книги в форматах pdf
.