Конспект русского языка. в жанре репортажа

Сочинение

«Конспект урока русского языка. Сочинение в жанре репортажа»

Контрольная работа № 4

Класс: 8

Учитель: Стародубцева Л.Х.

Цель: обучение сочинению публицистического стиля в жанре репортажа.

Задачи:

  • развивать умение обсуждать, анализировать, и аргументировать свою точку зрения;
  • развивать умение наблюдать события текущей жизни, давать им оценку;
  • работать над развитием устной и письменной речи учащихся;
  • воспитывать любовь к родному языку, его богатству.

Оборудование:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие учителя:, Прозвенел опять звонок и позвал нас на урок, в мир открытий, знаний, света.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

  • Доброе утро!
  • Доброе утро! –

Солнцу и птицам!

  • Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера

II. Мотивация учебной деятельности.

1.слово учителя.

  • Вся жизнь страны, вся жизнь планеты на газетных листах. Коротенькие заметки, репортажи, очерки, фельетоны и эссе на различные темы печатаются в газетах.

Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров

2. Лексическая разминка ( соотнести слова в соответствии с лексическим значением)

Фанат –спортсмен, одержавший победу в спортивных играх

Чемпион болельщик

Арбитр — футбольный судья

Репортёр Голкипер (от англ. Goalkeeper

Голкипер команда, находящаяся в конце турнирной таблицы

Аутсайдер — вратарь.

Проверка:

Фанат – болельщик

Чемпион- спортсмен, одержавший победу в спортивных играх

Арбитр — футбольный судья

Репортёр –

Голкипер (от англ. Goalkeeper)- вратарь

Аутсайдер- команда, находящаяся в конце турнирной таблицы

Арбитр — футбольный судья

  • Чем объединены эти слова? ( общая тема)
  • Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

III. Актуализация знаний

8 стр., 3522 слов

По изученным произведениям XX века. «Яшка — верный друг» ...

... Рассказ Ю.Казакова, по которому мы с вами будем писать сочинение, называется «Тихое утро». Послушайте музыку из анимационного японского фильма «Наруто» и посмотрите слайды. Найдите в тексте пейзажную зарисовку раннего утра в ... на тему нашего урока «Яшка – верный друг». Работая в парах, попробуйте составить план сочинения. Предлагает примерный план сочинения. ... урок. Доброго всем утра, доброго ...

  • К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?

(в публицистическом стиле речи.)

  • Каково назначение публицистического стиля? (Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении).
  • В чем сила его воздействия? ( В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует)

— Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция).

  • Какова цель репортажа?

(Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами).

  • Что такое «эффект присутствия». Какими средствами он создается?

(В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я»)

Вывод: Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее и выражено авторское отношение к этому.

IV. Работа над сочинением.

Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему.

Спорт – это жизнь, здоровье . Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни. В 2013 в столице Республики Татарстан Казани проходила летняя Универсиада, а в 2014 году в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.

А мы с вами попробуем создать спортивный репортаж.

( Эстафета олимпийского огня,

V. Физкультминутка

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ…

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: «Поработать нужно!»

VI. Работа над памяткой

  • Охарактеризуйте синтаксические особенности предложений, составляющих текст репортажа. (Большая часть предложений носит описательный характер. В них много прилагательных-эпитетов, помогающих понять великолепие праздника.)

(Четыре глагола несовершенного вида настоящего времени и один глагол будущего времени)

  • Как вы думаете, для чего используются именно такие глагольные формы? —-Какие действия они передают? (Употребление глаголов в такой форме помогает читателю как бы стать свидетелем и участником события)
  • Выражена ли в репортаже авторская позиция? Как? (Прямо мы не видим авторского «я», но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, его гордость)

Назовите композиционные особенности репортажа. (В начале текста автор указывает на дату – «сегодня», указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Жанровые и стилистические особенности текста помогают читателю наглядно представить событие в его движении)

16 стр., 7690 слов

Репортаж в современной журналистике на материалах журнала «Русский ...

... о вполне конкретном событии, происшествии….». Теоретики журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати. А.А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного ...

Давайте сделаем вывод, что же характерно для репортажа и составим «Памятку», которую запишем в справочники.

VII. Запись «Памятки»

  1. Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.

  2. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.

  3. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.

  4. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.

VIII. Практическая работа

  • образовать от слов
  • подобрать синонимы
  • назвать глаголы,

два варианта работы,

1).Вы — репортер, которому поручено написать о предстоящих олимпийских играх;

1).Вы — репортер, пропагандирующий здоровый образ жизни, связанный со спортом.

название своему репортажу

Первая часть вашего репортажа — вступление

«Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы…»

Далее следует основная часть вашего сочинения, В заключительной части делается сообщение., Для связи между частями сочинения используйте ввод

IX. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что такое репортаж?
  • Каковы требования к репортажу?
  • Распространите предложения дополнениями:

Олимпиада в Сочи состоится……( в феврале 2014 г.)

Все спортсмены готовятся к …

Мы верим в…….наших…..

X. Информация о домашнем задании.

Написать сочинение – репортаж на одну из выбранных тем.

«Памятка»

1. Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.

  1. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.

  2. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.

  3. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.

    19 стр., 9156 слов

    Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...

    ... с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы ...

«Памятка»

  1. Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.

  2. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.

  3. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.

  4. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.

«Памятка»

  1. Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.

  2. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.

  3. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.

  4. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.

«Памятка»

  1. Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.

  2. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье.

  3. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым.

  4. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.