По изученным произведениям XX века. «Яшка — верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро») план-конспект по литературе (7 класс)

Сочинение

Этап урока

Время (в мин.)

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Формулирование темы урока

4

Слайд 2

Слайд 3

Знакомит с темой и целями урока:

— Словами «С добрым утром!» заканчивается стихотворение С.Есенина, этими же словами начинается наш сегодняшний урок. Доброго всем утра, доброго настроения. Какое настроение создало у вас стихотворение? Какой приём использовал автор, чтобы оживить природу, сделать её собеседником человека?

Беседа по содержанию произведения

Где происходят события рассказа?

— Отличается ли жизнь деревни того времени от нашей?

— Посмотрите, как изображали русскую деревню известные русские художники. Что вы знаете об этих художниках?

— Какие чувства они хотели нам передать? Какое впечатление эти картины на вас произвели?

— Согласуется ли настроение картин с настроением, переданным поэтом Есениным?

Подготовленный ученик читает стихотворение С.А.Есенина «С добрым утром!»,

Рассматривают репродукции с картин художников. Отвечают на поставленные вопросы,

Познавательные : структурирование знаний.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли.

3.

Актуализа-ция знаний

3

Слайды

4-8

— Рассказ Ю.Казакова, по которому мы с вами будем писать сочинение, называется «Тихое утро». Послушайте музыку из анимационного японского фильма «Наруто» и посмотрите слайды. Найдите в тексте пейзажную зарисовку раннего утра в деревне, прочитайте его выразительно. Гармонично ли вписывается в эту зарисовку наш герой Яшка? Почему? Понравился ли он вам? Какими чертами характера обладает мальчик?

— Как вы думаете, почему я обратила ваше внимание на образ именно этого мальчика? Правильно! Наш урок сегодня будет посвящён описанию литературного героя. Не просто описание его внешности, а прежде всего качеств его характера, его поведения и поступков. Для чего нам это нужно? Чтобы понять этого героя, оценить лучшие его качества.

Формулируют тему урока

Регулятивные : целеполагание.

Коммуникативные : формулирование темы.

4.

Мотивация к учебной деятель-ности

3

Слайд 9

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

— Скажите, какого человека можно назвать верным другом?

— Какие пословицы о дружбе вы знаете? Запишите одну из них в тетрадь. Можно обратиться к двухтомнику русских пословиц В.И.Даля.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли.

Регулятивные : поиск и выделение информации

5.

Целеполага-ние.

1

Подводит учащихся к формулировке гипотез ( предметных целей урока ).

Можно ли Яшку назвать верным другом? С самого начала рассказа об этом не скажешь. Попробуем это доказать или опровергнуть в наших сочинениях.

Узнают о сюжетной линии урока.

Регулятивные : целеполагание.

Коммуникативные : формулирование гипотез.

6.

Аналитическая работа

5

Слайд 10

– Каким мы представляем мальчика, вышедшего рано утром на крыльцо деревенского дома?

(Примерное содержание ответа: Автор не описывает внешность мальчика, которого (мы это позже узнаём) зовут Яшка. Но почему-то он представляется мне похожим на Павлушу из рассказа Тургенева «Бежин луг». Видится он невысоким, приземистым. Лицо у него широкое, загорелое от постоянного пребывания на солнце. Носик вздернут вверх и облуплен. Волосы, выгоревшие от воды и солнца, после сна всклочены. На нем старая рубаха без манжетов и с расстегнутым воротом и заплатанные штаны. Мальчик бос, и это, судя по его поведению, не создает ему неудобств. Рыбацкие навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать, накопать червей, подсыпать им свежей земли).

Запишите в тетради краткий ответ на вопрос.

Описывают мальчика устно, сравнивают с другими литературными героями.

Познавательные : структурирование знаний.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли.

Регулятивные : самокоррекция.

3

Слайд 11

— Что рассердило Яшку?

( Примерное содержание ответа : И вот вместе с ним мы оказываемся у сарая, где на сеновале спит его новый приятель. Его медлительность рассердила и оскорбила Яшку: он на целый час встал раньше «из-за этого … заморыша», червей накопал, удочки принес. Он хотел Володе показать рыбные места, а вместо благодарности и восхищения – «рано»! Поэтому он с пренебрежением осмотрел его с головы до ног. Увидев ботинки на ногах, посоветовал галоши надеть, пальто взять и галстук). Запишите в тетради краткий ответ на вопрос.

Находят в тексте отрывки, приводят доказательства

Предметные: умение ориентироваться в тексте

3

Слайд 12

— Каким человеком был Яшка?

( Примерное содержание ответа: Яшка был добрым человеком. Узнав, что новый друг ни разу не ловил рыбу, смягчился, сменив гнев на милость. Удивляет нас умение Яшки разбираться в людях и давать им характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошел…», – с уважением говорит он о пахаре. И совсем другое отношение к Мишке (заметьте не Миша, а Мишка) Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни бег!» И тут же уничтожающая фраза: «Хотя, наверное, врет, я его знаю!»).

Устно отвечают на вопрос

Познавательные : структурирование знаний.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли, слушать мнения других

Личностные : смыслообразование.

9.

Поисковая работа

5

Слайд 13

— Найдите в тексте отрывок, в котором рассказывается о том, как повёл себя Яшка, когда случилась беда.

Что мы может об этом написать в нашем сочинении?

( Примерное содержание ответа : И вот друзья у омута. Яшка объяснил Володе, что и как надо делать. Но предусмотреть всего не мог. Он не знал, что друг не умеет плавать.

Яшка долго ждал, когда Володя выплывет, а когда понял, что тот тонет, испугался, выбежал на луг, но убежать нельзя, позвать на помощь некого. Вернувшись, он прыгнул в воду, поплыл к тонущему. И когда Яшка понял, что вцепившийся за него друг утопит его, ударил его в живот и скинул с себя. Он в ужас пришел, когда подумал, что он, Яшка, ударил, утопил его»… )

Находят нужный отрывок. Приходят к выводу, что, если в начале рассказа Яшка пытался показать себя взрослым, много знающим человеком, то теперь мы видим в нем испуганного мальчика, отчаянно ищущего выход из создавшегося положения.

Регулятивные : Поиск и выделение информации;

самоконтроль.

Коммуникативные : Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Личностные :

Формирование нравственных норм поведения

10.

Подведение итога поисковой работы

3

Слайд 14

— Как чувствовал себя Яшка после спасения товарища?

( Примерное содержание ответа: Он вытащил Володю, спас его, подарил ему жизнь. Он был гордым, плакать не хотел, но плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось).

Записывают в тетради вывод.

Регулятивные : саморегуляция.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли.

Физкультминутка

Видео «Panda»

Выполняют движения за героем фильма

Реалаксация

11.

Обобщение материала. Составление плана

5

Слайд 15

— Просмотрите записи в ваших тетрадях. Вспомните, на какие вопросы мы пытались ответить. Обратите внимание на тему нашего урока «Яшка – верный друг». Работая в парах, попробуйте составить план сочинения.

Предлагает примерный план сочинения.

1) Каким мы представляем Яшку?

2) Обида, пренебрежение к другу.

3) Дал слово – сдержи его.

4) Яшка – добрый человек и верный товарищ.

Работают в парах, составляют план, предлагают его прослушать. Корректируют планы.

Регулятивные : планирование.

Личностные : уважительное отношение к партнёру по работе., коррекция.

12.

Рефлексия

4

— Что мы узнали сегодня о Яшке? Можно ли считать его верным другом? Чему научил вас рассказ? Какой вывод вы сделаете в своём сочинении?

Отвечают на поставленные вопросы, предлагают варианты вывода.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли, делать выводы.

Домашнее задание

1

Предлагает написать сочинение по составленному плану.