Средняя общеобразовательная школа – гимназия № 9, Сочинение – рассуждение.
6 класс
Методическое пособие, Система работы
по развитию речи.
Учитель
Пыстина
Лидия Митрофановна
г. Павлодар
2015 г.
Пособие рекомендуется в качестве практической помощи преподавателям в работе по развитию речи и будет способствовать развитию речевой культуры учащихся. В основе – методические разработки занятий по обучению учащихся написанию сочинения – рассуждения в 5 — 7 классах.
Пояснительная записка.
В каждом слове бездна пространства,
каждое слово необъятно…
Н. В. Гоголь, Система работы по развитию речи
Почему именно сочинение – рассуждение стало предметом пособия? Дело в том, что
В процессе учёбы школьник обращается к научным, научно – популярным и публицистическим статьям, эссе. Они же в своей основе – тоже или рассуждение, или рассуждение с элементами других типов речи. Поэтому, если в системе заниматься обучением написания рассуждения, получим главное: ученик будет свободно работать и с сочинением по литературе, и с критической литературой, и с любой статьей. И ещё: рассуждение как тип речи (способ изложения своей мысли) часто используется в таких речевых ситуациях, как объяснение чего – то нового, как элемент диалога, полемики. Именно рассуждение поможет автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Общеобразовательная цель курса
Предметная цель
Развивающая цель
Исходя из целей, ставятся такие
— вырабатывать умение анализировать языковые средства в связи с содержанием и
Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему на основе ...
... темы сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Работа с текстом упр.436 Прочитаем текст упражнения и ... признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос. КАКОЙ ? Повествование, Рассуждение Определите цели, которые стремится достичь ... сочинение-рассуждение и составьте его план. Составление плана. 1.Тезис: прав дедушка. 2.Доказательства: а) мнение подруг из класса ...
всей структурой текста;
— осмыслять глубже авторское содержание с помощью формы;
— научиться приёмам комплексного анализа текста любой сложности;
— вникнуть в основы строения текста и научиться его членить;
— ознакомиться с правилами построения композиции речи;
— освоить разные способы анализа структуры: темы, идеи, авторской позиции;
— понимать назначения разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в
данный момент информацию;
— совершенствовать навыки выразительного чтения, работая над интонацией;
— отрабатывать знания по разным видам связи предложений в тексте;
— расширять поэтапно объём анализа, охватывая все элементы работы с текстом;
— применять приём сравнительного анализа 2-х произведений;
— строить работу по принципу – от теории к практике.
— учитывать при создании творческих заданий стартовый уровень речевой
креативности детей;
— прививать через творческое задание интерес учащихся к любому проявлению
творчества;
— учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть
непонятым окружающими;
— создавать ситуации комфортности и успешности творческой деятельности;
— повышать уровень самооценки.
коллективной
выразительное чтение, жужжащее чтение, чтение в парах,
Основные этапы работы с текстом:
— выразительное чтение;
-выделение опорны х слов и словосочетаний;
-деление текста на относительно самостоятельные (законченные)
в смысловом
-указание микротемы и основной мысли каждой части;
— трактовка тезисов;
— составление простого или сложного плана;
— определение вида связи;
— работа над стилем текста;
-создание собственного высказывания.
По методике преподавания чтения статья по чтению
... рекомендаций по организации домашнего чтения. Объектом исследования является семейное воспитание. Предмет дипломной работы определен как формирование интереса к чтению в совместной работе ... чтения, анализ научной литературы в области литературного и семейного чтения, особенностей воспитания младших школьников в условиях современной семьи; сравнение и описание моделей семейного воспитания, анализ ...
Необходимо помнить, что познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны, школьники к получению результата идут разными путями, поэтому стержень занятий — личностно-ориентированный подход в организации и содержании учебного процесса. На начальном этапе работы анализируются тексты с помощью вопросов учителя. В качестве промежуточного контроля учащиеся могут самостоятельно подбирать фрагменты из изучаемых на уроке литературы произведений и готовить вопросы для комплексного анализа «своих» текстов. А, исследуя стратегию творчества классика, в качестве тренировочного упражнения можно предлагать ученикам писать текст-стилизацию как успешный конечный результат какого-то этапа индивидуальной или совместной с учителем, а может, с одноклассниками деятельности.
Целесообразно шире
— использовать работу с текстом на протяжении всего курса изучения русского языка,
— отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
— обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка, принимая тот факт, что «язык — одежда мыслей» ( .)
— учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных
стилей и жанров, учитывая что «п
В ходе такой работы реализуются следующие компетентности.
Языковые компетентности
— умение воспринимать и создавать связные тексты, различные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли;
—
— работа над языковой и речевой подготовкой, которая необходима ученикам для того, чтобы комфортно чувствовать себя в повседневной жизни, быть способными обслуживать словом собственные запросы во всех сферах жизнедеятельности
Учебно – познавательные компетентности
— способность организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
— владение приемами решения учебно-познавательных проблем, действий;
— работа над развитием функциональной грамотности: умение находить доказательные факты, владение учебными навыками, использование различных методов познания.
Компетенции личностного самосовершенствования
Городецкая роспись и её роль в формировании навыков кистевой ...
... навыков кистевой росписи. Объектом исследования является процесс внеклассной работы в общеобразовательной школе. Предмет – формирование навыков кистевой росписи обучающихся на занятиях кружка "Городецкие ... народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения ...
— освоение способами духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
— овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях;
— формирование грамотности, культуры мышления и поведения;
Коммуникативные компетенции
— навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
— умение представить себя, написать сочинение, задать вопрос, вести дискуссию;
— способность взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми.
Информационные компетенции
— поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение, передача и умелое использование её в речи;
— навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
— владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
— умение собирать и систематизировать любой материал.
Ценностно – смысловые компетенции
— способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
— владение механизмом самоопределения в ситуациях учебной и иной деятельности;
— создание своей индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом.
6 класс
Язык и слова — ветка и листья сердца и свидетельствуют
о том, сухо или зелено оно.
Цели курса:
— совершенствование умений овладения навыками работы над рассуждением;
— развитие знаний о соединении в одном тексте разных типов речи;
— формирование логического мышления учащихся, доказательной базы для рассуждения.
9 занятий.
1 занятие.
Вводное занятие. Повторение теоретических знаний по рассуждению.
Это занятие предлагается проводить в сентябре
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная ...
... 2) широкое использование стилистических фигур. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста. В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных ... порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. При последовательной связи предложений одно предложение как бы ...
(после уроков повторения).
2 занятие .
Индуктивные и дедуктивные виды рассуждений., Сравнительный анализ двух ученических работ.
Углубление советуем вводить в середине октября
(домашнее задание детально проанализировать и оценки –
в журнал).
3 и 4 занятия
Изложение с заменой лица .Идейно – тематический, структурный, языковой анализ текста.
Изложение можно запланировать итоговой работой за
5 занятие.
Разновидности сочинений – рассуждений.
Работу рекомендуется проводить в феврале
(домашнее задание – анализ его — оценки – в журнал).
6 занятие.
Комплексная работа по анализу поэтического и прозаического текста.
Анализ текста может подвести итоги за
7 и 8 занятия.
Контрольная работа с текстом.
Это занятие целесообразнее проводить в апреле в качестве
контрольного среза.
9 занятие.
Контрольное сочинение – рассуждение по данному тезису., Подготовительный этап.
— Предложены 2 картины:
— И. С. Остроухов. «Первая зелень.»
— И.И. Левитан. «Золотая осень. Слободка.»
Это может быть итоговая годовая проверка (май).
1 занятие.
Вводное занятие. Повторение теоретических знаний по рассуждению.
Цели урока:
— повторение знаний и навыков работы над сочинением – рассуждением;
— расширение знаний о связях частей в рассуждении;
— развитие мыслительной активности учащихся.
-
Мотивационный этап.
-
Восстановите свои знания по типам речи .
-
Закончите фразу: «Рассуждать – это…»
доказывать, аргументировать, объяснять, толковать, обмениваться мнениями…
-
Операционный этап.
9 стр., 4035 словПо заданному тексту это -рассуждение о смысле отрывка
... в слове буква – О или А и т.п. ^ Задание С2.2 Напишите сочинение-рассуждение Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: " ... предложения. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 7 ... своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста! В ...
-
Повторение теоретических сведений о рассуждении .
— восстановите композиционную структуру данного типа речи;
( материал из 5 класса, урок №1 )
— вспомните средства связи частей рассуждения
( материал из 5 класса, урок №2 )
-
Углубление в понятие «средства связи»
продолжим таблицу, начатую в 5 классе, 2 урок
— работа по учебнику «Русская речь», $ 22, стр. 72 – 73
— чтение теоретического материала и заполнение таблицы.
Средства
связи
Какие
именно?
Знай
и применяй!
-
Связь аргументов в рассуждении
Вводные слова:
Во – первых, во – вторых, в третьих и т. д.
— пишутся через дефис
— выделяются в предложении запятыми
-
Связь вывода с предыдущими частями
Вводные слова:
Итак, таким образом, следовательно, значит
— выделяются в предложении запятыми
-
Лексический повтор
Повторение одного и того же слова.
Леса – о лесах
-
Синонимические замены
Сцепляют связанные по смыслу предложения и позволяют избегать неуместный повтор слов.
Бежать – лететь – мчаться – нестись…
-
Антонимы
Усиливают контраст
друзей
-
Родо – видовые слова
2 стр., 637 словПо тексту Абрамова Старая деревня с её тысячелетней историей ...
... и внесли неоценимый вклад в победу. Вариант 2 Какова роль русской деревни в жизни народа? Нужно ли хранить многовековую память о своих предках? Эту проблему поднимает в своем тексте Ф.А. Абрамов. Авторская ... зависит целостность будущих поколений. Таким образом, подводя итог своему сочинению, хочу еще раз отметить, что русская деревня в жизни народа имеет большое значение. Для всех людей она является ...
У подчинения есть общие понятия.
Цветы
Грибы:
-
Союзы
Среди награждённых Нобелевской премией было немало деятелей литературы. Были награждены этой премией и русские писатели.
-
Местоимения
Дети медленно шли по тропе и уже подходили к домику лесника. И вдруг из-за деревьев они увидели языки пламени.
-
Название предмета и его частей
Белый гусь
-
Одинаковое построение предложений
(синтаксический параллелизм)
расстилалась
-
Устная работа с упр . 178, 181, 183.
-
Аналитическая работа с текстами.
Текст № 1
-
Развитие значений слова обычно идёт от частного (конкретного) к общему (абстрактному).
-
Вдумаемся в буквальное значение таких, наприм ер, слов, как воспитание, отвращени е, предыдущий. 3.Воспитание буквально означает «вскармливание», отвращение – «отворачивание» ( от неприятного лица или предмета) , предыдущий – «идущий впереди».
4. Слова – термины, обозначающие отвлечённые математические понятия:
5. Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл. (По Ю. Откупщикову.)
— выразительное чтение текста
(повторить $ 10, стр. 33
Памятка – стр. 180)
отвлечённое, конкретное, абстрактное;
— определите тип речи ( рассуждение );
Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс
... типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение. II. Изучение нового материала. ( Слайд 4). Второй текст про акулу - текст-рассуждение. ... 11), Слайд 13) IV. Итоги урока Сегодня мы узнали, как составить текст-рассуждение. Из каких частей состоит текст-рассуждение? Какие слова можно использовать в таком тексте? Домашнее задание. 24.06.2012
— докажите свою точку зрения, выделив в тексте части;
тезис, доказательства, вывод
— заполните мини – таблицу
-
Части текста
№№№ предложений
Тезис
Доказательства
Вывод
— определите средства связи между абзацами текста;
— повтор слова (слова, слов, слова – термины)
— обобщённое понятие «во всех этих случаях»
— перескажите текст, сохраняя структуру рассуждения;
форзац учебника – памятка «Как подготовиться к выразительному чтению текста»)
— ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали,
ответ короткий –
одна фраза – полное распространённое предложение
Текст № 2
-
Перед вами образец стилистического разбора текста, приведённого в предыдущем задании.
-
Это текст научного стиля. 3. Во – первых, это книжная речь, обращённая ко всем желающим знать, как развивается наш язык. 4. Текст взят из научной книги о языке и может быть использован в учебнике, на лекции, на уроке.
5.Во – вторых, в тексте решается задача, которая характерна для научной речи: читателю сообщают сведения о языке, объясняют, как развиваются значения слов, приводят примеры – доказательства.
6.Всё высказывание, в- третьих, имеет обобщённый и отвлечённый характер: говорится о значениях слов, о понятиях, а не о конкретных предметах, вещах.
7. В – четвёртых, в тексте много книжных слов с отвлечённым значением:
— докажите, что это высказывание – рассуждение
найдите в нём тезис, доказательства – аргументы, примеры
— определите средства связи между абзацами текста
и внутри каждого абзаца
— проработайте орфограммы текста (слова, которые
вам показались трудными в правописании)
— перескажите текст.
Конспект русского языка в 3 классе » . Текст — рассуждение»
... Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение. Тема урока: Текст-рассуждение Отработка ... тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное невозможно. Употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, потому что. (Рассуждение) 3) ... секрет всему классу. С тех пор мы не дружим. Я на нее ... тем труднее. Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «Поливать» мыслями ...
Памятка «Как готовиться к выборочному изложению
(пересказу) текста» — стр. 182
Рефлексия.
-Какие трудности вы испытали, пересказывая предложенные на уроке тексты и
Почему?
Домашнее задание.
-
Упр. 285 (стр. 119)
-
Держите под контролем 2 таблицы: «Композиция рассуждения» и
«Средства связи частей рассуждения»
2 занятие.
Индуктивные и дедуктивные виды рассуждений., Сравнительный анализ двух ученических работ.
Цели урока:
— знакомство с различными видами рассуждений;
— умение проводить сравнительный анализ двух работ;
-видение
-
Мотивационный этап.
Экскурс в домашнее задание
темы рассуждения.
Игра «Конвейер»
учебнику), а учащиеся один за другим заканчивают мысль.
Итог
Операционный этап.
-
Работа с новым материалом ( источник его – учитель
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-primeryi-sochineniy-klass/
).
Виды рассуждений
индуктивные дедуктивные
это умозаключение от это умозаключение от
частного, конкретного от общего к частному,
к общему от общих суждений
к частным выводам
-
Форма построения рассуждения
От способа логического рассуждения зависит форма
построения сочинения, т. е. композиция
Композиция рассуждения
индуктивного дедуктивного
вначале излагаются мысли и сначала высказывается какое – то
факты, на основании рассмотрения общее положение, а затем – мысли и
которых затем делается общий факты, подтверждающие справедливость
вывод, обобщение общего положения, его истинность
-
Вступление. 1. Вступление.
-
Факты и рассуждения, 2. Тезис.
служащие обоснованием 3. Доказательство тезиса.
тезиса.
4.Основная мысль, 4. Заключение – вывод
тема сочинения.
-
Сравнительный анализ двух ученических сочинений .
Мой самый любимый предмет – труд
-
Мой папа работает на заводе слесарем. 2. Ещё когда мы жили на старой квартире, у нас во дворе был сарай, в котором папа устроил маленькую мастерскую 4. В этой мастерской он в свободное время всегда что-нибудь делал. 5. И я был тоже в сарае вместе с папой и всегда помогал ему. 6. Теперь мы живём в новом большом доме, сарая у нас уже нет. 6. Но мы привезли (хотя мама и спорила с нами) все инструменты открываем мастерскую на кухне, когда мама в хорошем настроении и не ругает нас за это.
7.Папа приучил меня к труду. 8. Он говорит, что каждый должен уметь всё сам, а не ходить в контору и звать слесаря, чтобы починить замок. 9. Мне это очень нравится. 10. А наша мама, хотя и сердится, если мы стучим, всегда хвалит нас за починенные вещи. 11. Радостно думать, что твой труд приносит пользу.
12. Вот поэтому я считаю, что самый хороший предмет в школе – это труд в мастерской, где наш учитель, как мой папа, учит нас делать всякие нужные вещи.
Летом в деревне.
-
Подходит к концу ещё один учебный год. 2. Скоро прозвенит в школе последний звонок, начнутся летние каникулы. 3. Все ребята стремятся уехать из большого шумного города в деревню или в лагерь. 4. Пора и мне подумать об этом.
5. Этим летом мне бы хотелось поехать снова в деревню к моей бабушке. 6. Я очень люблю мою старенькую, но вечно молодую душой бабушку и нашу маленькую деревушку. 7. В этой деревне родилась моя мама, в этом краю прошло её детство. 8. Папа вырос тоже в соседней деревне.9. Это край – родина нашей семьи.
10. Мне хочется поехать туда ещё и потому, что в нашей деревне можно очень хорошо отдохнуть. 11. Деревушка и её окрестности – самое красивое место в мире. 12. Летом она вся в зелени. 13. Около каждой избы большие сады, и почти у всех изб много цветов. 14. Вокруг деревни колосятся поля пшеницы и ржи.
15. Если посмотреть со стороны, то увидите нашу зелёную деревушку в жёлтом кольце. 16. Это колосящиеся поля. 17. А за полями — большой лес. 18. Он, наверное, похож на все остальные леса, но всё – таки в нём есть что-то своё, чего нет в других лесах.
19. В деревне у меня очень много хороших и верных друзей. 20. Каждое лето, когда я подъезжаю к моей деревне, я очень волнуюсь. 21. Это оттого, что я снова увижусь с ними. 22. Какими они стали заэтот год? 23. Как меня встретят? 24. Но волнения мои напрасны.25. Всегда мы встречаемся и накидываемся друг на друга с вопросами. 26. Ведь прошёл целый год!
27. В деревне в течение всего лета я никогда не скучаю: так много разных развлечений. 28. Только в самом конце лета всё чаще начинаю вспоминать свой город, школьных товарищей и, конечно же, маму. 29. Я была бы очень рада, если бы и этим летом мне удалось поехать в свою деревушку. 30. Но мама говорит, что я поеду в лагерь. 31. В лагере, конечно, тоже хорошо, мне бы хотелось поехать в деревню.
32. Я буду счастлива, если мне удастся уговорить маму.
— жужжащее чтение 2 – х текстов
— определите, опираясь на новые знания, полученные
в начале урока, вид первого рассуждения
— докажите свою мысль, взяв за основу композицию
данного вида сочинения
— определите вид второго рассуждения
— докажите свою мысль, взяв за основу композицию
данного вида сочинения
— определите мысль, какую утверждает автор 1-го
(№ предложения
— определите мысль, какую утверждает автор 1-го
(№ предложения)
— как доказываются эти мысли?
— проследите за средствами связи в 4 – 7 абзацах сочинения.
— определите вид и время глаголов 2-х текстов.
Какохраняется единство текста за счёт видо – временной
формы глаголов?
-
Рефлексия.
— Какой из видов рассуждения вам более понятный и его легко доказать?
— Какой из видов рассуждения вам показался более сложным и вы испытали
трудности в работе с ним?
Домашнее задание.
-
Упр. 286 – взять для работы первый тезис.
— подберите к нему доказательства, продумайте их
последовательность
— какой вид рассуждения вы изберёте и почему (посмотрите на
итоги своих знаний данного урока)
-
Проработать памятку «Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту» — стр. 182
3 и 4 занятия.
Изложение с заменой лица .Идейно – тематический, структурный, языковой анализ текста.
…изложение, близкое ктексту отличается от подробного тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются
в изложение
С.И. Райский
Цели урока:
— понимание текста и умение грамотно его пересказать, сохраняя своеобразие;
— умение следить за рассуждением автора и понимать его позицию, четкое определение цели высказывания и видение точных формулировок, как тезиса, так и доводов;
— развитие логического мышления учащихся.
-
Мотивационный этап.
-
Выделить ключевое слово темы урока ( изложение ).
-
Свяжите его с проработанной дома памяткой.
-
Операционный этап.
-
Первое чтение текста изложения .
Надо ли знать природу?
-
Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
-
Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
-
Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4. Называется она «Сова».
5. Обидел старик сову. 6.Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7.Но старик не обратил на это внимание – не будешь и не надо. 8.Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9.Стали гнёзда шмелей разорять. 10.Но и тут не понял ничего старик. 11.Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12.Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13.И не стало у коровы молока. 14.Вот тогда – то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16.Смысл ещё и в том, что
19.Вот почему надо знать природу!
-
Работа по анализу текста.
— определите тему текста, доказывая текстом
— определите основную мысль текста через ключевые слова
— какие бы слова вы взяли эпиграфом к изложению?
повторить, что такое эпиграф
— слова в тексте подчёркнуты
рассуждение
— докажите. Найдите составные части рассуждения
1 предложение – тезис
2 предложение – аргумент
4 абзац, сама сказка, — это пример – иллюстрация к тезису
Последнее предложение – вывод
— как связывается вывод со всем текстом?
Сочетанием – вот почему.
Это новый вид связи для вас.
— составьте простой план текста согласно схеме, нами составленной.
Запишите его в тетрадь.
— анализ языковых средств текста
— повторы (предложения 1, 15, 17)