Конспект с презентацией по русскому языку » -рассказ» (6 класс)

Сочинение

6 класс.

Тема: Сочинение-рассказ (упр.83)

Цели: систематизировать сведения о тексте, признаках текста; повторить особенности типа речи повествование, его такую разновидность как рассказ, развить умение преобразовывать информацию, представленную в виде схемы, в словесную; совершенствовать умение создавать письменное сочинение-рассказ

Результаты обучения:, Личностные:, Метапредметные:, Предметные:

Ход урока:

1.Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового

— На предыдущем уроке мы с вами составляли продолжение текста по данному началу.

— О ком был текст? (о животных -мастерах маскировки)

— Давайте ещё раз вспомним,

— Вспомним

— Прокомментируйте, что изображено на рисунке?

— Что такое тема? (то, о ком или о чём говорится в тексте)

— Что такое основная мысль? (главное, что хотел сказать автор)

Назовите признаки текста:

-начальное предложение текста, конечное предложение текста, абзац, информативность, связность

Заполняют лепестки

 актуализация знаний подготовка к изучению нового 1

— Тексты бывают разных объёмов: маленькие, большие.

— Посмотрите на обложку книги. Этот рассказ вы читали в прошлом году. О чём этот рассказ? (Мальчик заблудился в тайге и открыл озеро, которого раньше не было на карте. Озеро назвали его именем — Васюткино)

 актуализация знаний подготовка к изучению нового 2

-Вам нравится читать рассказы, слушать их, а пробовали ли вы когда-нибудь написать рассказ? А хотели бы?

— Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем учиться делать?

— А какой вид творческой работы создавать?

10 стр., 4877 слов

По рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

... каждый взрослый вышел бы победителем. Как Васютка выжил в тайге (по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро») На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: «Васюткино озеро». Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в ...

— Назовите тему урока.(Сочинение-рассказ)

— Какова цель нашего урока? (научиться писать сочинение-рассказ)

2. Изучение нового

1. — Что такое рассказ? (небольшое произведение повествовательного типа, в котором даётся изображение какого-либо события из жизни героя)

— Значит

-Восстановите схему:

Типы речи

Повествование Описание ?

— На предыдущем уроке, какой тип сочинения писали? (рассуждение)

2. Словарная работа

— Выделим основные элементы композиции сочинения-рассказа

— Допишите на схеме основные элементы построения рассказа

 изучение нового 1

1. Завязка-момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

2. Кульминация-момент наивысшего напряжения в развитии события.

3. Развязка — заключительный момент действия

— В рассказе могут быть вступление и заключение.

Вступление- указание места, времени и участников события.

Заключение — итог происходящему.

3. Обратимся к учебнику. Упр. 82

— А что такое счастье? Найдём значение в «Школьном толковом словаре».

СЧА́СТЬЕ -я; ср.

1. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо; внешнее проявление этого чувства.

— А у вас какие ассоциации возникают с этим словом? Запишите их

счастье(запись на доске)

— Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

— Прочитаем отрывок из рассказа Ильи Зверева «Второе апреля»:

…У Ряши все уроки были приготовлены, а обиды слишком велики, чтобы о них хотелось вспоминать. Поэтому ему ничего больше не оставалось делать, как только мечтать о чем-нибудь.

И он стал мечтать о том, как было бы хорошо, если б вдруг были такие магазины, в которых бы продавалось хорошее настроение или даже прямо счастье… Не за деньги, конечно, а за какие-нибудь заслуги. Или за хорошие дела. Тогда бы все, конечно, старались иметь заслуги и быть подобрее….

2 стр., 953 слов

Сочинения | . «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. ...

... представитель нового поколения, не может и секунды провести в бездействии. Что нового покажет мне Москва?, Вчера был бал, ... схему будущего своего существования и понятия о счастье формировались в Обломове соответственно тому порядку жизни, к которому ... Однако, есть в литературе один весьма необычный персонаж, который, казалось бы, является прямым опровержением высказывания Достоевского. Илья Ильич ...

И тут Ряша ни к селу ни к городу сказал:

— Машка! Слушай, Машка, вот если бы вдруг открылся такой магазин «Все для счастья»…

— А чем там торговать? — спросила Машка, нисколько не удивившись.

— Мало ли чем, — сказал Ряша, не задумываясь. — Подковами. Копеечками, у которых с обеих сторон орел, а решки вообще нету… Или такими пилюлями, усилителями силы, чтоб каждый, кто купит, сразу же сделался непобедимым… (Илья Зверев «Второе апреля»)

— Чем можно было торговать по словам Ряши?

2. — Прочитаем задание к упражнению 83.

— О чём нам надо написать рассказ?

— Выделим ключевые слова темы: вещь, купили, всё для счастья, что произошло.

вещь, произошло, случилось, магазин(запись на доске)

— Сформулируйте тему сочинения в виде вопроса.

Что произошло с той вещью, которую я купил в магазине «Всё для счастья»?

— Ответ на вопрос будет являться основной мыслью сочинения.

Как-то раз, однажды и т.д.)(запись на доске)

сначала, потом, затем, вдруг, после этого, через какое-то время

начать, продолжить, закончить

— Прочитаем сочинение ученика.

— Что не сделал автор сочинения?

— Выделим в нём абзацы и назовём основные элементы композиции рассказа.

Однажды я был в магазине «Все для счастья». В нем я нашел большого плюшевого мишку. Он был бурого цвета с красной бабочкой. Я решил купить его и подарить своей младшей сестре. Когда я вернулся домой и вручил подарок, сестра была очень рада. На следующий день и после она таскала мишку повсюду с собой. Моя сестра была действительно счастлива. Как-то раз она отправилась на прогулку, прихватив мишку с собой. Но когда собралась после прогулки домой, то не обнаружила игрушки на площадке. Сколько было слез! Прошло много лет, сестра пошла в первый класс. Возвращаясь из школы, мы с сестрой заметили в траве ее старого мишку. Мы забрали игрушку домой, отмыли, высушили. По сей день мишка занимает почетное место на полке. Он радует нас и дарит счастье. ( Никита)

— Продумайте, с чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все закончится?

Напишем вступление

— Далее нужно, что написать ? Завязку . С какого момента начнут развиваться события (На полках было много всяких товаров: красивые книги, шкатулки, часы, игрушки…Но моё внимание привлекла…) Что бы вы купили в таком магазине? Для чего эта вещь нужна была?

12 стр., 5774 слов

Счастье как нравственная категория

... к источникам философских трудов от античных времен до наших дней; определить значение счастья как нравственной категории; попытаться определить значение этого состояния в деятельности человека. Методы исследования: ... Словом, здесь вступают в силу показатели так называемого качества жизни человека. Здесь уместно вспомнить Гельвеция, сказавшего: «Несчастье почти всех людей и целых народов зависит от ...

кульминация.

Напишите развязку-вывод. Чем закончился ваш поход в магазин? В выводе чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события

— При написании сочинения

(Алексей

Как-то раз я зашел в магазин «Все для счастья». В нем было много товаров на полках. Ведь каждому человеку нужно что-то, чтобы быть счастливым. Кому-то нужно здоровье или любовь. Для этого продаются разные снадобья. Для школьников предлагаются палочки-выручалочки, волшебные мелки, невидимые чернила. Я купил ручку, которая писала сочинения сама. Ручка лежала в красивой коробочке. Много сочинений я написал этой ручкой. Но однажды ручка перестала писать. Я не мог понять, почему?! Раскрыв ручку, я увидел, что чернила закончились. Я подумал, может в коробочке есть запасной стержень. Открыл коробочку и увидел записку «Одноразовая». Жаль.)

— Кто желает прочитать своё сочинение-рассказ?

— Придумайте заголовок рассказу

3. Рефлексия

— Смогли ли мы на уроке выполнить цель, которую поставили в начале урока? Обоснуйте свое мнение.

 рефлексия 1

Илья Зверев «Второе апреля»

…У Ряши все уроки были приготовлены, а обиды слишком велики, чтобы о них хотелось вспоминать. Поэтому ему ничего больше не оставалось делать, как только мечтать о чем-нибудь.

И он стал мечтать о том, как было бы хорошо, если б вдруг были такие магазины, в которых бы продавалось хорошее настроение или даже прямо счастье… Не за деньги, конечно, а за какие-нибудь заслуги. Или за хорошие дела. Тогда бы все, конечно, старались иметь заслуги и быть подобрее….

И тут Ряша ни к селу ни к городу сказал:

— Машка! Слушай, Машка, вот если бы вдруг открылся такой магазин «Все для счастья»…

— А чем там торговать? — спросила Машка, нисколько не удивившись.

— Мало ли чем, — сказал Ряша, не задумываясь. — Подковами. Копеечками, у которых с обеих сторон орел, а решки вообще нету… Или такими пилюлями, усилителями силы, чтоб каждый, кто купит, сразу же сделался непобедимым…

Илья Зверев «Второе апреля»

…У Ряши все уроки были приготовлены, а обиды слишком велики, чтобы о них хотелось вспоминать. Поэтому ему ничего больше не оставалось делать, как только мечтать о чем-нибудь.

14 стр., 6847 слов

Художник счастья

... не было счастья творчества, его дух, наверное, угас бы раньше времени, находясь в беспомощном и недвижимом теле. Пьер Огюст Ренуар родился 25 ... художника. Так случилось, что наши родители отдали его к живописцу по фарфору. Ему повезло, что происходит не всегда. Юный ... лишних комментариев, этот бедный старик подошел к нашим родителям и сказал им: "Вы должны позволить вашему сыну заниматься живописью; в ...

И он стал мечтать о том, как было бы хорошо, если б вдруг были такие магазины, в которых бы продавалось хорошее настроение или даже прямо счастье… Не за деньги, конечно, а за какие-нибудь заслуги. Или за хорошие дела. Тогда бы все, конечно, старались иметь заслуги и быть подобрее….

И тут Ряша ни к селу ни к городу сказал:

— Машка! Слушай, Машка, вот если бы вдруг открылся такой магазин «Все для счастья»…

— А чем там торговать? — спросила Машка, нисколько не удивившись.

— Мало ли чем, — сказал Ряша, не задумываясь. — Подковами. Копеечками, у которых с обеих сторон орел, а решки вообще нету… Или такими пилюлями, усилителями силы, чтоб каждый, кто купит, сразу же сделался непобедимым…

Илья Зверев «Второе апреля»

…У Ряши все уроки были приготовлены, а обиды слишком велики, чтобы о них хотелось вспоминать. Поэтому ему ничего больше не оставалось делать, как только мечтать о чем-нибудь.

И он стал мечтать о том, как было бы хорошо, если б вдруг были такие магазины, в которых бы продавалось хорошее настроение или даже прямо счастье… Не за деньги, конечно, а за какие-нибудь заслуги. Или за хорошие дела. Тогда бы все, конечно, старались иметь заслуги и быть подобрее….

И тут Ряша ни к селу ни к городу сказал:

— Машка! Слушай, Машка, вот если бы вдруг открылся такой магазин «Все для счастья»…

— А чем там торговать? — спросила Машка, нисколько не удивившись.

— Мало ли чем, — сказал Ряша, не задумываясь. — Подковами. Копеечками, у которых с обеих сторон орел, а решки вообще нету… Или такими пилюлями, усилителями силы, чтоб каждый, кто купит, сразу же сделался непобедимым…