Конспект русского языка в 6 классе » -рассказ по сюжетным картинкам»

Сочинение

«Конспект урока русского языка в 6 классе «Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам»»

Урок развития речи в 6 классе., Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам.

Тип урока:

Интегрированный урок (русский язык, история, ОБЖ)

Цель урока:

  • формировать представление о жанровой специфике рассказа;
  • формировать представление о способах выражения авторской позиции в рассказе;
  • углубить представление о сюжете рассказа;
  • совершенствовать умение анализировать собственный текст;
  • формировать умение интерпретировать сюжетные рисунки.
  • формировать навыки правильного употребления видовременных глагольных форм.

Оборудование и материалы:, Формы работы:

Фронтальная

Индивидуальная

В парах

Приёмы и методы

словарная работа ( лексико-орфографическая, историко-этимологическая) ,

создание и редактирование текста,

самостоятельная работа со словарём( интернет-словарём),

самостоятельный поиск информации.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания. Учитель: «Здравствуйте, ребята! Наверное, все вы любили в детстве рассматривать книжки с картинками. И даже по этим картинкам рассказывали маме содержание книжки. Было такое? Сегодня мы тоже будем составлять рассказ по картинкам, только еще и запишем этот рассказ. Откройте учебник на с.104. (упр. 517 учебника «Русский язык», под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др., 2 часть).

Прочитаем задание к упражнению 517.»

2. Повторение изученного материала о рассказе

  • Вспомним, какой жанр называют рассказом?
  • Какие композиционные части составляют структуру рассказа?

3. Словарная работа. Лексико-орфографическая разминка .

бревна, полено, поленья, поленница

Б) Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание, сравнить с правильным написанием (подсказка на обратной стороне доски) (слабый ученик у доски).

В) Обращение к словарям. Знакомство со значением слова ДРОВА по словарю В. И. Даля и современному интернет-словарю.

18 стр., 8988 слов

«Работа со словарем на х русского языка и литературного ...

... на уроках русского языка и литературного чтения Пополнение словарного запаса обучающихся – важный момент в работе учителя на уроках русского языка и литературного чтения. Для того чтобы словарный ... 548]. В этом возрасте целесообразно начинать формировать универсальные учебные действия, так как возрастные ... свои словарные запасы. Новые слова осмысливаются через употребление их в предложении, рассказе, ...

Учитель :

  • Итак, ребята, что же такое дрова?
  • Это и брёвна, и полено, и поленья – всё дрова.

4) Как правильно говорить: КОЛОТЬ ДРОВА или РУБИТЬ ДРОВА?

На слайде задание:

КолЮт дрова колуном

РубЯт дрова топором

опор, колун, тесло, пила, секира, аргун.

4. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

А) Работа по первому рисунку. Учитель выстраивает диалог с учениками.

«Рассмотрим рисунки. Что изображено на первом рисунке? Опишите.»

«Какова поза мальчика?»

Учитель: «Как он одет?»

«Запишем опорные слова для этой картинки».

Б) Учитель организует работу в парах. Ребята рассматривают вторую и третью картинки. Самостоятельно подбирают и записывают опорные слова. (Должно получиться следующее: размахнулся, ударил со всей силы, топор застрял, лицо растерянное; ударил себя топором по губе. Разбил губу. Выбил зуб. Чуть не упал; дергал – дергал, поднатужился, ударил по губе, выбил зуб, «полетели искры», шапка слетела).

Затем выслушиваются ответы пар. Ребята обсуждают, добавляют опорные слова к своим.

В) Учитель организует беседу по составным частям рассказа (структуре), по типам и стилям речи. Помогает ребятам определить, от какого лица будет идти речь в сочинении-рассказе. Предлагает 2 варианта написания сочинения: от 3-го лица или от 1-го (Степы).

Дети участвуют в беседе, актуализируют свои знания о структуре рассказа, используя свои рукописные (распечатанные) справочники по развитию речи.

Г) Учитель предлагает парам провести соответствие между картинками и структурными элементами рассказа и подобрать художественные средства выразительности для «оживления» рассказа, а также выбрать из списка подходящую для концовки рассказа пословицу.

  • Как вы думаете, ребята, кто мог сказать эту пословицу?

Дети выбирают пословицу «Кто хвалится, тот с горы свалится».

Учитель:

  • И это можно оформить в виде диалога в заключении. А можно использовать вводную конструкцию (запись на доске: «Как говорится в пословице: «Кто хвалится, тот с горы свалится»)

4. Исследовательская работа (создание текста, редактирование)

А) Дети соотносят картинки со структурными элементами рассказа, создают устное сочинение, проговаривают друг другу в парах, подбирают подходящие художественные средства выразительности.

Б) Каждый ученик пишет отзыв об устном сочинении одноклассника.

В) Учитель читает у 1-2 пар (по желанию) отзывы и дает устную рецензию на написанное.

5. Рефлексия.

  • Что каждый нового узнал на уроке, на что нужное обратить внимание?

Дети высказывают свое мнение.

6. Домашнее задание.

Учитель:

«Дома вы напишете сочинение сначала на черновик, чтобы можно было редактировать написанное, а затем перепишите в чистовик. Принесите на следующий урок тетрадь с готовым сочинением и черновиком».

Ребята записывают в дневники.

Приложение №1Словарь

Колу́нразновидность топора, предназначенного для колки дров.

6 стр., 2903 слов

Судьба крестьянских детей в рассказе бежин луг. : крестьянские ...

... Урок-беседа с элементами инсценировки в 7 классе «Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»» Учитель Левина Л.П. Тема : Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Цель : вызвать у ... восторгался сочинениями своих учеников, даже пишет статью на тему «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят?» Знаменитый ...

На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.

Топо́р — инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной.

Существует разновидность топора, называемое тесло, в котором лезвие повернуто перпендикулярно рукоятке.

Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев.

В древности и в Средних веках топор являлся распространенным ручным холодным оружием, реже метательным.

Слово топор является древним общеславянским, либо древним иранским заимствованием

Другое древнее славянское название топора — секира ; в современном русском языке термин «секира» прилагается как архаизм к боевому топору.

Ещё в древности топор называли «аргун». Последнее название особенно характерно для древнего Владимирского княжества. Аргуном же нарекали и мастера по дереву, инструментом которого был преимущественно топор-аргун.

Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров.

На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.

пол е ́но

ср.

1) Отпиленная или отпиленная и расколотая часть бревна для топки.

2) Название продолговатого, полуцилиндрического торта.

3) Волчий хвост (в речи охотников).