«Конспект урока русского языка в 6 классе «Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам»»
Урок развития речи в 6 классе., Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам.
Тип урока:
Интегрированный урок (русский язык, история, ОБЖ)
Цель урока:
- формировать представление о жанровой специфике рассказа;
- формировать представление о способах выражения авторской позиции в рассказе;
- углубить представление о сюжете рассказа;
- совершенствовать умение анализировать собственный текст;
- формировать умение интерпретировать сюжетные рисунки.
- формировать навыки правильного употребления видовременных глагольных форм.
Оборудование и материалы:, Формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
В парах
Приёмы и методы
словарная работа ( лексико-орфографическая, историко-этимологическая) ,
создание и редактирование текста,
самостоятельная работа со словарём( интернет-словарём),
самостоятельный поиск информации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания. Учитель: «Здравствуйте, ребята! Наверное, все вы любили в детстве рассматривать книжки с картинками. И даже по этим картинкам рассказывали маме содержание книжки. Было такое? Сегодня мы тоже будем составлять рассказ по картинкам, только еще и запишем этот рассказ. Откройте учебник на с.104. (упр. 517 учебника «Русский язык», под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др., 2 часть).
Прочитаем задание к упражнению 517.»
2. Повторение изученного материала о рассказе
- Вспомним, какой жанр называют рассказом?
- Какие композиционные части составляют структуру рассказа?
3. Словарная работа. Лексико-орфографическая разминка .
бревна, полено, поленья, поленница
Б) Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание, сравнить с правильным написанием (подсказка на обратной стороне доски) (слабый ученик у доски).
В) Обращение к словарям. Знакомство со значением слова ДРОВА по словарю В. И. Даля и современному интернет-словарю.
«Работа со словарем на х русского языка и литературного ...
... на уроках русского языка и литературного чтения Пополнение словарного запаса обучающихся – важный момент в работе учителя на уроках русского языка и литературного чтения. Для того чтобы словарный ... 548]. В этом возрасте целесообразно начинать формировать универсальные учебные действия, так как возрастные ... свои словарные запасы. Новые слова осмысливаются через употребление их в предложении, рассказе, ...
Учитель :
- Итак, ребята, что же такое дрова?
- Это и брёвна, и полено, и поленья – всё дрова.
4) Как правильно говорить: КОЛОТЬ ДРОВА или РУБИТЬ ДРОВА?
На слайде задание:
КолЮт дрова колуном
РубЯт дрова топором
опор, колун, тесло, пила, секира, аргун.
4. Составление рассказа по сюжетным картинкам.
А) Работа по первому рисунку. Учитель выстраивает диалог с учениками.
«Рассмотрим рисунки. Что изображено на первом рисунке? Опишите.»
«Какова поза мальчика?»
Учитель: «Как он одет?»
«Запишем опорные слова для этой картинки».
Б) Учитель организует работу в парах. Ребята рассматривают вторую и третью картинки. Самостоятельно подбирают и записывают опорные слова. (Должно получиться следующее: размахнулся, ударил со всей силы, топор застрял, лицо растерянное; ударил себя топором по губе. Разбил губу. Выбил зуб. Чуть не упал; дергал – дергал, поднатужился, ударил по губе, выбил зуб, «полетели искры», шапка слетела).
Затем выслушиваются ответы пар. Ребята обсуждают, добавляют опорные слова к своим.
В) Учитель организует беседу по составным частям рассказа (структуре), по типам и стилям речи. Помогает ребятам определить, от какого лица будет идти речь в сочинении-рассказе. Предлагает 2 варианта написания сочинения: от 3-го лица или от 1-го (Степы).
Дети участвуют в беседе, актуализируют свои знания о структуре рассказа, используя свои рукописные (распечатанные) справочники по развитию речи.
Г) Учитель предлагает парам провести соответствие между картинками и структурными элементами рассказа и подобрать художественные средства выразительности для «оживления» рассказа, а также выбрать из списка подходящую для концовки рассказа пословицу.
- Как вы думаете, ребята, кто мог сказать эту пословицу?
Дети выбирают пословицу «Кто хвалится, тот с горы свалится».
Учитель:
- И это можно оформить в виде диалога в заключении. А можно использовать вводную конструкцию (запись на доске: «Как говорится в пословице: «Кто хвалится, тот с горы свалится»)
4. Исследовательская работа (создание текста, редактирование)
А) Дети соотносят картинки со структурными элементами рассказа, создают устное сочинение, проговаривают друг другу в парах, подбирают подходящие художественные средства выразительности.
Б) Каждый ученик пишет отзыв об устном сочинении одноклассника.
В) Учитель читает у 1-2 пар (по желанию) отзывы и дает устную рецензию на написанное.
5. Рефлексия.
- Что каждый нового узнал на уроке, на что нужное обратить внимание?
Дети высказывают свое мнение.
6. Домашнее задание.
Учитель:
«Дома вы напишете сочинение сначала на черновик, чтобы можно было редактировать написанное, а затем перепишите в чистовик. Принесите на следующий урок тетрадь с готовым сочинением и черновиком».
Ребята записывают в дневники.
Приложение №1Словарь
Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров.
Судьба крестьянских детей в рассказе бежин луг. : крестьянские ...
... Урок-беседа с элементами инсценировки в 7 классе «Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»» Учитель Левина Л.П. Тема : Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Цель : вызвать у ... восторгался сочинениями своих учеников, даже пишет статью на тему «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят?» Знаменитый ...
На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.
Топо́р — инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной.
Существует разновидность топора, называемое тесло, в котором лезвие повернуто перпендикулярно рукоятке.
Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев.
В древности и в Средних веках топор являлся распространенным ручным холодным оружием, реже метательным.
Слово топор является древним общеславянским, либо древним иранским заимствованием
Другое древнее славянское название топора — секира ; в современном русском языке термин «секира» прилагается как архаизм к боевому топору.
Ещё в древности топор называли «аргун». Последнее название особенно характерно для древнего Владимирского княжества. Аргуном же нарекали и мастера по дереву, инструментом которого был преимущественно топор-аргун.
Колу́н — разновидность топора, предназначенного для колки дров.
На территории Восточной Европы колуновидные топоры появились в первой половине I тысячелетия нашей эры, и основное распространение получили в V—IX веках. Они отличались узким лезвием, ширина которого составляла 1/3 высоты, и наличием боковых щекавиц. Позднее у славян они были вытеснены другими типами, у финских народов продолжали использоваться до XI века и позднее.
пол е ́но
ср.
1) Отпиленная или отпиленная и расколотая часть бревна для топки.
2) Название продолговатого, полуцилиндрического торта.
3) Волчий хвост (в речи охотников).