Сочинение
Сочинение – одно из самых сложных и самых полезных школьных заданий. Писать сочинения учащиеся должны уметь уже в начальной школе. Для этого вида деятельности требуется развитие творческих литературных и речевых способностей, логика мышление, концентрация внимания, культура языка.
Что должны уметь учащиеся каждого класса в начальной школе
В первый год обучения детям предлагается составить рассказ по картинке, рассказать о своих впечатлениях, после прослушивания литературного произведения, выразить свои эмоции по поводу явлений природы и т.д. Ученики первого класса, строго говоря, сочинения пока не пишут, но все эти задания, по сути, и являются устными сочинениями.
Ещё в дошкольном возрасте дети учатся рассказывать о произошедших за день событиях, пересказывать сказки, описывать то, что им наиболее понравилось или не понравилось во время проведения мероприятия. К первому классу у них, обычно, уже присутствует некоторый навык и определённый словарный запас, особенно, если ребёнок посещал дошкольное заведение. Поэтому, чаще всего, такие устные «сочинения» не вызывают больших сложностей у ребёнка.
Учитель на первом году может максимально развить эти навыки с помощью специальных игр и упражнений, о которых будет сказано ниже.
Вплотную к собственно сочинению ребёнок приближается во втором классе. Анализируя различные, предлагаемые учителем литературные тексты, второклассники учатся выделять в них основную идею, отделять главное от второстепенного. В этом возрасте ребёнок учится сжатому пересказу, что чрезвычайно важно для формирования в дальнейшем полноценного умения писать сочинения.
На третьем году обучения от учащихся уже требуется не только составить описание или сюжетный рассказ с выделением его главной мысли, но и высказать своё собственное отношение, свою точку зрения, доказав её.
В третьем классе ученики начинают писать сочинения по картинам известных художников. Учитель должен научить ребят обращать внимание на детали картины и делать из них соответствующие выводы. В словарь учащегося на этом этапе обучения входят такие выражения как «на переднем плане картины», «в центре изображения», «на заднем плане» и т.д. Учащийся должен учиться понимать «язык» картины, делать выводы, почему художник использовал тот или иной приём, что хотел сказать зрителю данным произведением.
Статья «Как научить ребёнка писать » статья по русскому ...
... - настроение - впечатление "создается настроение..." Методика работы над сочинением во 2 классе. Слайд 1 За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, ... Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение. 5. Составь план описания картины. 6. Подбери подходящий эпиграф. 7. Напиши сочинение. 8. Проверь себя, дай проверить взрослому. ...
Настоящие классические сочинения школьники начинают писать не ранее четвертого года обучения. Такими можно считать сочинения на темы литературных произведений. Задание это достаточно сложное, поэтому для того, чтобы ученик с ним справился успешно, у него уже должен быть сформирован интерес к литературе, привычка анализировать прочитанное, умение высказывать свои впечатления от литературных текстов. Такие приёмы как сравнение, размышление, анализ, допущение, оценивание должны присутствовать в арсенале любого учащегося 4 класса.
Как же учителю добиться того, чтобы это требование было выполнено?
Концентрация и внимательность
Начиная писать сочинение, ученик должен быть очень внимателен к его теме и не должен уклоняться от неё в сторону. Дети начального школьного возраста часто склонны писать только об отдельных явлениях или событиях, которые привлекли их внимание, не рассматривая тему в целом. В силу того, что мышление в этом возрасте часто ассоциативно, сочинение «расползается по швам» и уходит от темы.
Например, дана тема сочинения «Зима». Ученик описывает катание на коньках с папой, затем упоминается о том, что на следующий день папа уехал в командировку и заключительная часть сочинения посвящается папиной работе.
Здесь можно выделить две недоработки со стороны учителя:
1. Учащийся либо не научен раскрывать тему, либо не сформулировал для себя основную мысль своего сочинения;
2. Учащийся недостаточно сконцентрирован на теме, отвлекается, перескакивает на другие темы, сам того не замечая.
Второй пример. Дана тема «Зимние забавы». Ученик начинает писать о праздновании Нового года, затем упоминает то, что вынужден был пропустить новогодний утренник из-за болезни, затем рассказывает о том, как важно выполнять рекомендации врачей и о пользе закаливания. В заключении он, в полном соответствии с планом, пишет о том, что зима дарит людям много радости. В этом случае налицо невнимательность при осмыслении темы сочинения, ведь задание было — написать не о зиме и простуде, которую можно подхватить зимой, а о зимних забавах.
Как учителю избежать таких досадных ошибок? Ответом на этот вопрос могут стать следующие рекомендации:
1. При написании сочинения, убедитесь в том, что предложенная вами тема для детей интересна и вполне понятна. Если вы замечаете, что часть класса не хочет писать на выбранную тему, предложите им выбрать тему для сочинения самостоятельно.
2. Не стоит давать поначалу слишком широкую тему. Лучше остановиться на чём-то конкретном. Это поможет детям сконцентрироваться и уменьшит риск перескакивания на другие темы.
3. Если название темы состоит из более, чем одного слова, учитель должен предложить детям выделить главное слово. Например, в вышеназванной теме главным является всё-таки слово «забавы», и если бы ребёнок осознал это, его сочинение отвечало бы теме в большей степени.
Урок развития речи.Подготовка к изложению с элементами сочинения ...
... проверяю ваши изложения с элементами сочинения, ставя отметки за содержание и грамотность. Раскрытие идеи изложения Учитель . «Счастье жизни есть (.?!) ». Почему я поставила разные знаки препинания в конце темы нашего сегодняшнего изложения с элементами сочинения? Ученики отвечают, ...
4. Учитель должен помочь детям определить основную мысль сочинения при помощи предварительной беседы. Необходимо донести до учащихся понимание того, что основная мысль не должна быть одинаковой у всех, кто пишет сочинение на эту тему. Следует поощрять школьников, которые мыслят нестандартно, высказывают оригинальные идеи.
5. Дети должны понимать, что любое сочинение, в том числе сочинение-описание не пишется просто так. Оно должно воздействовать на читателя, вызывать у него определённые мысли, чувства, эмоции.
Обучающие игры, которые помогают сконцентрироваться на теме сочинения и сформулировать его основную мысль:
1. «Река и ручейки»
Учитель выдвигает тему и помогает классу сформулировать одну общую основную мысль по определённой теме. Эта мысль – река. Затем учащиеся по очереди предлагают другие варианты основной мысли – «ручейки». Каждый должен доказать, что его «ручеёк» вливается в большую реку, а не пересыхает в пустыне. То есть его мысль отвечает общей теме, а не уводит от неё в сторону. Автору самого интересного «ручейка» предлагается выдвинуть следующую тему.
2. «Учитель и ученик»
Учащиеся делятся на пары. Один – учитель, другой – ученик. «Учитель» даёт ученику тему для сочинения. «Ученик» формулирует основную мысль и рассказывает, о чём он будет писать в сочинении. «Учитель» задаёт вопросы и определяет, правильно ли «ученик» справился с заданием. Затем роли меняются. Разумеется, эта игра должна проводиться под контролем педагога.
3. «Сочинение Незнайки»
Учитель читает школьникам сочинение, в котором содержание не вполне соответствует теме. Дети по очереди указывают на ошибки и высказывают предположение, как их исправить.
Сложности в составлении плана
Одно из главных условий успешного написания сочинения – это грамотно составленный план. Он является каркасом сочинения, устанавливает границы, помогает мыслить последовательно. К сожалению, не всегда учителя могут убедить учащихся в важности составления плана. Часто школьники пишут план «для галочки», уже после того, как сочинение написано. Это очень большая ошибка.
Желательно, чтобы даже в начальных классах учащиеся умели составлять подробный развернутый план, в котором, кроме общепринятых частей – вступления, основной части и заключения, имеются и подпункты, позволяющие конкретизировать содержание сочинения. Такой план для младших школьников даже предпочтительнее простого плана, так как служит надёжной опорой мыслям.
При обучении учащихся составлять план нужно следовать рекомендациям:
1. Чем чаще ученик будет составлять план, тем лучше у него будет вырабатываться навык в выполнении этого действия. Поэтому учитель должен задавать детям составление плана не только на уроках русской литературы, но и на других занятиях. Например, полезно составлять план своего устного ответа по любому предмету.
2. Составление плана по готовому тексту так же полезно, если этот текст не является собственно сочинением этого ребёнка, написанным поначалу без всякого плана. Можно предложить детям составить план рассказа или любимой сказки.
3. Учитель должен донести до учеников мысль, что составление плана не самоцель, а этап, действительно упрощающий работу. Для этого необходимо демонстрировать работу над сочинением по плану, рассказывать, для чего предназначены основные пункты плана, какова их роль.
« — рассуждение «Каким должен быть настоящий учитель?» ...
... своими учениками и чувствовать их, то ему важно учитывать многие нюансы и особенности поведения детей. Быть достойным учителем — эта целая наука, которую освоить дано не каждому. Сочинение-рассуждение Настоящий учитель ... выполнят его автоматически, но вряд ли хорошо запомнят. Размышляю весь день, из головы не выходит орфограмма. Вечером смотрю рекламу по телевизору, и в голове словно бы ...
Младшим школьникам проще составлять план в виде вопросов. Например:
Введение
Почему я решил написать о зимних забавах?
Основная часть
1. Какое зимнее развлечение мне особенно нравится?
2. Почему я люблю ходить на каток?
3. С кем я хожу на каток?
4. В каких ещё зимних забавах я принимаю участие?
Заключение
За что мы любим зиму?
Чётко отвечая на вопросы плана, ученик не сможет перескочить на другую тему или забыть о теме вообще.
Обучающие игры, помогающие научить детей составлять план сочинения:
1. «Верный план»
Учитель читает классу текст и несколько вариантов плана к нему. Ученики должны выбрать верный план и обосновать свой выбор.
2. «Разорванное письмо»
Учитель говорит ребятам, что получил письмо, но Домовой письмо разорвал на маленькие полоски. Остался целым только план письма. Детям предлагается собрать текст письма из отдельных фрагментов, руководствуясь планом.
Усложнённым вариантом этой игры является использование неполного текста, когда один из фрагментов убирается, и дети сами пытаются его восстановить.
3. «Незнайкин план»
Учитель читает детям текст и говорит, что план к нему уже составлен Незнайкой. Детям предлагается оценить план и исправить его, если это необходимо. Особенность этой игры состоит в том, что план может и соответствовать тексту. Учащиеся должны сами определить, подходит он или нет.
Необходимость расширения словарного запаса
Для того, чтобы писать полноценные сочинения, учащиеся должны обладать достаточным словарным запасом. Более всего расширяет словарный запас чтение и слушание художественной литературы. Для того, чтобы учащиеся свободно оперировали своим словарным запасом при написании сочинения, учитель должен проводить предварительные занятия и обучающие игры.
Посоветовать педагогу можно следующее:
1. Перед написанием сочинения ученикам предлагается выделить основные предметы или явления, о которых он будет писать, то есть подобрать существительные, имеющие отношение к данной теме.
2. Затем следует обратить внимание на глаголы. Глаголы должны соответствовать стилистике сочинения. Учитель должен привести примеры художественного текста описания, в котором глаголы могут использоваться и в переносном смысле.
3. Подбор определений. Этот этап особенно важен при написании сочинения-описания. Чем разнообразнее будут определения, тем выигрышнее будет восприниматься текст.
Обучающие игры для расширения словарного запаса:
1. «Телеграмма»
Учитель читает детям «телеграмму» — очень короткий текст без прилагательных и предлагает дополнить телеграмму необходимыми определениями. Дети читают по очереди, что у них получилось, сообща решается, чья работа лучшая. Автор лучшей работы сам составляет следующую телеграмму.
2. «Синонимы – кто больше»
Учитель предлагает детям подобрать как можно больше существительных для определения одного и того же понятия. Тот ученик, который больше всех подобрал синонимов, объявляется победителем.
3. «Собери пары»
Учитель рассказывает детям, что пары слов существительное-глагол потеряли друг друга. Учащимся предлагается подобрать из представленных глаголов пары к существительным.
Про маму как правильно составить план сочинения и образцы текстов ...
... её в плохом настроении. Она всегда красиво и чисто одета, у неё аккуратная причёска. Мне нравится, как она пахнет, у неё приятный запах духов. За что я люблю свою маму? Она ... помогает другим детям и учителям. С самого моего рождения, она заботиться и беспокоиться обо мне и за это я ей хочу сказать большое спасибо. Я стараюсь всегда помогать своей маме: прибирать в доме, ...
4. «Шкатулка с сокровищами»
На протяжении некоторого времени (от нескольких дней до нескольких недель) каждым учеником собирается «шкатулка» с поэтическими выражениями, интересными образами, сравнениями, элементами народного фольклора (пословицы и поговорки), которые можно использовать в сочинении на определённую тему. Победителем объявляется ученик, который смог собрать наибольшее количество «сокровищ»
Специальные приёмы, которые помогут вызвать у класса интерес к написанию сочинений
В младшем школьном возрасте дети наиболее успешно справляются с заданиями, которые вызывают у них эмоциональный отклик. Поэтому желательно во время подготовки к сочинению, например, на тему «Осень в лесу» сходить с классом к лес или в парк, обратить их внимание на то, как изменились растения, какое над головой небо, как одеты люди и т.д. Даже если предстоит сочинение по картине, «Осень», ребятам будет проще записать свои мысли, если они будут подкреплены воспоминаниями о собственных ощущениях и переживаниях.
Иногда младшему школьнику трудно выбрать фразу для начала сочинения. В этом случае можно предложить написать сочинение в виде письма к родному или близкому человеку.
Интересным приёмом является написание сочинения по картине или литературному произведению от первого лица, то есть от имени художника или героя произведения.
Самое главное для учителя не переусердствовать в критике, сохранить даже малые ростки творчества, которые проявляются в детских сочинениях, постараться, чтобы они окрепли и приносили пользу в дальнейшем при выполнении творческих заданий.
2019 год, 28 февраля